Для связи в whatsapp +905441085890

Формирование духовно-нравственной культуры учащихся в современной семье

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Диагностическая деятельность педагога в рамках преподавания учебной дисциплины
  2. Формирование эстетической культуры учащихся в современной семье
  3. Деятельность классного руководителя по повышению психолого-педагогической культуры родителей учащихся
  4. Особенности формирования педагогической культуры родителей в условиях общеобразовательной организации (организации дополнительного образования)
  5. Формирование здорового образа жизни подростков в семье
  6. Народные традиции в семье как средство гармонизации межнациональных отношений
  7. Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе по истории
  8. Использование технологии модульного обучения в образовательном процессе по истории
  9. Использование дистанционного обучения в образовательном процессе по истории: достоинства и проблемы
  10. Проектный метод как дидактическое средство развития творческой активности учащихся

Введение

Последнее десятилетие характеризуется далеко идущими изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни в стране, адаптация к новым макроусловиям сопровождается ростом психологического напряжения. Стрессы, фрустрации, социальная и личностная нестабильность сформировали общественную потребность в психологической помощи для населения и особенно для семьи как основной социально-организационной формы жизни индивида. Интенсивное развитие услуг для семей, появление широкого круга учреждений и организаций, целью которых является оказание психологической помощи семьям, стало ответом на этот социальный запрос.

В значительной степени это стало возможным благодаря формированию семейной терапии как самостоятельной отрасли психологической науки и практики. Различные аспекты семейной психотерапии хорошо изучены и разработаны, как в отечественной практике (А.Я. Бабанский, В.В. Варга, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, В.А. Петровский, А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.), так и в зарубежной психологии (Н.В. Аккерман, М. Боуэн, Э.Г.). Ackerman, M. Bowen, A. Meneghetti, S. Minuchin, V. Satir, C.A. Whitaker, R. Weiss, etc.). Тем не менее, до сих пор ощущается большой недостаток как методологических исследований, так и конкретных терапевтических техник в семейной терапии. Такие исследования особенно актуальны в нашей стране, которая связана с некоторыми чрезвычайно существенными противоречиями.

Семейная психотерапия в России находится на ранней стадии своего развития и поэтому не имеет собственных значимых теорий и концепций. В этих условиях отечественные семейные психотерапевты вынуждены использовать западные теоретические модели и методологические приемы. Однако западный опыт психологической помощи семье не может быть перенесен на российскую почву без изменений, так как российские семьи характеризуются национальными особенностями (А.Я. Варга).

Актуальность изучения взаимного влияния семьи в целом на личность и личности на семью в целом усиливается тем, что современные разработки, посвященные развитию ребенка в семье, рассматривают его как процесс, основные параметры которого задаются извне, сводя целое к уровню личности и индивидуальной деятельности: Стили воспитания, родительские установки, родительское отношение и т.д. Вопрос о собственной активности ребенка в системе семейных отношений остается открытым.

Являются ли дети зеркальным отражением своих родителей?

Вы наверняка видели фильм, одна сцена из которого вдохновляет меня и по сей день. Психологи предложили детям из старшей группы детского сада поиграть во «взрослый» праздник. Они устанавливали столы, раздавали лимонад и конфеты, усаживали детей и….. На глазах у потрясенных взрослых разыгралась безобразная сцена. Дети, которые «пили» лимонад и закусывали конфетами, стали вести себя за столом так же, как пьяные взрослые, включая глупые споры и драки между «гостями»…..

Как похожи на нас наши дети! Даже в младенчестве нас всегда смущает обнаружение маленького розового шарика с глазками, ушками или носиком. Позже, в раннем детстве, опять же, часто вытирая умильные слезы, подглядывая за нашим детским жестом, действием или вполне взрослым предложением. А через несколько лет, вытирая холодный пот со лба, мы пытаемся понять, как ребенок смог проявить не только то лучшее, что есть в нас, но и то, что мы предпочли бы не воспроизводить в потомстве….

