Для связи в whatsapp +905441085890

Философское знание, его специфика и структура

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философия культуры. Культура и цивилизация
  2. Культура и цивилизация. Перспективы развития человеческой истории на рубеже тысячелетия
  3. Основные проблемы и направления философии культуры
  4. Русская философия XVIII века
  5. Основные принципы философии постмодернизма
  6. Функции и методы философии
  7. Философия в системе культуры
  8. От Мифа к Логосу: этапы становления философии
  9. Древнеиндийская философия
  10. Древнегреческая философия

Введение

Вопросы о структуре мира, о материальном и духовном, о закономерности и случайности, о стабильности и изменении, о движении, развитии, прогрессе и их критериях, об истине и ее отличии от ошибки и сознательного искажения и о многом другом так или иначе поднимаются в соответствии с необходимостью общей ориентации и самоопределения человека в мире.

Изучение философии должно помочь превратить спонтанные взгляды человека в продуманный, обоснованный взгляд на мир. Осознанное отношение к мировоззренческим проблемам является необходимым условием формирования личности, что стало насущной потребностью нашего времени.

Философия — это мировоззренческая форма сознания. Однако не каждое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть вполне связные, но фантастические представления о мире и о себе. Каждый, кто знаком с мифами древних греков (или с мифами других народов мира — египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире снов и идей. Эти верования и идеи играли очень важную роль в их жизни: они были особым выражением и хранилищем исторической памяти, регулятором их социальной организации

Мировоззрение — многомерное явление, оно формируется в различных сферах человеческой жизни, практики, культуры. Философия — одна из духовных сущностей, отнесенных к мировоззрению. Таким образом, первая задача становится очевидной — выявить основные исторические формы мировоззрения.

Помимо профессиональных навыков, знаний и эрудиции, которые так важны для решения конкретных задач, каждому из нас нужно еще кое-что. Это требует широкого кругозора, умения видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Также важно понимать смысл и цель наших поступков, нашей жизни: почему мы делаем то или иное, к чему стремимся, что это дает людям. Такие представления о мире и месте человека в нем, если они могут быть как-то поняты или даже сформулированы, называются мировоззрением.

Философия как вид знания. Специфика философского знания

Философия — это особый научно-теоретический взгляд на вещи. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что:

  • Она основана на знании (а не на вере или вымысле);
  • Она рефлексивна (мысль направлена на себя);
  • Она логична (есть внутреннее единство и система);
  • Основывается на четких понятиях и категориях.

Таким образом, философия — это высший уровень и тип мировоззрения, характеризующийся рациональностью, последовательностью, логикой и теоретической формулировкой.

Философия как мировоззрение прошла в своем развитии три основных этапа:

  • Космоцентризм;
  • Теоцентризм;
  • Антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, основанное на объяснении окружающего мира и природных явлений с точки зрения космической мощи, всемогущества и бесконечности внешних сил, и согласно которому все сущее зависит от космоса и космических циклов (такая философия была характерна для Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и других восточных стран).

Теоцентризм — это тип философского мировоззрения, основанный на объяснении всех существующих существ главенством необъяснимой сверхъестественной силы, Бога (был популярен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — это тип философских взглядов, которые вращаются вокруг проблемы человека (Европа эпохи Возрождения, современная и новейшая Европа, а также современные философские школы).

Важнейшая особенность философского знания заключается в его двойственности, поскольку оно:

  • Имеет очень много общего с научным знанием — предметом,
  • Методы, логические и концептуальные аппараты;
  • Однако это не научное знание в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук в том, что она является теоретическим мировоззрением, максимальным обобщением знаний, накопленных человечеством к настоящему времени.

