Для связи в whatsapp +905441085890

Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии
  2. Практически-нравственная ориентация русской философии
  3. Философия русского космизма
  4. Основные черты философии экзистенциализма
  5. Проблема человека и смысл жизни в европейской философии ХХ века
  6. Понятие материи. Основные формы и свойства материи
  7. Философское и естественнонаучное представление о материи
  8. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени
  9. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное
  10. Общественное сознание: понятие, структура, мерности развития

Введение

«Понятие бытия — одно из тех понятий, которые многие мыслители, прошлые и настоящие, положили в основу философии. Философское понимание бытия близко к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем фундаментальным вопросам, которые человек способен поставить перед собой в моменты наивысшего напряжения душевных и нравственных сил. Проблема существования возникает тогда, когда естественное убеждение человека в том, что мир есть, существует «здесь» и «сейчас» и сохраняется как относительно стабильное целое перед лицом всех изменений в природе и обществе, становится предметом сомнений и размышлений. Природа, человек, мысль, идеи, общество существуют одинаково; различные по формам своего существования, они образуют целостное единство бесконечного, неизменного мира главным образом своим существованием. Другими словами, существование всего, что есть, было и будет в мире, является необходимым условием единства мира. И изучение бытия является лишь предпосылкой для понимания единства мира.

Впервые это понятие «бытие» было введено античным философом Парменидом. Определяя бытие как истинное бытие, Парменид учил, что оно безначально, неразрушимо, едино, неподвижно, бесконечно во времени.

Мир-бытие и человек-бытие взаимосвязаны, и эта взаимосвязь мира-бытия и человека-бытия реализуется именно в мысли, которая тем самым приобретает статус самостоятельной реальности, посредничающей как бы между миром и человеком, но в то же время тесно связанной с глубинами человеческого существования.

Источником раскрытия качества и агонии бытия всегда является мое бытие. В мышлении и речи вообще, не только и не столько то, что что-то произносится…. чем то, что нечто сначала произносится, раскрывается в своей сущности, ибо только так оно может стать истинным. Отсюда «уклончивый» и часто «абстрактный» характер философского языка, который призван каждый раз на свой страх и риск впервые устанавливать сущность вещей. Установив его, он удерживает его некоторое время в себе и для себя, как бы оберегая человеческий разум и душу от доселе неизвестного, тревожного и даже страшного начала этого мира, начала как такового, начала всего, начала как бытия. И, возможно, по этой причине рождение философа, что называется, от Бога, столь редко.

Бытие — философская категория, устанавливающая существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).

Понятие бытия в философии

Бытие — философская категория, обозначающая реальность, которая существует объективно, независимо от человеческого сознания, воли и эмоций, философская категория, обозначающая бытие как оно мыслится. Бытие, в самом широком смысле этого слова, относится к наиболее общей концепции существования, бытия в целом. Бытие — это все, что есть, — все видимое и невидимое.

Учение о бытии — онтология — является одной из центральных проблем философии.

Проблема бытия возникает, когда такие универсальные, кажущиеся естественными предпосылки подвергаются сомнению и рассмотрению. И причин для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, время от времени ставит перед человеком и человечеством сложные вопросы, заставляет задуматься над привычными данными реальной жизни, которые не были решены ранее. Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего обращаются к вопросу существования и несуществования, когда чувствуют, что узы времени разорваны…..

Занимаясь проблемой существования, философия уклоняется от факта существования мира и всего, что существует в мире, но ее первым постулатом становится не сам этот факт, а его значение.

Первый аспект проблемы существования — это длинная цепочка мыслей о существовании, ответы на вопросы «Что существует?». — Мир. Где он существует? — Здесь и везде. Как долго? — Сейчас и всегда: мир был, есть и будет. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность?».

Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей есть нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты реально существуют. Своим существованием они образуют целостное единство бесконечного, неизменного мира. Мир как неизменное целостное единство находится вне и в некотором смысле независимо от человека. Бытие является предпосылкой единства мира.

В качестве третьего аспекта проблемы бытия можно утверждать, что мир — это реальность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика предшествует, так сказать, существованию человека и его сознания, и для эффективной человеческой деятельности необходимо изучать эту логику, исследовать законы бытия.

Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальной реальности, и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психические состояния.

Эти два мира имеют разные способы существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания человека. Ментальный мир — мир человеческого сознания — существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, отдельных личностей. Вопрос о том, как эти два мира соотносятся друг с другом, является фундаментальным вопросом философии. Сочетание этих двух основных форм бытия позволяет нам выработать еще несколько разновидностей бытия.

Человек занимает особое место в этих мирах. С одной стороны, он является естественным существом. С другой стороны, он наделен сознанием и поэтому может не только существовать физически, но и размышлять о существовании мира и своем собственном существовании. Человеческое существование воплощает диалектическое единство объективно-субъективного и субъективного, тела и разума. Это явление само по себе уникально. Материальное, природное в человеке является первичной предпосылкой его существования. Однако многие человеческие поступки определяются социальными, духовными и моральными мотивами. В самом широком смысле человечество — это сообщество, которое включает в себя всех людей, живущих на земле сейчас или в прошлом, а также тех, кому еще предстоит родиться. Необходимо помнить, что человеческие существа существуют до, вне и независимо от сознания индивида. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимым условием для умственной деятельности и здорового разума. Известная пословица гласит: «В здоровом теле — здоровый дух». Хотя пословица верна по сути, она допускает исключения, поскольку интеллект человека, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но дух, как его называют, также оказывает или может оказывать большое положительное влияние на жизненные функции человеческого тела.

Основные формы бытия и их взаимосвязь

Идеологическая и эпистемологическая значимость проблемы бытия реализуется в различных программах исследования бытия. Категория бытия неразрывно связана с такими категориями, как небытие, сущность, существование, объективность, субъективность, реальность. Статус философской онтологии в наши дни по-прежнему определяется взаимодействием философии и естествознания, философии и гуманитарных наук. Однако следует отметить, что сам термин «онтология» используется сегодня в прикладном значении: Так, в теории искусственного интеллекта и информатике понятие «онтология» применяется по отношению к построению интеллектуальных систем.

В философской литературе различают природное и социальное бытие, актуальное и потенциальное бытие. Классификация различных модификаций существования может быть сделана по разным причинам. Способы бытия включают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность — все, что существует вне нас и нашего сознания. Субъективная реальность — психический мир человека, все, что относится к мыслям, чувствам, ощущениям, восприятиям. Объективная реальность является предметом отражения субъективного, в свою очередь, содержание субъективного становится объективным в реальных действиях людей. С появлением компьютерных устройств формируется новый тип бытия, виртуальное бытие, которое сегодня исследуют не только технические науки, но и философия. Все эти виды бытия разворачиваются на разных уровнях: актуальном и потенциальном.

Реальное бытие — это все наличное бытие, существующее в данном пространственно-временном континууме. В то же время, помимо актуального бытия, существует и потенциальное бытие, которое понимается как возможные разновидности дальнейшей актуализации бытия.

Выделяются такие формы бытия, как природное и социальное бытие. Социальное бытие имеет свои особенности, поскольку разворачивается в социальном пространстве и времени, реализуется в деятельности людей, характеризуется многомерностью, изменчивостью, единством объективного и субъективного.

Таким образом, можно выделить такие аспекты бытия, как бытие вещей (тел), процессов, в которых происходит бытие предметов, процессов, состояний естественной природы и бытие вещей и процессов, созданных людьми.

Сущность человека включает в себя как взаимодействие с другими людьми, так и взаимодействие с вещами. Но доминирующим аспектом по отношению к человеку является его собственная субъективность, его способность к рефлексии, его выбор действий и оценок, его уникальная и неповторимая природа. Человеческая субъективность включает в себя бытие духовного (идеального), которое делится на персонифицированное духовное, свойственное индивиду, и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

В отличие от природного, бытие социального включает в себя индивидуальное бытие, то есть существование человека в обществе и в процессе истории и социального бытия.

Таким образом, категория бытия объединяет основные идеи, которые выделяются в последовательном понимании вопроса о существовании мира, признании его бытия, единства природного и социального, актуального и потенциального, материального и идеального бытия.

Бытие и материя. Эволюция представлений о материи

Проблема бытия неотделима от решения основного вопроса философии и выбора монистической позиции: Идеализм или материализм. Поэтому категория материи играет очень важную роль в философии и науке. В анализе материи как философской категории можно выделить два основных подхода: субстанционально-субстанциональный и атрибутивный.

