Для связи в whatsapp +905441085890

Философские истоки и основные принципы скептицизма — Периоды развития скептицизма

Скептицизм, третье крупное философское течение эллинистического периода, существовал с конца IV века до н.э. по III век н.э. Его крупнейшими представителями были Пиррон (365-275 гг. до н.э.), Карнеад (ок. 214-129 гг. до н.э.) и Секст Эмпирик (вторая половина II века н.э.).

Основываясь на утверждениях Гераклита о подвижности и текучести мира, его неопределенности, скептики делают вывод о невозможности получения объективного знания о мире и, следовательно, невозможности рационального обоснования норм поведения человека. Единственно правильным поведением в таких условиях является воздержание от суждений как средство достижения атараксии (невозмутимого отношения ко всему внешнему). Однако, поскольку жить в состоянии абсолютного молчания и бездействия практически невозможно, мудрый человек должен жить по законам, привычкам или благоразумию, понимая, что такое поведение не основано на твердых убеждениях.

Хотя скептицизм остался верен своей первоначальной позиции, в ходе своего развития он претерпел значительные изменения: Утонченный, морализирующий скептицизм Пиррона нашел свое применение в позитивистском эмпиризме по прошествии многих веков.

Основными положениями античного скептицизма являются:

  1. Мир изменчив, в нем нет смысла и четкой определенности.
  2. Каждое утверждение есть также отрицание, каждое «да» есть также «нет».
  3. Настоящая философия скептицизма — это молчание.
  4. Проследить «мир явлений».
  5. Мир изменчив, в нем нет смысла и четкой определенности.

Древний скептик ни в коем случае не является нигилистом; он живет так, как ему нравится, и в основном избегает оценивать что-либо. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что истинное знание в принципе недостижимо. Бытие предстает во всем многообразии своей текучести (вспомним Гераклита): вроде бы есть что-то определенное, но оно тут же исчезает. В этом контексте скептик обращается к самому времени; время присутствует, но оно не существует; его нельзя «постичь». Нет никакого долговременного смысла.

1.Каждое утверждение есть также отрицание; каждое «да» есть также «нет».

Древний скептик отвергал ощутимость жизни. Чтобы сохранить внутренний покой, нужно знать много философии, но ничего не утверждать и не утверждать (каждое утверждение — это отрицание, и наоборот, каждое отрицание — это утверждение).

2.Истинная философия скептицизма — это молчание.

Мудрому скептику лучше молчать. Его молчание — это философский ответ на поставленные перед ним вопросы. Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым. Молчание скептика можно рассматривать как мудрый выход, но его также нельзя рассматривать как бездумность.

3.Стремитесь к «миру явлений».

Все изменчиво, так что живите как хотите, принимайте жизнь в ее непосредственной данности. Знающий многое не может придерживаться строго определенного мнения. Скептик не может быть судьей или адвокатом. Карнеад, скептик, посланный в Рим, чтобы выступить за отмену налога, в один день публично выступал за налог, в другой — против.

Античный скептицизм, по-своему, довел до предела философские попытки справиться с трудностями жизни без ее логического и идеологического осмысления. Молчание — это и своеобразный конец философского поиска, и указание на необходимость новых усилий.

Философские истоки и основные принципы скептицизма - Периоды развития скептицизма

Периоды развития скептицизма

Скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривать, проверять) — это философское направление, которое пропагандирует сомнение как принцип мышления, особенно сомнение в достоверности истины. Умеренный скептицизм ограничивается знанием фактов и демонстрирует нежелание принимать все гипотезы и теории. В общем смысле, скептицизм — это психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-то, которое заставляет человека не делать категоричных суждений.

Античный скептицизм, как реакция на метафизический догматизм более ранних философских школ, представлен прежде всего Пирроном, затем Средней и Новой академиями (Арцизилай, Карнеад) и так называемым поздним скептицизмом (Энеазид, Секст Эмпирик и другие.

Античный скептицизм в своем развитии прошел через множество изменений и фаз. Вначале она носила практический характер, то есть выступала не только как самая верная, но и как самая полезная и выгодная жизненная позиция, а затем сменилась теоретической доктриной; сначала она ставила под сомнение возможность всякого знания, затем критиковала знание, но только то, которое получено предшествующей философией. В античном скептицизме можно выделить три периода:

1) Более древний пирронизм, разработанный самим Пирроном (ок. 360-270 гг. до н.э.) и его учеником Тимоном Флиунтским, относится к III в. до н.э. В это время скептицизм был чисто практическим: его ядром была этика, а диалектика была лишь внешней оболочкой; во многих отношениях это было учение, сходное с первоначальным стоицизмом и эпикурейством.