Предмет философии шире, чем предмет любой конкретной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя все научные знания, не стоит над ними.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

  • Имеет сложную структуру (включает онтологию, эпистемологию, логику и т.д.);
  • Имеет очень общий, теоретический характер;
  • Содержит основные, фундаментальные идеи и концепции, которые лежат в основе других наук;
  • Во многих отношениях она субъективна — на ней лежит печать личности и мировоззрения отдельных философов;
  • Представляет собой совокупность объективных знаний и ценностей, нравственных идеалов своего времени, находится под влиянием эпохи;
  • Он рассматривает не только объект познания, но и сам механизм познания;
  • Обладает качеством отражения — направленностью мысли на себя (т.е. знание направлено как на мир объектов, так и на себя);
  • Находится под сильным влиянием учений более ранних философов.

Структура философского знания

Философская онтология, или учение о бытии, занимается вопросами о том, что существует. Главный вопрос онтологии: что действительно существует, а существование чего является фикцией, иллюзией. Онтология пытается создать определенную картину мира, которая не только дает представление о мире в целом, но и раскрывает его скрытую природу, его первопричины.

Уже в древности философы заметили, что не все, что дано нам непосредственным восприятием, то есть, что открывается нам через органы чувств, имеет истинную реальность. Мир, который мы видим и ощущаем, нестабилен, подвижен, текуч, изменчив. Она постоянно фрагментируется и распадается на бесконечное количество отдельных частей, объектов, элементов. Что в нем стабильно, надежно, абсолютно? Древние мыслители пришли к выводу, что особая, сверхчувственная реальность действительно существует. Она была доступна для разума, но не для чувств. Так зародилась метафизика, изучение сверхчувственной реальности, обладающей гораздо более высокой степенью стабильности, чем вечно текущие и разрушающиеся вещи, которые мы воспринимаем непосредственно.

Гносеология — это исследование познания, изучение природы человеческого познания внешнего мира. Она отвечает на вопросы: как человек познает окружающий его мир? Каковы стадии или этапы познания? Что такое истина в познании? Каким образом это достижимо? и т.д.

Философия давно обнаружила, что познание — это сложный процесс. Человек не познает истину без усилий. На пути познания существует множество трудностей и препятствий, которые необходимо преодолеть. Есть и сомнения принципиального характера: способен ли человек познать мир, не искажая и не добавляя в него что-то? Философы давали различные ответы на этот вопрос. Одни разделяли настроение эпистемологического оптимизма, другие — дух эпистемологического скептицизма и пессимизма. Одни выражали веру в способность человеческого разума постигать суть вещей, другие сомневались в этой способности.

Эпистемология, как особая отрасль философского познания, особенно интенсивно разрабатывалась в европейской философии в XVII-XIX веках. В этот период философы, в частности, активно обсуждали вопрос об основных этапах и формах познания

Философская антропология — это отрасль философского знания, которая размышляет о человеке. Антропологию как философскую дисциплину следует отличать от антропологии как частной, прежде всего культурологической науки. Чаще всего под культурной антропологией в мировой литературе понимают изучение быта, традиций, обычаев, образа мышления и культурных особенностей различных народов. Философская антропология отличается от всех других наук, занимающихся человеком, прежде всего широтой своего подхода. Философию интересует не человек как представитель конкретного племени, нации или культуры, а человек вообще.

Философия занимается изучением универсальных качеств человека. Философия рассматривает человека как особый вид существа, отличающийся от всех других существ. Философская антропология рассматривает проблемы природы и бытия человека и анализирует категории человеческого существования. Философская антропология исходит из следующей основной предпосылки: Помимо социальных характеристик, обусловленных особенностями социальной среды и эпохи, а также биологических и других природных характеристик, в человеке есть нечто, что можно назвать сущностно человеческим. Внутренне человеческое связано как с социальным, так и с биологическим, но не сводится к ним. Это означает, что человек и человеческая жизнь обладают качествами универсального характера, которые применимы к каждой эпохе, к существованию человека в различных социальных и природных условиях, независимо от их конкретных особенностей.

