Формирование эстетической культуры учащихся в современной семье

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Самообразование школьников в процессе обучения
  2. Организация информационно-образовательной среды на уроке истории (в школе)
  3. Использование игровых технологий на учебном занятии
  4. Современные средства оценивания образовательной деятельности школьников
  5. Диагностическая деятельность педагога в рамках преподавания учебной дисциплины
  6. Деятельность классного руководителя по повышению психолого-педагогической культуры родителей учащихся
  7. Особенности формирования педагогической культуры родителей в условиях общеобразовательной организации (организации дополнительного образования)
  8. Формирование здорового образа жизни подростков в семье
  9. Формирование духовно-нравственной культуры учащихся в современной семье
  10. Народные традиции в семье как средство гармонизации межнациональных отношений

Введение

Вопрос формирования эстетической культуры личности всегда был и будет актуальным, ведь уровень культуры каждого человека зависит от уровня культурного развития общества в целом. Чтобы наслаждаться и создавать красоту, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности формируют эстетическую культуру личности. Первичной основой этой культуры является эстетическое чувство, особая эмоциональная восприимчивость к красоте. Этого недостаточно. Для полноценного восприятия прекрасного или самовыражения в художественном творчестве также необходим определенный фонд теоретических и практических знаний, который является основой для развития идей и представлений об эстетических ценностях, то есть эстетического мировоззрения.

Особое значение для формирования эстетического отношения к действительности имеет эстетический идеал как цель и образец, вдохновляющий на сознательное стремление к совершенной красоте. Прямым отражением эстетического отношения человека, его взглядов, идеалов является эстетический вкус, то есть способность отличать прекрасное от безобразного, истинную красоту от ложной. Существенным показателем эстетического отношения человека к миру являются эстетические интересы и потребности, которые наиболее ярко выражают ценностные ориентации личности в сфере прекрасного.

С помощью эстетического чувства и сознания мы воспринимаем и оцениваем, прежде всего, красоту в искусстве и действительности. Благодаря художественным способностям человек сам создает прекрасное в процессе творческой деятельности.

Несомненно, в раннем возрасте необходимо развивать способность человека к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и реальности. В наше время этот вопрос стоит особенно остро, поскольку на учеников ежедневно обрушивается поток разнообразной информации, которую детский мозг не всегда может адекватно воспринять. Поэтому необходимо развивать у школьников систему художественных идей, взглядов и убеждений, прививать эстетическую восприимчивость и вкус. В то же время у студентов развиваются стремление и умение привносить элементы прекрасного во все стороны жизни, борьба со всем некрасивым, уродливым, низким и желание проявить себя в искусстве.

Предметом исследования является уровень развития эстетического сознания школьников.

Объектом исследования является система эстетического воспитания школьников и средства формирования их эстетической культуры.

Гипотеза исследования: предполагается, что эстетическое сознание большинства школьников находится на недостаточно высоком уровне развития из-за неудовлетворительной работы по их эстетическому воспитанию.

Цель работы — исследовать уровень сформированности эстетической культуры школьников.

Цель:

  • Ознакомиться с концепцией системы эстетического воспитания школьников на основе обзора литературы;
  • Изучить основные средства формирования эстетической культуры студентов;
  • Разработать методику выявления уровня сформированности эстетической культуры школьников;
  • делать практические выводы и давать рекомендации.

Мнения выдающихся педагогов о роли эстетического воспитания школьников

Во все времена как отечественные, так и зарубежные педагоги уделяли большое внимание эстетическому воспитанию школьников.

Константин Дмитриевич Ушинский, выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России, сформулировал роль этического, эстетического и эмоционального воспитания следующим образом: «…Нравственное влияние — главная задача воспитания, гораздо более важная, чем развитие ума в целом, наполнение головы знаниями и разъяснение личных интересов каждого». Руководствуясь духовным законом, согласно которому наслаждение должно быть уравновешено трудом, Ушинский подчеркивал, что поэзия, музыка, живопись, скульптура могут быть либо отдыхом после труда, либо должны находиться в живой связи с трудом человека; если они делаются предметом праздной прихоти, то они не только теряют всю силу своего развития, но и отрицательно влияют на нравственное и духовное развитие.

