Для связи в whatsapp +905441085890

Философские знания как методологическая основа общей психологии

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Исследование текучести персонала в организации
  2. Исследование уровня работоспособности персонала организации
  3. Низкая работоспособность персонала: причины , пути решения проблемы
  4. Исследование уровня ответственности персонала в компании
  5. Методы научных исследований в общей психологии
  6. Развитие представлений о психике и ее элементах в общей психологии
  7. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики в трудах зарубежных и отечественных философов и психологов
  8. Основные психологические характеристики сознания в трудах отечественных и зарубежных психологов
  9. Критерии сознания как высшей формы психического отражения в общей психологии
  10. Неосознаваемые психические процессы и их характеристика в психологической науке

Введение

Но применительно к психологической науке дать такое определение крайне сложно. Во-первых, как писал известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский, «предмет психологии — самый трудный из всех существующих в мире, самый малодоступный для изучения; путь его познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут.» Во-вторых, психология как наука развивается в условиях крайнего плюрализма различных точек зрения и мнений на решение самых фундаментальных вопросов, в том числе и проблемы предмета психологии.

Методологические основы психологии

Один из самых известных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен замечательным отечественным психологом Борисом Герасимовичем Ананьевым. Он предложил единую концепцию гуманитарных наук как комплексной дисциплины.

Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отметил, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. В то же время научное познание человека характеризуется как все большей дифференциацией и специализацией отдельных дисциплин, так и тенденцией к унификации различных наук и методов исследования человека.

Современную науку все больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем, творчеством, обучением и, конечно же, с мыслями и переживаниями человека, а изучение человека и человеческой деятельности ведется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Ананьев выделяет четыре основных понятия в системе человеческого знания: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Человек — это единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, произошедший от Hominidae.

Под систематическим термином Hominidae «гоминиды» подразумеваются все представители популяции того племени, из которого после отделения от первоначального племени высших приматов возник вид Homo sapiens.

В этом случае подчеркивается биологическая природа человека.

Человек как личность обладает определенными характеристиками.

К основным он отнес характеристики, присущие всем людям, такие как:

  • Возрастные особенности (соответствие определенному возрасту);
  • половой диморфизм (принадлежность к определенному полу);
  • Индивидуально-типические особенности, включая конституциональные особенности (особенности телосложения), нейродинамические особенности мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий.

Совокупность первичных характеристик индивида определяет его вторичные характеристики: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Интеграция всех этих качеств, в свою очередь, определяет особенности темперамента и предрасположенности человека.

Еще одно понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — это «личность». Это понятие, как и термин «индивид», имеет различные толкования. В частности, личность как индивид понимается как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы понимают личность как системное свойство индивида, которое формируется в совместной деятельности и общении. Существуют и другие интерпретации этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках этой концепции рассматриваются такие психологические характеристики личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

Следующее понятие, которое выделил Борис Герасимович Ананьев в изучении человека — это «субъект деятельности». По своему содержанию это понятие занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности объединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не был способен выступать в качестве субъекта деятельности, его вряд ли можно было бы считать социальным существом, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Прежде чем характеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уточнить значение термина «субъект» как философской категории. Этот термин чаще всего используется вместе с термином «объект». Объект и субъект всегда находятся в определенных отношениях.

Объект — это существующий независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, который предстает как цель, на которую направлена деятельность человека — субъекта действия.

Человек всегда окружен определенными предметами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого направлена его активность, в качестве объекта может выступать тот или иной субъект. Объектом может быть и сама человеческая деятельность.

Главной особенностью человека как субъекта, отличающей его от других живых существ, является сознание.

Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку.

Она определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения. В свою очередь, способность сознательной деятельности изменять окружающий мир является еще одной особенностью человека как субъекта.

Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью действовать.

Таким образом, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, как биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности, в-третьих, как социальное существо.

То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности.

Интеграция этих трех уровней в единое целое формирует важнейшую характеристику человека — его индивидуальность.

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных характеристик конкретного человека в смысле его уникальности, неповторимости и отличительности.

Из этого можно сделать вывод, что человек — один из самых сложных объектов реального мира. Структурная организация человека имеет многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.

Поэтому неудивительно, что существует значительное количество наук, изучающих человека и его деятельность.