Принято считать, что философская антропология возникла как самостоятельная отрасль философского знания в трудах европейских мыслителей в XVIII веке. Однако элементы философского антропологического знания можно легко проследить у древних философов. Философская антропология получила особое развитие в двадцатом веке.

Познавательная ценность философии. Философия и ненаучное знание

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, человека, отношения объективной реальности и субъективности мира, материального и идеального, бытия и мышления. При этом всеобщее — это свойства, связи, отношения, присущие как объективной реальности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и другие свойства, отношения относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии следует отличать от проблем философии, поскольку проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и отношения (производство и время, количество и качество) существовали еще тогда, когда философской науки как таковой не существовало.

Основными функциями философии являются:

  1. Синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному этапу развития науки, культуры и исторического опыта;
  2. Обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;
  3. Разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Каждая наука изучает свой собственный набор проблем. Для этого она разрабатывает собственные концепции, которые применяются к более или менее ограниченному кругу явлений в строго определенной области. Однако ни одна из наук, за исключением философии, не занимается конкретно вопросом о том, что такое «необходимость», «случайность» и т.д., хотя они могут использовать эти понятия в своей области. Такие понятия чрезвычайно широки, универсальны и всеобъемлющи. Они отражают всеобщие отношения, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями. Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мыслью и бытием, которое нас окружает.

Иногда под философией понимают конкретную деятельность. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-либо, когда имеем в виду длительное, отстраненное, так сказать, рассмотрение сиюминутной проблемы. Когда кто-то расстраивается из-за несбывшихся планов, мы советуем ему или ей посмотреть на этот вопрос более «философски». Дело не в том, чтобы придавать слишком большое значение сиюминутному моменту, а в том, чтобы смотреть на вещи в перспективе. Мы придаем этому слову другое значение, когда считаем, что философия означает попытку оценить или объяснить то, что есть или имеет смысл в жизни.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д., соответствуют специфические формы знания. Проводя различие между научным знанием, которое основано на рациональности, и ненаучным знанием, важно понимать, что ненаучное знание — это не чья-то выдумка или изобретение. Она производится в конкретных интеллектуальных сообществах, в соответствии с иными (не рационалистическими) нормами, стандартами, имеет свои источники и средства познания. Очевидно, что многие формы ненаучного знания старше знания, признанного научным, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры различные формы знания, которые отклоняются от классической научной схемы и стандарта и классифицируются как ненаучное знание, объединяются под общим термином эзотерика.

Выделяют следующие формы ненаучного знания:

  • Ненаучное, понимаемое как разрозненные, несистематизированные знания, которые не формализованы и не описаны законами, противоречат существующей научной картине мира;
  • Донаучный — как прообраз, предпосылка научного знания;
  • Паранаучный — как несовместимый с существующим эпистемологическим стандартом. Широкий класс паранаучных (para-scientific от греч. — около, среди) знаний включает в себя доктрины или рассуждения о явлениях, объяснение которых неубедительно с точки зрения критериев научности.

Особенности мифологического и религиозного мировоззрения

Даже в исторические времена люди создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые управляют миром и человеком. О существовании этих взглядов и представлений свидетельствуют материальные остатки древних культур, археологические находки. Древнейшие письменные памятники ближневосточных регионов не представляют собой целостных философских систем с точным понятийным аппаратом: Здесь нет ни проблемы бытия и существования мира, ни честности в вопросе о способности человека познать мир.

Миф — это одна из форм, в которой человек выражает свое реальное отношение к миру на начальном этапе и опосредованное понимание социальных отношений определенной целостности. Это первый (хотя и фантастический) ответ на вопросы о происхождении мира, о смысле естественного порядка. Она также определяет цель и содержание индивидуального человеческого существования. Мифическое представление мира тесно связано с религиозными представлениями, содержит ряд иррациональных элементов, характеризуется антропоморфизмом, персонифицирует силы природы. Но она также содержит сумму знаний о природе и человеческом обществе, приобретенных в результате многовекового опыта.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф в том виде, в каком он существовал в первобытной общине, то есть в своей первоначальной живой форме, — это не рассказанная история, а прожитая реальность. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Миф служит для оправдания определенных социальных установок, для санкционирования определенного рода верований и поведения. В период господства мифологического мышления не было необходимости приобретать специальные знания.