Субстратно-субстанциальный подход зародился в античной философии, где впервые были предприняты попытки найти материальное начало, «акме». Впоследствии в новоевропейской философии были предприняты попытки «наделить» материю физическими свойствами. Так, в работах П. Гольбаха, помимо самого общего понимания материи как мира, воспринимаемого с помощью органов чувств, говорится о том, что материя обладает такими абсолютными свойствами, как масса, инерция, непроницаемость, способность иметь форму. Это означает, что главным принципом материальности была признана материальность, физичность окружающей человека среды. Однако при таком подходе такие физические явления, как электричество и магнитное поле, оказались за пределами материальности.

Было также понимание материи как субстанции, что особенно характерно для философии Б. Спиноза. Субстанция — это не мир, который окружает человека, а то, что стоит за этим миром и устанавливает его существование. Субстанция обладает такими свойствами, как протяженность и мышление. Однако оставалось неясным, как единая, вечная, неизменная субстанция связана с миром изменяющихся вещей.

Ограниченное понимание материи с этой точки зрения было следствием кризиса методологических основ физики на рубеже 19 и 20 веков. Как известно, самым значительным достижением марксистской философии стало открытие материалистического понимания истории. Социальное бытие, согласно этой теории, определяет общественное сознание. Однако экономические условия в конечном итоге определяют только функционирование и развитие общества; общественное сознание, идеология относительно независимы и также влияют на общественное развитие. Именно это отличает марксистскую теорию от «экономического детерминизма». В марксистской теории границы материальности как бы расширяются и включают не только сами объекты с их субстанцией и телесностью, но и свойства и отношения (не только огонь, но и свойство тепла, не только самих людей, но и их производственные отношения и т.д.). Это вклад марксизма в понимание материи, который недостаточно исследован, а иногда просто замалчивается в современной философии.

Понимание материи как объективной реальности, существующей независимо от человека и не тождественной совокупности его ощущений, помогло преодолеть созерцательный характер предшествующей философии. Это было вызвано анализом роли практики в процессе познания, которая позволяла выделять новые объекты и их свойства, содержащиеся в объективной реальности на данном этапе исторического развития.

Особенностью такого понимания материи является то, что материальными признаются не только физические объекты, но и свойства и отношения этих объектов. Стоимость материальна, потому что она представляет собой количество общественно необходимого труда, затраченного на производство продукта. Признание материальности производственных отношений послужило основой для материалистического понимания истории и изучения объективных законов функционирования и развития общества.

Мы можем попытаться найти определенные границы применения таких категорий, как «бытие» и «материя». Во-первых, бытие — более всеобъемлющая категория, поскольку включает в себя не только объективную, но и субъективную реальность. Во-вторых, бытие и материя могут быть использованы для различения между бытием и существованием (сущим). Тогда бытие можно представить как объективную реальность, которую человек реализует в процессе своей деятельности.

Атрибуты материи: движение, пространство, время

В истории философии проблема соотношения материи и движения была предметом жарких дискуссий и споров, неоднократно предпринимались попытки отделить движение от материи или материю от движения. Оба пути неизбежно вели к идеализму.

Последовательный идеализм сводит движение вещей к движению божественных или человеческих мыслей, восприятий, ощущений. Итак, если, подобно Гегелю, мы рассматриваем мир как воплощение абсолютной Идеи, то движение мира оказывается движением этой Идеи, процессом мышления, происходящим где-то за пределами человеческой головы во вселенском масштабе.

Если, как Беркли, видеть в вещах только человеческие ощущения, то источник движения вещей придется рассматривать как сознание субъекта. К идеализму приводит не только разделение движения и материи, но и материи и движения. Метафизический материализм может принять существование материи (даже временно, до «первого толчка») без движения, т.е. считать материю бездействующей, инертной, неактивной. Однако такое отделение материи от движения заставляет ее представителей искать источник движения вне материи, «первый толчок», который приводит ее в движение. В Х1Х веке Э. Дюринг утверждал, что мир изначально находился в «состоянии, равном самому себе», а затем, по неизвестной причине, начал двигаться. Это открывало путь к религии, поскольку только божественная сила могла привести в движение покоящийся мир.