2) Академизм. На самом деле, скептическая тенденция преобладала в Академии в период, когда несколько учеников Пиррона бросили учебу; это было в третьем и втором веках до нашей эры. «в средней академии», самыми выдающимися представителями которой были Аркесилай (315-240) и Карнеад (214-129 до н.э.).

3) Младший пирронизм нашел своих приверженцев, когда скептицизм покинул стены Академии. Если изучить работы представителей Академии более позднего периода, то можно увидеть, что они систематизировали скептические рассуждения. Первоначальная этическая позиция стала вторичной, и на первый план вышла эпистемологическая критика. Главными выразителями этого периода были Энесидем и Агриппа. В этот последний период скептицизм нашел много приверженцев среди врачей «эмпирической» школы, включая Секста Эмпирика.

А.Ф. Лосев называет самый ранний этап скептицизма, возглавляемый Пирроном, интуитивно-релятивистским. Впоследствии в академии Платона развился скептицизм. Первое скептическое учение мы находим у главы Средней академии Аркселиуса. А.Ф. Лосев называет этот курс интуиционистским и вероятностным. Последний курс был развит Карнеадом, главой Новой Академии. Этот период называется рефлексивным вероятностным. Этот академический скептицизм постепенно ослабел и превратился в эклектизм, о котором известно от Филона Ларисского и Антиоха Аскалонского (II-I век до н.э.), возглавлявших так называемые Четвертую и Пятую академии. Более твердой и последовательной позиции скептицизма придерживается дальний последователь и новатор пирронизма, скептик I века до н.э. Энесидем, чей скептицизм называют систематическим или рефлексивно-релятивистским.

За ним последовал логико-релятивистский скептицизм Агриппы и Менодота (I век н.э.), а завершение античного скептицизма или абсолютного скептицизма, граничащего с нигилизмом, хотя и далеко не сводимого к нему, формирует скептицизм Секста Эмпирика и Сатурнина (II-III век н.э.).

Пиррон и его школа

Пиррон из Аэлиды (ок. 360 г. до н. э. — 280 г. до н. э.) — древнегреческий философ из Аэлиды. Пиррон, родоначальник античного скептицизма, считался философом, который стремился к счастью.

Он был основателем древней школы скептицизма. Он считал, что в действительности нет ничего ни прекрасного, ни безобразного, ни справедливого, ни несправедливого, ибо все само по себе равноценно (adiaphoron — безразличный), и поэтому оно не более одно, чем другое. Все неравное, различное — это (произвольные) человеческие институты и обычаи. Вещи недоступны нашему познанию; на этом основан метод суждения. Как метод практического и нравственного идеала, «невозмутимость», «спокойствие» (атараксия) происходит от него.

Учение Пиррона называется пирронизмом. Это имя отождествляется по значению со скептицизмом. Скептики сомневались во всем, опровергали догмы других школ, но сами ничего не утверждали. Скептики отрицали истинность всех знаний и отвергали все доказательства.

Скептики делают вывод, что сами органы чувств не несут истины. Чувства не могут судить о самих себе, и поэтому они не могут определить, являются ли они истинными или ложными. То есть, мы можем утверждать, что тот или иной объект красный или зеленый, сладкий или горький, но мы не знаем, что это на самом деле. Он является лишь тем, чем он является для нас. Согласно Пирону, любое утверждение, которое мы делаем о любом объекте, может быть с равным правом и с равной силой противопоставлено утверждению противоположному.

Исходя из невозможности какого-либо утверждения о предмете, Пиррон делает вывод, что единственный правильный способ отношения философа к вещам — это воздерживаться от суждений о них. Когда мы воздерживаемся от всякого суждения о вещах, мы достигаем невозмутимости (атараксии), которая является высшей степенью счастья, доступной философу.

Приводятся примеры из его личной жизни, чтобы проиллюстрировать спокойное самообладание, необходимое для правильного скептицизма. Пиррон, который был со своими учениками на корабле во время шторма, привел им в пример свинью, спокойно поедающую свой обед в то время, когда все пассажиры были необычайно встревожены и боялись беды. Это та самая невозмутимость, которая, по его мнению, подобает истинному мудрецу.

Не менее важной, а возможно, даже более важной, была этическая сфера скептицизма Пиррона. Хотя сам Пиррон ничего не написал, сохранилось достаточно материалов как о его скептицизме в целом, так и об этической части его философии. Здесь важен ряд терминов, которые с легкой руки Пиррона стали общепринятыми в последующей философии.

