Для связи в whatsapp +905441085890

Философский образ науки

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Диалектика и метафизика, их основные функции. Законы и категории диалектики. Принципы диалектического познания
  2. Время и вечность: парадоксы континуума
  3. Влияние теории относительности А. Энштейна на развитие философских представлений о пространстве и времени
  4. Возникновение философии науки и её развитие
  5. Философия науки: современное состояние, проблемы и перспективы
  6. Разнообразие подходов к изучению науки. Модели науки
  7. Методы философского анализа науки
  8. Философия науки: традиции и новации
  9. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможности
  10. Соотношение науки, культуры и цивилизации

Введение

Термин «философия науки» был впервые упомянут в Лейпциге в 1878 году в книге E. Упоминается работа Дюринга «Логика и философия науки». Ученый хотел представить философию науки «не только как трансформацию, но по существу как расширение области логики», к сожалению, эта цель не была достигнута, но этот неологизм в терминологии оказался весьма своевременным.

Структурирование знания и разработка подходов к его изучению, как основная проблема философии науки, началась еще во времена Платона и Аристотеля. В период начала формирования научных концепций Нового времени философия науки становится одним из важных направлений исследований в философии, наряду с формированием теории познания, на нее обращалось особое внимание в работах Ф. Бэкона, Декарта, Лейбница, позднее — Б. Больцано, которому принадлежит термин «Wissenscgaftslehre». В 20 веке философия науки также развивалась как один из наиболее технически сложных разделов специальной философии, который использует результаты логики, психологии, социологии и истории науки и является по сути междисциплинарным исследованием. Как таковая, она сформировалась во второй половине 20-го века. Но она сформировалась как особое философское направление столетием раньше и фокусировалась прежде всего на анализе когнитивных, или эпистемологических, измерений науки. [1]

Актуальность данной темы обусловлена тем, что наука является одной из важнейших сфер человеческой деятельности. Наука — это человеческая деятельность по генерированию, систематизации и проверке знаний. Чтобы справиться со сложными задачами, человеку необходимы всесторонние знания, получение которых является непосредственной целью любой научной деятельности. Полученные знания помогают объяснить и понять изучаемые процессы, сделать прогнозы на будущее и принять соответствующие практические меры.

Наука как особый вид знания

Существование общества нашего времени практически абсолютно невозможно без применения научных достижений. В настоящее время в каждом доме, будь то частный дом или квартира, есть электронные устройства: Холодильники, микроволновые печи, телевизоры. Основным средством передвижения теперь является не лошадь, как это было в начале века, а автомобиль. Самолеты летают на полной скорости, вирусы оспы и холеры, когда-то убивавшие сотни тысяч людей, забыты, а исследование других планет идет полным ходом. Все это во многом связано с развитием научных знаний, а причиной тому — новейшие эксперименты и открытия. Сегодня нет такой сферы жизни общества, где бы не применялись научные знания. Развитие человечества в будущем также связано с прогрессом науки.

Невероятно большое влияние науки на существование общества приводит к мысли, что необходимо не только заниматься наукой, но и уделять внимание ей самой, обобщать ее и делать объектом тщательного изучения. Философы начали задавать вопросы: Что такое наука? В чем разница между научно обоснованным знанием и мифом? Какова роль религии во всем этом? В чем ценность науки? По какому пути развития она идет? Что руководит учеными? В попытке найти ответы философия науки превратилась не только в отдельное направление философии, занимающееся только проблемами естественных или социальных наук, но и во всеобъемлющее исследование науки, прежде всего как результата познания. Философия науки является неотъемлемой частью изучения науки, которая охватывает ряд дисциплин, изучающих определенные аспекты науки.