Идея о том, что движение привносится в материю извне, противоречит данным естественных наук, таким как закон сохранения и превращения энергии. В конце Хl века среди некоторых естествоиспытателей появилась идеалистическая философская концепция под названием «энергетизм». Суть «энергетизма» заключалась в попытке мыслить движение без материи. Таким образом, реальное существование материи отрицается, а движение понимается как движение мыслей.

Основная идея материализма о неразрывности материи и движения была выражена в XIII веке Д. Толандом в тезисе: «Нет ни материи без движения, ни движения без материи». Ф. Энгельс выразил эту мысль более точно, указав не только на неотделимость движения от материи, но и на характер их взаимной связи, определив движение как «способ существования материи».

Движение, как и все явления в мире, противоречиво. Это единство противоречивых тенденций: Изменчивость и стабильность. Основными свойствами движения являются: Объективность, абсолютность, противоречивость. По словам Ф. Энгельса: «Движение, в применении к материи, есть изменение вообще». Он неоднократно подчеркивал, что познание материи невозможно без познания форм ее движения: «Когда мы познали формы движения материи, тогда мы познали саму материю». Ф. Энгельс придал новую форму тезису о неразрывности материи и движения: различным видам материи соответствуют различные формы материи-движения, качественно отличающиеся друг от друга. Исходя из этого принципа, он предложил классификацию форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Впоследствии количество этих критериев было значительно увеличено. Было доказано, что все формы движения материи качественно отличаются друг от друга. Они отличаются, во-первых, определенным материальным носителем (атом, молекула, белок), во-вторых, характером взаимодействия (притяжение и отталкивание, массоперенос), в-третьих, принципом отражения (механический, биологический, социальный), в-четвертых, наличием науки, изучающей соответствующую форму движения материи. Признано, что более сложные формы движения материи развиваются из простых и сливаются друг с другом.

Диалектико-материалистическое учение о материи разоблачает заблуждения как механистов, сводивших высшие формы материи-движения к низшим (например, социальное к биологическому), так и виталистов, отрицавших связь между ними.

Пространственно-временная организация мира

Представители материального направления считали пространство и время независимыми от материи, а сознание — особыми сущностями. Например, у Аристотеля космос ограничен сферой неподвижных звезд, за ними — божественное небо, неподвижное, вечное, пребывающее вне времени и пространства и приводящее все в движение. Для древнегреческих атомистов Демокрита и Эпикура пространство представлялось неким вместилищем для атомов и отождествлялось с пустотой. Оно воспринималось как абсолютное, однородное и неподвижное, а время — как равномерно текущее. Эти идеи, разделяющие материю, движение, пространство и время на независимые субстанции, были затем развиты в классической механике Ньютона и широко использовались до перехода науки на неклассическую стадию. С появлением теории относительности А. Эйнштейна взаимосвязь между материей, пространством, временем и движением стала общепризнанной. Пространство и время — это формы существования материи, а движение — способ ее существования.

Представители второго, реляционного направления понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как особые отношения между объектами и процессами существующего мира. Вне этих отношений пространство и время не существуют. Эту точку зрения поддерживал Г. Лейбниц, а также К. Маркс и Ф. Энгельс.

Другое направление изучения пространства и времени — выяснение характера их существования, то есть, имеют ли они объективный характер или возникают из свойств нашего сознания и являются субъективными по своей природе. В связи с этим, в определенной степени, можно говорить о материалистическом и идеалистическом понимании.

Идеалистические взгляды на пространство и время связаны с отрицанием их объективной природы и признанием их зависимости от различных форм сознания, которые так или иначе выступают причиной их существования. Например, представители субъективного идеализма (Беркли, Юм, Мах) рассматривают пространство и время как формы индивидуального сознания. Для Юма они существуют только в восприятии, а для Канта они предстают как априорные, данные до опыта, формы чувственного восприятия.

