Для связи в whatsapp +905441085890

Философские основания сциентистских концепций человека — Понятия науки и антинаучности

Такие вопросы, как связь между истиной и добром, истиной и красотой, свобода научного поиска и социальная ответственность ученого, наука и власть, возможности и пределы регулирования науки, природа (в основном негативные) последствий противоречивого и отнюдь не однозначного развития науки, ее гуманистическая природа и ряд других, сегодня чрезвычайно актуальны и активно обсуждаются.

Эти вопросы были и остаются в центре внимания великих ученых, истинных создателей науки. Так, наш великий соотечественник и самобытный мыслитель В.И. Вернадский подчеркнул, что «ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной деятельности, научного прогресса». Они должны чувствовать ответственность за последствия своих открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества. На эти вопросы необходимо обратить внимание и внимание. И нет ничего сильнее свободной научной мысли».

Сегодня наука играет большую роль в человеческом обществе. В ходе исторического развития он стал важным социальным, гуманитарным институтом, оказывающим значительное влияние на все сферы общества и культуры. Но когда в связи с бурным развитием науки в конце XIX века, вопросом о ее роли и месте в системе культуры, у людей возникают разные мнения, в том числе и радикально отличающиеся друг от друга. Таким образом, в философии стал формироваться ученый, и в то же время с ним стала складываться противоположная идеологическая позиция — антинацизм. Наука и антинаука представляют собой две резко противоположные ориентации в современном мире.

Философские основания сциентистских концепций человека - Понятия науки и антинаучности

Понятия науки и антинаучности

Наука представляла собой культурную и мировоззренческую модель и рассматривалась ее сторонниками как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки». Она предписывала руководствоваться методами естественных и технических наук, точно математизировала естественные науки и распространяла критерии науки на все виды человеческих отношений с миром, на все виды знаний и человеческое общение. Она характеризовалась абсолютизацией роли науки. Наука возникла в рамках позитивистской традиции и представляет собой мировоззренческую позицию, согласно которой конкретные научные знания в имеющейся совокупности их результатов и способов их получения являются высшей культурной ценностью и достаточным условием мировоззренческой ориентации человека. Для науки характерно преувеличение роли науки в познании окружающего мира и человека, объявление ее вершиной культурного развития, вера в избыточность других сфер культуры (О. Конте), поскольку, согласно этому направлению, наука более успешно выполняет все культурные функции разнообразного духовного мира человечества.

Антисоциализация

Баденская школа нео-кантионизма (Windelband, Rickert) — познание не может быть отделено от культуры, наука не должна доминировать. «Философия жизни» (Шопенгауэр, Ницше, Дильтея) — абсолютизация интуитивного, внерационального. Экзистенциализм: хайдеггер: наука выражает ограниченные знания по сравнению с философией.

Наука и антинаука представляют собой две резко противоположные ориентации в современном мире. Сторонниками науки являются все те, кто аплодирует модернизации повседневной жизни и досуга, достижениям НТР, и верит в безграничные возможности науки и, в частности, в то, что она способна решать все острые проблемы человеческого бытия. Ученые с энтузиазмом приветствуют все новые свидетельства технологического прогресса. Антинаучные видят исключительно негативные последствия научно-технической революции, их пессимистическое отношение подкрепляется крахом всех надежд на науку в решении экономических и социально-политических проблем. Они подчеркивают важность искусства, религии и морали в жизни человека. Философская антибуржуазия противостоит науке и свободе. Религиозный антиученый настаивает на религиозной мотивации всех человеческих проявлений. Важно подчеркнуть, что направления научной и антинаучной деятельности универсальны. Они пронизывают сферу повседневного сознания, независимо от того, используется ли соответствующая терминология и обозначаются ли такие установки латинским термином или нет. Они встречаются в сфере нравственно-эстетического сознания, в сфере права и политики, в сфере образования. Иногда отношение ученых и антиученых открыто, но чаще они латентны и неразговорчивы. В философии антинаучные тенденции проявляются в пренебрежении ее проблемами смысла и мировоззрения. Нетрудно определить, кто пронаука, а кто антинаука.

Технократизация научного общества

Аргументы ученых и антиученых диаметрально противоположны. Ученый приветствует достижения науки. У антинаучного есть предубеждение против научных инноваций. Ученый провозглашает научные знания высшей культурной ценностью. Антинаучный никогда не устает подчеркивать неадекватность науки и критиковать ее. В поисках аргументов в ее пользу искатели науки ссылаются на ее знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая оковы средневекового схоластики, действовала во имя оправдания культуры и новых, поистине человеческих ценностей. Они справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества и имеет безграничные возможности для получения знаний. Аргументы антиученых весьма выигрышны, когда они указывают на простую истину: несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и сталкивается с опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, наука не в состоянии сделать свои успехи благословением для всех людей, для всего человечества. Ученые рассматривают науку как ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся «учить» общество в целом. Именно благодаря науке жизнь становится организованной, управляемой и успешной. Напротив, антиученые считают, что «научное знание» не тождественно «истинному знанию» и что сфера чувств и переживаний не менее важна для человека.

