Для связи в whatsapp +905441085890

Волевые действия и физиологические и мотивационные аспекты волевых действий

Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено для того, чтобы объяснить возникновение действий, основанных не только на человеческих желаниях, но и на ментальном решении их выполнять.

В древней философии эта концепция была очень четко представлена Аристотелем в его работах. Он понимал, что знание не имеет стимулирующей силы, а постоянно сталкивается с силой человеческого нравственного действия, и тогда поведение совершается не потому, что он этого хочет, а потому, что это необходимо. Философ подчеркнул, что не знание, а другая сила побуждает к действию в соответствии с разумом. Эта сила рождается из ментальной части души через сочетание умственного решения с желанием действовать. В концепции Аристотеля воля определяла не только инициирование произвольных действий, но и их отбор и регулирование при их выполнении. В этом контексте сама воля может быть понята как самостоятельная сила (движения души), так и способность человека выполнять определенную деятельность, которая исходит от самой воли.

В дальнейшем интенсивное развитие идей свободы началось только в 17 веке и продолжилось в 18-19 веках, соответствующих Новому веку, который характеризовался бурным развитием научных и психологических знаний. Эти идеи можно разделить на три направления, которые в современной психологии представлены как мотивационный и регуляторный подходы и подход «свободного выбора».

Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации к действию (желание, устремление, аффект), либо к признанию свободы как тесно связанной, но не идентичной мотивации, как способности побуждать к действию, особенно к преодолению препятствий.

Отождествление воли с волей сознания-доминантным желанием прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Таким образом, одни объясняли волю как способность души формировать желания, в то время как другие объясняли ее как конечную волю, предшествующую действию. Таким образом, воля возникла не как самостоятельная реальность, а как одно из желаний, полезность которого определяется разумом. В этом случае сутью мотива были эмоции, а процесс волеизъявления имел два момента: Влияние и условное действие (Р. Декарт, Т. Хоббс, У. Вандт, Т. Рибо).

Если мотивация — это только фактор, инициатор действия, то наличие препятствий для выполнения действия и их осознанное преодоление становится формирующим фактором действия воли. В то же время, они ссылаются на ограничение функции воли. В то же время, ссылаясь на сложный характер завещания, ученые указывают на важность регулирующей функции.

Все варианты мотивационного подхода подчеркивают мотивационную функцию воли, то есть ее мотивационную составляющую.

Подход «свободного выбора». Вопрос о спонтанном, неопределенном свободном выборе поведения был впервые поднят древним философом Эпикуром. Позже это привело к изоляции проблемы свободы воли.

Позиции представителей этого подхода коренным образом отличались. Эти ученые интерпретировали волю как независимую (ничем не обусловленную и никем не идентифицированную) силу души, способную к свободному выбору (A. Schopenhauer, W. Jem). Такие идеи считались волюнтаристскими, потому что они провозглашали волю к высшему принципу существования и утверждали независимость человеческой воли от окружающей ее реальности.

Другая позиция была занята теми, кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность ума делать выбор (принимать решения). В то же время выбор был либо основной функцией воли, либо только одним из моментов действия воли (Б. Спиноза, И. Кант, В. Франкл, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн).

Так, в рамках подхода «свободного выбора» воля в одном случае рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаризм), а в другом — как явление, связанное с функционированием когнитивных процессов.

Нормативный подход. Многие ученые изучали регулирующую функцию завещания. Воляционное регулирование опосредуется целями и мотивами создания состояния оптимальной мобилизации, оптимального вида деятельности и правильного направления этой деятельности. Представители этого направления считают, что специфика воли не может быть выведена из анализа индивидуальной сферы стимулов или сознательного преодоления препятствий. Они ставят вопрос о свободе не в связи с проблемой возникновения действий, а в связи с деятельностью человека, направленной на него самого. Воля здесь понимается как ментальный механизм, посредством которого человек регулирует свои психические функции. Тогда воля является центральным ядром личности. Свобода управляет мыслью, эмоциями, воображением, желаниями и другими психическими процессами. Свобода имеет направляющую и регулирующую функцию, она балансирует и конструктивно использует все виды человеческой деятельности, не подавляя ни один из них (М.Ю. Басов, Р. Ассагиоли).