Очевидно, что прежде чем приступить к непосредственному изучению науки и попытаться ответить на какие-либо вопросы о ней, исследователь должен получить представление о том, какова природа познания в принципе, изучить его сущность и ознакомиться с его социальными функциями. Таким образом, необходимо также понимать его взаимодействие с деятельностью по производству чего-либо. И только философия может дать ответы на эти фундаментальные вопросы. И, к сожалению, в зависимости от выбора философского направления, можно получить разный ответ. [3. p. 8]

«Объектом философии науки являются, — как подчеркивают исследователи, — общие закономерности и тенденции научного познания как конкретной деятельности по производству научного знания, взятой в ее историческом развитии и рассматриваемой в исторически меняющемся социокультурном контексте.»[4. с. 9 ].

Известно, что все, что существует и происходит, имеет определенные основания. Важность изучения оснований науки заключается в том, что они позволяют увидеть их теоретическую основу, в частности, генезис научных теорий в широком контексте факторов и событий

Современная классификация наук имеет в своей основе профессиональное разграничение основных отраслей науки. С этой точки зрения можно выделить следующие науки:

Математические науки (математика, математическая логика, прикладная математика, включая кибернетику, и т.д.)

Естественные и технические науки (механика, физика, химия, биология, теория машин и механизмов, электротехника и т.д.).

Социальные и гуманитарные науки (история, археология, социология, политология, экономика, психология и т.д.).

Иногда в классификацию наук включают философию и ее различные дисциплины (онтология, эпистемология, социальная философия, этика, эстетика, общая теория культуры и т.д.). Но сегодня включение философии в науку разделяют не все члены научного сообщества.

Роль науки в современном обществе можно схематично представить в виде основных функций науки в обществе.

Неопозитивизм

Так называемый позитивизм №2, учел многие ключевые идеи Конта, Милля и Спенсера, но смог создать на их основе совершенно иную версию философии позитивизма. Основные различия были следующими:

1) открыто рассматривал деятельность общества и существование в нем человека как биологического объекта, вынужденного обитать в изучаемой среде, объекта, который всячески приспосабливается к этой среде и в итоге становится конечным, максимально развитым продуктом эволюции.

2) Параллельно с акцентом на биологии и феноменализме, существует явная поддержка психологического аспекта. Как раз тогда, в конце девятнадцатого века, психология начала представлять себя как претендент на статус науки.

Второй позитивизм также называют махизмом или эмпириокритицизмом, поскольку основные положения были разработаны почти одновременно и независимо друг от друга Махом и Авенариусом.

Механистический подход перестал быть ощутимым для современных ученых, поскольку появилось электричество и, благодаря исследованиям Гельмгольца в области зрения и слуха, стало ясно, что образы, создаваемые звуками и светом, являются не просто «отпечатками» реального мира, а результатом сложных биофизических взаимодействий.

Появилось понятие интроекции, которое относится к разделению объекта на части, такие как физическая и ментальная, внешняя и внутренняя и т.д. Согласно Авенариусу, от него необходимо отказаться, чтобы ясно увидеть реальный, истинный облик мира. Например, для него различие между физическими и психическими качествами некритично и вторично. Благодаря этим мыслям была объяснена важность непрерывной связи между наблюдателем и экспериментом.

Для внешнего наблюдателя опыт представляет собой смесь объективного и субъективного. Таким образом, опыт других людей навязывается человеку. Это называется инъекцией (инфильтрацией). Именно интроекцию Авенариус винил в метафизических идеях древних (духи и другие вещи).

Концепция нейтральных элементов опыта принадлежит Маху — в первичном опыте нет разделения на физическое и психическое. Их различают лишь условно, в некоторых практических ситуациях. Свет, звук, давление, тепло, запах, пространство, время — это примеры нейтральных элементов опыта. Свойства элементов — то, как человек воспринимает эти элементы опыта: вкусно, горько, приятно, ярко, громко, зелено, сине — нельзя разделить на физические и психические, это просто свойства элементов. Мах пытался примирить идеалистов и материалистов. Он считал, что материальное — это физическая проекция нейтральных элементов опыта, а идеальное — их ментальная проекция, наше восприятие. По его мнению, именно элементы опыта являются первичными, поэтому спор между материалистами и идеалистами бессмыслен.