Василий Александрович Сухомлинский, великий советский педагог, считал, что эстетическое воспитание неотделимо от эмоционального. Сухомлинский считал, что эмоционально-эстетическое воспитание начинается с развития культуры чувств и восприятий. От культуры чувств и восприятий зависит тонкость ощущений, переживаний, эмоционального и эстетического отношения к окружающему миру и к себе. Чем тоньше ощущения и восприятия, чем больше человек видит и слышит оттенков, тонов и полутонов в окружающем мире, чем глубже его личная эмоциональная оценка фактов, предметов, явлений, событий, тем шире эмоциональный диапазон, характеризующий духовную культуру человека. Сухомлинский подчеркивал, что культура эстетических чувств требует высокой общей культуры школьной жизни, в частности, нравственной культуры — отношения к человеку как к высшей ценности. Эстетические ценности бессильны в среде, где доминируют грубость, безразличие, нечестность в мелочах повседневных отношений. Эстетическое воспитание начинается с богатого эмоционального подтекста отношений между членами группы: чуткости, сердечности, теплоты. В гармоничном соединении красоты, окружающей человека, и красоты самого человека главная роль принадлежит красоте человеческих отношений, а эта красота, по Сухомлинскому, заключается прежде всего в справедливости и правдивости. Сухомлинский также разработал теоретические и прикладные аспекты нравственного и эстетического воспитания на основе природы.

Большое значение придавал эстетическому воспитанию школьников и Антон Семенович Макаренко, который отмечал важность пробуждения у детей и подростков стремления к утверждению красоты в школе, дома, везде, где они проводят время за делами или отдыхают; дети должны участвовать в создании эстетической среды в школе, в классе, дома. Свидетели, посетившие учебные заведения, курируемые Макаренко, рассказывали об обилии цветов, сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.

Иностранные преподаватели также не обошли вниманием вопрос эстетического воспитания студентов. Так, Мария Монтессори считала одной из важнейших задач воспитания развитие у детей эстетического восприятия культурной среды, поэтических и музыкальных способностей, чувства цвета, ритма и формы, музыкального слуха, ритмических движений и т.д.

Подход к эстетическому воспитанию в советский период

Эстетическое воспитание всегда рассматривалось советской педагогикой как важная часть процесса всестороннего и гармоничного развития учащихся. В то же время подчеркивалось, что приобщение к прекрасному не должно быть изолировано от других аспектов формирования личности школьника и тесно связано с нравственным, духовным и физическим воспитанием.

В условиях обострения идеологической борьбы особое значение приобретали проблемы эстетического воспитания молодежи. Характер производственной и общественной жизни, материальные и духовные потребности социалистического общества ставят перед школой новые задачи, в том числе развитие творческих сил детей, стремление строить жизнь по законам красоты.

Концепция красоты так называемой буржуазной эстетики была подвергнута критике. «Философия субъективного идеализма трактует прекрасное либо как особый вид чувства индивида, либо как замысловатую игру воображения, либо как идею, не связанную с реальностью, как божественное откровение. Каждая из этих интерпретаций отрицает связь красоты с объективной реальностью».

Этому взгляду противостояла марксистско-ленинская эстетика, которая признавала жизнь, социальную практику во всем ее многообразии, как источник красоты. Прекрасное было совершенством, идеалом, возвышающим человека над обыденным, повседневным, а человеческие идеалы определялись социальным опытом, классовым сознанием людей. Учение марксизма-ленинизма о прекрасном, о законах эстетического развития и преобразования действительности стало методологической основой теории и практики эстетического воспитания.

Основными задачами эстетического воспитания в советской школе являются, во-первых, помочь детям воспринять и освоить прекрасное в искусстве, в природе, в общественных отношениях, пробудить интерес учащихся к эстетическим сторонам действительности, научить чувствовать и понимать прекрасное, в чем бы оно ни проявлялось; развить черты прекрасного в психическом и физическом облике ученика; формировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, учебу, труд, поведение; и, наконец, воспитывать у учащихся немилосердное отношение к некрасивому, антиэстетичному в поведении, внешнем виде, домашней обстановке, а также к пассивности, серости, антихудожественным произведениям искусства.

