Для связи в whatsapp +905441085890

Философские проблемы науки и техники — Философские проблемы технологии

Современная цивилизация является технотронной, индустриальной, что связано в первую очередь с развитием технологий. Техника и технология являются основными концепциями философии технологии.

Технология как термин имеет два значения:

  • Инструменты и орудия труда, артефакты, созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды;
  • Система навыков, уровень мастерства в выполнении того или иного вида деятельности.

Рассмотрим первое значение. История появления современного человека связана с историей развития и усложнения технологий. Аристотель проявил интерес к изучению технологии как философской проблемы. Новая волна интереса связана с развитием технической мысли в эпоху Возрождения и современности (Бэкон, Декарт). Мыслители эпохи Просвещения рассматривали технологический и технический прогресс как важнейшее средство разрешения социальных противоречий и достижения общего благосостояния. Преувеличение определяющей роли технологии приводит, с одной стороны, к технологическому детерминизму (технология является решающим фактором развития), а с другой — к технократической идеологии. Различают технологический эвдемонизм (прогресс в инженерном деле и технологии автоматически устранит социальные противоречия и антагонизм, приведет к равному распределению богатства и культуры) и технологический алармизм (только негативные последствия технологического развития).

Технические артефакты реализуют 2 функции:

  • Изменение материального, энергетического, информационного состояния объекта работы;
  • Изменение совокупности производственных процессов, технологий и навыков, необходимых для осуществления технической деятельности.

Поэтому прогресс в области технологий меняет объект производственной деятельности человека, преобразует структуру производства и трудовую деятельность. Технология выступает в качестве важного связующего звена, посредника во взаимодействии человека с окружающей средой. Как конструктивное, так и разрушительное воздействие технологий на природу зависит от функций и социальных систем, в которых они используются.

Более широкое понятие — это технология. Традиционная технология представляет собой набор и последовательность операций, выполняемых в любом конкретном производственном процессе. Современные технологии — это сложная, развивающаяся система артефактов, производственных операций и взаимоотношений, источников ресурсов, подсистем с социальными последствиями, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями. Он возникает как сумма множества технологий. Информационные технологии важны, они становятся аккумулятором и генератором эпистемологических и социогенных процессов, имеют тенденцию к снижению материалоемкости и капиталоемкости, увеличению интенсивности знаний. Информационные технологии выражают развитие технологии к ее систематике.

Философские проблемы науки и техники - Философские проблемы технологии

Философские проблемы технологии


Корреляция и различие между естественным и искусственным. Как правило, технологии физические и химические, хотя в настоящее время существуют биологические технологии. Артефакты принципиально не отличаются от природных явлений, но должны оцениваться как символы человеческого действия с социологической точки зрения. Технология модернизирует человека, делает его сильнее, быстрее, здоровее, но ослабляет, сокращает жизнь, приводит к болезням. Необходимо искать оптимальное сочетание различных последствий технологического бытия.

Взаимосвязь между технологией и наукой. Раньше технология была прикладной наукой, в основном прикладной естественной наукой. Теперь он оказывает большое влияние на науку. В отличие от науки, технология — это не стремление к знаниям, а желание действовать, производить приборы и технологии.

Проблема оценки технологии. Необходимы фрагментация и редукционизм, систематическая оценка технологии, сравнение альтернатив, избежание нежелательных последствий. Идеалы технологии — технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для людей, согласующимися с подлинно человеческими, их временные горизонты должны быть заметны. Оценка технологий — это задача не одного эксперта, а коллектива людей, учреждений, органов власти.

Подходы к оценке технологий:

  • Натуралистический: у человека по сравнению с животными не хватает органов, он вынужден компенсировать это развитием технологий.
  • Волевой: человек реализует свою волю к власти на всех уровнях — индивидуальном, национальном, классовом, государственном через развитие артефактов. Технология не может быть нейтральной в политическом смысле.
  • Наука: технология — это прикладная наука.
  • Рациональное: технология — это сознательно регламентированная человеческая деятельность, социокультурные адаптации вносятся в научное понимание.

