Для связи в whatsapp +905441085890

Формы и уровни познания в гносеологии — Эпистемология как философская дисциплина

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс освоения тайн существования является выражением высших устремлений творческой деятельности духа, который является большой гордостью человечества. На протяжении тысячелетий своего развития она прошла долгий и тернистый путь познания от первобытного и ограниченного более глубоким и всесторонним проникновением в суть бытия. Развивающиеся знания шли рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не из чистого любопытства, а для того, чтобы практически изменить природу и человека, максимально увеличить гармонию человеческой жизни в мире. Знание человечества формирует сложную систему, которая действует как социальная память, его богатство передается из поколения в поколение, от человека к человеку через механизм социального наследования, культуру.

Познание, таким образом, является социально обусловленным. Только через призму ассимилированной культуры мы получаем знания о реальности.

Человек начал задумываться о том, что такое познание, какие существуют способы приобретения знаний, ещё в древние времена, когда он признавал себя чем-то противопоставленным природе, агентом в природе. Со временем сознательная формулировка этого вопроса и попытка его решения приобрели относительно целостную форму, а затем сформировалось само знание о знании.

Формы и уровни познания в гносеологии - Эпистемология как философская дисциплина

Эпистемология как философская дисциплина

Теория знания (гносеология) — это часть философии, которая изучает такие проблемы, как природа знания, его возможности и ограничения, связь знания с реальностью, предмет и объект знания, изучает универсальные предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни знания и ряд других проблем.

Термин «гносеология» происходит от греческих слов «гнозис» — знание и «логос» — понятие, учение, т.е. учение (концепция) знания.

В современной литературе этот термин используется в двух основных значениях:

  • Как учение об общих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от его конкретных форм и типов;
  • Как философское понятие, объектом изучения которого является научное знание в его конкретных проявлениях.

В этом случае обычно используется термин «эпистемология». Однако в некоторых случаях термины «гносеология», «эпистемология» и «эпистемология» являются конгруэнтными и идентичными по содержанию.

Эпистемология (в обоих значениях термина) тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология — доктрина бытия как такового, и диалектика — доктрина универсальных законов развития бытия и познания, а также логика (в ее различных модификациях) и методология. Поскольку предметом знания, «центром» всей эпистемологии, является человек, то в теории широко используются данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. Поддержка эпистемологии тем более необходима, что, во-первых, процесс познания всегда происходит в определенном социокультурном контексте, а во-вторых, сегодня набирает силу тенденция социологизации эпистемологии, то есть процесс трансформации последней в реальное социогуманитарное исследование.

Теория познания опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии и медицины при изучении личности познающего субъекта. Математика, кибернетика, естественные и гуманитарные науки во всех их различных дисциплинах, история философии и науки и т.д. представляют собой большой и разнообразный материал для обобщения выводов.

При разработке своих проблем, при разворачивании собственной эпистемологии, она должна «выжать» их в виде «квинтэссенции» из всех вышеперечисленных и других источников. В то же время недопустимо недооценивать какую-либо из них (тем более игнорировать их вообще) или абсолютизировать. Основываться только на эпистемологии и исключительно на анализе математического (Декарт) или научного (логический позитивизм) знания должно быть односторонним и, следовательно, ошибочным.

История знания показывает, что знание (и его теоретический образ) всегда обусловлены потребностями общества (в частности, потребностями материального производства и практики) и поэтому должны принимать конкретную форму на каждом из качественно различных этапов социального развития. В то же время, с точки зрения содержания, они должны впитать в себя все новое, что каждый из них приносит. Таким образом, развитие эпистемологических идей конца ХХ века определяется тем, что оно происходит в условиях информационного общества и базируется, в частности, на данных так называемой «пост-неклассической» науки. Этот этап развития характеризуется: Изменение объектов исследований (все более частыми становятся целостные, саморазвивающиеся «человеко-размерные» системы), широкое распространение идей и методов синергетики — науки о таких системах; методологический плюрализм; преодоление разрыва между объектом и субъектом знаний; связь объективного мира с миром человека; привнесение времени во все науки, его глубокая диалектизация и историзация (в частности, приоритет «становления» над «бытием» И. Пригожина) и ряд других.

