Для связи в whatsapp +905441085890

Философское учение Аристотеля

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения
  2. Мифология и философия. Специфика философского знания
  3. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе
  4. Объективный идеализм Платона. Теория идей
  5. Античная атомистическая философия
  6. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии
  7. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума
  8. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения
  9. Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона
  10. Рационализм Р.Декарта. Рассуждение о методе

Введение

Античная философия зародилась в Древней Греции как попытка открыть фундаментальные принципы мира (космоса). Расцвет философии в Греции имел множество причин и факторов. Слабое развитие сельского хозяйства, свободное отношение к своим богам (что освободило греческую мысль от консерватизма), символическая форма царской власти, выборные формы власти — все это способствовало возникновению философии. Полисная структура греческих государств позволяла различным культурам взаимодействовать и обогащать друг друга. Это общество было одаренным от природы и проявляло не меньший талант в науке, чем в поэзии, скульптуре или военном искусстве. Греческое мировоззрение фокусировалось в основном на внешнем мире (космосе), который удивлял греков своей упорядоченностью и организованностью. Аристотель (384-322) был древнегреческим философом. Он был учеником Платона. Он был воспитателем Александра Македонского. Он был сыном Никомаха и Фестиды из Стагира. Аристотель был самым выдающимся учеником Платона. Беседовал со своими учениками о философии, прогуливался взад и вперед, за что их называли «перипатетиками». Он оказал сильное влияние на дальнейшую европейскую научно-философскую мысль. Основные труды Аристотеля — «Метафизика», «Никомахова этика», «Политика» и «Риторика». Аристотель разделил всю философию на практическую и теоретическую. Практическая философия включала в себя этику и политику, а теоретическая философия — физику и логику. Во всем этом он исходил из двух целей: Вероятность и истина. Для каждого конца исследования он использовал два средства — диалектику и риторику для вероятности, аналитику и философию для истины.

В данной работе я рассматриваю основные взгляды и научно-философские интересы Аристотеля, категории, с помощью которых он мыслил и учил, а также рассматриваю метафизику как учение о четырех причинах бытия, уделяя внимание этике и политике Аристотеля.

Аристотель, величайший из древнегреческих философов

Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и ярый противник Платона, родился в 384 году до н.э. в Стагире, городе на северо-западном побережье Эгейского моря.

Аристотель оставил великое наследие — более 150 работ. Самые известные из них — «Органон», «Метафизика», «Политика», «Никомахова этика» и другие. Основой всего сущего Аристотель считал первоматерию, которая является предпосылкой всего сущего. Самые простые определения первоматерии — это земля, огонь, вода и воздух. Вещи представляют собой комбинацию этих элементов и возникают под влиянием формы как активной причины. Поэтому реальный мир представляет собой единство материи и формы. Формой всего является Бог, «перводвигатель», который задает цель для дальнейшего движения и развития вещей и явлений. Аристотель различал несколько форм движения: Создание, разрушение, изменение качества (трансформация), изменение количества (уменьшение, увеличение), движение. Каждая вещь имеет свое «естественное место», то есть пространство как предел «вместилища тела». Время также связано с движением; это «исчисление движения в начале и потом», оно течет непрерывно, так что мы его не замечаем. Мир первичен по отношению к человеку и познаваем. Первая ступень познания — чувственная; с ее помощью человек познает единичное. Разум познает общее с помощью восприятий. Аристотель рассматривает познание как процесс перехода от простых форм к сложным, от низшего к высшему: восприятие, представление, опыт, искусство, наука. Наука — это высшая форма познания, поскольку она является знанием всеобщего. Значительное место в философии Аристотеля занимает учение о человеке, существенной чертой которого является разум. Поэтому все моральные действия человека основаны на разуме. Человек — социальное животное, для него естественно жить в государстве. Аристотель видит основную цель государства в обеспечении максимальной степени счастья для наибольшего числа людей.

Общество свободных граждан состоит из трех классов: Богатые, средний класс и бедные. Необходимым условием стабильного и процветающего государства является наличие широкого среднего класса, а экономической основой государства является частная собственность, что способствует заинтересованности в хорошей работе. Философ считает, что главная задача государства — не допустить чрезмерного накопления богатства и власти в руках отдельных людей и держать рабов в повиновении.

