Для связи в whatsapp +905441085890

Физиологические основы восприятия — Физиологическая основа восприятия. Отличие восприятия от ощущения

Наше представление о мире стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень — это камень, дерево — это дерево, кошка — это кошка. Нам кажется, что иначе быть не может.

Однако мы приспосабливаем мир к нашим собственным стандартам, определяемым нашими человеческими чувствами. Это относительное изображение, совершенно отличное от того, каким может быть ботинок инфузории, летучая мышь или слон. Для одних животных реальность в основном состоит из запахов, которые в значительной степени неизвестны нам, а для других — из звуков, которые в значительной степени не поддаются обнаружению. Каждый вид имеет рецепторы, которые позволяют организму получать информацию, наиболее полезную для его адаптации к окружающей среде, а это значит, что у каждого вида есть свое восприятие реальности.

Окружающая среда посылает нам тысячи сигналов в каждый момент времени, из которых мы можем обнаружить только очень малую часть. Человеческое ухо не способно слышать слишком высокие для него звуки, в то время как собака, дельфин или летучая мышь могут слышать эти ультразвуковые звуки с легкостью. Пространство пронизано бесконечным числом электромагнитных волн, от самых коротких (гамма-лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны). Однако наши глаза чувствительны только к небольшой части спектра, которая занимает промежуточное положение — «видимый свет». Как бы выглядела реальность, если бы мы могли различать другие формы энергии? Как бы выглядел наш взгляд на мир, если бы наши глаза могли улавливать рентгеновские снимки и видеть сквозь то, что сейчас кажется непроницаемым? Но какой бы мозг нам понадобился, чтобы воспринимать наше окружение, откуда мы получаем столько сигналов?

Физиологические основы восприятия - Физиологическая основа восприятия. Отличие восприятия от ощущения

Физиологическая основа восприятия. Отличие восприятия от ощущения

Внешние условия, действующие на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в форме восприятия, без какой-либо противодействующей деятельности со стороны субъекта по отношению к воспринимаемым условиям.

Способность чувствовать дается нам и всем живым существам, у которых с рождения есть нервная система. Только человек и высшие животные наделены способностью воспринимать мир с точки зрения образов; эта способность развивается и совершенствуется через жизненный опыт. В отличие от восприятия, ощущение всегда субъективно связано с реальностью, которая существует вне нас в виде объектов. Чувства внутри нас, воспринимаемые свойства объектов, их изображения локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективизацией. Другое отличие восприятия, в его развитых формах, от ощущений заключается в том, что результатом восприятия является некое чувство (например, ощущение яркости, громкости, равновесия, сладости и т.д.), в то время как в результате восприятия формируется образ, который содержит комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческому сознанию объекту, явлению, процессу. Для того чтобы объект был воспринят, необходимо провести в отношении него противодействие, направленное на его исследование, построение и уточнение изображения. Индивидуальные ощущения как бы «привязаны» к определенным анализаторам, и достаточно стимулировать их периферийные органы-рецепторы, чтобы ощущения возникли. Образ, возникающий в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, согласованную работу сразу нескольких анализаторов.

Таким образом, восприятие функционирует как осмысленный (включающий в себя принятие решений) и значительный (относящийся к языку) синтез множества ощущений, получаемых от целостных объектов или сложных явлений, воспринимаемых как единое целое. Этот синтез действует как изображение заданного объекта или явления, сформированного в процессе его активного отражения.

«Все, что воздействует на наши органы чувств, по сравнению с обычным ощущением, вызывает в нас нечто иное: оно возбуждает в мозговых полушариях процессы, которые отчасти обусловлены изменениями в структуре нашего мозга, произведенными в нем предыдущими впечатлениями; в нашем сознании эти процессы порождают идеи, которые тем или иным образом связаны с данным ощущением. Первая такая идея — это представление объекта, которому принадлежит определенное свойство ощущения. Сознание известных материальных объектов до наших органов чувств — это то, что сейчас называется в психологии восприятием».

«Результат сложной аналитико-синтетической работы, которая выделяет некоторые существенные и другие несущественные особенности и собирает воспринимаемые части в значимое целое. Этот сложный процесс размышления над целыми вещами или ситуациями в психологии называется восприятием» (N8 стр. 46).

«Восприятие — это сенсорная репрезентация объекта или явления объективной реальности, которая действует на наши чувства». Человеческое восприятие — это не только сенсорный образ, но и осознание предмета, который выделяется из окружающей среды и сталкивается с объектом. Восприятие чувственно заданного объекта является фундаментальной, наиболее существенной отличительной чертой восприятия» (M9 p.242).