Проблема техноэтики, три позиции

Техноэтика добродетели. Моральный образ техно-человека и инженера. Особое значение придается усердию и прогнозированию нежелательных последствий и предупреждению о них.

Техноэтика долга. Моральные афоризмы. Недопустимо лгать о последствиях, чтобы человек стал придатком технологии, любые технические инновации должны быть протестированы для развития человека как свободной творческой личности. Спрос на гуманитарную безопасность, экологическое совершенство.

Техноэтика ценностей. Прямые ценности: благосостояние и здоровье человека, гуманитарная безопасность, экологическое качество, личное и социальное развитие. Ценности, непосредственно связанные с технологией (ее функциональностью и экономичностью). У некоторых есть конкурирующий характер.

Спектр гуманитарных проблем в философии техники определяется влиянием технологического прогресса и определенных видов техники на развитие человека, особенно его духовного мира. Это влияние огромно, и необходимо учитывать место и роль технологий в системе культуры.

Культура, как совокупность типичных закономерностей всего, что создавал человек на протяжении всего периода развития человеческого общества, разделена на 2 класса стандартов, образцовых моделей и норм:

  • Технология как совокупность достижений в развитии средств конкретной человеческой деятельности;
  • Достижения в развитии форм жизни общества, в достижении желаемых результатов и продуктов деятельности, массово производимых и постоянно потребляемых людьми для обеспечения самой жизни.

Наука и техника


Технология — это прикладная наука. Наука занимается производством знаний, а технология — применением этих знаний в практической деятельности. Эта модель взаимодействия науки и техники является линейной и чрезмерно упрощает реальную взаимосвязь, сложившуюся на протяжении веков между наукой и техникой.

Наука и техника развиваются независимо друг от друга, но процессы, тем не менее, координируются. Эта модель взаимодействия является эволюционной. Иногда наука использует технологические устройства для получения собственных результатов, иногда научные результаты успешно используются в технологии. В этой модели есть три взаимосвязанные, но независимые сферы: Наука, технологии и производство.

Наука развивалась как функция состояния современных технологий, мнение несколько противоположное линейной модели. Его сторонники утверждают, что научные знания, полученные в результате изучения технических устройств и инструментов, раскрывают секреты их работы.

Позиция, согласно которой до конца XIX века наука и техника действительно развивались раздельно, не было регулярного применения научных знаний в технической практике, но в настоящее время развитие технологии осуществляется на основе современных научных достижений, представляется наиболее реалистичным и соответствует многим историческим фактам.

История взаимоотношений науки и техники включает четыре периода:

  • Донаучный: последовательно формировались три вида технических знаний: практическо-методический, технологический и конструктивно-технический;
  • Появление технических наук (со второй половины XVIII века до 1870-х годов).
  • Классика (до середины 19 века): построение комплекса основных технических теорий.
  • Современные: комплексное исследование, интеграция технических наук не только с естественными, но и с социальными науками, а также дальнейшая дифференциация и «отделение» технических наук от естественных и социальных.

Проблема научной классификации

Проблема классификации наук — это проблема связи между науками и в то же время проблема структуры всех научных знаний. Одним из принципов классификации наук является разграничение наук по предмету (дисциплине), методу и практическому применению.

Поначалу наука предстает как еще неразделенное целое, неотделимое, как в Древней Греции, от философии. Но уже тогда начался процесс дифференциации научного знания, и единая наука вылилась в науки природы, общества, математики и философии. Математика, занимающая особое место в системе наук, более тесно связана с естественными науками, чем с социальными, и поэтому во многих случаях может рассматриваться вместе с ними. В то же время философия может рассматриваться вместе с социальными науками. Две основные группы наук — естественные науки и социальные науки, хотя и имеют общие характеристики, — заметно отличаются друг от друга по своему положению в социальной жизни. Все более широкое применение научных знаний привело к возникновению семейства прикладных наук, тесно связанных с естественными науками (техническими, сельскохозяйственными, медицинскими).

