Для связи в whatsapp +905441085890

Философское и естественнонаучное представление о материи

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философия русского космизма
  2. Основные черты философии экзистенциализма
  3. Проблема человека и смысл жизни в европейской философии ХХ века
  4. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение
  5. Понятие материи. Основные формы и свойства материи
  6. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени
  7. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное
  8. Общественное сознание: понятие, структура, мерности развития
  9. Понятие этического и эстетического и их связь с духовным опытом человека
  10. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта Основные концепции познания. Социокультурная природа познания

Введение

«Материя» — одно из самых фундаментальных понятий философии. Необходимо отличать научные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах от философского понятия материи. Философское понятие материи отражает объективную реальность мира, а научные и социальные понятия выражают ее физические, химические, биологические и социальные свойства. Например, структура и сущность понятия материи в рамках физической науки является научной основой для философского обобщения этого понятия как философской категории.

Материя в физике делится на два основных типа: Материя и физические поля. Соответственно, физическое поле определяется как один из основных видов материи, который относительно отличается от материи в макроскопических явлениях. Поле является материальным носителем передачи взаимодействия и обладает свойством объединять частицы материи в физические системы. Все многообразие форм и видов материи, неисчерпаемое разнообразие ее свойств и взаимосвязей обусловлено взаимосвязью, взаимодействием и взаимопревращениями материи и физических полей.

Материя — это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит. Надлежащие предметы и явления не состоят из материи, а являются конкретными способами ее существования, такими как неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения и т.д. Все эти способы существования материи изучаются различными естественными, общественными и техническими науками.

Универсальными свойствами и основными способами существования материи являются движение, пространство и время. Материя внутренне активна, она способна к качественным изменениям, а это говорит о том, что она находится в движении. Движение не случайно, а является неотъемлемым свойством материи и «включает в себя все изменения и процессы, происходящие во Вселенной». Пространство и время являются универсальными атрибутами материи в движении. Вопрос об отношении времени и пространства к материи (то есть, реальны ли время и пространство или это абстракции, существующие только в сознании) представляет первостепенный интерес для философии. Существуют различные точки зрения на вопрос о зависимости времени и пространства. Так, философы-идеалисты рассматривают время и пространство как формы чувственного восприятия (Кант), затем как формы индивидуального сознания (Беркли), затем как категорию абсолютного духа (Гегель).

Философы-материалисты подчеркивают объективность времени и пространства. Древние философы (Демокрит, Эпикур), основываясь на атомистических учениях, естествоиспытатели вплоть до XX века сравнивали пространство с пустотой (как одинаковое и неподвижное всегда), а время — как такое, которое течет равномерно. Так, естествоиспытатели XVIII — XIX веков, говоря об объективности времени и пространства, рассматривали их как самостоятельные формы, отделяя их друг от друга и существуя независимо от материи и движения.

Понимание материи стало меняться с изменением практики и науки, которая в XIX веке сосредоточила свое внимание не только на вещах и их свойствах, но и на взаимных превращениях различных форм движения, то есть на отношениях. Проанализируем определение понятия «материя», данное В.И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория, обозначающая объективную реальность, данную человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется и отражается нашими органами чувств, но которая существует независимо от них».

В отечественной философской литературе это определение долгое время абсолютизировалось и принималось как единственно верное. Сегодня мы можем трезво оценить все его преимущества и недостатки.

Историческое развитие понятия материи как философской категории

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное разнообразие объектов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки и океаны. Мы видим звезды и планеты, любуемся красотой северного сияния, полетом комет. Многообразие мира невозможно сосчитать. Необходимо иметь сильный ум и богатое воображение, чтобы за многообразием вещей и явлений мира увидеть их общность и единство.
Все объекты и процессы внешнего мира имеют одну общую черту: они существуют вне и независимо от сознания и прямо или косвенно отражаются в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Во-первых, благодаря этому свойству философия объединяет и обобщает их в единое понятие материи. Когда говорят, что материя дана нам в ощущениях, имеют в виду не только непосредственное восприятие объектов, но и косвенное. Мы не можем, например, увидеть или потрогать отдельные атомы. Но мы воспринимаем действие тел, состоящих из атомов.

Когда человек стремится найти единую материю как первичную природу целого, он делает это точно так же, как если бы он стремился есть фрукты вместо груш и вишен. Но это тоже абстракция. Материю нельзя увидеть, потрогать или попробовать на вкус. То, что можно увидеть, потрогать, является определенным видом материи. Материя не является одной из тех вещей, которые существуют наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования представляют собой материю в ее различных формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует такого понятия, как «безликая» материя. Материя — это не реальная возможность всех форм, а их действительное существование. Единственным свойством, которое относительно отличается от материи, является только сознание, разум.