Место психологии в системе наук

Исходя из вышесказанного, современная наука о человеке,

  1. Во-первых, его изучают как представителя биологического вида;
  2. Во-вторых, его изучают как члена общества;
  3. В-третьих, изучается предметная деятельность человека;
  4. В-четвертых, изучаются закономерности развития конкретного индивида.

Изучение человека как биологического вида.

Работу Карла Линнея, который классифицировал человека как отдельный вид Homo sapiens в порядке приматов, можно считать началом целенаправленного изучения человека как биологического вида. Так впервые было определено место человека в живой природе.

К. Линней предложил рассматривать человека как элемент живой природы. И это был особый поворотный момент в изучении человека.

Общая идея антропологии.

Специальной наукой о человеке как особом биологическом виде является антропология. Структура современной антропологии включает три основных направления:

Морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных этапов — от ранних стадий эмбрионального развития до старости включительно, полового диморфизма, изменений в физическом развитии человека под влиянием различных условий жизни и деятельности),

доктрины антропогенеза (касающейся изменений в природе ближайшего предка человека и самих людей в течение четвертичного периода), эволюционной анатомии человека и палеоантропологии (изучающей ископаемые формы человека), а также расоведения.

Помимо антропологии, существуют и другие смежные науки, изучающие человека как вид. Например, физический тип человека как его общая соматическая организация изучается такими науками, как анатомия и физиология человека, биофизика и биохимия, психофизиология и нейропсихология. Медицина занимает особое место в этой серии, охватывая множество отделов.

Изучение антропогенеза — происхождения и развития человека — также связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку природу человека нельзя понять вне общего и постоянно развивающегося процесса эволюции животных. В эту группу наук можно включить палеонтологию, эмбриологию, сравнительную физиологию и сравнительную биохимию.

Следует подчеркнуть, что частные дисциплины сыграли важную роль в развитии учения об антропогенезе. Прежде всего, это физиология высшей нервной деятельности.

Большую роль в понимании развития человека как биологического вида играет сравнительная психология, которая объединяет зоопсихологию и общую психологию человека. Начало экспериментальным исследованиям приматов в зоопсихологии положили научные труды таких ученых, как В. Келер и Н.Н. Ladygina-Kote. Благодаря успехам зоопсихологии стали понятны многие механизмы человеческого поведения и закономерности психического развития.

Есть науки, которые не имеют прямого отношения к учению об антропогенезе, но играют значительную роль в его развитии. К ним относятся генетика и археология. Особое место занимает палеолингвистика, которая изучает происхождение языка, его звуковые средства и механизмы управления. Происхождение языка — один из центральных моментов социогенеза, а происхождение языка — центральный момент антропогенеза, поскольку артикулированный язык — одно из главных отличий человека от животных.

Науки, изучающие социогенез человека.

В связи с тем, что мы затронули проблемы социогенеза, стоит упомянуть те общественные науки, которые наиболее тесно связаны с проблемой антропогенеза. К ним относятся палеосоциология, изучающая происхождение человеческого общества, и история первобытной культуры.

Проблема социогенеза не может быть рассмотрена вне рамок социальных наук. Список этих наук довольно длинный.

Все общественные науки можно отнести либо к наукам о человеческом обществе, либо к наукам о человеке как элементе общества. Следует, однако, иметь в виду, что в этой классификации нет достаточно четкой границы между различными науками, поскольку многие социальные науки могут быть связаны как с изучением общества в целом, так и с изучением отдельного человека.

Ананьев считает, что система наук о человечестве (человеческом обществе) как целостном явлении должна включать науки о производительных силах общества, науки о расселении и составе человечества, науки о производственных и социальных отношениях, о культуре, искусстве и самой науке как системе знаний, науки о формах общества на разных этапах его развития.

Общие проблемы изучения перехода человека от животного к социальному миру.

Центральное место среди наук, изучающих происхождение и развитие человека как отдельного биологического вида, занимает антропология. Основной вывод, который позволяет сделать современное состояние антропологии относительно развития человека, можно сформулировать следующим образом: на определенном этапе биологического развития произошло отделение человека от животного мира (пограничный этап «антропогенез-социогенез»), и естественный отбор, основанный на биологической целесообразности и выживании наиболее приспособленных к природной среде особей и видов, прекратился в эволюции человека. С переходом человека из животного мира в социальный, с превращением его в биосоциальное существо, законы естественного отбора сменились качественно иными законами эволюции.

