Для связи в whatsapp +905441085890

Формирование этнокультурной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций — Этнокультурная компетентность учителя

В условиях становления новой казахстанской государственности, демократизации гражданского общества и многонационального пространства Республики Казахстан этнокультурное образование является одним из важнейших условий формирования претендующей на лидерство личности. История каждого народа, содержание которой отражает родной язык, фольклор, этнические символы, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности и по сей день формирует лучшие общечеловеческие ценности и качества. Важной частью многомерного процесса развития личности в мультикультурном обществе становится процесс формирования этнокультурных компетенций, т.е. передача культурных ценностей, традиций, социальных норм этноса, представителем которого он является и в котором он живет. Использование ценностей этнокультуры той или иной этнической группы позволяет влиять на социальное, духовное, нравственное и физическое развитие современной молодежи.

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным порядком государства. «Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан» определяет задачи этнокультурного образования, направленные на достижение целей овладения первыми идеями социального характера и включения учащихся в систему общественных отношений: «Стратегия этнокультурного образования направлена на реализацию двух взаимосвязанных целей: этническая идентификация и государственная интеграция.

Этнокультурная самобытность нации формируется из знания событий ее истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям и почитания национальных героев. Она формируется в процессе свободного и добровольного формирования жизни нации.

Состояние этнокультурной идентичности достигается через созданную людьми социокультурную сферу. К ним относятся семья, дошкольные учреждения, образовательные учреждения, национальные культурные центры, журналы и газеты, художественная и научная литература, научно-исследовательские и административные учреждения и т.д.».

Характерные тенденции в современных исследованиях процесса формирования этнокультурных компетенций в профессиональной подготовке будущих педагогов

Формирование этнокультурной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций - Этнокультурная компетентность учителя

Этнокультурная компетентность учителя

Будущее суверенного государства переплетается с историей прошлого. В каждом из них накоплена многовековая мысль о воспитании подрастающего поколения, особой форме образования, которая является образцом. Это проявляется в традициях национального образования молодежи казахского народа. Духовное развитие молодого поколения осуществляется в соответствии с современными требованиями, передовые образцы национального наследия, накопленные казахским народом за столетия, влияют на всестороннее развитие личности. В этой связи сегодня растет потребность в формировании общих, ключевых профессиональных навыков, среди которых важная роль отводится этнокультурной компетенции.

В изучении проблемы формирования этнокультурной компетентности в современных условиях особое место занимают вопросы, рассматриваемые в следующих направлениях: Профессиональная подготовка будущих педагогов, разработка методов формирования этнокультурной компетентности, разработка способов активизации этнокультурной деятельности во всем педагогическом процессе университета, разработка технологий обучения, способствующих формированию этнокультурной компетентности, систематизация преемственности в формировании этнокультурной компетентности у будущего педагога, Выступая в качестве основного субъекта целостного педагогического процесса и реализуя образовательные, воспитательные и развивающие задачи, отражающие ведущую стратегию современного образования (особенно в плане духовно-нравственного и культурного развития), должны обладать знаниями, навыками, умениями и способностями, среди которых этнокультура становится одним из приоритетов.

В этой связи можно утверждать, что важность этнокультурной компетентности как неотъемлемого важного качества будущего учителя требует обновления процесса их формирования с учетом ведущих современных образовательных тенденций.

Системные исследования в этой области начались давно — во второй половине ХХ века. Однако ключевыми терминами в этих исследованиях были «образование», «образование», «развитие», «этнос», «этнические группы», «семья», «род», «племя», «нация», «народные традиции», «народные обычаи», «народная культура» и др.

В настоящее время признается важность феномена этнокультурной компетентности и угол его изучения проходит через призму современной образовательной интеграции в мировое образовательное пространство, где практически те же ключевые понятия, но с других позиций и других академических определений приобретают актуальность.