Исходя из этого, в разговорах о воспитании детей многие из нас глубокомысленно повторяют, иногда со вздохом, фразу: «Дети — зеркало своих родителей». Но это и правда, и неправда одновременно. Дело в том, что одним из психологических механизмов социализации (процесса, превращающего ребенка в гражданина и члена общества) является то, что называется идентификацией: буквально, сравнение ребенка со взрослым, подражание ему, созерцание его поведения как примера и прототипа для собственных действий. И, конечно, механизм идентификации особенно хорошо работает в парном взаимодействии «ребенок-родитель», потому что родители — самые «доступные» взрослые для детей. От нас, внимательно изучая наши действия и поступки (какими бы незначительными они нам ни казались), наши дети получают образцы и модели поведения, которые они впоследствии будут применять в своей взрослой жизни. И в их контакте с нами формируются их индивидуальные роли, восприятие всего многообразия явлений и отношение к ним.

Однако это не всегда происходит в соответствии с законами зеркального отражения. В зеркале семейной педагогики свои, порой очень сложные законы, и в прямое отражение личности и поведения вашего ребенка могут вмешаться механизмы противодействия, описанные И. С. Коном, если вы, например, так ограничили свободу сына, что он, чтобы досадить вам, вырос «нигилистом» или, наоборот, в ответ на предоставление ему максимальной самостоятельности — зависимым-послушным, оказавшимся под пятой авторитета человеком. Или роль взаимодополнения, если в семье бережливого и рачительного хозяина вырос скряга и транжира (конечно — ему не нужно было проявлять эти качества, ведь все прекрасно обходилось без него), или наоборот, в большой семье старшие дети становятся настоящими хозяевами. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что во всех этих случаях «эффект зеркала» искажается определенными моментами семейных отношений.

Следует отметить, что это всегда зеркало с двойным дном, а ваш ребенок — не только воспитатель, но и воспитанник. Советские психологи А.У. Хараш и О.М. Дерябина, которые первыми обратили внимание на эти воспитательные функции ребенка, утверждают, что, во-первых, наши дети показывают нам образцы поведения, которые относятся к высшим этическим стандартам: Концентрация на изучаемом объекте — бескорыстная и незаинтересованная (этого у нас часто уже нет), а также доверительное аутентичное диалоговое общение без защит, свойственных нам, взрослым. Во-вторых, они дают нам редкую возможность взглянуть на мир с точки зрения ребенка по-новому, без стереотипов и предубеждений, которые искажают наше восприятие. В-третьих, именно дети воспринимают нас непосредственно и точно, без «одобряющих» моментов, свойственных нам, и возвращают нам действительно точное отражение нас как родителей, свободное от всех «взрослых» искажений. Здесь очень важно отметить, что нарушения в семейном воспитании (часто основанные на отказе родителей принимать своего ребенка таким, какой он есть) являются результатом неспособности взрослого принять свое собственное «Я», которое проявляется в мировоззрении и поведении ребенка, и чем менее успешным является «обратное» воспитание ребенка взрослым, тем менее успешным оно является и для ребенка.

Поэтому формула «дети — зеркало родителей» верна лишь отчасти, поэтому родитель, слепо применяющий ее, может оказаться Алисой в стране чудес. И мы вполне можем согласиться с И.С. Коном, который говорил, что особенности личности ребенка в принципе не могут быть выведены ни из черт личности родителей, ни из методов воспитания, взятых отдельно.

Содержание семейного образования

Содержание семейного воспитания состоит из следующих направлений: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, сексуальным воспитанием будущих поколений.

Физическое воспитание детей сегодня является одним из первых приоритетов, потому что приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает в себя правильную организацию режима дня, занятия спортом, закаливание организма и т.д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованность родителей в обогащении своих детей знаниями, необходимость их формирования, использования и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, наклонностей и способностей ставится в центр родительской заботы.

Культурное и нравственное воспитание в семье формирует ядро личности. Здесь на первом месте стоит воспитание в духе моральных ценностей, таких как любовь, уважение, доброта, порядочность, честность, справедливость. В семье формируются разумные потребности, ответственность, независимость, бережливость.

Эстетическое воспитание в семье — это развитие талантов и дарований детей, чтобы дать им представление о красоте жизни. Это особенно важно сейчас, когда прежние эстетические идеалы подвергаются сомнению; в искусстве появилось много сомнительных ценностей.

Трудовое воспитание детей закладывает фундамент их будущей трудовой жизни. Именно здесь формируются первые трудовые навыки и отношение к работе.