Любая философская мысль, какой бы последовательной она ни была, может вывести единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом (от греческого — единственный). Существуют философские доктрины, стоящие на позициях дуализма (от лат. dualis — двойственный).
Некоторые философы видят единство объектов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно общая, объединяющая вещь в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретно существующих систем, элементов, конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.
Бесконечная Вселенная, большая и малая, материальная и духовная, неумолимо подчиняется универсальным законам, которые связывают все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает взгляды, выделяющие сознание, дух как особую субстанцию в отличие от природы и общества. Сознание — это и познание реальности, и ее составная часть. Между законами движения мира и человеческим сознанием нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не потустороннему, а материальному миру, хотя и противостоит ему как духовность. Это не сверхъестественная сингулярность, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

Материя в физическом смысле имеет разнообразную, прерывистую структуру. Она состоит из частей разного размера, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. К настоящему времени открыто более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) — около 100. Предпринимаются попытки найти глубокую внутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них нечто подобное периодической таблице Д. Менделеева. Элементарные частицы различаются по массе покоя и соответственно делятся на лептоны (легкие частицы), мезоны (средние частицы) и барионы (тяжелые частицы). Кроме того, существуют частицы, не имеющие массы покоя, например, фотоны.
Атомы состоят из положительно заряженных ядер и отрицательно заряженных электронных оболочек. Ядра состоят из протонов и нейтронов, которые вместе называются нуклонами.

Естественнонаучная концепция материи

Научная концепция материи. Атрибутами материи являются: Структурированность, системность, взаимодействие, движение, самоорганизация, пространство, длительность, рефлексия. Все объекты материального мира, равно как и духовного, можно рассматривать как системы. Материальная система — это система объектов, предметов, вещей. Духовная система — это система ценностей, идеалов. Структурированность — внутреннее разделение реального мира. Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и общество.

Естественно-научные представления о пространстве и времени прошли долгий путь становления и развития. Самые ранние из них возникли из очевидного существования в природе и особенно в макромире твердых физических тел, занимающих определенный объем. Рациональные идеи, соответствующие современным представлениям о времени и пространстве, встречаются в учениях почти всех древних мыслителей. Атомистическое учение о пространстве и времени было разработано материалистами Древней Греции Лейциппом и Демокритом. Согласно этой доктрине, все природное разнообразие состоит из мельчайших частиц материи (атомов), которые движутся, сталкиваются и соединяются в пустом пространстве. Атомы (бытие) и пустота (небытие) — это истоки мира. Аристотель показывает, что время немыслимо, не существует без движения, но оно также не является самодвижением Аристотеля.

Следующим значительным шагом в развитии представлений о природе пространства и времени стали работы представителей классической физики. И для древних первооткрывателей мира, и для представителей классической физики основные представления о пространстве и времени были как о неких внешних условиях бытия, в которых пребывает материя и которые сохранятся, даже если материя исчезнет. Чтобы объяснить природу пространства и времени, Ньютон предлагает различать два вида понятий: абсолютные (истинные, материалистические) и относительные (кажущиеся, обыденные). Время и пространство являются, так сказать, вместилищами самих себя и всего существующего.

Н.И. Лобачевский внес большой вклад в развитие научных представлений о связи пространства и времени с движущейся материей. Он представил идею о том, что законы геометрии могут быть разными в разных масштабах. Лобачевский пришел к очень важному не только для геометрии, но и для философии выводу: свойства пространства не всегда и не везде одинаковы и неизменны Н. И. Лобачевский Великое научное открытие XX века — теория относительности, созданная А. Эйнштейном, выявила конкретные отношения пространства и времени с движущейся материей и друг с другом и выразила эти отношения строго математически в определенных законах. Одним из проявлений связи пространства и времени с движением материи является открытый теорией относительности факт, что одновременность событий не абсолютна, а относительна. Таким образом, все в мире пространственно и временно. Пространство и время абсолютны. Пространство и время обусловлены материей как формой через ее содержание, и каждая плоскость движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой.

Материя и движение. Время и пространство

Одной из важнейших задач естествознания является создание научной картины мира в виде целостной системы порядка. Для решения этой проблемы используются общие и абстрактные понятия: Материя, движение, время и пространство.