Эстетическое воспитание личности в современных условиях

В настоящее время эстетическое воспитание понимается как процесс формирования и развития эстетико-эмоционального чувства и ценностного сознания личности и соответствующей деятельности. Она реализуется и ценна в самообразовании, развитии личности. В эстетическое воспитание принято включать направление, содержание, формы педагогической и методической работы, ориентированные на объекты эстетической действительности и их свойства, вызывающие эстетические чувства и оценки.

На данном этапе цели эстетического воспитания включают: развитие готовности личности воспринимать, справляться, оценивать эстетические объекты в искусстве или в действительности; совершенствование эстетического сознания; формирование творческих способностей в сфере художественной, духовной и физической культуры.

Считается, что для России наиболее перспективной является ориентация на концепции Ф. Шиллера, С.М. Эйзенштейна, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского и др., которые определяют процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного, оценки личностью эстетических качеств действительности и искусства.

Эстетическое воспитание должно быть направлено на раскрытие эстетического сознания личности (чувства, оценки, вкусы, суждения, идеалы, ценности, взгляды), ее потребностей, оценочных, эстетических отношений и их перевод в поведение, предпочтения и деятельность (восприятие, оценка, со-творчество и самостоятельное творчество, рефлексия, анализ).

В современных условиях приоритетными являются такие направления эстетического воспитания, как развитие непрерывного художественного образования, формирование музыкальной культуры учащихся, театральное обучение и воспитание, развитие литературного мастерства и др.

Таким образом, научное осмысление эстетического воспитания осложнялось различными историческими условиями. Большинство педагогов сходятся во мнении, что эстетическое воспитание является одним из компонентов целостного педагогического процесса, направленного на привитие учащимся желания и умения строить свою жизнь по законам красоты.

Эстетика детской жизни

Быть художником — это заложено в природе человека. Он стремится привнести красоту в свою жизнь тем или иным способом. Эстетическое освоение человеком действительности не ограничивается художественной деятельностью: в той или иной форме оно присутствует в любом творчестве. Другими словами, человек не является художником только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетические основы заложены в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и душевных сил, как возвышенного, облагораживающего, прекрасного явления, составляет основу эстетического развития личности.

Чтобы детский труд не стал обузой и бременем, приносящим эстетическое удовольствие, он должен быть одушевлен высокой общественно значимой целью, отличаться красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, энтузиазмом. Гармония физических движений порождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, ясности, радости и самоутверждении. Он воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

Многие эстетические впечатления также могут передавать активность обучения. Например, в математике часто говорят: «красивое, изящное решение или доказательство», под этим подразумевается его простота, основанная на высшей целесообразности, гармонии.

Есть отдельная эстетика в искренних, здоровых, человеческих отношениях между студентами и преподавателями, между студентами, между старшими и младшими студентами. Примитивные, бесчувственные, неискренние отношения между людьми в семье и в школе глубоко ранят личность ребенка и оставляют шрам на всю жизнь. Напротив, тонкие, изысканные отношения между учителями и учениками, справедливое отношение к требованиям делают жизненный путь детей школой воспитания в духе высокой эстетики и нравственности.

Изучение уровня эстетической культуры школьников позволяет сделать выводы об их эстетической восприимчивости, взглядах, вкусах и способностях. Современные школьники могут достаточно глубоко видеть и переживать красоту в природе, искусстве, обучении, труде. Его волнуют образы и события, в которых проявляется героическое, возвышенное; он реагирует на комическое, смешное. В меньшей степени, его чувство трагедии и драмы. Как показывают исследования, с годами в старших классах эмоциональная активность учащихся значительно снижается, уступая место интеллектуальному развитию эстетики.