Для того чтобы мы могли воспринимать элемент реальности, который нас окружает, энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная), которую она излучает, должна быть достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить один из наших рецепторов. Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств генерируются электрические импульсы, может начаться процесс восприятия. Первичный анализ стимула и кодирование сигнала осуществляется рецепторными клетками, и этот кодированный сигнал затем передается через сенсорные нервы в нервный центр спинного мозга или головного мозга.

Когда сигнал запускается стимулом, который угрожает нанесением вреда организму или направлен на вегетативную нервную систему, очень вероятно, что он сразу же вызовет рефлекторную реакцию, которая возникает в спинном мозге или другом нижнем центре, и это происходит до того, как мы узнаем об эффекте (при ожоге рука дергается, зрачки сжимаются от яркого света). Сигнал продолжает свое путешествие по спинному мозгу, а затем идет двумя разными путями: Один из них ведет в кору головного мозга через таламус (набор ядер серого вещества в мозге, расположенный между срединным мозгом и корой головного мозга, центр, где собираются импульсы от всех органов чувств, кроме обоняния, и происходит их первичный анализ и синтез), а другой проходит через фильтр ретикулярной формации (эта формация простирается по всей оси ствола головного мозга). Он действует как фильтр, который позволяет важным сенсорным сигналам активировать кору, но не пропускает привычные или повторяющиеся сигналы), который держит кору в сознании и решает, является ли сигнал, передаваемый напрямую, достаточно важным, чтобы быть декодированным корой. Если сигнал считается важным, начинается сложный процесс, который приводит к восприятию в истинном смысле этого слова. Этот процесс подразумевает изменения в деятельности многих, тысяч корковых нейронов, которые должны структурировать и организовать сенсорный сигнал, чтобы придать ему смысл. Первоначально, внимание коры головного мозга к стимулу повлечет за собой серию движений глаз, головы или туловища. Это позволит считывать информацию, поступающую от органа чувств, более глубоко и детально, и, возможно, вовлекать в процесс другие органы чувств. По мере поступления новой информации она связывается со следами аналогичных событий в памяти. Если сигнал оказывается похожим на что-то уже известное, то восприятие приводит к распознаванию. В противном случае она проявляется в восприятии нового аспекта реальности, фиксации в памяти и создании новых следов, которые, в свою очередь, подкрепляются другими актами узнавания. Таким образом, от начала и до конца жизни мозг создает картину реальности, из которой исключаются элементы, не имеющие ничего общего с интересами и потребностями человека.

И.П. Павлов показал, что восприятие основано на условных рефлексах, то есть временных нейронных связях, образующихся в коре больших полушарий под воздействием рецепторов к объектам или явлениям окружающего мира. По сравнению с ощущениями, восприятие является более высокой формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Например, незнакомая иностранная речь воспринимается как непрерывный поток звука. В то же время восприятие речи включает в себя не только анализ, но и синтез, благодаря чему мы воспринимаем не отдельные звуки, а слова. В основе синтеза лежит процесс построения временных нейронных связей. Временные нейронные связи, лежащие в основе восприятия, формируются на основе объективных отношений свойств объектов и явлений внешнего мира. Таким образом, в основе сложного процесса построения перцептивного образа лежит система внутрианализаторных и межанализаторных связей, которая обеспечивает наилучшие условия для идентификации стимулов и учета взаимодействия свойств объекта как сложного целого.

Теории восприятия

Наибольшего влияния ассоциативная теория восприятия достигла во второй половине 19 века. Его наиболее выдающимися представителями были немецкие ученые И. Моллер, Э. Моллер, Х. Гельмгольц, Э. Геринг, В. Бундт, Г. Э. Мюллер и американский психолог Э. Б. Титченер. Несмотря на значительные различия в объяснении частичных проблем, эти психологи разделяли общие взгляды на природу восприятия. По их мнению, воспринимаемый нами образ действительно представляет собой сложное объединение первичных элементов сознания — ощущений. В то же время само ощущение понималось как сознательное состояние органа чувств, подверженного воздействию внешнего раздражителя.

Объединение ощущений в восприятие происходит через ассоциации, основанные на близости или сходстве. Этот ассоциативный механизм определяет ведущую роль прошлого опыта в формировании восприятия.