Исследование психолого-педагогических источников позволило выявить следующие аспекты в изучении формирования этнокультурной компетентности у будущих педагогов: теоретический, охватывающий большой период времени и эмпирический слой, который послужил основой этнопедагогической теории (J. А. Коменский: Основываясь на обобщении опыта домашнего воспитания в рабочих семьях, он предложил и развил идею «материнской школы», при установлении принципа воспитания в духе природы принял во внимание народный опыт, дидактические правила представлены в виде народной H. Песталоцци: в своих работах он сделал педагогические выводы в виде народной педагогики как результат обобщения педагогического опыта крестьянской семьи, как воплощение мечты о школе, которая бы удовлетворяла потребности людей; К.Д. Ушинский: рассматривал народную педагогику как один из основных факторов, влияющих на развитие отечественной педагогической науки, пришел к выводу, что нет единой системы образования для всех этносов; Г.Н. Волков: именно он впервые использовал термин «этнопедагогика», исследовал диалектическую связь народной педагогики с научной педагогикой, выявил содержание и определил сущность понятия «этнопедагогика» и др. ) и практические, дающие возможность реализовать теорию в практике организаций образования с разных методологических позиций (Республика Казахстан — К.Т. Джумагулов: посвященное исследованию И. Алтынсарина и развитию культуры казахского народа; А.Е. Измайлов: исследованная народная педагогика народов Средней Азии и Казахстана; К.Ж. Жумагулов: посвященное исследованию «Алтынсарин и развитие культуры казахского народа»; А.Е. Измайлов: исследованная народная педагогика народов Средней Азии и Казахстана. Кожахметова: посвящено исследованию казахской этнопедагогики; В.В. Востров, Х.А. Кауанова: исследовали материальную культуру казахского народа и др. Алымбеков: изучил вопросы подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию учащихся начальной школы на основе традиций народной педагогики, а также разработал концептуальные идеи этнопедагогической подготовки в высшем педагогическом образовании; А.Т. Аттокуров: определил ключевые направления подготовки учащихся к педагогическому управлению народными играми в воспитании учащихся начальной школы. Калдыбаева А.Т.: выявлены научно-педагогические основы использования идей народных ацин в воспитании молодежи и т.д.).

Методологические подходы к изучению процесса формирования этнокультурной компетентности у будущих учителей

Педагогика основана на общих научных принципах, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений мира и самого человека и используются во всех науках. Кроме того, он имеет собственные методологические принципы, которые конкретизируют и дополняют общенаучные с учетом специфики его предмета: принцип гуманности, демократической педагогики; принцип социальной обусловленности образования; принцип формирования личности в обществе и группе; принцип определяющей роли деятельности человека в его собственном развитии и становлении и др.

Анализ исследований показывает, что наиболее распространенными являются методологические подходы: системный подход, который рассматривает все компоненты в тесной связи друг с другом; показывает единство отношений всех компонентов педагогической системы (цели, содержание, принципы, формы, методы, условия и требования); подчеркивает общие черты и характеристики каждого компонента; Личностный подход, утверждая идею о сущности человека как личности, направляет организацию педагогического процесса на личность как цель, результат и критерий эффективности, требует признания уникальности личности, права на свободу деятельностного подхода, утверждая идею деятельности как основу, средство и главное условие развития и становления личности, личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира, позволяет определить наилучшие условия для развития личности в процессе деятельности; культурный подход, требующий рассмотрения проблемы в сравнении с аналогичными процессами в истории отечественной и зарубежной педагогики, в связи с изменениями в современной культуре;

В процессе социального развития существовали различные парадигмы (модели, образцы) образования и воспитания, которые имели как научно-педагогическую, так и общекультурную ценность. В настоящее время современная педагогика заменяет парадигму знающего человека (т.е. человека, оснащенного системой знаний, умений и навыков) парадигмой «человека, подготовленного к жизнедеятельности», т.е. человека, способного к активному и творческому мышлению и действиям, саморазвитию и интеллектуальному, нравственному и физическому совершенствованию. Соответственно, с этой точки зрения «образованный человек» вовсе не является «обученным человеком» (т.е. не человеком, которому педагогически преподали ту или иную часть знаний, навыков и способностей), а человеком, утвердившим себя как личность и способным к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Методология педагогических исследований определяется в научных источниках как преподавание принципов, методов и процедур познания и трансформации педагогической реальности.

Особое значение для изучения методологии этнопедагогических исследований имеют: Монография Ш.М.-Х. Арсалиева «Методология современной этнопедагогики», в котором рассматривается проблема формирования методологических основ этнопедагогики в контексте современного мировоззрения; учебник Г.Н.Волкова, Т.Н.Петровой, А.Б.Панкина «Введение в этнопедагогику» (Элиста, 2006), в котором раскрывается применимость культурологического подхода к этнопедагогическим исследованиям, сущность принципа этнокультурной коннотации; учебник В.Н.Волкова, Т.Н.Петровой, А.Б.Панкина «Введение в этнопедагогику» (Элиста, 2006), в котором раскрывается применимость культурологического подхода к этнопедагогическим исследованиям, сущность принципа этнокультурной коннотации. В. Лезина «Основы этнопедагогики», отражающая методологическую связь исследований в области этнопедагогики и национальной образовательной политики. 

Этнокультурная компетентность педагога — это комплексное интеграционное качество, которое предполагает высокую степень его теоретической, практической и личной готовности в полной мере выполнять задачи этнокультурного воспитания детей в соответствии с национальным образовательным идеалом и с учетом этнопсихологических особенностей их развития.