Вопрос о том, почему и как произошел переход человека из животного мира в социальный, является центральным для наук, занимающихся антропогенезом, и до сих пор на него нет однозначного ответа. Существуют различные точки зрения на эту проблему. Одно из них основано на следующем предположении: в результате мутации человеческий мозг стал мастерским, что позволило людям выделиться из животного мира и создать общество. Эту точку зрения отстаивает П. Шошар. Согласно этой точке зрения, в исторический период органическое развитие мозга невозможно из-за его мутационного происхождения.

Существует и другая точка зрения, основанная на предположении, что органическое развитие мозга и развитие человека как вида привело к качественным структурным изменениям в мозге, после чего развитие стало протекать по другим законам, отличным от законов естественного отбора. Но тот факт, что тело и мозг остаются практически неизменными, не означает, что нет развития. Исследования И.А. Станкевича свидетельствуют о том, что в мозге человека происходят структурные изменения, наблюдается прогрессивное развитие различных отделов полушарий, выделение новых извилин и образование новых борозд. Поэтому на вопрос о том, изменится ли человеческий мозг, можно ответить утвердительно. Однако эти эволюционные изменения в основном повлияют на социальные условия жизни человека и его личностное развитие, а биологические изменения вида Noto saryens будут иметь второстепенное значение.

Таким образом, человек как социальное существо, как член общества, представляет не меньший интерес для науки, поскольку современное развитие человека как вида Noto ѕагіепѕ происходит уже не по законам биологического выживания, а по законам социального развития.

Общие проблемы изучения человека как индивида и его онтогенеза. Существуют науки, объектом изучения которых является конкретный человек. К этой категории можно отнести науки об онтогенезе — процессе развития отдельного организма. В этом направлении изучаются половые, возрастные, конституциональные и нейродинамические особенности человека. Кроме того, существуют науки о личности и ее жизненном пути, которые изучают мотивы деятельности человека, его мировоззрение и ценностные ориентации, отношения с внешним миром.

Все это означает, что психология располагается как бы в центре треугольника, на вершинах которого находятся соответствующие науки — естественные, гуманитарные и технические. Поэтому, чтобы стать психологом, необходимо ориентироваться в самых разных науках. Это повышает сложность освоения профессии психолога, но гарантирует, что психологические исследования имеют больше смысла в жизни.

Таким образом, человек, как представитель биологического вида, является объектом изучения многих наук, в том числе и психологии.

Психология как наука

Характеризуя науку, необходимо объяснить ее теоретические основы, показать объект изучения, возможности исследования, практическое применение полученных результатов. Давайте начнем наше знакомство с психологическим знанием с анализа самого термина «психология».

«Психология обязана своим названием и первым определением греческой мифологии. Эрос, сын Афродиты, влюбился в очень красивую девушку Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна тем, что ее сын, небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и сделала все возможное, чтобы разлучить влюбленных, заставив Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее желание снова встретиться с Эросом так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эрос, в свою очередь, сумел убедить Зевса, верховное божество греков, превратить Психею в богиню, тем самым сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные были связаны друг с другом навсегда.

Для греков этот миф был классическим примером истинной любви, высшей реализации человеческой души. Так Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Название «психология» до сих пор окутано тайной для тех, кто не сталкивался с этой наукой. Однако число студентов, которые впервые приступают к изучению психологии, чтобы приподнять эту завесу, довольно велико. Таким образом, они надеются лучше узнать себя и, что более важно, овладеть методами, которые позволят им лучше понимать других людей и в конечном итоге влиять на них…..».

Годфруа Ж. Что такое психология. Том 1. Москва: Мир, 1992. С. 83-84.

Слово психология, образованное от греческих слов psyche (душа) и logos (учение, наука), впервые появилось в 18 веке. В тексте А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского «История психологии — специфической отрасли знания» описываются споры среди историков науки о том, кто является автором этого термина, который фактически зафиксировал первую концепцию на тему психологии. Одно из мнений, что его автором был немецкий философ Христиан Вольф. Однако самое интересное, что в момент появления термина (на рубеже XVI-XVII веков) психология как наука столкнулась с необходимостью переопределения предмета психологии — он был назван в XVII веке сознанием, понимаемым в то время как совокупность явлений внутреннего мира субъекта (позже мы увидим, что это лишь одно из определений сознания; в других психологических концепциях сознание может пониматься совершенно иначе, а значит, и определяться иначе). Мы предложили исследовать эти явления эмпирически (т.е. экспериментально) с помощью интроспекции (от лат. t(hores(o)- смотрю) — особого метода познания человеком сознания, заключающегося в якобы «непосредственном» восприятии его явлений и законов. В следующей лекции мы специально проанализируем необходимость такого перехода от одного предмета психологии к другому и к соответствующей новой методологии исследования, а затем убедимся, что таких переходов в психологии было много.