Некоторые из этих авторов, такие как В. Вундт и Г. Гельмгольц, также использовали внутреннюю активность субъекта в форме волевой апперцепции для объяснения процессов синтеза ощущений в восприятие (апперцепция в В. Вундте означает внутреннюю силу, направляющую мысли и ход ментальных процессов) или интеллектуальную бессознательную дедукцию. Фундаментальная ошибка ассоциативной теории заключалась в том, что она опиралась на другие данные для объяснения некоторых субъективных данных, пытаясь таким образом вывести разум из себя. Эта ошибка особенно ярко проявилась в работах структуралистской школы (В. Вундт, Е. Б. Титченер).

Структуралисты полагали, что поскольку восприятие — это комплекс ощущений, то задача состоит в том, чтобы найти элементарные ощущения в собственном субъективном опыте через интроспекцию, а затем выделить и описать их. Этот метод получил название метода аналитической интроспекции.

Группа немецких психологов: М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка и другие выступили с резкой критикой ассоциативности. Они исходили из того, что все процессы в природе изначально целостны. Таким образом, процесс восприятия определяется не отдельными элементарными ощущениями, а целым «полем» стимулов, действующих на организм, структурной ситуацией восприятия в целом. Это направление стало известно как гештальт-психология. Метод аналитической интроспекции был противопоставлен гештальтовской психологией феноменологическому методу, суть которого заключается в непосредственном описании наблюдателем перцептивного содержания.

По их мнению, психология восприятия должна дать ответ на вопрос, почему мы видим мир таким, каким он есть. Гесталтисты, как и структуралисты, отказались рассматривать восприятие с точки зрения функции, которой оно служит. Еще одним недостатком является их отрицание историчности восприятия. Прошлые переживания, по их мнению, не могут изменить восприятие объектов, потому что они образуют «хорошую» структуру. Гештальт-психологи собрали большое количество экспериментальных данных, что позволило установить основные закономерности формирования структур в восприятии. Элементы поля объединяются в структуру, которая зависит от таких отношений, как близость, сходство, близость, симметрия и так далее. Обнаружены схемы разделения поля зрения на рисунок и фон. В работах ряда зарубежных психологов были намечены новые способы теоретического анализа восприятия, согласно которым восприятие является результатом активной деятельности субъекта, предоставляющего информацию о внешнем мире. По словам Дж. Гибсона, восприятие интерпретируется им как процесс получения информации об окружающей среде, уменьшающий неопределенность положения тела в ней. Только организованные системы стимулов содержат информацию о внешнем мире. Таким образом, несколько точек, расположенных в порядке уменьшения размера и расстояния друг от друга, образуют так называемый градиент размера и плотности, который несет информацию о протяженности наблюдаемой поверхности в глубину. Поэтому мы воспринимаем поверхность, уходящую вдаль.

Деятельность

Активность восприятия заключается, прежде всего, в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия, которое происходит в виде движений аппаратов рецепторов и движений тела или его частей в пространстве. Анализ движений рук и глаз делится на два класса. Первый класс включает в себя поиск и позиционирование движений, с помощью которых осуществляется поиск определенного объекта, установка глаза и руки в наиболее благоприятное для восприятия положение, а также изменение этой позиции. Этот класс также включает в себя движения головы для внезапного услышанного звука, отслеживание движений глаз и т.д. Второй класс включает в себя фактические когнитивные движения. При их непосредственном участии происходит оценка размеров, распознаются уже известные объекты, осуществляется фактический процесс построения изображения. Существует непрерывное сравнение изображения с оригиналом. Любое расхождение между ними сразу же приводит к коррекции изображения. Следовательно, роль двигательной активности в восприятии не ограничивается созданием наилучших условий для работы аффективных систем, а сами движения участвуют в формировании субъективного образа объективного объекта.

Важность активных движений для развития восприятия подтверждается экспериментами Р. Гехалтена. Для их поведения он использовал специальные очки, которые вызывают оптические искажения. Объект в таких очках впервые видит мир перевернутым или с левой и правой стороны вверх дном. Р. надел очки на свои объекты, которые сдвинули изображение на 20 градусов влево, так что когда они пытались попасть в светящуюся точку с помощью указателя в темной комнате, объекты промахнулись именно на это расстояние. Затем было включено освещение, и испытуемым было разрешено ознакомиться с расположением комнат в лаборатории и их оборудованием, одни испытуемые катались в кресле, а другие передвигались по комнате самостоятельно. Через некоторое время тест на точность был повторен. Было обнаружено, что «активные» испытуемые научились правильно определять положение цели, в то время как «пассивные» испытуемые промахнулись, как и в начале эксперимента.

