Для связи в whatsapp +905441085890

Философское, научное и обыденное познание — Обычное познание

Проблема познания является одной из самых важных в философии. Как возможно познание мира? Это возможно? Что такое правда? — те вопросы, которые изначально были продиктованы любовью к знанию (мудрости) и до сих пор составляют суть философских проблем. Эти вопросы философские, потому что они поставлены в общих чертах (т.е. обращены к миру в целом) и представляют собой лишь обобщенную формулировку проблем, с которыми человек постоянно сталкивается. Теорию познания (или гносеологию) можно определить в общих чертах как ветвь философии, изучающую природу познания, его возможности и ограничения, связь знания с реальностью, субъекта — с объектом познания, раскрывающую условия достоверности и правдивости знания. В последние десятилетия в англоязычном мире термин «эпистемология» часто используется для обозначения теории познания. Этот термин происходит от греческого «episteme» («знание», «наука»). Но в отношении терминов «эпистемология» и «теория познания» нет особо глубоких причин для терминологических изменений. Познание — это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Устанавливая природу познания, его формы и принципы, эпистемология пытается ответить на вопрос о том, как возникает знание и как оно соотносится с реальностью. Познание изучается не только философией. Существует ряд других специализированных наук и научных дисциплин, которые имеют дело с этой же темой: Когнитивная психология, научная методология, история науки, социология знаний и др. Однако большинство этих наук занимается познанием и рассматривает лишь некоторые его аспекты. В целом, познание остается особым объектом изучения в философии. Исходными понятиями гносеологии являются: субъект познания — это человек, который является отправной точкой жизни и познавательной деятельности, приобретает знания, строит теории и концепции, сохраняет их и исторически передает новым поколениям, а объект познания — это фрагмент (часть) любой реальности (природной, социальной, субъективной, ментальной, духовной и т.д.), который в настоящее время не совпадает с субъектом познания. Познание характеризуется своей многомерностью и проявляется в различных формах.

Так что различайте следующие виды познания:

  • Мировое познание, которое возникает непосредственно, вписывается непосредственно в процессы повседневной жизни человека, очень разнообразно в своих проявлениях, но не фрагментировано ни по содержанию, ни по формам бытия: здесь эмоции переплетаются со знаниями, желанием и т.д;
  • Художественное познание отражает реальность не отдельно, а через опыт;
  • Научное познание особенно культивируется осознанием роли знания, оно специализировано и особенно организовано для того, чтобы контролировать его ход с целью достижения максимальной степени достоверности знания;
  • Религиозное мистическое знание часто определяет источники своей информации как божественное откровение и т.п.

На основе данной темы реферата в данной работе осуществляется научное и обычное познание. Целью данной работы является изучение различий между научным познанием и обычным познанием. В связи с поставленной целью можно сформулировать следующие исследовательские задачи: определить сущность обычного и научного познания, определить их структуру, рассмотреть их характеристики.

Философское, научное и обыденное познание - Обычное познание

Обычное познание

Привычные знания являются неотъемлемой и весьма существенной частью когнитивной деятельности. Это основа, на которой формируется базовая система восприятия человеком повседневной реальности. Такие знания, основанные на здравом смысле и повседневном человеческом опыте, служат проводником в реальный мир.

Ежедневное знание функционирует как практическое знание, не получившее строгой концептуальной, системной и логической формы.

Обычные знания по своей природе являются очень сложной, многомерной системой. Все теоретические трудности в определении его сущности объясняются тем, что, в отличие от научного знания, оно не имеет четко определенной структуры Основное место в обычном знании занимают практические знания, источник обычных жизненных и практических знаний имеет массовый и индивидуальный жизненный опыт. Это «на основе обычных знаний создается картина мира, разрабатывается общая картина мира, схема повседневной, практической деятельности».

Обычное знание связано с принципом предварительного понимания, который заключается в том, что понимание всегда основывается на каком-то иррациональном и не вполне осознанном «предзнаменовании» и «предвзятом отношении», которое служит основой.