Первые попытки обобщения научных знаний

С появлением философии и первыми попытками обобщения научных знаний возникла необходимость систематизации и классификации научных знаний, элементы которых уже содержатся в философии Демокрита, Платона и Аристотеля. До средневековья классификация Аристотеля имела огромное значение, так как он различал теоретические науки, в которых знания преследуются «ради себя» («первая философия», физика, математика), практические, в которых даются ориентиры для человеческого поведения, и творческие, в которых знания преследуются с целью получения пользы или создания чего-то прекрасного (искусство). Эпикурейцы и стоики делили знания на физику (учение о природе), логику (учение о том, как познавать природу и человека) и этику (учение о том, как достичь человеческого счастья). Плиний Старший дал классификацию наук в соответствии с их объектами. В

В средние века теология, логика и грамматика занимали основное место, естествознание считалось второстепенным, но уже в классификации Р. Бекона оно получает гораздо больший удельный вес.

Дальнейший процесс развития наук и их дифференциации отражен в очень подробной классификации наук Ф. Бакона по свойствам сознания, психики в истории, философии и поэзии. Классификация, предложенная Ф. Бэконом, была принята с некоторыми вариациями многими последующими учеными (мыслителями эпохи Просвещения). Однако необходимость разделения наук в соответствии с их тематикой становилась все более очевидной.

Сен-Симон, Классификация наук, стремился рассматривать их не как конгломерат разрозненных областей знаний, а как единое целое, энциклопедическую иерархию наук, на которой должна постепенно возрастать сложность самого объекта. Он разделил естественную науку на физику органических тел и физику неорганических тел, а общественную науку — на социальную физику, являющуюся частью естественной науки. Идеи Сен-Симона оказали большое влияние на О. Конта.

Гегель обобщил данные современной естествознания, выделив в них три основных раздела: «механизм» (движение масс), «химия» (молекулярное и атомное движение) и «организм» (высшее единство механики, физики и химии).

Научное обоснование для решения проблемы классификации науки впервые было предоставлено марксизмом, после того, как он философски обобщил открытия естествознания в XIX веке и распространил диалектический материализм на понимание социальных явлений. Отдельные науки следует рассматривать как отражение соответствующих форм движения материи, а взаимосвязи и переходы наук друг с другом — как отражение развития, взаимосвязей и переходов этих форм движения. Точно так же, как высшая форма движения содержит низшую, так и при классификации наук необходимо, чтобы науки (и разделы в рамках наук) были расположены таким образом, чтобы последующий материал следовал из предшествующего и включал его в качестве необходимого элемента.

Классификация наук находит свое организационное выражение в организации системы научно-исследовательских институтов, в структуре университетов, в библиотечной системе и др. Относительно давно была предпринята попытка представить общую систему наук как результат ответов на три последовательных вопроса: «Что изучается? (тематический подход); «как, каким образом это изучается?» (методологический подход); «почему, для чего, с какой целью он изучается?». (практический подход). Ответы на эти вопросы раскрывают три разные стороны целостной системы научного знания: объектно-субъектное, методико-исследованное и практико-целевое. Отношения между этими тремя сторонами определяются последовательным увеличением веса субъективного момента при переходе от одной стороны к другой.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система
  2. Иеремия Бентам, английский философ и юрист
  3. Функционирование общества и основные ориентации функциональных исследований
  4. Предмет и метод философии права
  5. Взаимоотношения идеологии с философией и наукой
  6. Результативная подсистема деятельности
  7. Философия техники
  8. История и философия истории
  9. Изменение содержания форм морального сознания
  10. Аббаньяно Никола, итальянский философ-экзистенциалист