Дескриптивизм науки

Дескриптивизм происходит от слова «описание». Все познавательные функции науки сводятся к описанию. Описание — это определение функциональных отношений между элементами опыта. Это перекликается с попыткой свести механику к позитивизму. Кирхгоф пытался избавиться от метафизических понятий, таких как «сила». Научные теории имеют количественные преимущества перед простым наблюдением, но в качественном отношении между ними нет существенной разницы. Наука дает только описание. Мах также понимает научные предсказания как «наши мысли имеют тенденцию добавляться к полунаблюдаемому факту» — то есть, это экстраполированное описание.

Понятие философии

Слово философия происходит от греческого filosofia, которое, в свою очередь, образовано от двух других слов: fileo (любить, быть склонным, нравиться и даже целовать) и sofia (мудрость, проницательность, разум, интеллект, знание, эрудиция, благоразумие, богомудрие). Философия как путь и форма интеллектуальной деятельности зародилась в Индии и Китае, но своей классической формы достигла в Древней Греции. Термин «философия» был впервые использован Платоном для обозначения конкретной области знаний. Первоначально философия охватывала всю совокупность знаний о мире. Платон дает такое замечательное определение: «Философия — это уподобление Богу в меру человеческих сил» [9]. В Советском энциклопедическом словаре сказано, что философия — это определенная форма общественного сознания, мировоззрение, система определенных идей, взглядов о мире и месте, которое занимает в нем человек. Интересное определение дает и Словарь греческой лексики под редакцией Лиделла и Скотта, где говорится, что философия — это любовь к знанию, стремление и поиск его. Вкратце философию, как ее понимали в древнем мире, можно определить как поиск истины о природе Вселенной и человека.

«Кто однажды воспылал любовью к философскому слову и вкусил его сладость кончиком пальца, тот, отделив себя от всех суетных мыслей, будет стремиться к нему с мудрым вдохновением. Его любовь не преминет перекинуться с существа на паука. Наука о бытии, которую мы изложим, — это философия»[2].

Философия, как система знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру, возникает из потребности человека выработать рациональные основания, придающие целостность мировоззрению и направленность познавательным и практическим начинаниям. Это означает, что философия — это накопление общих идей о мире в целом, с одной стороны, и масштабных принципов отношения к миру в целом — с другой. Начиная с уже существующих форм внефилософского, дофилософского и предфилософского мировоззрения и критически их исследуя, философия формирует свою обобщенную картину мира в связи с потребностями человеческой жизни путем рационального исследования и теоретического синтеза информации о мире. Для этого философия должна выработать особый понятийный аппарат, составляющий основу ее языка, который помогает выразить философское отношение человека к миру. Однако разработка философского языка, методов и приемов философского познания является лишь одним из компонентов цели философии. Цель философии — научить человека мыслить и на этой основе определенным образом относиться к миру. Реализация этой цели через философию является основой для понимания человеком смысла и цели жизни и его участия в событиях мира. Это понимание цели философии и ее предназначения пришло не сразу. По мере развития философии она менялась в соответствии с представлениями о том, что она собой представляет.

Функции философии в научном познании

Философия как форма общественного сознания существует уже несколько тысяч лет. Ее существование вряд ли продолжалось бы так долго, если бы философия не была полезной для человечества, не удовлетворяла определенные потребности людей. Когда мы говорим о функциях философии, мы имеем в виду ту позитивную роль, которую философия может сыграть в жизни конкретного человека, в существовании сообществ людей разного уровня и всего человечества. Выделим наиболее важные функции философии:

Мировоззренческая функция философии — в ней проявляется способность философии выступать в качестве основы мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и законах его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих важное значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение человека формируется в виде набора чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношение к миру, обществу и самому себе.