Аристотель различает три правильные формы правления — монархию, аристократию и политию — и три неправильные формы — тиранию, олигархию и демократию.

Творчество Аристотеля стало кульминацией развития древнегреческой философии, поскольку он обобщил, систематизировал и развил взгляды своих предшественников. Не случайно Ф.Энгельс назвал его «самой универсальной головой среди древнегреческих философов».

Дошедшие до нас произведения Аристотеля относятся в основном к ликийскому периоду, но в них сохранились идеи и прямые отрывки из более ранних работ, что свидетельствует об определенной целостности его взглядов после того, как он покинул Академию. Некоторые фрагменты сохранились и от первого, платонического периода его развития. Вопрос о хронологической последовательности произведений Аристотеля чрезвычайно сложен, поскольку они несут на себе печать современности. Но несомненно, что ранние произведения проникнуты платонизмом. Например, фрагментарно сохранившийся диалог «Евдем» или «О душе» содержит доказательства бессмертия души, схожие с аргументами платоновского «Фидона». Следуя Платону, он, с другой стороны, «объявляет душу формой (эйдосом), и поэтому здесь восхваляет тех, кто считает ее вместилищем идей». Опять же, в согласии с Платоном, он пишет, что «жизнь без тела кажется естественным состоянием для души, тогда как связь с телом — это болезнь».

Научные и философские интересы Аристотеля в его трудах

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире, греческой колонии на фракийском побережье. Его родной город находился в Македонии, которая считалась провинцией по отношению к Афинам, признанному культурному центру. Правда, на глазах Аристотеля статус Македонии, связанный с победоносными завоеваниями Александра Македонского, сильно изменился.

Как истинный представитель греческой культуры, Аристотель высоко ценил мудрость, которую он понимал как умение, способность и мастерство. Такое понимание мудрости также связывает его с его предшественниками в античной философии — «любовь к мудрости».

В 367 году Аристотель отправился в Афины и, после возвращения Платона из поездки на Сицилию, стал его учеником. На протяжении многих лет выясняется, что жизнь Аристотеля связана с Академией, наполнена общением с ее основателем и внимательным изучением платоновской философии. Здесь Аристотель становится чрезвычайно дальновидным и развивает свои собственные философские и научные подходы.

Труды Аристотеля делятся на две группы: «экзотерические» и «эзотерические». Первые были составлены в форме диалога и предназначались для широкой аудитории. Последние не предназначались для публики, а только для учеников школы. Исторически до нас дошли произведения, относящиеся ко второй группе. Следовательно, у нас есть возможность судить о тех взглядах Аристотеля, которые он сам считал «сокровенными» и наиболее полно выражающими истину. Точное количество работ, произведенных Стагиритом, неизвестно, но совершенно ясно, что они огромны. Более поздние авторы приписывают ему от ста сорока до четырехсот произведений.

Аристотель был настоящим энциклопедистом, чьи знания были необычайно разнообразны и поистине универсальны. Наиболее известные из его сохранившихся работ включены в Corpus Aristotelicum — свод сочинений, считающихся каноническими. Его первой работой является «Органон», содержащий трактаты по логике (Категории, Об истолковании, Первая аналитика, Вторая аналитика, Топика, О софистических опровержениях). Далее следуют «Физика», «О небесах» и «О душе». Наиболее известным его трудом является «Метафизика», состоящая из 14 книг. Работы по этике (моральному учению): «Никомахова этика», «Большая этика», «Политика». За ними следуют «Риторика» и «Поэтика». Наконец, биологические труды: «История животных», «О происхождении животных», «О частях животных» и др.

Обширность и тематическое разнообразие трудов Аристотеля затрудняют определение точки, с которой лучше всего начать изложение его системы. В учебниках по истории философии, написанных в советский период, страдавший от подавления обязательной идеологии, внимание обычно уделялось критике Аристотелем платоновского учения об идеях. Аристотель критикует платоновское учение об идеях не с позиции «мнения» (то, что Платон называл «докса»), а с позиции демонстративного, то есть эпистемического, знания. Поэтому аристотелевский подход согласуется с восхищением Платона доказательствами и логической убедительностью и исключением личных и других посторонних мотивов в научных и философских рассуждениях. В свете такого взгляда знаменитое аристотелевское изречение «Платон мне друг, но истина мне дороже», которым, согласно традиции, он ответил на обвинение в отклонении от теории учителя, становится ясным и отчетливым.