Что касается методов, с помощью которых эпистемология исследует свой объект, т.е. познавательное отношение к реальности во всей совокупности ее аспектов, то на современном этапе ее развития все более характерным становится методологический плюрализм. Другими словами, он имеет право и обязан применять все методы и приемы, которые наиболее эффективны в конкретной когнитивной ситуации. Это, прежде всего, философские методы — диалектические, феноменологические, герменевтические и др. Это общие научные методы — системные, структурно-функциональные, вероятностные и др. Подходы. Это общие логические методы: Анализ, синтез, идеализация, индукция, дедукция, аналогия и др. Это также эмпирические и теоретические инструменты и методы, характерные для частных наук и научных дисциплин), которые могут быть использованы в теории познания с учетом их специфики. Все эти и другие методы должны использоваться в эпистемологических исследованиях не по отдельности, а в их тесном единстве и динамическом взаимодействии.

В настоящее время расширение объекта эпистемологии одновременно сопровождается обновлением и обогащением его методологического арсенала: эпистемологический анализ и аргументация начинают включать в себя определенные переосмысленные результаты и методы специальных разрывов на познание и сознание, социальные и культурные дисциплины.

Познание и практика

Важность практики для процесса познания, для производства и развития научных и других форм знаний подчеркивалась многими философами разных направлений. Прежде всего, следует отметить, что понятие «практика» выражалось довольно широким кругом терминов. Среди них — «действие», «активная жизнь», «опыт» («опыт живого мира», «опыт повседневной жизни» и т.д.), «физическая жизнь», «опыт вообще» и т.п.

Гегель, как уже упоминалось, выразил глубокую мысль о том, что когда человек подчиняет себя в своих целях внешней природе, он овладевает ею в своих инструментах. И это не что иное, как деятельность, работа (пусть и «абстрактно-духовная»), в ходе которой человек познает окружающий его мир. Праксис («добро», «поля», «практическая идея») — одна из основных категорий гегелевской диалектики как логики и теории познания.

Проблема взаимосвязи между теорией, знанием и практикой

Уравнение «теоретическая сфера» («духовная жизнь», «жизнь мысли») и «практическая сфера» («реальная жизнь», «жизнь действия») он счел неприемлемым, несмотря на их тесную взаимосвязь друг с другом. Возникшая на основе практики, теория, по мнению русского философа, оказывает на нее очень сильное влияние. И любая форма знаний влияет на жизнь, но конкретно. В частности, философские знания должны служить практическим целям.

В. Соловьев высказал ряд интересных идей о взаимосвязи знания (мысли) и «практической жизни», о необходимости «практиковать» философию и др. Он считал, что человек должен жить прежде всего, а для этого ему нужен «материальный, экономический труд», который обеспечивает его существование и является основой всех других форм деятельности — в том числе познавательной, теоретической и т.д. Содержание знаний, утверждает Соловьев, не может оставаться только в теоретической сфере, оно должно реализовываться на практике. И хотя жизнь и знания неразделимы, их невозможно идентифицировать, потому что между практическим и теоретическим отношением к объекту всегда есть различия. Это два конкретных способа существования и действия.

Что касается философии, то, по мнению Соловьева, ее субъект должен быть не только осведомленным, но и «желающим», «ведущим», активно действующим. Более того, последняя ипостась предмета необходима. По мнению русского философа, собственная сущность субъекта — это его самоутверждение («воля», «желание»). Это корень всей субъективной жизни, не исключая познания, потому что разум — это только «инструмент для воли», то есть для практической, социальной жизни.