Другой план связан с идеей регулирования поведения как особого, самостоятельного процесса, не требующего умственного образования, которое называется волей. Причины действий в данном случае связаны с эмоциональным возбуждением, мыслями, моральными чувствами, которые придают действиям определенный смысл. В этом случае человек способен к саморегулированию и самоорганизации в процессе целенаправленной деятельности (И.М. Сеченова, К. Шеррингтон, В.К. Калина, Л.М. Векер, Р. Май).

В начале 20-го века и в последующие десятилетия исследования будут продолжены, хотя и не столь обширными и активными, как раньше, но с тем же самонаблюдением, что и основной метод выявления связанных с ним явлений.

Однако из-за неудовлетворенности общим состоянием исследований силы воли многие ученые в первые десятилетия этого столетия стремились полностью отказаться от этого понятия как якобы ненаучного и заменить его поведенческими характеристиками или другими, которые можно было бы ввести в действие и проверить, т.е. теми, которые можно было бы наблюдать и оценивать. Таким образом, американская поведенческая психология заменила понятие волеизъявления понятием «поведенческой персистентности» — персистентности человека в осуществлении начатых им поведенческих действий, в преодолении возникающих на этом пути препятствий. Эта настойчивость, в свою очередь, объясняется такими личностными качествами, как решительность, терпение, настойчивость, настойчивость, постоянство и т.д.

У. У. Джеймс в США и С.Л. Рубинштейн заявили, что воля является очень реальным явлением, которое имеет свои специфические, легко обнаруживаемые и описываемые по научным языковым характеристикам.

Психиатрия, психология, физиология и философия оперируют понятием «воля». В толковом словаре Ожегова воля интерпретируется как способность достигать целей. В древней европейской культуре понятие воли как неотъемлемой части психической жизни человека было принципиально иным, чем сегодня. Сократ, например, сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим бесспорный факт, что стреле еще суждено спуститься с тетивой, но воля позволяет ей это делать только тогда, когда у нее есть истинное намерение. Философы платоновской школы определяли волю как «целеустремленность в сочетании с правильным разумом; мудрое стремление; разумное естественное стремление». Дзено противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали завещанию в первую очередь сдерживающую роль. В их понимании, воля функционировала как внутренняя цензура, а не как творческий агент.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий - Общие черты волеизъявления

Общие черты волеизъявления

А.Г. Маклаков в учебнике по общей психологии пишет, что любая человеческая деятельность всегда сопровождается определенными действиями, которые можно разделить на две большие группы: добровольные и недобровольные. Основное различие между добровольными действиями заключается в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют от человека определенных усилий для достижения сознательно поставленной цели. Эти усилия часто называют волевым регулированием или волей.

И он определяет это следующим образом:

Воля — это сознательная регуляция поведения и деятельности человека, выражающаяся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при выполнении целенаправленных действий и поступков.

По мнению автора, основной функцией волеизъявления является сознательное регулирование деятельности в сложных жизненных условиях. Эта регуляция основана на взаимодействии процессов возбуждения и торможения нервной системы. Соответственно, принято классифицировать две другие функции, активирующие и ингибирующие, как конкретизацию вышеупомянутой общей функции.

Принудительные или добровольные действия развиваются на основе недобровольных движений и действий. Самые простые непроизвольные движения — это рефлекторные: Сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т.д.

Поведение, как и действия, может быть недобровольным или добровольным. Непроизвольное поведение в первую очередь включает в себя импульсивные действия и бессознательные реакции, которые не подчинены общей цели.

В отличие от непроизвольных действий, сознательные действия, более характерные для человеческого поведения, направлены на достижение конкретной цели. Именно осознание действий характеризует волевое поведение. Однако, волевые действия могут также включать, как отдельные части, те движения, которые становятся автоматизированными в процессе формирования навыка и потеряли свой изначальный сознательный характер.

Волевые действия отличаются друг от друга главным образом степенью сложности. Существуют очень сложные волевые действия, которые включают в себя ряд более простых действий.