Основные категории философии Аристотеля

Категории Аристотеля как способ объяснения природы бытия.

Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что есть бытие?

Аристотель пытается ответить на этот вопрос (что есть бытие) через высказывания о бытии, то есть категории (в переводе с древнегреческого — предложения).

Аристотель выделяет 10 категорий, отвечающих на поставленный вопрос (о бытии), где одна из категорий утверждает, что такое бытие, а 9 других категорий — его свойства. К этим категориям относятся:

  • Сущность (субстанция);
  • Количество;
  • Качество;
  • Отношения;
  • Место;
  • Время;
  • должность;
  • Штат;
  • действие;
  • страдания.

Другими словами, согласно Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Как правило, человек способен воспринимать только свойства бытия, но не сущность. Также, согласно Аристотелю, категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которого немыслимо само бытие.

Название «метафизика» («то, что идет после физики») имеет позднее происхождение. «Метафизика» — так называлась группа трактатов Аристотеля, помещенная после физики в издании Андроника Родосского. В этих трактатах было изложено учение об основаниях бытия, постигаемых посредством умозрения. Впоследствии, на протяжении целых двух тысячелетий, среди философов господствовал обычай называть любое философское учение, содержащее спекулятивное исследование бытия, «метафизикой». Таким образом, получилось, что то, что в издании Андроника Родосского просто следовало за физикой в порядке публикации, рассматривалось как превосходящее физику по сути предмета: Если физика изучает «потусторонние» явления природы, постигаемые посредством опыта, то «метафизика» изучает сущность бытия не посредством опыта, а посредством умозрения. Начиная с Гегеля, в этой характеристике предмета и способа исследования «метафизика» стала подчеркивать свой метод. Основатели марксизма позволили термину «метафизика» означать лишь название антидиалектического метода.

Аристотель начинает свою первую книгу с утверждения, что все люди по своей природе стремятся к знаниям. Источником знаний являются ощущения и память, которые вместе составляют опыт. Умение опирается на опыт, знания для общего блага. Но практическое умение — это не высшее знание, а только самопознание, мудрость, знание причин и начал. Аристотель говорит, что обычно мудрыми считаются те, кто много знает, но невозможно знать все, зато можно знать причины всего. С самого начала философов интересовали причины: как происхождения Вселенной, так и того, что есть добро. Такое знание он называет божественным. Более того, в главе 3 книги 1 Аристотель перечисляет четыре причины всего сущего:

  • Сущность.
  • Материя.
  • Происхождение движения
  • Хорошо

Аристотель критиковал своих предшественников за их особый акцент на материальной причине: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) или все элементы сразу (Эмпедокл).

Он обозначил такие начала движения, как разум, дружба и вражда. Кроме того, Аристотель рассматривал учения пифагорейцев и Платона.

Первая философия. Учение о причинах и началах бытия и познания

Первая философия, которая «имеет своим предметом первые начала и причины», изложена в работе под названием «Метафизика». Слово возникло случайно — от того, что в сборнике Андроника Родосского это произведение следовало «после физики» (meta ta physika). Однако со временем это слово приобрело особый смысл: учение о «потусторонних», сверхчувственных принципах бытия, еще не раскрытых «физикой», которое рассматривает эти принципы в той форме, в которой они проявляются в чувственных вещах, и их движение.

«Метафизика» в форме, принятой традицией, начинается с определения первой философии («мудрости»), а затем разворачивается в ходе критики предшествующих философов. Исследование и критика доктрин прошлого имеет для него полезную цель, так как ведет к его собственной концепции, временно устанавливая ее.

Возникает понятие такого начала (причины) как «сущность и суть бытия». Платон понял, что «невозможно дать общее определение ни одной из разумных вещей, поскольку эти вещи постоянно меняются. Таким образом, он назвал такие реальности идеями, а что касается разумных вещей, то они всегда отделены от идей, но находятся в соответствии с ними, поскольку все количество вещей существует в силу связи с одноименными сущностями». Таким образом, определенно формируется понимание формальных и целевых причин. Но именно в этом пункте Аристотель радикально расходится с Платоном. Его критика учения об идеях — это, кстати, в некотором смысле самокритика со стороны бывшего платоника — кратко изложена в главах 4 и 5 книги XIII «Метафизики», но затрагивается и в других местах этой работы.