В последние годы возрастает роль религиозного воспитания в семье, с ее культом человеческой жизни и смерти, с ее многочисленными таинствами и ритуалами,

Сердце семейного воспитания — это любовь к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку ради его будущего, в отличие от любви ради удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, необоснованная родительская любовь порождает в детях потребительское отношение к жизни, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

Важную роль в семейном воспитании играет родительский авторитет, то есть высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: Послушание и выполнение родительских указаний или советов, которые выполняются детьми не из страха или материальной заинтересованности, а в силу признания их справедливости и целесообразности.

Состав семьи. Роль родителей

Мы давно привыкли обвинять неполные семьи как главных виновников «неполноценного в образовательном отношении материала». Однако связь здесь не всегда однозначна и достаточно сильно опосредована морально-психологическим климатом семьи.

Не случайно социолог Н. Гаврилова, изучая 372 семьи, состоящие на учете в детской милиции, обнаружила, что среди них 60,6% — полные семьи, и только 39,4% — семьи с одним родителем (а семей, состав которых определялся по формуле «мать плюс внебрачные дети», было еще меньше — 32,2%.

Существует множество исследований, посвященных влиянию фактора неполной семьи на личность ребенка. Например, было установлено, что мальчики воспринимают отсутствие отца гораздо сильнее, чем девочки. В таких семьях мальчики более беспокойны, агрессивны и задиристы. Разница между мальчиками в семьях с отцами и без них была особенно заметна в первые годы жизни детей. Одно исследование показало, что двухлетние дети, чьи отцы умерли до рождения и которые жили с матерями-вдовами, были менее самостоятельными и проявляли больше тревоги и агрессии, чем дети, у которых были отцы (P. Massen, j.Conger et al, 198). В ходе исследования детей старшего возраста было обнаружено, что поведение мальчиков, выросших без отцов, было менее мужественным, чем у тех, у кого были отцы. С другой стороны, поведение и черты характера девочек, выросших с матерями, мало чем отличались от тех, у кого была полная семья. Но в интеллектуальной деятельности разница обнаруживается в пользу полной семьи.

Роль родителей. Родители выполняют различные воспитательные задачи, которые заменяют и дополняют друг друга. Комплементарность связана со спецификой выполнения мужских и женских социальных ролей в семье.

Роль женщины как матери в основном влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование его моральных качеств. Именно женщина-мать создает эмоциональный климат в семье, удовлетворяет повседневные потребности детей и приучает их к семейным традициям.

Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э. Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет для своего ребенка мир мысли, вещи, созданные человеческим трудом, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на протяжении всего его развития. Отцы являются главными воспитателями дисциплины и независимости. Отец является источником безопасности для ребенка. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего над ними власть, незаменима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). Это может проявляться следующим образом:

  • в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (математические, пространственные, аналитические способности ребенка страдают в ущерб вербальным способностям);
  • менее четкая гендерная идентификация мальчиков и девочек;
  • Трудности в обучении подростков общению с противоположным полом.
  • возможная чрезмерная привязанность к матери, поскольку нет члена семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».

У ребенка также может развиться чувство вины и комплекс неполноценности в результате неправильного поведения матери во время развода (ребенок может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи).

Каждому человеку для нормального развития необходима как отцовская, так и материнская любовь. Ему нужна справедливая оценка его достоинств, ему также необходимо безусловное принятие и понимание. Любой сдвиг в сторону преобладания одного вида любви — отцовской или материнской — обычно приводит к нарушениям поведения.

Колоссальное значение для развития как мальчика, так и девочки имеют отношения между отцом и матерью. Сухомлинский подчеркивал, что в хорошей семье, где мать и отец живут в гармонии, в ребенке проявляется все, что утверждает его веру в человеческую красоту, его душевное спокойствие, его уравновешенность, его непримиримость ко всему аморальному, антисоциальному.

Ребенок наблюдает панораму отношений между родителями, которые становятся для него образцом, положительным или отрицательным примером отношений между мужчиной и женщиной в целом. Ребенок видит, каким образом и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, доброта и т.д.) ценятся больше всего. Он предвидит свою будущую роль здесь, получает «сценарии для построения собственных отношений в будущем, и потребуется много усилий и опыта, чтобы сломать этот сценарий, понять, что можно жить по-другому».