Большинство подростков и старшеклассников имеют некоторое представление о жизни и деятельности выдающихся писателей, композиторов, художников, актеров и режиссеров, но их осведомленность о различных видах искусства непостоянна. Например, в области литературы, театра, кино их знания гораздо шире, чем в области серьезной музыки, живописи, скульптуры, архитектуры. В эстетическом мировоззрении современных студентов мало теоретических знаний о законах эстетики и художественного творчества, о критериях красоты в искусстве и действительности.

Направленность и характер эстетического отношения детей к действительности меняется с возрастом: младшие школьники проявляют больший интерес к красоте природы, подростки пытаются удовлетворить свою потребность в красоте в основном через искусство, а старших школьников больше интересует эстетика поведения, отношений, внешности человека. Если детей и подростков привлекает событийная сторона художественных произведений, то старшеклассники ищут в искусстве ответы на волнующие нравственные и эстетические проблемы, их восприятие литературы, музыки, живописи носит личностный, индивидуальный характер, связано с рефлексией и самооценкой.

Известны различия в эстетических потребностях мальчиков и девочек. Девушки, как правило, больше интересуются поэзией и больше интересуются классической музыкой, живописью и поэзией. Интересы мальчиков, как правило, обращены к современному искусству, их привлекает героика, фантастика, комедия. Мальчики более критично относятся к общепринятым эстетическим и моральным оценкам.

Студенты активно проявляют свои способности в различных видах художественно-творческой деятельности. Потребность в эстетическом творчестве усиливается в подростковом возрасте. Эта тенденция сохраняется и в период ранней юности. Усложнение эстетической деятельности требует новых знаний и умений, которыми учащиеся порой не обладают, и все это тормозит процесс всестороннего развития художественных способностей учащихся.

Эстетическое развитие школьников в разных возрастных группах, мальчиков и девочек, имеет свои особенности. Общая тенденция их прогрессивного эстетического развития сопряжена со многими трудностями и противоречиями, например, противоречие между стремлением детей к прекрасному и недостатками эстетического воспитания, специальной тренировки восприятия, понимания эстетических явлений жизни, искусства.

Заключение

Таким образом, в данной работе, на основе анализа педагогической литературы, мы ознакомились с концепцией эстетического воспитания школьников. Эстетическое воспитание — это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей деятельности. Эстетическое воспитание является одной из составляющих всего педагогического процесса и должно формировать у учащихся желание и умение строить свою жизнь по законам красоты. Также мы изучили основные средства формирования эстетической культуры студентов, к которым относятся эстетическое восприятие природы, творчество и искусство — наиболее универсальное средство эстетического развития. Мы разработали методику определения уровня развития эстетического сознания студентов. Предлагаются анкеты для студентов и преподавателей. Результаты анкетирования позволяют сделать определенные практические выводы. Мы предполагаем, что наша гипотеза о том, что эстетическое сознание большинства студентов находится на недостаточно высоком уровне развития из-за неудовлетворительной деятельности по эстетическому воспитанию, подтвердится на практике. На основе изученных материалов мы составили рекомендации по решению данной проблемы — повышению эффективности эстетического воспитания школьников и повышению уровня развития их эстетического сознания.

Список литературы

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Ростов-на-Дону, 1999.
  2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учебник. — М., 1999.
  3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. — М.: Юрайт, 2004.
  4. Выгодский Л.С. Психология искусства. — Москва: Искусство, 1965.
  5. Зеер Э.Ф. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. — М.: Профессиональное образование, 1997.
  6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. — Москва: Просвещение, 1985.
  7. Макаренко А.С. О воспитании. — Москва: Политиздат, 1988.
  8. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. — М.: Карапуз, 2000.
  9. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1981.
  10. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии. — М., 1999.
  11. Школьная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. / Под редакцией Г.И. Щукиной. — Москва: Просвещение, 1977.
  12. сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2002.
  13. В.А. Сухомлинский. Избранные работы. 3 vols. В.1. — М.: Педагогика, 1979.
  14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Издательство «Образование», 1968.
  15. Эстетическое воспитание школьников. / Под редакцией А.И. Бурова и Б.Т. Лихачева. — М., 1974.