Предварительное понимание или предчувствие определяется традицией, предрассудками, личным опытом человека и так далее. В обычном знании образы формируются в единстве рациональной и иррациональной составляющих. Обычные знания открыты и имеют неполные знания, но в то же время незаменимы и необходимы в повседневной жизни. В этом знании выражаются повседневные явления. Повседневная жизнь часто воспринимается как видимая, но незамеченная.

К основным особенностям повседневных знаний, отражающим их специфику, относятся: Прагматизм (особое напряжение сознания, связанное с достижением целей), а значит, и восприимчивость и стандартизация; интерузивность (повседневное знание возникает и формируется только в процессе общения, в постоянно обновляющемся контакте между людьми); интерпретация и реинтерпретация (все в ней интерпретируется, читается и перечитывается, появляются различные версии понимания, смысловые значения приходят и уходят).

Ежедневное знание играет смыслообразующую роль: в зависимости от поставленных коммуникативных целей, специфики целевой аудитории, ее системы знаний, умений, убеждений и т.д., т.е. идеологии, организуется специальное смысловое поле. — т.е. идеология.

Ежедневное познание — это повседневное, практическое познание, основанное на повседневной деятельности, на повседневной жизни человека. Это несистематическое, специфическое. В связи с тем, что, как уже упоминалось, с рациональностью долгое время только научное познание как высший вид познания, способный постичь истину, вполне естественно, что попытки философского осмысления феномена бытового познания заинтересовали исследователей совсем недавно.

Ежедневное познание изучается также в связи с понятием «повседневная жизнь». При этом существует несколько вариантов интерпретации. Как отмечает И. Т. Касавин, англо-французская и американская традиции, как правило, предполагают позитивную интерпретацию повседневной жизни как здравого смысла.

В немецкой теории преобладает негативная оценка, сосуществующая одновременно с попыткой позитивного понимания (например, «Лебенсвельт» Гуссерля).

В 20 веке многие гуманитарные науки стали активно использовать термин «повседневная жизнь», особенно лингвистика, этнология, психология, социология и так далее. В то же время, в изученном типе познания рациональная составляющая достаточно сильна, и есть еще и структура — композиционность, о которой, например, Ю.Ю. Зверева пишет.

Эта сфера заслуживает особого внимания, но мы обратимся к такому ключевому элементу обычного познания, который связан с его рациональностью, как здравый смысл, имеющий логику и, в свою очередь, связанный с деятельностью разума. Давайте определим, что такое «здравый смысл». «Здравый смысл», т.е. «звук», «нормальный», «разумный» и т.п. Это и практическая мудрость, и проницательность, и умение быстро и правильно оценить ситуацию и своевременно принять рациональное решение. Здравый смысл противопоставляется бессмысленному, иррациональному, нелогичному, неестественному, неправдоподобному, невозможному, нереальному, парадоксальному, абсурдному и т. д.

Р. Декарт начал свой дискурс о методе с размышлений о здравом смысле (который он также назвал разумом): это «способность правильно мыслить и отличать истину от ошибки», здравый смысл — «по своей природе…». Недостаточно просто иметь хороший ум, но главное — хорошо его использовать.

Здравый смысл дает людям своего рода «инстинктивное чувство истины» и помогает им «принимать правильные решения и делать правильные предположения, основанные на логическом рассуждении и накопленном опыте». Следовательно, это связано с рациональностью — позволяет преодолевать предрассудки, суеверия, всевозможные мистификации. Таким образом, «способность правильно рассуждать» врождена в каждом человеке, но требует развития. Правильно рассуждать, а точнее, хорошо «использовать» ум, учит логике. Получается, что понять эту науку способен каждый, а так называемая «интуитивная логика» присуща каждому. Но оказывается, что в современном мире, в том числе и в нашей стране (а это нас больше всего интересует), многие средства воздействия и манипуляции появляются тогда, когда здравый смысл все меньше и меньше связан с логикой и не может помочь человеку принять правильное решение и сориентироваться в окружающей действительности. Тем не менее, рациональность не может быть полностью отождествлена с формально-логической, как это было давно и в некоторой степени до сих пор принято считать. Ибо логическое намного хуже рационального: то, что логично, обязательно рационально, а то, что рационально, не обязательно, но, возможно, логично. Однако не следует также идти на другую крайность, признавая рациональное нелогичным; это, конечно, не так, просто даже современные логические системы в той или иной степени ограничены. Да, логика беспристрастна и бесценна, но иногда она бессмысленна. Рациональность — это ценность в любом контексте, положительная или отрицательная. Но даже сейчас можно столкнуться с отождествлением рациональности с логикой, а на самом деле это всего лишь образец мышления.