По мнению исследователей, изучающих эту тему (Спиваковский, Кочубей и др.), этому способствует то, что ребенок растет в семье со стабильными супружескими отношениями:

  • Усвоение ребенком моделей поведения, связанных с его полом;
  • Развитие таких черт характера, как общительность, дисциплинированность, активность и волевые компоненты у детей.

Необходимо также рассмотреть еще один факт, оказывающий большое влияние на развитие личности ребенка, — наличие других детей в семье. Эксперименты показывают, что дети, выросшие в одной семье и, казалось бы, имеющие одинаковые условия для развития личности, на практике оказываются совершенно разными. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть каждого ребенка в отдельности.

Первый ребенок до рождения второго был единственным. Для его/ее родителей он/она были чем-то новым, неизвестным, что вызывало большую неуверенность и тревогу. Поэтому такой ребенок испытывал любовь и заботу извне. Первые дети часто занимают такую позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают на меня внимание и заботятся обо мне». Такое отношение может привести к негативным последствиям в виде инфантилизма, эгоизма, несостоятельности и т.д.

Второй ребенок никогда не был единственным ребенком и никогда не жил в семье, где кроме него и его родителей был еще один ребенок. Этот ребенок рождается в более спокойной обстановке (у матери уже есть опыт общения с детьми). Исследования показывают, что со вторым ребенком мать становится менее разговорчивой, менее увлеченной. Это частично усваивается старшим ребенком.

Очень часто возникает конкуренция между первым и вторым ребенком. Особенно остро это проявляется, когда разница в возрасте составляет 1-2 года: старший ребенок пытается превзойти младшего, и наоборот — младший пытается догнать старшего. Если младший превосходит старшего в каком-либо аспекте, это становится тяжелым испытанием для последнего. Причиной такой конкуренции является простая зависть. Последствия могут быть такими: Инфантильность ребенка, чувство незащищенности, агрессия по отношению к братьям и сестрам, чувство неполноценности и т.д.

Стили общения

Семья как социокультурная среда воспитания. В развитии личности ребенка есть две стороны. Одна из них заключается в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознавать свое место в нем, это порождает новые виды мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает определенные действия. Другая сторона — это развитие эмоций и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, стабильность поведения, его определенную независимость от изменений внешних обстоятельств.

Основным способом влияния взрослых на развитие личности ребенка является организация усвоения моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Родители сами служат образцом поведения для детей — своими действиями и взаимодействием. На детей влияет поведение людей, непосредственно окружающих их.

Одним из важнейших факторов в формировании гармонично развитой личности ребенка является воспитательная установка родителей, которая определяет общий стиль воспитания. Родительское отношение — это тип эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношения родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними.

1. «Оптимальная дистанция» («уважение») — эмоционально уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль воспитания): родители воспринимают ребенка как развивающуюся личность с определенными возрастными, гендерными и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослого к ребенку. Родитель выражает свои чувства ребенку, категоричен и настойчив, но сохраняет необходимый уровень свободы и независимости для ребенка. Взрослый воспринимает ребенка как личность.

Межличностные отношения между родителем и ребенком основаны на взаимодействии и взаимопонимании.

2. «Сокращение дистанции» («fusion») — концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперактивность по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, пытаются давать советы, принуждают к общению. В этом случае отношение родителей следующее:

  • чрезмерно покладистое поведение;
  • недостаточное понимание личности ребенка;
  • обращение с ребенком как с младенцем (без учета его возрастных особенностей); и
  • неадекватное восприятие уровня социальной зрелости и активности ребенка
  • неспособность осуществлять надзор за детьми
  • психическое отчуждение отца и матери от ребенка.

3. «Увеличение дистанции» («отчуждение») — эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль воспитания). Дистанцирование означает психологическое отчуждение взрослых от детей — редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное безразличие к нему. Отношения между родителями и детьми не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе лежит ориентация взрослых на «поиск виноватого в ребенке», без понимания его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.