Ученые считают, что жизнь может стать организованной, управляемой и успешной только благодаря науке, поэтому они стремятся внедрить научные методы во все сферы человеческой деятельности и общества в целом. Антиученые считают, что «научное знание» и «истинное знание» имеют разное значение, и что «знание» не означает «мудрость».

Посредством всевозможных драматических сценариев развития человечества, приводящих к катастрофе, вызванной неправильным применением человечеством научных достижений (например, достижений в области ядерной физики, которые привели как к производству оружия, способного вызвать огромные разрушения, так и к появлению нового источника энергии), анти-граждане раскачивают людей на свою сторону. В то время как антиграждане игнорируют проблемы, создаваемые негативными последствиями общей технократизации. Они рисуют утопическую картину будущего, где наука занимает первое место, а знания — высшую культурную ценность, где научные достижения используются только во благо, а жизнь управляется, успешна и упорядочена. В ответ на эти ученые утопии антитехническая волна оказалась сильнее, и возникли противоположные типы будущего. Так, в XX веке в жанре антиутопии работали многие писатели: Герберт Уэллс, Рэй Брэдбери, Аркадий и Борис Стругацкие, Евгений Замятин, Джек Лондон, Джордж Оруэлл, Олдос Хаксли и другие. Их работы отражают острую, критическую картину техно-будущего, в котором наука и техника совершенны, а свобода и индивидуальность подавлены. Создатели антиутопий, наряду с учеными, предполагают идеи всемогущества науки и техники. Однако нельзя игнорировать роль дистопий как особого предупреждения человечеству о том, что может произойти, если развитие науки и техники не будет контролироваться, если не будут учитываться потребности человека, его духовные и нравственные цели и ценности.

Персонализм: понимание иррационального

По мнению антиученых, наука, проникая во все сферы человеческой жизни, делает их бездумными, лишенными романтики и человеческого самообладания; наука, коммерциализируя науку, делает ее заменой морали. Наука отрицает существование разума и искажает его подлинность. Только безрассудные и наивные видят в науке великого спасителя.

Г. Маркузе использует понятие «одномерный человек», чтобы показать, что подавление индивидуальных и природных элементов в человеке сводит все многообразие человеческой личности к одному технократическому параметру. Он также утверждает, что современный человек, особенно технический специалист, подвергается разнообразным перегрузкам и напряжениям, не принадлежит самому себе, и что эти обстоятельства свидетельствуют о болезненном и ненормальном состоянии современного общества. Не только технические специалисты, но и гуманитарные работники оказываются в тисках нормотворчества и обязанностей.

Михаил Полани, автор концепции личного знания, подчеркивает, что ученый в своей современной форме имеет такой же ингибирующий эффект на мышление, как и Церковь в средние века. В человеке нет места самым важным внутренним убеждениям, которые он вынужден скрывать под маской абсурдных, неуместных и слепых понятий.

Марксизм

Наука может также включать марксизм, философскую теорию, которая стремится к целостному взгляду на бытие, как естественное, так и социальное. Критическим пересмотром философской теории Гегеля, классической политической экономии Смита и Рикардо и утопического социализма Оуэна, Сен-Симона и Фурье, основанной на материализме Фейербаха, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали философскую систему, важнейшими частями которой являются диалектический и исторический материализм, экономическая теория и научный социализм. Начиная с тезиса о примате материала над идеалом, Маркс развивает его по отношению к обществу как примат социального бытия над общественным сознанием. Соответственно, проблема изменения жизни людей — это, прежде всего, проблема изменения социального бытия, в котором центральное место занимает экономика. Это приводит к революционным выводам о необходимости насильственного изменения экономического строя в результате классовой борьбы, победителем которой должен стать пролетариат, и о построении социалистического, а затем и коммунистического общества. Наиболее значимым с философской точки зрения в этом понятии является доктрина диалектики и ее распространение на изучение всех аспектов бытия.

В то же время в марксизме время философии в традиционном смысле слова закончилось, и на ее место приходит высшая ступень в развитии философии — диалектический материализм как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мысли (Ф. Энгельс).

В.И. Ленин (1870-1924) интерпретирует диалектический и исторический материализм как высший этап философского развития, синтезирующий все достижения предыдущей философии, как науку, для создания которой уже не требуется особая философия. Однако следует отметить, что диалектический материалистический подход к изучению бытия позволяет строить философские концепции на более гибкой основе. В частности, современные формы диалектического материализма сильно подчеркивают «двойственность» объекта философии, заключающуюся в том, что это и наука, и ценностно-мировоззренческое отношение к миру.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Схоластика и культура средних веков
  2. Основные антропологические идеи М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена
  3. Понятие укладов общественной жизни
  4. Наука как форма специфической познавательной деятельности
  5. Соотношение биологического и социального в человеке
  6. Философский анализ
  7. Философия и религия
  8. Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического
  9. Наука как социальный институт
  10. Взаимоотношение абсолютной и относительной истины в научном познании. Практика как критерий истины