Многие исследователи рассматривают здравый смысл (логическое мышление) как культурно-историческое явление, определяемое особенностями, стилем и характером доминирующего мировоззрения.

Научное познание

Научное знание — особый вид познавательной деятельности, направленный на развитие новых, систематизированных, объективных знаний. Процесс перехода от логики бытия (сущности, законов) к логике мышления, в ходе которого приобретается новое знание. Познавательная деятельность — это процесс активного отражения действительности социальным субъектом, а не его механического, зеркального копирования.

Научные знания пытаются раскрыть необходимые, объективные отношения, которые фиксируются как объективные законы. Если это не так, то науки нет, ибо само понятие науки предполагает открытие законов, вникание в суть исследуемых явлений. Непосредственная цель и высшая ценность научного знания — объективная истина, которая понимается прежде всего рациональными средствами и методами, но, конечно, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного знания — объективность, максимально возможное устранение субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» созерцания его объекта. Наука в большей степени, чем другие формы знаний, направлена на то, чтобы укорениться на практике, стать «руководством к действию» для изменения окружающей действительности и управления реальными процессами. Многие современные производственные процессы зародились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только удовлетворяет потребности производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки для технологической революции. Великие открытия последних десятилетий в ведущих областях знаний привели к технологической революции во всех элементах производственного процесса: широкая автоматизация и механизация, разработка новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микрокосмос и космос. Это создало условия для гигантского развития производительных сил общества. Научное знание, в гносеологическом смысле, — это сложный, противоречивый процесс воспроизводства знания, формирующий целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, зафиксированных в языке — естественных или, как правило, искусственных (математические символы, химические формулы и т.д.).

Более того, для науки в большей степени, чем для других форм знаний, характерно использование таких идеальных (ментальных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системные, гипотетико-дедуктивные и другие общие научные методы и приемы для изучения ее объектов и самого себя. Научные знания характеризуются строгими доказательствами, достоверностью полученных результатов, достоверностью выводов. В то же время, существует множество гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.д. Поэтому логико-методическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование мышления, умение правильно применять свои законы и принципы имеют здесь первостепенное значение. В современной методологии существуют различные уровни критериев научности, в том числе, помимо упомянутых выше, такие критерии, как внутренняя согласованность знаний, их формальная согласованность, экспериментальная проверяемость, воспроизводимость, открытость к критике, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассматриваемые критерии могут иметь место (в разной степени), но там они не являются определяющими.

Структура научных знаний состоит из основных элементов научных знаний, уровней знаний и основ науки.

Методы и формы научных знаний

Существует два уровня научных знаний: эмпирический и теоретический. Среди них философия выделяет следующие формы научного знания: научный факт, проблема, гипотеза и теория. Давайте обратим немного внимания на каждого из них. Научный факт — это элементарная форма, которую можно считать научным знанием, но об одном явлении. Не все результаты исследований могут быть признаны фактами, если они не возникли в результате их изучения во взаимодействии с другими явлениями и не прошли специальную статистическую обработку. Проблема заключается в форме знаний, в которой, помимо того, что известно, есть еще и то, что должно быть известно. Он состоит из двух моментов: Во-первых, проблема должна быть установлена, а во-вторых, она должна быть решена. Вещь, которую мы ищем, и вещь, известная в этой проблеме, тесно взаимосвязаны. Для решения проблемы необходимо приложить не только физические и умственные, но и материальные усилия. Вот почему некоторые проблемы остаются неизвестными долгое время. Для решения проблемы выдвигается гипотеза, показывающая знание ученым закономерностей, которые могут помочь в решении той или иной проблемы. Эта гипотеза должна быть обоснована, т.е. удовлетворять условиям проверяемости, совместимости с фактическим материалом, возможности сравнения с другими исследуемыми объектами. Правда гипотезы доказана на практике. После проверки истинности гипотезы она принимает форму теории, завершающей этапы развития, достигнутые современными методами и формами научного знания. Это модель научного знания, дающая общее представление о закономерностях изучаемой области. Логические законы вытекают из теории и подчиняются ее основным положениям. Теория объясняет, систематизирует и предсказывает, определяет методологию научного знания, его целостность, достоверность и надежность. Формы научного знания в философии также определяют основные методы научного познания.

