Для связи в whatsapp +905441085890

Философские предпосылки, значение и смысл фаллибилизма К. Поппера и его трактовки понятия «истины» в науке

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. История науки как смена научных картин мира
  2. Прогностическая роль научного знания в развитии науки
  3. Философия позитивизма О. Конта
  4. «Венский кружок»: история становления и основные принципы
  5. От принципа верификации Р. Карнапа к принципу фальсификации К. Поппера
  6. «Научная революция» и «нормальная наука» по Т. Куну (По кн. Т. Куна «Структура Научной революции»)
  7. Понятия «положительная эвристика» и «отрицательная эвристика» (по кн. И. Лакатоса «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»)
  8. Методологический смысл «иронии» и «анархизма в науке» П. Фейерабенда (по ст. П. Фейерабенда «Как защитить общество от науки»)
  9. Неартикулированный интеллект (по кн. М. Полани «Личностное знание»)
  10. Целеполагание в человеческой деятельности

Введение

В 60-70 годах нашего века развивался постпозитивизм. Его вдохновитель, английский философ К. Поппер, по ряду вопросов отошел от логического позитивизма и считал научное знание способным расти, наполняться и изменяться путем замены одной теории другой. Постпозитивисты, среди которых такие известные ученые и философы, как Т. Кун (р. 1922), И. Лакатос (1922 — 1974), П. Фейерабенд (1924), С. Тулмин (1922) и другие, поставили перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть развивающееся содержание научного знания. В «Методологии и философии науки» они создали «историческую шкалу» и сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией ее развития. Более того, они уделяли особое внимание изучению социокультурных и личностных мировоззренческих факторов в научном знании; в противовес лозунгу позитивистов «Наука сама является философией!», они считали, что философские положения органично содержатся в «теле» науки.

Биография Карла Поппера

Карл Раймунд Поппер родился в Вене 28 июля 1902 года, сын Симона Зигмунда Карла Поппера и Дженни Шифф, юриста. Его отец работал профессором права в Венском университете, интересовался проблемами философии, социологии и политологии, владел обширной библиотекой и часто обсуждал с сыном общественно-политические вопросы. Благодаря этому Карл в раннем возрасте познакомился с многочисленными произведениями классической философии, а также с произведениями социальной философии таких мыслителей, как К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Каутский, Э. Бернштейн и др.

В 1918 году он поступил в Венский университет, где изучал математику и теоретическую физику, но продолжал самостоятельно интересоваться философией. В раннем возрасте мать Поппера привила ему любовь к музыке; в 1920-1922 годах Поппер всерьез задумался о том, чтобы стать музыкантом. Он стал членом частного концертного общества Шенберга и год учился в Венской консерватории, но обнаружил, что у него нет успехов, и бросил занятия музыкой, хотя и не утратил к ней интереса; на докторских экзаменах он выбрал историю музыки в качестве дополнительного предмета.

С 1921 по 1924 год Поппер обучался профессии плотника. В этот же период он работал волонтером в детских больницах Адлера, где лично познакомился с Адлером. Наблюдая за методами Адлера, Поппер поставил под сомнение эффективность психоанализа и претензии таких теорий на научность. После изучения работ З. Фрейда и А. Эйнштейна, Поппер заинтересовался тем, насколько учения К. Маркса, З. Фрейда и А. Адлера отличаются от таких общепринятых научных теорий, как теория относительности А. Эйнштейна. В дальнейшей работе этот вопрос становится основой принципа фальсифицируемости или критерия Поппера.

В 1925 году, после окончания университета, Поппер женился на Жозефине Анне Хеннингер и получил диплом преподавателя математики и физики в средней школе. Затем он преподавал математику и естественные науки в средней школе. В 1928 году Поппер защитил докторскую диссертацию по философии, посвященную методологии когнитивной психологии.

В связи с ростом популярности национал-социализма в Австрии начали усиливаться антисемитские идеи. Поскольку родители Поппера были евреями, обращенными в христианство, Поппер решил покинуть страну. Он нашел вакансию преподавателя в университете Новой Зеландии, а в начале 1937 года получил должность преподавателя и эмигрировал туда. С 1937 по 1945 год Поппер преподавал философию в университете Крайстчерч в графстве Кентербери, Новая Зеландия. Когда Поппер прибыл в Новую Зеландию, он уже был довольно известен в Европе, но мало кто слышал о нем на новом месте жительства. В результате у Поппера сложились амбивалентные отношения с университетом: с одной стороны, он был в безопасности от антисемитских преследований и нацизма. С другой стороны, его авторитет на новом месте был минимальным, и ему приходилось подчиняться гораздо менее авторитетным профессорам. Однако впоследствии Поппер получил признание в Крайстчерче. И стал одним из самых влиятельных и обсуждаемых профессоров в университете.

В 1945 году Поппер получил британское гражданство и в январе 1946 года переехал в Лондон. Где с 1946 года до середины 1970-х годов был профессором логики и деканом факультета философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики и политических наук. В 1964 году он был посвящен в рыцари.

Член Лондонского королевского общества (1976), кавалер ордена Почета (1982), лауреат премии Алексиса Токвиля (1984), лауреат Киотской премии (1992).