Другой важной особенностью волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, независимо от того, какой тип препятствий является внутренним или внешним. Внутренние или субъективные препятствия — это стремление человека уклониться от выполнения определенного действия или выполнить противоположное действие.

Следует отметить, что не все действия, направленные на преодоление препятствия, носят волевой характер. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложное препятствие и даже забраться на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, потому что они вызваны в первую очередь внешними причинами, а не внутренними распорядками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание важности достижимой цели, осознание необходимости ее достижения. Чем важнее цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени сложности, но и по степени осознания.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и выборе средств ее достижения. Мыслить также необходимо при осуществлении задуманных действий.

Для достижения цели человек должен постоянно сравнивать цели действия, условия и средства его осуществления, а также вносить необходимые коррективы. Без вовлечения мышления, действия будут лишены сознания, то есть они перестанут быть действиями воли.

Автор отмечает, что люди обычно обращают внимание на объекты и явления, которые вызывают в них определенные чувства. Желание чего-то достичь или осуществить, а также избежать чего-то неприятного, связано с чувствами. То, что безразлично, что не вызывает эмоций, не служит, как правило, целью действий. Однако, отмечает автор, ошибочно полагать, что источником волевых действий являются только чувства. Таким образом, А.Г. Маклаков приходит к выводу, что источники волевых действий весьма разнообразны.

С.Л. Рубинштейн, в свою очередь, писал, что одной из существенных особенностей акта воли является то, что он всегда связан с использованием усилий, принятием решений и их реализацией. Воля подразумевает борьбу мотивов. По этому существенному атрибуту акт воли всегда можно отличить от других. Волевое решение обычно принимается перед лицом конкурирующих многонаправленных дисков, ни один из которых не может окончательно одержать победу без волевого решения.

Воля включает в себя самоограничение, сдержанность некоторых достаточно сильных побуждений, осознанное подчинение этих побуждений другим, более значимым и важным целям, а также способность подавлять желания и импульсы, которые возникают непосредственно в данной ситуации. На самом высоком уровне ее проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на верования и идеалы.

Еще одним атрибутом волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, является наличие хорошо продуманного плана ее выполнения. Действие, которое не имеет плана или не выполняется по заранее запланированному плану, не может считаться добровольным. «Волевой акт» — это… сознательное, целенаправленное действие, с помощью которого человек реализует свою цель, подвергая свои импульсы сознательному контролю и изменению окружающей действительности в соответствии со своим планом».

Обобщая составляющие воли, выработанной с течением времени, Малаков А.Г. пишет, что различные понятия на самом деле являются абсолютизацией отдельных, хотя и существенных, потребностей как источников человеческой деятельности. На практике проявление воли очень часто связано со способностью справляться с необходимостью самосохранения и поддержания целостности человеческого организма. Это подтверждается героическим поведением людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни. В действительности же мотивы волевого действия формируются и возникают в результате активного взаимодействия человека с внешним миром, особенно с обществом. Свобода воли не означает отрицания универсальных законов природы и общества, а предполагает их признание и выбор соответствующего поведения.

Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий

Волевые действия, отмечает А.Г. Маклаков, как и все психические явления, связаны с деятельностью мозга и вместе с другими сайтами психики имеют материальную основу к нервному процессу nida.

Материальной основой произвольных движений является активность так называемых гигантских пирамидальных клеток, которые расположены в одном из слоев коры головного мозга в области передней центральной извилины и по своим размерам во много раз превосходят окружающие их другие нервные клетки. Эти клетки часто называют «клетками Бетца» по имени профессора анатомии Киевского университета В.А. Бетца, который впервые описал их в 1874 году. Импульсы к движению возникают в них, и отсюда волокна образуют массивный пучок, который уходит вглубь мозга, спускается вниз, проходит через спинной мозг и, наконец, достигает мышцы на противоположной стороне тела (пирамидальный тракт).