Научные знания формируются также в результате наблюдений и экспериментов. Эксперимент как метод научного познания появился в XVII веке. До этого времени исследователи больше полагались на ежедневную практику, здравый смысл и наблюдение. Условия для получения экспериментальных научных знаний создавались с развитием технологий и появлением новых механизмов в результате промышленной революции того времени. Активность ученых в то время возросла в связи с тем, что эксперимент позволил подвергнуть исследуемый объект особым воздействиям, поместив его в изолированные условия. Однако при рассмотрении методов и форм научного знания нельзя пренебрегать важностью наблюдений. Именно оно открывает путь к экспериментам.

Размеры экспериментального аппарата огромны и массивны. Впечатляет также объем средств, вложенных в их строительство. Таким образом, ученые часто экономят деньги, заменяя основные методы научного познания умственными экспериментами и научным моделированием. Примером таких моделей является идеальный газ, в котором предполагается отсутствие столкновений молекул. Математическое моделирование также часто используется в качестве аналогии с реальностью.

Критерии научных знаний

В отраслях научной методологии был сформулирован ряд принципов для определения критериев научного знания.

Один из них называется принципом верификации: понятие или суждение имеет значение, если оно сводится к непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е. если оно поддается эмпирической верификации. Но если что-то эмпирически исправимое не может быть найдено для такого суждения, то это либо тавтология, либо бессмысленность. Поскольку условия разработанной теории обычно не сводятся к данным опыта, для них возможна и косвенная верификация.

Принцип верификации позволяет нам, в первом приближении, отличить научные знания от явно ненаучных знаний. Однако не может не помочь, если система идей построена таким образом, что все возможные эмпирические факты могут быть истолкованы в ее пользу — идеология, религия, астрология и так далее. В таких случаях полезно прибегнуть к другому принципу разграничения между наукой и неонаукой, предложенному величайшим философом ХХ века К. Поппером. В таких случаях полезно прибегнуть к другому принципу разграничения между наукой и неонаукой, предложенному величайшим философом ХХ века К. Поппером. В ней говорится, что критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость. Другими словами: Только эти знания могут претендовать на то, что они «научные», что является фальсификацией. Несмотря на свою внешнюю парадоксальную форму, а, возможно, и благодаря ей, этот принцип имеет простой и глубокий смысл. К. Поппер указал на существенную асимметрию процессов подтверждения и опровержения в знании: Для окончательного подтверждения истинности закона всеобщей тяготения не хватает ни одного падающего яблока. Однако одного яблока, летящего от земли, достаточно, чтобы опровергнуть этот закон. Поэтому именно попытки фальсификации, т.е. опровержения теории, должны быть наиболее эффективными в подтверждении ее правдивости и научной обоснованности. Теория, которая в принципе неопровержима, не может быть научной. Идея божественного сотворения мира в принципе неопровержима. Ибо любая попытка опровергнуть его может быть представлена как результат одного и того же божественного плана, полной сложности и непредсказуемости которого мы просто не можем понять. Но поскольку эта идея неопровержима, она выходит за рамки науки. Однако можно отметить, что последовательно применяемый принцип фальсификации делает любое знание гипотетическим, то есть лишает его полноты, абсолютности, неизменности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Л. Н. Гумилев о факторах этногенеза
  2. Общетеоретические и методологические принципы анализа социальных систем
  3. Проблема соотношения части и целого в истории философии
  4. Римский стоицизм и его влияние на раннехристианскую философию — Греческие корни римского стоицизма
  5. Идеализм Шеллинга
  6. Кризис в физике
  7. Человек как особая форма бытия
  8. Фридрих Вильгельм Шеллинг, немецкий философ
  9. Свобода воли как философская проблема нового времени
  10. Проблема движения в истории философии: парадоксы соотношения движения и покоя