Этот термин, образованный от греческих слов psyche — душа, психика и logos — знание, понимание, изучение, имеет несколько значений.

Таким образом, психология в своем первом, буквальном значении означает знание о психике, науку, которая ее изучает.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, которое необходимо человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

Основными функциями психики являются ориентация субъекта в мире и регуляция его (субъекта) деятельности на этой основе.

Определение сознания еще более сложное, поэтому мы не будем приводить его полностью. Скажу лишь, что сознание — это высшая форма психического отражения, которая появляется только в человеческом обществе и опосредуется различными «психологическими инструментами» (язык, другие знаковые системы, так называемые перцептивные эталоны и т.д.).

Закономерности проявления и развития психики человека

Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» также относится к самой психической, «душевной» жизни, тем самым отграничивая особую реальность. Если свойства психики, сознания, психических процессов обычно характеризуют человека в целом, то особенности психологии — конкретного индивида. Психология проявляется как набор типичных для человека (или группы людей) способов поведения, общения, восприятия окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей определенного возраста, профессиональной и гендерной принадлежности, они говорят, например, о психологии студента, школьника, полицейского и ученого, женской психологии и так далее.

Понятно, что общей задачей психологии является изучение как психики субъекта, так и его психологии.

Выделив психологию как особую реальность и как знание о ней, отметим, что термин «психолог» — носитель этого знания — также неоднозначен. Конечно, прежде всего, психолог — это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения человека. Но не все психологические выводы обязательно являются научными. В повседневной жизни, например, психолог — это «душа-понимающий», который воспринимает людей, их действия и переживания. В этом смысле, по сути, каждый, независимо от профессии, является психологом, хотя чаще так называют истинных знатоков человеческих отношений — выдающихся мыслителей, писателей и педагогов. Наше время характеризуется бурным развитием психологической практики. Практическая психология стала очень «модной» областью. Эта мода и спрос на психологов-практиков, а также очевидная доступность психологических явлений для изучения, к сожалению, иногда приводят к тому, что новички в психологии считают, что им легко войти в эту сложную науку. Не раз я сталкивался с мнением, что для занятий практической психологией (под которой обычно понимают психотерапию и психологическое консультирование) совсем не обязательно разбираться во всех тонкостях психологических определений, различиях в отдельных психологических концепциях; достаточно иметь адекватный набор психологических инструментов (например, различные тесты с «ключами», т.е. правилами и методами обработки результатов) и использовать личную интуицию и жизненный опыт для получения различных видов психологического знания. Иногда даже утверждается, что практическая психология по своему содержанию, методам и целям прямо противоположна так называемой академической психологии и даже может быть противопоставлена ей как искусство — науке. Этот контраст можно выразить в шутливой форме старого и популярного афоризма студентов психологических факультетов — «психология делится на научную и интересную». «Занимательная психология» включает, прежде всего, практически ориентированные и не всегда теоретически обоснованные исследования, затрагивающие важнейшие проблемы человеческого существования — смысл жизни, свободу, ответственность, смерть и бессмертие и т.д. — а также различные варианты «описательной психологии» в произведениях исторического, культурного и литературного характера. Многие психологи-практики убеждены, что без интуиции, эмоционального чувства, глубокого диалогического общения со своими собеседниками, клиентами, пациентами и т.д., которое трудно увязать в строгие рамки, да и просто без опыта восприятия мира, общей культуры невозможно понять человека, находящегося перед тобой, и тем более помочь ему. Поэтому практическая психология действительно связана с искусством, а гармонию с алгеброй невозможно поверить. «Научная психология», по мнению сторонников «интересной психологии», занимается такими вещами, как измерение порогов чувствительности, времени реакции, объема внимания и т.д., которые довольно «скучны» для практических психологов, и знание этих вещей вряд ли может помочь человеку в решении его жизненных проблем. Более того, в лабораторных исследованиях «научных психологов» теряется целостность и неповторимая индивидуальность, уникальность человека. «С другой стороны, — говорят сторонники научной психологии, — мы изучаем психологическую реальность точными научными методами и в результате можем создать строго научную психологическую концепцию. Но сторонникам «интересной психологии» все это кажется совершенно неважным: им кажется, что целителем души (практическим психологом) можно стать, не утруждая себя изучением различных психологических теорий и экспериментов. Развеять это, к сожалению, широко распространенное заблуждение (что практическая психология возможна без теории, а теоретическая без практики) очень сложно на начальных этапах обучения. Здесь мы можем рассмотреть только две проблемы, имеющие самое непосредственное отношение ко всему вышесказанному.