Методологическая функция философа — философия, которая является средством выработки принципов отношения человека к миру и хранительницей знаний об этих принципах, может выступать как методология, то есть учение о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия имеет методологическую функцию. Термин «методология» используется в научной литературе в двух значениях: во-первых, слово «методология» означает учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, методология понимается как совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности является проявлением мировоззрения в действии. Реализация методологической функции философии зависит от качества разработанных в ней общих принципов познавательной и практической деятельности человека и от глубины усвоения знаний об этих принципах людьми, которые ими пользуются.

Познавательная функция философии связана с упомянутой функцией гносеологической или теоретико-познавательной. Суть этой функции заключается в способности философии теоретически исследовать познавательную деятельность человека с целью раскрытия механизмов, приемов и методов познания. Другими словами, эпистемология, разрабатывая принципы и нормы познания, предоставляет людям средства, с помощью которых люди получают возможность понять мир, то есть получить истинное знание о нем, а значит, иметь правильные условия, отвечающие требованиям современного мировоззрения, на основе которых возможна эффективная практика. Информационно-коммуникативная функция философии — характер усвоения философского знания зависит от способности философии как системы знаний доходить от одних людей к другим и информировать последних о своем содержании. В этом заключается информационно-коммуникативная функция философии.

Прогностическая функция — наряду с вышеперечисленными функциями, философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали в роли пророков и предсказывали будущее. Некоторые из этих прогнозов были утопичными, далекими от реальности, но иногда пророчества некоторых выдающихся мыслителей достигали высокой степени разумности. Конечно, трудно предсказать будущее, но ценность предупреждений философов о надвигающихся опасностях, таких как бездумное и хищническое потребление природных ресурсов, в рамках правил, управляющих современной глобальной экономикой, чрезвычайно высока. Ведь задача состоит в том, чтобы усовершенствовать правила, регулирующие отношения между обществом и природой, чтобы обеспечить выживание человечества.

Заключение

Известно, что истоки понятия «наука» возникли в глубокой древности, имея форму натурфилософии, которая была объединена в единую философскую науку. Очевидно, что лидером общей науки того времени, была философия, под знаменем которой росли и развивались другие науки, пока они находились в стадии зародыша. С распадом Римской империи и отказом от язычества католицизм укрепил свою роль пионера в распространении научных знаний в европейских странах. Но в это время, развиваясь под влиянием теологии, наука стала боготворить, стала более однобокой и превратилась лишь в придаток христианского мировоззрения. Истинная фундаментальная наука получила свое возрождение в эпоху Возрождения, когда она возродилась в форме естествознания. Его стремления были безудержными и далеко идущими: он хотел порвать с теологией, навсегда отделить себя от религиозных идей и идти по тому пути развития, который он сам для себя выберет. Именно естествознание впоследствии задало тон в науке. К девятнадцатому веку от нее пошел поток в социальные науки, которые тогда только развивались. Неудивительно, что девятнадцатый век назвали веком Дарвина, веком пара и железа. Это подчеркивало примат естественных наук, что проявилось в достижениях в области паровых технологий, а также в работе над теориями эволюции.

На рубеже 16 и 17 веков Ф. Бэкон считал, что задача науки — обеспечить власть, но до 20 века власть, обещанная наукой, оставалась лишь мечтой. Но с этого столетия наука превратилась из локального сообщества (ученых) в движущую силу глобальной трансформации социокультурных систем. Это позволило философам сосредоточиться не только на позитивных, но и на негативных последствиях научно-технического развития.

Список литературы

  1. Лебедев С.А., Ильин В.В., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. Введение в историю и философию науки. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2007.
  2. Никифоров А.Л. Философия науки и методология. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. 276 с.
  3. Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. М.: Феникс, 2007. 608 с.
  4. Философия науки : учебник для вузов / под ред. А.Г. Троегубова. — Тула: Тульский государственный университет, 2006. — 136 с.
  5. Коэн Т. Структура научных революций. — М., 1987.