Согласно другой, более традиционной классификации, существует два стиля семейных отношений — авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль в отношениях характеризуется авторитетом родителей, стремлением выработать у ребенка привычку к беспрекословному послушанию. Взрослые мало учитывают индивидуальность ребенка, его интересы и желания. Хотя дети растут послушными и дисциплинированными, они развивают эти качества без эмоционально положительного и осознанного отношения к требованиям взрослых. В значительной степени это слепое послушание, основанное на страхе наказания. Даже в дошкольном возрасте у таких детей обычно мало или совсем нет самостоятельности, инициативы и творчества.

При демократическом стиле воспитания отношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим стилем общения дети также становятся активными участниками семейной жизни в самом раннем возрасте. Взрослые обсуждают с детьми темы, доступные для детского понимания. Родители стараются лучше узнать своих детей, чтобы выяснить причины их хороших и плохих поступков. Предъявляя требования, взрослые в основном апеллируют к сознанию ребенка и поощряют его инициативу. Наибольший эффект дает демократический стиль воспитания, формирующий у детей сознательную дисциплину, осознанный интерес к делам семьи, к событиям окружающей жизни. В этом случае родители имеют власть над детьми. Наказания, как правило, в таких семьях не существует — достаточно упрекнуть или оплакать родителей. Дети из семей с демократическим стилем воспитания обычно более раскованны и прямы в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным стилем воспитания.

Роль родительской власти в воспитании детей

А.С. Макаренко выделил виды родительской власти, которые негативно влияют на воспитание ребенка:

  • Авторитет подавления — ежедневное влияние на ребенка своим внешним видом, поступками, жестким, а иногда и жестоким отношением к нему как к личности, его действиям и поступкам;
  • Авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей и встречают их как начальство
  • Власть надменности — возвышение над другими из-за своего положения, даже дома
  • Авторитетный педантизм — большое внимание к детям на уровне бюрократа, который требует, чтобы к детям относились как к непререкаемому авторитету
  • Авторитет резонанса — бесконечные наставления и увещевания ребенка;
  • Авторитет любви — стремление каждый день повсюду демонстрировать свою любовь к ребенку и показывать любовь ребенка к ним;
  • Власть доброты — чрезмерная мягкость, доброта. Спокойствие в отношении поведения ребенка;
  • Власть подкупа — послушание ребенка достигается подкупом подарками и обещаниями.

Истинная родительская власть — это власть, основанная на жизни и работе родителей, их поведении, знании жизни своих детей и желании ненавязчиво прийти им на помощь, позволяя детям самим выходить из сложных ситуаций и формировать свой характер.

Заключение

Формирование духовно-нравственных основ личности — одна из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от своей истинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не происходит автоматически. Она требует усилий людей, и эти усилия направлены на создание объективных социальных условий, на реализацию новых возможностей духовно-нравственного совершенствования человека, которые открываются на каждом историческом этапе. Реальная возможность развития человека как личности обеспечивается в этом процессе совокупностью культурных, ценных и духовных ресурсов общества.

Известно, что кризисные ситуации в обществе, в силу своей непредсказуемости, сложности происходящих процессов, закладывают фундамент и формируют «очень долгосрочные стратегические установки на жизнь и ценностные ориентации».Кризисные явления в первую очередь негативно влияют на молодое поколение, особенно на тех учащихся, которые не освоили основные формы жизнедеятельности человека в период реформирования экономических и социально-политических основ общества.

Т.А. Панкова пишет: «Молодежь как группа развивающихся личностей является наиболее динамичной, энергичной и критически мыслящей частью общества, обладающей огромным социальным и творческим потенциалом и способной активно влиять на процесс гуманизации социально-экономических отношений, происходящих в обществе».

Одним из важнейших институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и приоритетность их интересов и потребностей, является семья. Семья является первым и наиболее важным социальным институтом для формирования ценностных ориентаций.

Осознание и реализация в семье необходимости и возможностей формирования духовно-нравственных основ личности является одним из условий полноценного развития человека.

Список литературы

  1. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. — М.: Педагогика, 1988.
  2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — Санкт-Петербург: Питер Паблишерс, 2000.
  3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — Москва: Гардарики, 2003.
  4. педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под редакцией П.И. Пидкасистого. — Москва: Российское педагогическое агентство, 1995. 2006.
  5. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  6. интернет-ресурсы.