Возражения Аристотеля против Платона следующие. Приписывая всем вещам одноименные идеи, платоник удваивает мир, как если бы он считал, что большее число сущностей легче познать, чем меньшее. Ни один из способов доказательства существования идей не достигает своей цели. «Третий человек»: связь объекта и идеи требует «посредника». Поэтому между человеком вообще и отдельным человеком, Платоном, должен быть другой «человек», скажем, «грек». Но тогда между человеком вообще и греком должен быть еще один «человек», скажем, «белый человек», и так далее до бесконечности. Идеи провозглашаются причинами, но не могут ими быть, поскольку неподвижные идеи не могут быть причинами движения. Что означает «принадлежность» вещей идеям, Платон не выяснил; это «пустые слова и поэтические метафоры». Ведь совершенно невозможно, «чтобы помимо бытия и того, что есть бытие, оно было». Аналогичные возражения выдвигает Стагирит против пифагорейских представлений о математических объектах, якобы существующих отдельно от вещей. Эти объекты на самом деле «не более существа, чем тела, и они не предшествуют чувственным вещам по бытию, а только логически».

Аристотель начинает свое учение о причинах и началах с закона исключенного противоречия. Мы уже упоминали его логическую формулировку — в «Метафизике» она становится началом бытия. Это «самое достоверное из всех» утверждение звучит так: «Невозможно, чтобы одна и та же вещь была присуща одной и той же причине в одном и том же смысле и не была.

Что относится к первичным причинам? Аристотель считает, что по существу все причины могут быть сведены к двум, поскольку и действующие, и целевые причины могут быть подведены под понятие «форма». Материя и форма сохраняются. Материя не может быть первичной: она пассивна, бесформенна и поэтому может быть материалом только для формы.

Сама вещь как единство формы и материи также не может быть признана первичной: она сложна. Остается признать, что первичная форма — это сущность и бытие в собственном смысле слова. Это означает, что Аристотель, пытаясь преодолеть платоновское учение об идеях, приходит лишь к другой разновидности того же идеализма: первична форма как понятие, «смысл» вещи. И формы Аристотеля так же неизменны, вечны и универсальны, как идеи Платона во времена «наивного» учения об идеях.

Заключение

Аристотель обобщил развитие философской мысли от ее зарождения в Древней Греции до Платона включительно, он создал дифференцированную систему знаний, освоение которой длилось более полутора тысячелетий. Это систематизация знаний Аристотеля, основанная на двух принципах — объект и цель. Он делит науки на три большие группы: теоретические, нацеленные на само знание и подразделяющиеся, прежде всего, на философию, физику и математику; практические, нацеленные на руководство поведением человека и включающие этику, экономику и политику; и творческие, нацеленные на полезность и создание красоты: Поэтика, риторика и искусство.

Философское наследие Аристотеля огромно, и его влияние прослеживается на протяжении многих лет во всех областях интеллектуальной и научной жизни. Созданные им философские системы нашли множество последователей вплоть до нашего времени, а высказанные им идеи можно найти в работах многих более поздних философов. Огромный вклад Аристотеля в возникновение и развитие философии как науки очевиден, поэтому обращение к его трудам представляется вполне оправданным, несмотря на большое расстояние во времени и значительный прогресс философской мысли с тех пор.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — В: Издательский дом М.А.Захарова, 2001. 2.
  2. Губин, В.Д. Основы философии — М.: Форум: ИНФРА-М, 2005.
  3. Канке В.А. Философия. В историческом и систематическом курсе. — В: Логос, 1999. 2-е издание.
  4. 4. Философия. — Санкт-Петербург: Питер, 2004.
  5. философия / Под редакцией Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева. — Под редакцией Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева: «Феникс, 2004.
  6. Философия в вопросах и ответах. /под редакцией профессора Е.Е. Несмеянова. — Под редакцией профессора Е.Е. Несмеянова. Москва: Гардарики, 2000.
  7. Философия. Учебник. Под редакцией профессора Лавриненко В.Н. Москва 2004.