Первая — это проблема связи и различий между обыденной и научной психологией. Наиболее поучительным источником по этой проблеме для нас является отрывок из учебника Ю.Б. Гиршенрейтера, опубликованный в сборнике. Он приводит пять причин, по которым различие между повседневной и научной психологией возможно и необходимо. Для простоты изложения представим анализ Гиппенрейтер в виде небольшой таблицы, осмысленно «заполнить» которую можно только после внимательного прочтения текста, напечатанного в учебнике, или на основе соответствующих страниц книги Гиппенрейтер «Введение в общую психологию: цикл лекций» (М. 2003).

Накапливается на протяжении всей истории психологии в различных концепциях научного и психологического опыта

Специфические методы получения психологических знаний Самонаблюдение и объективное наблюдение Наблюдение (в различных его формах) и эксперимент

Эмпирическая область Ограничена обычным повседневным опытом и повседневными ситуациями Также включает опыт уникальных, трансцендентных ситуаций, с которыми исследователь может никогда не столкнуться в повседневной жизни, а также прошлый опыт

Вторая проблема, которая также возникает при попытке рассмотреть отношения между научной и «интересной» психологией, — это проблема отношения практической психологии к так называемой «академической» психологии (теоретической и экспериментальной). Этот вопрос подробно обсуждается в книге «13 диалогов о психологии» (в первом диалоге) и требует внимательного изучения для выявления возможных линий связи между теоретической и практической психологией, которые я условно обозначил так: 1) «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»; 2) теория — это «миф», полезный для практического психолога; 3) практика — высший суд теории. Внимательный студент сделает из этого текста очевидный вывод о невозможности изолированного существования теории и практики в психологии.

Основными задачами психологии как науки являются:

  1. Изучение психических явлений;
  2. Разработка методов их изучения;
  3. Разработка рекомендаций для практики на основе результатов исследований;
  4. Предсказание проявления или развития тех или иных психических явлений;
  5. Формирование условий для возникновения тех или иных психических явлений;
  6. Работа с психическими явлениями.
  7. Традиционно психические явления делятся на:
  8. Психические процессы (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);
  9. Психические состояния (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);
  10. Психические свойства (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.);
  11. Психические образования (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и т.д.).

Психические процессы — это психические явления, рассматриваемые в динамике.

Психические состояния — это психические явления, рассматриваемые в определенный период времени, когда их проявления характеризуются относительной однородностью. Основные характеристики психических состояний: Продолжительность, направление, стабильность, интенсивность.

Психические свойства — это психические явления, характеризующиеся относительной стабильностью, хотя они и изменяются в течение определенного периода времени. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.

Психические образования — это новые психические явления, возникшие в результате развития других психических явлений и характеризующиеся относительной стабильностью.

Заключение

В последнее время психология стала одной из ведущих наук. К нему все чаще обращаются педагоги, врачи, юристы, политики и многие другие. Психология — особая наука, потому что лишь немногие люди владеют ее системой знаний, но каждый человек постоянно сталкивается с кругом явлений, изучаемых этой наукой: он представлен в виде наших собственных ощущений, образов, идей, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, потребностей, эмоций, снов.

Психология как наука имеет свой предмет, объект и задачи исследования. Она изучает закономерности формирования, развития и проявления человеческой психики и сознания.

Психология, как мы видели, может добиться прогресса только при методичном изучении механизмов, лежащих в основе поведения; только применение научного метода позволяет получить такую информацию и объективно оценить результаты того или иного воздействия. И единственной гарантией того, что такая работа будет выполняться серьезно, является солидная подготовка психолога.

Список литературы

  1. Гальперин. Психология как объективная наука. Воронеж: 2006.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М, 2007.
  3. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х томах. — М.: Мир, 1992.
  4. Горбатенко А.С. Общая и прикладная психология / цикл лекций / учебники, учебные пособия Серия. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.
  5. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. — СПб, 2007.
  6. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2005.
  7. Климов Е.А. Общая психология. М., 2007.
  8. Козубовский В.М. Общая психология. Методология, сознание, деятельность. Минск, 2006.