Зрительное восприятие включает в себя множество источников информации, выходящих за рамки того, что глаз воспринимает, когда мы смотрим на объект. Процесс восприятия, как правило, включает в себя знания об объекте из предыдущего опыта, и этот опыт не ограничивается зрением. Это еще больше подчеркивает активный процесс восприятия.

Историчность

Восприятие — это система актов восприятия (восприятие — это прямое отражение органами чувств объективной реальности), освоение которой требует специальной подготовки и достаточно длительной практики. Перцептивные акты и критерии адекватности образа не остаются неизменными, но вместе с развитием самой деятельности проходят значительный путь развития. Это означает, что важнейшим свойством восприятия является его историчность — обусловленная конкретными условиями хода действий и прошлым опытом субъекта. Наблюдение за слепым человеком в возрасте десяти месяцев, восстановившим зрение в 52 года, было сделано английским психологом Р. Григорием. Зрительное восприятие этого человека было ограничено прикосновением. Он никогда не учился читать со зрением, но зрительно распознавал заглавные буквы и цифры, которым его учили в школе для слепых. На рисунках этого человека также видна неспособность воспроизвести то, что он ранее не воспринимал прикосновением. Например, он не мог нарисовать переднюю часть автобуса, потому что не мог исследовать его руками.

В процессе социального контакта ребенок постепенно усваивает социально развитые системы сенсорных качеств — сенсорные шкалы (А.В. Запорожец). К ним относятся: шкала музыкальных звуков, система геометрических форм, «сетка фонем» родного языка. Если сенсорные стандарты являются результатом социальной и исторической человеческой деятельности, то результат индивидуальной человеческой деятельности по овладению сенсорными стандартами называется оперативными единицами восприятия. Оперативные единицы восприятия функционируют как содержание, которое субъект подчеркивает при выполнении той или иной перцептивной задачи. Развитие восприятия связано с изменением оперативных единиц восприятия. Это изменение выражается в трансформации групп случайных, частных знаков в структурные, интегральные знаки. В результате того, что оперативными единицами восприятия становятся образы объектов и даже модели целых ситуаций, появляется возможность одноуровневого восприятия, независимо от количества знаков, содержащихся в объекте или ситуации. Конечно, задача формирования образа может возникнуть и вне детства. Всякий раз, когда появляются новые вещи или изображение оказывается недостаточным, процесс восприятия снова переходит из одной стадии в другую и осуществляется посредством расширенных перцептивных действий.

Таким образом, развитие восприятия приводит к созданию определенного набора образов или моделей восприятия окружающей среды. Если на этапе построения образа объекта системы восприятия становятся похожими на свойства воздействия, то на этапе распознавания или действия, основанного на разработанных оперативных единицах восприятия, свойства и направление процесса существенно изменяются. По мнению А.В. Запорожца, эти изменения заключаются в том, что субъект не только воссоздает образ объекта, но и переводит полученную информацию на язык оперативных единиц восприятия или уже изученных моделей восприятия. И это преобразование приводит к формированию полного адекватного образа.

Субъективность

Третьим важным свойством восприятия является его субъективность. Под объективностью восприятия понимается соотнесение всей информации о внешнем мире с самими объектами. Это способность субъекта воспринимать мир не как набор несвязанных ощущений, а как отдельные объекты, обладающие свойствами, вызывающими эти ощущения. Поскольку перцептивные действия направлены на объективное отражение ситуации, важность объектной среды оказывается решающей для нормального функционирования восприятия. Объект погружался в ванну с физиологическим раствором при комфортной температуре.

Во время этого процесса субъект слышал только однообразные ритмические звуки и видел рассеянный белый свет, в то время как покрытие на руках препятствовало приобретению тактильных ощущений. Через несколько часов испытуемые почувствовали беспокойство и попросили прекратить эксперимент. Они отметили возникновение галлюцинаций, а также ухудшение восприятия времени. После опыта у испытуемых наблюдалась дезориентация в пространстве, нарушение восприятия движения, формы, цвета и т.п. Субъективность восприятия проявляется в виде целостности, постоянства и осмысленности воспринимаемого образа.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Актуальные проблемы психологии мышления — Специфика мыслительного процесса
  2. Развитие внимания
  3. Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения
  4. Педагогическая диагностика как вид деятельности воспитателя
  5. Особенности конфликтного поведения у подростков — Психологические особенности подросткового возраста
  6. Девиантное поведение подростков, его особенности
  7. Задатки и способности в психологии
  8. Деятельность психологической службы
  9. Что такое дизонтогенез в клинической психологии
  10. Психологическая коррекция ДЦП