Миф, таким образом, это не оригинальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление явлений природы и коллективной жизни. Будучи самой ранней формой человеческой культуры, миф сочетает в себе зачатки знаний, религиозных верований, моральной, эстетической и эмоциональной оценки ситуации. Если мы можем говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет значение не традиционного приобретения знаний, а восприятия мира и чувственного сопереживания.

Для первобытного человека было так же невозможно удержать свои знания, как и убедить себя в своем невежестве. Для него знание не существовало как нечто объективное, независимое от его внутреннего мира.

В примитивном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, активное с действующим. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотъемлемая частица.

Мифологическая форма характеризуется:

  • Синкретизм — отсутствие четкого разграничения между материальными и духовными явлениями;
  • Антропоморфизм — отождествление природных сил с человеческими, одухотворение тех же;
  • Политеизм (многобожие) — каждое природное явление имеет свою причину — это Бог. Боги имеют человеческие черты, пороки, но они бессмертны.

Происхождение мира в мифологии понималось как создание или постепенное развитие из бесформенного первобытного состояния, порядок, превращение из хаоса в космос, создание путем преодоления демонических сил.

Обоснование для решения мировоззренческих вопросов в мифологии было генетическим. Объяснения происхождения мира, происхождения природных и социальных явлений были сведены к рассказу о том, кто кого породил. В знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде и Одиссее» Гомера, самом обширном собрании греческих мифов, процесс творения был представлен следующим образом. В начале был только вечный, безграничный, темный хаос. Он был источником жизни в мире. Все возникло из безграничного хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из хаоса возникла и богиня Земля — Гея. Из хаоса, источника жизни, возникла мощная и живительная любовь, Эрос.

Безграничный хаос породил тьму, Эреб, и темную ночь, Нюкта. И из ночи и тьмы возникли вечный свет — Эфир и яркий светлый день — Гемера. Свет залил весь мир, и ночь и день начали сменяться. Могучая, плодородная земля породила бескрайнее голубое небо — Уран, и небо раскинулось над землей. Высокие горы, рожденные из земли, поднялись навстречу ему, и море поплыло.

Заключение

Хотя в ходе истории меняются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, вопросы мировоззрения остаются нерешенными, а значит, актуальными и сегодня.

Философия как мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира. Оно основано на теоретическом обосновании законов развития объективных процессов, но может быть реализовано только на основе их чувственного восприятия (своего или других людей), поэтому мировоззренческое понимание мира следует рассматривать в единстве и взаимодействии сенсорного и рационального уровней.

Мировоззрение человека — это интегрирующий фактор, ядро его идеологического мира и одновременно высшая ступень его духовного становления. Решение решающих жизненных проблем связано с мировоззрением: Выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование жизненной позиции, которая является основой его самоопределения в мире и идейным условием значимой деятельности.

Список использованных источников

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. — Outlook, 2012. — 592 с.
  2. Липский Б.И. философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков. — М.: Издательский дом «Закон», 2012 г. — 495 с.
  3. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. — М.: Высшая школа, 2001 г. — 400 с.
  4. Гриненко Г.В. История философии: учебник / Г.В. Гриненко. — М.: Издательский дом Юрайт, 2011 г. — 689 с.
  5. Вольф Р. О философии. Под редакцией В.А. Лекторского, Г.А. Алексеевой. — М.: АспектПресс, 1996 г. — 415 с.
  6. Введение в философию: учебник для вузов /авт: Фролов И.Т. и др. 4-е издание, переработанное издание — М.: Культурная революция, Республика, 2007 г. — 623 с.