Карл Поппер умер 17 сентября 1994 года в Кройдоне, Лондон. Его жена Жозефина Поппер умерла в 1985 году.

Основные произведения и их идеи

Основные документы:
«Что такое диалектика?»
«Логика научного знания».
«Предположения и опровержения».
«Открытое общество и его враги».
«Нищета историцизма».

Карл Поппер внес значительный вклад в развитие принципов научного познания. Чтобы решить философскую проблему демаркации (разделения научного и ненаучного знания), он предложил критерий фальсифицируемости, также известный как критерий Поппера. В своих работах Поппер рассматривал многие философские проблемы, такие как проблема индукции, сформулированная Д. Юмом, и так называемый трансцендентальный вопрос Канта. Признавая объективность и абсолютность истины, Поппер отвергал индуктивный характер научных гипотез и считал, что научные гипотезы возникают в результате априорных суждений, которые, однако, могут быть подвержены ошибкам (принцип фаллибилизма). В этом Поппер противоречил Канту, который считал, что апостериорное знание о мире основывается на истинных априорных интуициях. Поппер утверждал, что требовать обоснованности научного знания нерационально.

Он ввел понятие фальсифицируемости (лат. falsus — ложный), необходимое условие для того, чтобы теория или гипотеза была принята как научная. Представители логического позитивизма установили принцип верификации как критерий разграничения науки и ненауки. Поппер показал необходимость, но неадекватность этого принципа и предложил в качестве дополнительного критерия демаркации метод фальсифицируемости: Только та теория является научной, которая может быть принципиально опровергнута опытом. «Догма о смысле или значении и порождаемые ею псевдопроблемы могут быть устранены, если в качестве критерия демаркации будет выбран критерий фальсифицируемости, то есть, по крайней мере, асимметричной или односторонней разрешимости. Согласно этому критерию, утверждения или системы утверждений содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они способны столкнуться с опытом, а точнее — если они могут быть систематически проверены, то есть (согласно «методологическому решению») подвергнуты испытанию, результатом которого может быть их опровержение».

Поппер упаковал возможность постоянно ошибаться в пользу науки, сказав: «Научные исследования должны служить не для подтверждения научной теории, а для ее опровержения. Научными следует считать только те теории, для которых можно найти потенциальные фальсификаторы, то есть предположения, противоречащие теории, истинность которых, в свою очередь, обнаруживается в опыте.» Методологическое правило Поппера: «Ученый, который нашел такой фальсификатор, должен немедленно отказаться от своей теории и разработать следующую теорию». В модификации научных теорий лежит положительная роль ошибки.

Поппер считал, что рост научного знания происходит не за счет обоснования существующих теорий, а за счет критики гипотез, предложенных для решения новых проблем. Карл Поппер исследовал отношения между конкурирующими и сменяющими друг друга научными теориями:

По мере развития знаний увеличивается глубина и сложность решаемых проблем, но эта сложность зависит от конкретного состояния науки на определенном временном этапе ее развития.

Переход от одной теории к другой не выражает накопления знаний (новая теория состоит из порожденных ею новых проблем).

Влияние идей на сегодняшний день

Сегодня большинство из этих идей кажутся почти тривиальными — они прочно вошли в современное философское сознание. Поэтому, если философские идеи, высказанные 50 лет назад, сегодня общеприняты в философском и научном сообществе, они весьма правдоподобны, и мы можем сказать о них, используя терминологию Поппера, что они по праву могут претендовать на хорошее приближение к истине.

Хотя все изменения были сделаны через много лет после написания и публикации его статьи «Что такое диалектика?», он был по существу прав в этих, скажем так, более либеральных разработках диалектического метода. Так или иначе, их методологической основой осталась гегелевская триада, а изощренность в интерпретации той или иной диалектической проблемы не устранила присущий гегелевско-марксистской диалектике порок, лишающий ее подлинно научного статуса — ее, выражаясь словами К. Поппера, «догматизм». Этот попперовский термин нелегко перевести на русский язык: Его можно понимать как «усиленный догматизм»; я думаю, что более уместен перевод, использованный в русском издании «Открытого общества», как «непробиваемый догматизм» или «догматизм, защищенный от любой критики». Таким образом, спустя полвека после появления книги «Что такое диалектика?» диалектика в принципе сохранила все свои основные черты, а критические аргументы Поппера против нее остаются в полной силе.

Заключение

Поппер, таким образом, утверждает, что наука — это непрерывный динамический процесс, в котором все постоянно меняется. Более того, согласно Попперу, развитие научного знания не следует представлять как прогрессивный, кумулятивный процесс, то есть как процесс добавления, накопления новых истинных знаний. Научные теории независимы друг от друга. В своем развитии они не дополняют друг друга, а развивают друг друга. В науке идет постоянный процесс реорганизации теории. В области социальной философии Поппер критиковал марксизм и историзм. Он отрицает объективные законы общественного развития и возможность социального прогнозирования.

Список литературы

  1. Карл Поппер. Логика научного исследования: Астриль, 2010.
  2. Карл Поппер. Все люди — философы: ЛКИ, 2009.
  3. Карл Поппер. Открытое общество и его враги: Культурная инициатива, 1992.