Все пирамидальные ячейки можно условно разделить на три группы в зависимости от их расположения и функции (Рис. 1). Например, верхние секции передней центральной извилины содержат клетки, посылающие импульсы на нижние конечности, средние секции — клетки, посылающие импульсы на кисть, а нижние секции — клетки, активирующие мышцы языка, губ и гортани. Все эти клетки и нейронные пути составляют моторный аппарат коры головного мозга. Поражение этих или других пирамидальных клеток приводит к параличу соответствующих моторных органов человека.

Добровольные движения осуществляются не изолированно друг от друга, а в сложной системе целенаправленных действий. Это происходит за счет определенной организации взаимодействия отдельных участков мозга. Важную роль играют области мозга, которые, хотя и не являются моторными зонами, отвечают за организацию моторной (или кинестетической) чувствительности, необходимой для регулирования движения. Эти области расположены в задней части передней центральной извилины. Когда на них оказывается воздействие, человек уже не может чувствовать своих собственных движений и, следовательно, не может выполнять даже относительно простые действия, например, подбирать предмет рядом с ним. Трудности, возникающие в таких случаях, характеризуются тем, что человек подбирает неправильные движения.

Сначала определимся с масштабами развития этой проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые изучили проблему эмоций: Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.Ф. Гербарт, В. Вундт и др.

Далее мы рассмотрим понятие эмоций, а также физиологические и психологические теории эмоций.

Понятие эмоций

Эмоции — это определенный класс субъективно переживаемых состояний, различные ощущения приятные и неприятные, само отношение человека к миру, к самому себе и к другим.

Характер эмоций

  • Интеллектуальный подход. Органические проявления эмоций действуют как следствие психических явлений.
  • Теория И.Ф. Хербарта. Ученый утверждает, что важнейшим психологическим фактом является репрезентация; соответственно, эмоции — это связь между существующими репрезентациями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между репрезентациями.
  • Позиция Вандта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на ход самих представлений.

Психо-органическая теория эмоций

Теория Джеймса-Ланджа. Развитие эмоций определяется внешними воздействиями как в добровольно-моторной, так и в непроизвольной сфере. По сути, ощущения этих изменений и сами эмоциональные реакции здесь взаимосвязаны. Источником эмоций являются органические изменения. Они отражаются особой системой обратной связи в психике человека и таким образом вызывают соответствующие эмоциональные реакции. Эмоции, таким образом, возникают от внешних стимулов через органические ощущения.

Критика этой теории

Эта теория была раскритикована У. Кэнноном. Он утверждал, что органические ощущения настолько похожи друг на друга, что с их помощью невозможно объяснить все многообразие переживаемых человеком эмоций.

Он также проверил тезис о том, что органические ощущения сами по себе являются основой эмоций. Он обнаружил, что чувства формируются крайне медленно во внутренних органах, а эмоции, наоборот, быстро развиваются. У. Кэннон также обнаружил, что, когда органические изменения искусственно вносятся в человека, эмоциональные переживания не всегда проявляются.

Кроме того, был проведен эксперимент, который показал, что искусственно индуцированное прерывание органических сигналов в мозг не мешает развитию эмоций.

Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера

Суть этой концепции заключается в том, что на эмоциональную реакцию влияет прошлый опыт человека, а также его собственная оценка данной ситуации. Конечно, эта теория не опровергает и влияние внутренних физических стимулов на эмоциональное состояние индивида.

В этом случае оценка формируется исходя из интересов и потребностей, которые имеют к нему отношение. Косвенным подтверждением обоснованности когнитивной теории эмоций является влияние вербальных инструкций на опыт человека, а также дополнительная информация, благодаря которой человек меняет свою оценку ситуации.

В одном из экспериментов, призванных обосновать положения когнитивной теории эмоций, людям давали физиологически нейтральное решение (плацебо) как «лекарство», сопровождаемое различными инструкциями.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Зависимость стиля общения от свойств темперамента
  2. Виды развития личности
  3. Барьеры общения в психологии — Понятие коммуникации и ее функции
  4. Свойства внимания
  5. Этика психолога: общечеловеческие и профессиональные принципы взаимодействия
  6. Воображение и творчество
  7. Программа психологической подготовки
  8. Православная психология
  9. Задачи психотерапии
  10. Детская психология