Материя — это все, что прямо или косвенно воздействует на органы чувств человека и другие объекты. Мир вокруг нас, все, что существует вокруг нас и может быть обнаружено нашими органами чувств прямо или косвенно, является материей, которая тождественна реальности. Движение — это неотъемлемое свойство материи. Без движения нет материи, и наоборот. Движение материи — это любое изменение, которое происходит в материальных объектах в результате их взаимодействия. Материя не существует в бесформенном состоянии — она образует сложную иерархическую систему материальных объектов разного уровня сложности.

Главная особенность научного знания состоит в том, что естествоиспытателей интересует не материя или движение вообще, а определенные виды материи и другие свойства материальных объектов и их свойства, которые можно измерить с помощью приборов. Современное естествознание выделяет три вида материи: вещество, физическое поле и физический вакуум.

Вещество — это основная форма материи, обладающая массой. Объекты субстанции включают элементарные частицы, атомы, молекулы и многочисленные материальные объекты, образованные из них. В химии вещества делятся на простые (содержащие атомы одного химического элемента) и сложные — химические соединения. Свойства материи зависят от внешних условий, интенсивности и взаимодействия составляющих ее атомов в молекулах, в результате чего возникают различные состояния материи: твердое, жидкое и газообразное. При относительно высокой температуре образуется плазменное состояние вещества. Переход вещества из одного состояния в другое можно рассматривать как один из видов движения материи.

В природе наблюдаются различные виды движения материи, которые можно классифицировать с учетом изменения свойств материальных объектов и их воздействия на окружающую среду. Механическое движение (относительное движение тел), колебательное и волновое движение, распространение и изменение различных полей, тепловое (хаотическое) движение атомов и молекул, равновесные и неравновесные процессы в макросистемах, фазовые переходы между различными состояниями вещества (плавление, парообразование и т.д.), радиоактивный распад, химические и ядерные реакции, эволюция живых существ и биосферы, эволюция звезд, галактик и Вселенной в целом — вот примеры различных типов движения материи.

Физическое поле — это особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем. Физические поля включают электромагнитное и гравитационное поля, поле ядерных сил, а также волновые (квантовые) поля, соответствующие различным частицам (например, электронно-позитронное поле). Источниками физических полей являются частицы (например, для электромагнитного поля — заряженные частицы). Физические поля, создаваемые частицами, с конечной скоростью переносят взаимодействие между ними. В квантовой теории взаимодействие обусловлено обменом квантами поля между частицами.

Концепция атомизма. Дискретность и непрерывность материи

Как уже упоминалось выше, структура материи интересовала естествоиспытателей с древних времен. В Древней Греции обсуждались две противоположные гипотезы о строении материальных тел. Один из них был предложен древнегреческим мыслителем Аристотелем. Она заключается в том, что вещество делится на более мелкие частицы, и нет предела их делимости. По сути, эта гипотеза подразумевает непрерывность материи. Другая гипотеза была предложена древнегреческим философом Левкиппом (5 г. до н.э.) и развита его учеником Демокритом, а затем его последователем, философом-материалистом Эпикуром (ок. 341 — 270 гг. до н.э.). Это концепция атомизма, концепция дискретной квантовой структуры материи. Согласно Демокриту, в природе существуют только атомы и пустота. Атомы — это неделимые, вечные, неразрушимые элементы материи.

Реальность существования атомов подвергалась сомнению вплоть до конца девятнадцатого века. В то время концепция атома не была необходима для объяснения многих результатов химических реакций. Для них, как и для количественного описания движения частиц, было введено еще одно понятие — молекула. Существование молекул было экспериментально доказано французским физиком Жаном Перреном (1870 — 1942) путем наблюдения за броуновским движением. Молекула — это наименьшая единица материи, соединенная химическими связями. Число атомов в молекуле варьируется от двух (H2, O2, HF, KCl и т.д.) до сотен, тысяч или миллионов (витамины, гормоны, белки, нуклеиновые кислоты).

Неотделимость атома как компонента молекулы уже давно не вызывает сомнений. Однако в начале 20-го века физические эксперименты показали, что атомы состоят из более мелких частиц. Например, в 1897 году английский физик Д. Томсон (1856— 1940) открыл электрон, который является составной частью атома. В следующем году он определил отношение его заряда к массе, а в 1903 году предложил одну из первых атомных моделей.

По сравнению с наблюдаемыми телами, атомы химических элементов очень малы: их размер составляет 10-10 — 10-9 м, масса — 10-27 — 10-25 кг. Они имеют сложную структуру и состоят из ядер и электронов. Дальнейшие исследования показали, что атомные ядра также состоят из протонов и нейтронов, поэтому они имеют дискретную структуру. Это означает, что концепция атомизма для ядер характеризует структуру материи на уровне нуклонов.