Роль практики в процессе познания обсуждается и в современной философии. Так, К. Поппер указывает на недопустимость разрушения единства теории и практики или (как в мистицизме) замены его на создание мифов. Он подчеркивает, что практика — это не враг теоретических знаний, а «важнейший стимул для этого». Хотя определенная степень безразличия к нему, по мнению Поппера, пожалуй, уместна для ученого, есть много примеров, показывающих, что это безразличие не всегда срабатывает. Для ученого, однако, важно поддерживать связь с реальностью, с практикой, для тех, кто презирает ее, платить за нее, неизбежно впадая в схоластику.
Категория праксиса, активной чувственно-объективной деятельности человека, направленной на изменение действительной реальности, стала нейтральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее эпистемологии в частности (о чем также говорилось выше). С введением практики в эпистемологию было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что объекты и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно действует на окружающую его реальность и познает ее в процессе ее преобразования. Это особая форма человеческой деятельности, которая всегда происходит в определенном социокультурном контексте.

В процессе практики человек создает новую реальность — мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые даются ему природой в законченном виде («вторая природа»). Практика и познание — две взаимосвязанные стороны одного исторического процесса, но решающую роль играет практическая деятельность. Это целостная система всей материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии. Его законы — это законы самого реального мира, который в этом процессе преобразуется.

Основными формами практики являются: материальное производство (труд), преобразование природы и естественного бытия человека; социальное действие — преобразование общественного бытия, изменение существующих общественных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, трансформация определенных общественных структур и т.д.); научный эксперимент — активная (в отличие от наблюдательной) деятельность, в которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе познания

Практика является источником знаний, поскольку все знания поставляются к жизни в первую очередь в соответствии с ее потребностями. Математические знания возникли, в частности, в связи с необходимостью измерения земли, расчета площадей и объемов, подсчета времени и т.д. Астрономия появилась в связи с потребностями торговли, судоходства и т.д. Но, конечно, открытия в науке (например, «Закон Периодов» Менделеева) не всегда делаются непосредственно «от имени» практики.

Практика является основой знаний, их движущей силой. Она пронизывает все страницы, моменты, формы, этапы познания от начала до конца. Весь процесс познания, от элементарных ощущений до самых абстрактных теорий, в конечном итоге обусловлен задачами и потребностями практики. Он ставит определенные проблемы перед познанием и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые свойства и стороны мира и проникает все глубже и глубже в суть явлений. Практика служит основой знаний и в том смысле, что она обеспечивает их техническими средствами, устройствами, оборудованием и т.д., без которых она не может быть успешной.

Практика опосредуется целью знания, ибо оно реализуется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и регулировать в той или иной степени! Все наши знания, в конечном счете, возвращаются к практике и активно влияют на ее развитие. Задача человека заключается не только в том, чтобы знать и объяснять мир, но и использовать полученные знания как «руководство к действию» для его преобразования, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

Практика является решающим критерием истины, т.е. она позволяет отделить истинное знание от обмана.

Открытие практической, социальной обусловленности познания человека позволило выявить диалектику познавательного процесса и объяснить его основные закономерности. Оказалось, что нельзя рассматривать познание как нечто законченное, неподвижное, неизменное, и рассматривать, как познание возникает из невежества, как в процессе практики происходит движение, переход от неполного, неточного знания к более полному, точному и глубокому, совершенному.

Развитие наук

Сегодня познание изучается не только философией. В настоящее время происходит интенсивное развитие различных специальных наук, изучающих познание: когнитивная психология (психология, изучающая когнитивные процессы), логика и методология научного познания, история науки, изучение науки, социология познания и др. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты. Без обращения к их достижениям невозможно даже квалифицированное, успешное философское изучение познания. Однако природа познавательного отношения к миру является объектом философского осмысления, поскольку связана с анализом и решением фундаментальных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание является необходимой стороной этого отношения и может быть понято только в связи с ним.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философские аспекты психоаналитической концепции 3. Фрейда
  2. Историческая судьба марксизма на западе
  3. Одна из важнейших категорий китайской философии
  4. Вера в разум. Наука логики в арабо-исламской философии
  5. Аристотель о душе, о человеке, о разуме
  6. Период философии деятельности и период философии абсолюта в творчестве Фихте — Теория науки Фихте как основа его системы
  7. Теория «идеального государства» Платона: современный взгляд — «Государство» Платона
  8. Философская антропология в системе знаний, ее предметное поле и методы
  9. Огюст Конт и его философия
  10. Постиндустриальное общество. Теории постиндустриализма и информационизма