Это термин «эпоха», который означает «воздержание» от всякого осуждения. Поскольку мы ничего не знаем, сказал Пиррон, мы должны воздерживаться от любых суждений. Для всех нас, сказал Пиррон, все «безразлично», «адиафорон», еще один популярный термин, и не только среди скептиков. В результате воздержания от всякого осуждения мы должны делать только то, что обычно делают все остальные, в соответствии с обычаями и порядками нашей страны.

Поэтому Пиррон использует здесь еще два термина, которые могут поразить только того, кто впервые изучает античную философию и желает проникнуть в суть античного скептицизма. Это термины атараксия, «невозмутимость», и апатея, «бесчувственность», «безразличие». Этот последний термин некоторые переводят как «отсутствие страданий». Таково должно быть внутреннее состояние мудреца, который отказался от разумного объяснения реальности и разумного отношения к ней.

Скептицизм платоновской академии

Преемников Платона (академиков) обычно делят на Старую, Среднюю и Новую академии. (Некоторые дополнительно берут 4-ю и даже 5-ю академию).

Против стоического и эпикурейского догматизма первоначально возобладала Новая Академия, которая была продолжением Академии Платона. Самыми важными фигурами были Аркесилай и Карнеад.

Основание Средней Академии приписывается Аркселаю, а Новая Академия представляет взгляды Карнеада. Однако и то, и другое имеет отношение к скептицизму, и сами скептики затруднялись указать разницу между своей точкой зрения и академической. Представители скептицизма уже причисляли к скептикам и философов, но все еще различали академиков и чистых скептиков.

Во время господства Средней и Новой академий чистый пирронизм уже замалчивался, причем надолго, почти на полтора века. Но в I веке до н.э., когда академический скептицизм уже изжил себя и соприкоснулся с догматическими системами, которые сам критиковал, и особенно с системой стоицизма, пирронизм появляется вновь, но теперь уже не в такой голой и наивной форме, как у Энеасидема и других скептиков I века, а как достаточно развитая система, получившая завершение во II-III веке н.э. Пирронизм Энеасидема и других скептиков — это система пирронизма. Секст Эмпирик.

Аркселай (315-240 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, глава второй (средней) академии. Он представлял собой иной тип личности, чем почтенный Пиррон и язвительный Тимон; он был скептиком, мирским человеком, и как таковая грация должна была быть доминирующей чертой его мышления. Аркесилай был человеком, умеющим упорядочить свою жизнь, любителем прекрасного, искусства и поэзии, отличался независимым и рыцарским характером.

Он придал школе скептическое направление и проповедовал «воздержание от суждений» (Epoche); только вероятное, по его мнению, находилось в сфере достижимого и достаточного для жизни.

Будучи студентом и слушая перипатетика Теофраста и академика Крантора, он под влиянием философии Пиррона развил особый скептический взгляд, который противоречил учению стоиков и заключался в идее, что в мире нет окончательного критерия для определения истины и что любое положение может быть оспорено тем или иным аргументом, который кажется вероятным; Следовательно, достижение абсолютно истинного недоступно человеческому сознанию, и поэтому необходимо ограничиться только вероятным, что, согласно учению Аркселиуса, вполне достаточно для нашей практической деятельности.

При Архезилае наступил новый этап в развитии школы. Он использовал иронический метод Сократа и Платона в новом скептическом духе для массированной и неослабевающей атаки на стоиков. Из двух вариантов: либо стоический мудрец должен согласиться с тем, что он обладает только мнениями, либо, если допустить, что только мудрец знает истину, он должен быть «акаталептиком», то есть не обладающим проницательностью, а значит, скептиком. Если Стоик рекомендовал «останавливаться в суждении» только в случаях отсутствия очевидности, то Арцилай обобщает: «Ничто не имеет абсолютной очевидности».

Термин «эпоха», скорее всего, был открыт Арксилаем, а не Пирроном, как раз в разгар антистоической полемики. Пиррон, однако, уже говорил об «адоксии», то есть неучастии в суде. Очевидно, что стоики должны были живо отреагировать на попытку Аркселая радикально поколебать понятие «согласия», без которого невозможно ни решение экзистенциальных проблем, ни действие. Аркселай ответил аргументом «эвлогин» — благоразумие. — Неверно, что воздержание от суждений делает невозможным моральное действие. Действительно, даже стоики, объясняя общие действия, говорили о «долге» как о имеющем свою собственную основу.