В настоящее время предполагается, что не только материя, но и другие виды материи — физическое поле и физический вакуум имеют дискретную структуру. Даже пространство и время, согласно квантовой теории поля, образуют хаотически изменяющуюся пространственно-временную среду на сверхмалых масштабах, с ячейками размером 10-35 м и временем 10-43 с. Квантовые ячейки настолько малы, что ими можно пренебречь при описании свойств атомов, нуклонов и т.д., если считать пространство и время непрерывными.

Основной вид материи, материя в твердом и жидком состояниях, обычно воспринимается как непрерывная, когерентная среда. Для анализа и описания свойств такой материи в большинстве случаев рассматривается только ее непрерывность. Однако при объяснении тепловых явлений, химической связи, электромагнитного излучения и т.д. та же материя рассматривается как дискретная среда, состоящая из взаимодействующих атомов и молекул.

Другой вид материи, физическое поле, характеризуется дискретностью и непрерывностью. При решении многих физических задач гравитационное, электрическое, магнитное и другие поля предполагаются непрерывными. Квантовая теория поля, однако, предполагает, что физические поля дискретны.

Заключение

Систематизируя известную информацию о строении материи, можно дать следующее структурное представление о ней.

Во-первых, следует различать три основных типа материи, а именно: вещество, антивещество и поле. Электромагнитная, гравитационная, электронная, мезонная и т.д. Поля известны. В общем случае каждая элементарная частица связана с соответствующим полем. Материя включает элементарные частицы (за исключением фотонов), атомы, молекулы, макро- и мегатрубки, то есть все, что имеет массу покоя.

Все эти виды материи диалектически связаны между собой. Это иллюстрируется открытием Луи де Бройлем в 1922 году двойственной природы элементарных частиц, которые проявляют свою корпускулярную природу при одних условиях и волновые свойства при других.

Во-вторых, в самом общем виде можно выделить следующие уровни строения материи:

  1. элементарные частицы и поля.
  2. атомно-молекулярный уровень.
  3. все макротела, жидкости и газы.
  4. космические объекты: Галактики, звездные ассоциации, туманности и т.д.
  5. биологический уровень, живая природа.
  6. социальный уровень: общество.

Каждый структурный уровень материи в своем движении, развитии подчиняется своим специфическим законам. Например, на первом уровне структуры свойства элементарных частиц и полей описываются законами квантовой физики, которые имеют вероятностный, статистический характер. Живая природа имеет свои законы. Человеческое общество функционирует по особым законам. Существует набор законов, действующих на всех структурных уровнях материи (законы диалектики, закон всемирного тяготения и т.д.), что является одним из доказательств неразрывной связи всех этих уровней.

Каждый более высокий уровень материи включает в себя свои более низкие уровни. Например, атомы и молекулы содержат элементарные частицы, макротела состоят из элементарных частиц, атомов и молекул. Однако материальные образования более высокого уровня не являются простой механической суммой элементов более низкого уровня. Это качественно новые материальные образования, обладающие свойствами, радикально отличающимися от простой суммы свойств составляющих их элементов, что выражается в специфике описывающих их законов. Хорошо известно, что атом, состоящий из неоднородно заряженных частиц, является нейтральным. Или классический пример. Кислород поддерживает горение, водород горит, а вода, молекулы которой состоят из кислорода и водорода, гасит огонь. Далее. Общество — это совокупность отдельных индивидов, биосоциальных существ. В то же время общество не сводится ни к одному человеку, ни к определенной сумме людей.

В-третьих, исходя из приведенной выше классификации, можно выделить три различные сферы материи: неживую, живую и социально организованную — общество. Выше мы рассматривали эти сферы в другой плоскости. Дело в том, что любая классификация относительна, и поэтому, в зависимости от потребности в знаниях, возможны самые разнообразные классификации уровней, сфер и т.д., отражающие сложную, многослойную структуру материи. Подчеркнем, что та или иная выбранная основа классификации является лишь отражением многообразия самой объективной реальности. Можно провести различие между микро-, макро- и мега-мирами. На этом классификация структуры материи не исчерпывается, возможны и другие подходы.

Список используемой литературы

1. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М., 1987.

2. Ведение в философию. В 2 т. М., 1989.

3. Естествознание и основы экологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов, Е.К. Страуд. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.

4. Карапенков С.Х. Основные концепции естествознания: Учебное пособие. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2002.

5. Квасова И.И. Учебное пособие по курсу «Введение в философию». М., 1990.