Объективные идеалисты, исходя из догмы о сотворении мира духовной силой, также считают, что пространство и время являются творениями Бога. В философии Гегеля пространство появляется только на определенном этапе развития абсолютной Идеи, когда она переходит в свою инаковость, когда она порождает природу. Материалисты считают, что пространство и время — это объективные и универсальные формы существования материи. Внутри материализма, однако, следует различать взгляды метафизического и диалектического материализма. Ряд философов-материалистов и естествоиспытателей (Демокрит, Ньютон), признававших объективное существование пространства и времени, считали, что они существуют сами по себе, независимо от материи.

Согласно им, пространство — это чистая протяженность, а время — чистая длительность, в которую материальные объекты «погружены», «установлены». Демокрит был одним из первых, кто выразил эту точку зрения: «В действительности существуют только атомы и пустота». Здесь пустота, т.е. «чистое» пространство, наделяется содержанием и мыслится, наряду с атомами, как единственное, что существует в реальности.

Абсолютное пространство и абсолютное время, согласно Ньютону, существуют не только независимо от материальных процессов, но и независимо друг от друга.

Наиболее важной для развития философских взглядов на пространство и время является теория относительности. Частичная относительность доказывает связь пространства и времени, а общая относительность доказывает связь пространства и времени с материей. В общей теории относительности пространственно-временной континуум лишен абсолютности. Суть теории относительности, по мнению ее автора А. Эйнштейна, заключается в следующем: «раньше верили, что если бы каким-то чудом все материальные вещи вдруг исчезли, то пространство и время остались бы, согласно теории относительности исчезли бы вместе с вещами и пространство, и время».

Заключение

Из всего этого можно сделать следующие выводы: Проблема бытия в современных условиях не только не теряет своей значимости, но и приобретает новые аспекты. Если первоначально сущность изучается с позиции поиска метафизических основ мироздания, то в процессе развития философского знания раскрывается идеологический, гносеологический и методологический смысл онтологических проблем.

С позиции мировоззренческой значимости эта проблема является водоразделом между материализмом и идеализмом, монизмом и дуализмом. С позиции гносеологического смысла — это демаркационная линия между объективностью и субъективностью. С точки зрения методологического смысла — основа для пересмотра содержательных аспектов таких базовых категорий философии, как пространство, время, формы движения материи. На наш взгляд, эти процессы обусловлены тем, что смена мировоззренческой парадигмы и переход к новому научному мировоззрению, формирование нового типа рациональности влечет за собой трансформацию подходов к пониманию фундаментальных проблем бытия. В историческом развитии философские концепции человеческого существования и мира прошли путь от космоцентризма, теоцентризма и антропоцентризма. Но сегодня для интерпретации проблемы бытия как мира, так и человека утверждается новый синергетический подход, основанный на идеях коэволюции и глобального эволюционизма.

Признание универсальности и уникальности человека недостаточно в мировоззренческом плане, если оно не дополняется признанием универсальности и уникальности окружающей среды и искусственно созданного информационного пространства как форм реализации бытия.

Список литературы

  1. Античная философия. Энциклопедический словарь. /Под редакцией П.П. Гайденко, М.А. Солоповой, — М., 2008.
  2. Аршинов, В.И. Синергетика сходится со сложностью / В.И. Аршинов // Вопросы философии, — 2011. — №10. — С. 18 — 31.
  3. Губин, В.Д. Философия: актуальные вопросы / В.Д. Губин, — М., 2009.
  4. Дынин, Б.С. Онтологическая диалогичность мира: признание трансцендентности / Б.С. Дынин // Вопросы философии, — 2010. — №6. — С. 38 -52.
  5. Кучевский, В.Б. Анализ категории «материя» / В.Б. Кучевский, — М., 1983.
  6. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм. В 55 томах Собрания сочинений / В.И. Ленин. — М., 1963. — Т.18.
  7. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.Т. Платон. Аристотель / А.Ф.Лосев, А.Т.Тахо-Годи, — М., 2009
  8. Степин, В.С. Философия в современной культуре. Новые перспективы. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии, — 2004. — №3. — С. 14 — 21.
  9. Пригожин, И., и Стенгерс, И. Время. Хаос. Квант. О решении парадокса времени / И. Пригожин, И. Стенгерс — М., 2005.
  10. Хайдеггер, М. Время и бытие / М. Хайдеггер — М., 1993.
  11. Яковлева Л.В. Учебник западной философии. Античность. Средние века. Ренессанс / Л.В. Яковлева — М., 2003.