А скептики говорят, что исполнение долга без абсолютной уверенности в истине вполне правильно. Более того, тот, кто способен действовать разумно, счастлив, а счастье — это частный случай мудрости (phronesis). Таким образом, стоицизм выводится из самого себя к осознанию абсурдности претензий на моральное превосходство.

Арксилаю приписывают «эзотерический догматизм» наряду с «экзотерическим скептицизмом», то есть он был скептиком для публики, но догматиком для своих учеников и близких, в стенах академии. Однако наши источники позволяют нам только строить догадки.

Секст Эмпирик: скептицизм как образ жизни

Приведенные три основных этапа или типа античного скептицизма исчерпываются тем, что делали скептики до Секста Эмпирика. Это были типы 1) интуиционистско-релятивистский (Пиррон и Тимон), 2) интуиционистско-вероятностный (Аркселай) и 3) рефлексивно-вероятностный (Карнеад).

Общей чертой этих типов является представление их скептической доктрины вместо той или иной догматической доктрины, но при этом представленной как строго доказанная догма. Единственное, чего не хватает, это позиции скептицизма, который также отрицает собственную критику догматизма и считает его недоказуемым. Сказать, что чего-то не существует, значит, в конце концов, вынести некое суждение и утверждать, что оно истинно.

И только Секст Эмпирик сделал этот последний шаг, а именно: счел все свои собственные аргументы против догматизма недоказуемыми, неубедительными и скептическими. Если хотите, такой скептицизм уже можно назвать полным нигилизмом. Но нам будет достаточно, если мы просто назовем всю эту систему доказательств у Секста Эмпирика абсолютным скептицизмом.

В нем много логики и остроумия. Но на самом деле он не выходит за рамки первоначального пирроновского скептицизма, который называют непосредственным или интуитивным релятивизмом. То же самое следует сказать и о Сексте Эмпирике, поскольку он тоже интерпретирует все свои доказательства скептически и нигилистически, так что греческий скептицизм оставался абсолютным нигилизмом как в своем начале, так и в своем конце в смысле системы разума, несмотря на все усилия академиков спасти доказательность скептицизма своей теорией вероятности.

Имя Секста Эмпирика, талантливого систематизатора античного скептицизма, становится известным после почти полуторатысячелетнего забвения в 70-х годах XVI века, когда последовательно были опубликованы его трактаты «Пирроновы основания» и «Против ученых». Публикация этих работ оказалась настолько современной и соответствующей мыслям и идеям, господствовавшим в то время, что интерес к Сексту Эмпирику, а через него и ко всему античному скептицизму (пирронизму), вышел за рамки простого историко-философского любопытства. Более того, как отмечают исследователи его творчества Дж. Аннас и Дж. Барнс, открытие Секста Эмпирика «определило ход философии на следующие триста лет».

Наиболее общее и подробное изложение своей доктрины Секст представил в трактате «Основы Пиррона», в котором он с самого начала указывает на различие между своими идеями и идеями других философских школ. Это различие относится, во-первых, к тому факту, что все догматики так же уверены, как если бы они нашли истину, приняв на веру нечто неочевидное, и только скептики продолжают поиски, и, во-вторых, к тому, что у догматиков обычно есть своя школа (доктрина, мировоззрение), тогда как у скептиков их нет, и для характеристики своих взглядов Секст обычно использует слово ᾀγωγή, которое означает «путь», «образ жизни, образ мышления», но не жесткую систему доктрин и «приверженность многим догмам, связанным друг с другом и с явлениями». Однако в соответствии со своим принципом выражаться как можно осторожнее. Секст добавляет, что у скептика все же может быть учение, если оно понимается как «образ жизни, в котором мысль согласуется с явлениями, поскольку это мышление как бы указывает, как правильно жить».

Соответственно, Секст Эмпирик излагает свое понимание скептицизма, который есть не что иное, как «скептическая способность всячески противопоставлять явления и нумены; таким образом, из-за равнозначности противоположных вещей и высказываний мы приходим сначала к воздержанию от суждений, а затем к невозмутимости».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Антропология возрождения
  2. Революционизм и реформизм как типы политического менталитета
  3. Модерн и постмодерн в исследовании феномена человека
  4. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека
  5. Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникновение научно-технической периодики, создание научно-технических организаций и обществ, проведение съездов, конференций, выставок
  6. Соотношение понятий «субъект», «индивид», «я и общество»
  7. Теория государства в философии Платона
  8. Томас Гоббс
  9. Соотношение биологического и социального
  10. Философия возрождения