Важность формирования этнокультурной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений

Одной из реальных проблем образования детей дошкольного возраста является развитие их толерантности и объективного отношения к другим культурам. Согласно официальной статистике, все чаще встречаются случаи экстремизма и девиантного поведения по отношению к другим культурам и национальностям. В этом контексте формирование толерантного поведения и сознания, воспитание взаимной терпимости и миролюбия должно начинаться в дошкольном возрасте. Соответственно, решение этой проблемы лежит в первую очередь на педагогах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

В современном дошкольном образовании наиболее проблемными и спорными являются вопросы воспитания у детей таких важных, но сложных личностных качеств, как доброжелательность, гражданственность, толерантность к людям других рас и национальностей. Одна из главных проблем заключается в том, что дошкольный педагог должен обладать всеми этими качествами. Только в этом случае можно достичь желаемого результата в воспитании детей.

Таким образом, в настоящее время в системе дошкольного образования особенно актуальным становится вопрос подготовки педагогов по этнокультурным компетенциям. Эта проблема является сложной, поскольку она затрагивает ряд научных дисциплин, таких как педагогика, психология, этнокультурология, этнография, философия образования и др.

Содержание этнокультурной компетентности

Этнокультурная компетентность подразумевает готовность учителя преодолевать различные трудности в общении и других формах взаимодействия с детьми в различных этнических и национальных сообществах. Поэтому эта компетенция должна включать в себя:

  • Непредвзятая позиция педагога в оценке других людей, их национально-психологических характеристик и индивидуальностей.
  • Внутреннее и внешнее преодоление собственных этноцентрических предрассудков.
  • Способность реагировать партисипативно, эмоционально и тактично на интересы, пожелания и действия людей других национальностей и культур.

Таким образом, этнокультурная компетентность педагога позволяет ему сформировать адекватную модель поведения по отношению к другим культурам, национальностям и народностям и передать ее детям дошкольного возраста в образовательном процессе.

Этнокультурная компетентность дошкольного педагога должна рассматриваться как одно из условий его профессионального мастерства, а также уровня знаний в области этнической психологии и этнической педагогики.

Этнокультурная компетентность как объективно-субъективное явление имеет свое содержание:

  • Готовность и способность придерживаться этнокультурных традиций своего народа, обладать необходимыми этнографическими знаниями и навыками.
  • Готовность иметь дело с различными этническими культурами, устанавливать дружеские контакты со своими представителями, а также успешно существовать в многонациональной среде. Получение знаний о других национальностях и этносах также помогает расширить кругозор педагога.
  • Готовность самостоятельно искать информацию о разных этнических культурах, самостоятельно усваивать эту информацию и применять ее для решения практических задач в жизни.
  • Готовность к пониманию социальных этнокультурных процессов путем анализа и систематизации знаний учителя об особенностях каждой конкретной этнической культуры. Способность находить общие и специфические особенности этнических культур.
  • Готовность к межэтническому взаимодействию в форме скоординированного и активного взаимодействия с представителями национальности, этноса или культуры.

Технологии формирования этнокультурных компетенций

Существует две основные группы этнокультурных технологий, которые могут быть использованы для развития этнокультурной компетентности учителей в центрах ОВОС:

Первая группа включает в себя технологии, которые являются частью академических дисциплин, курсов и факультативов.
Вторая группа включает в себя технологии, которые используются во внеклассных мероприятиях. Суть этой группы технологий заключается в том, что они в большей степени выражаются в овладении педагогами знаниями об адаптации дошкольников к условиям мультикультурного общества.
Задачи технологии формирования этнокультурной компетентности педагогов ЕЭК состоят в следующем:

  • Развитие этнического самосознания путем углубления и расширения знаний учителя об этических особенностях своего региона.
  • Формирование профессиональных знаний и навыков педагога центра «ECE», способствующих обогащению его профессионального опыта работы в мультикультурной команде детей.
  • Формирование и развитие навыков конструктивного межкультурного диалога с учетом этнокультурных компетенций.

Для активизации познавательной деятельности педагогов по проблемам национального и мультикультурного образования целесообразно использовать следующие формы работы:

  1. Социально ориентированная;
  2. Когнитивный;
  3. Ориентированный на практику;
  4. Развлекательно.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Блюма Вульфовна Зейгарник, советский психолог, основатель отечественной патопсихологии — Научная деятельность Блумы Вульфовны
  2. Психологические особенности возникновения интернет-зависимости
  3. М. Вебер: концепция социального действия и его типов
  4. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
  5. Психологические описания: сангвиник и холерик
  6. Воображение и способы его развития
  7. Нейрофизиологические основы интеллекта и креативности. Классические подходы и современные данные — Развитие креативности
  8. Мышление и его природа — Предыстория мышления
  9. Уильям Джеймс, американский психолог и философ
  10. Выявление типов поведения людей в дискуссии. Наблюдение по Бейлзу