Для связи в whatsapp +905441085890

Формы направленного изменения: проблема революционного и эволюционного развития общества — «Эволюция» и «Революция» как категории социальной философии

Если общество не меняется, оно умирает, начинает застаиваться (распадаться). Общество — это живая, динамичная система, подверженная влиянию внутренних и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, сообщества) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественным образом приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, т.е. под влиянием роли индивидуума, так и на макроуровне.

Социальные изменения, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, — это переход социальных систем, сообществ, институтов и организаций из одного государства в другое. Понятие «социальные перемены» носит общий характер и может быть конкретизировано понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от нижнего к верхнему. Именно такое движение общества связано не с какими-то изменениями, а с глубокими, меняющими структуру общества, приводящими к появлению новых социальных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в повседневной речи термин «развитие» обычно используется как синоним термина «изменение». И в этом случае можно сказать, что термин «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Социальные изменения, происходящие в обществе, включают в себя рост населения, изменение отношений между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут касаться сферы изобретений, правил русского языка, норм морали и др.

Формы направленного изменения: проблема революционного и эволюционного развития общества - "Эволюция" и "Революция" как категории социальной философии

«Эволюция» и «Революция» как категории социальной философии

Эволюция обычно понимается как количественное изменение, а революция — как качественное изменение. На самом деле, все гораздо сложнее. Эволюция (по-латински «разворачивание») обычно понимается как многогранное развитие вида. Так, в биологии XVIII века в целом было характерно отрицание трансформаций в живой природе, хотя Аристотель в своей физике пытался не только определить понятие развития, но и классифицировать типы развития.

В то же время реформистские биологи отмечали, что организмы и биологические виды изменяются качественно. В то же время, позитивистская доктрина Г. Спенсера была очень популярна среди биологов. А благодаря Дж. Б. Ламарку подтвердилась мысль о том, что развитие — это не просто рост, не постепенное увеличение собственности, а производство качественно нового. Плоская, непрерывная эволюция состоит из постепенных качественных изменений.

Используя термин «эволюция», О. Кант и Х. Спенсер способствовали формированию идей буржуазного либерализма и их распространению в трудовом движении в форме реформизма. Э. Бернштейн противопоставил социальную трансформацию политической революции, рассматривая радикальную социальную трансформацию не как этап социальной эволюции, объективно определяемый самой историей, а как субъективно выбранный период времени, в течение которого в обществе происходят определенные изменения. Он считал, что переход от капитализма к социализму возможен чисто эволюционным путем. Таким образом, накопление постепенных количественных и качественных изменений, то есть постепенность (эволюция), обязательно предполагает появление чего-то нового.

Таким образом, концепция эволюции используется в социальных системах. В то же время эволюция в широком смысле является синонимом развития, точнее, именно процессы, которые в социальных системах приводят к усложнению, дифференциации, повышению степени организации системы (хотя может быть и наоборот). Эволюция в узком смысле включает в себя только постепенные количественные изменения, а не качественные, т.е. революции.

Революция — это изменение внутренней структуры системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными этапами развития системы. В то же время, реформа — это часть эволюции, ее уникальный, неповторяющийся акт. Таким образом, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами социально-исторического развития и формируют противоречивое единство.

Давайте подчеркнем следующее. С точки зрения спирали социального развития, важную роль играет закон отрицания, один из законов диалектики. Этот закон определяет направление или форму и определенный (всегда только относительный) результат развития. Именно Гегель нашел хороший термин для диалектического отрицания — Aufhebung. Этот термин органически объединяет три семантических уровня: Отмена, сохранение и Вознесение. В этом смысле диалектическое отрицание объясняет проблему эволюционно-революционного и, в определенном смысле, реформационно-революционного, так как диалектическое отрицание означает устранение, разрушение и отбрасывание старого, устаревшего, т.е. того, что не соответствует изменившимся условиям и препятствует дальнейшему развитию. В дальнейшем она берет, сохраняет и сохраняет все жизнеспособное, перспективное и ценное, что находится в отрицательном состоянии. Наконец, через диалектическое отрицание возникает новое качественное состояние, новый этап развития. Важно подчеркнуть, что каждый из трех уровней смысла диалектического отрицания может выйти на первый план в определенных ситуациях, на определенных стадиях развития. Это обеспечивает надлежащую методологию для понимания проблемы сложной взаимосвязи между эволюцией и революцией. В этом смысле можно рассматривать контраст между марксистским и немарксистским подходами к концепции социальной революции.

По мнению Маркса, социальные революции являются выражением сути природно-исторического процесса общественного развития. Они имеют универсальный, естественный характер и представляют собой наиболее важные, фундаментальные изменения в истории человечества; одно социально-экономическое образование сменяется другим, более продвинутым.

Нонмарксистские и антимарксистские концепции, как правило, отрицают закономерность социальных революций. Так, Х. Спенсер сравнивал социальные революции с голодом, катастрофами, проявлениями неповиновения, «агитацией, распространяющейся на революционные собрания», открытыми восстаниями, которые он называл «социальными изменениями аномального характера «.

По мнению Поппера, социальная революция «разрушает традиционную структуру общества и его институты…». Но… Когда они разрушают традицию, цивилизация исчезает вместе с ней. Они возвращаются в животное состояние.

Понятие социальной революции и ее виды в современной литературе

Термин «революция» вошел в социальные науки менее трех веков назад и употребляется в современном значении относительно недавно. Как правило, термин «социальная революция» используется для обозначения, во-первых, перехода от одного социально-экономического образования к другому, т.е. под социальной революцией понимается, во-первых, эпоха перехода от одного способа производства к другому на длительный период времени; во-вторых, аналогичный переход внутри одного социального организма; в-третьих, относительно временный политический переворот; в-четвертых, революция в социальной сфере общественной жизни; в-пятых, метод исторического действия в противовес другому методу-реформисту и т.д. (Термин «революция» используется очень широко — научный, технический, коммерческий, финансовый, аграрный, экологический, сексуальный).

В рамках национального государства, в котором происходит социальная революция, можно выделить три основных структурных элемента:

  • Политическое свержение (политическая революция);
  • Качественная трансформация экономических отношений (экономическая революция);
  • Культурная и идеологическая трансформация (культурная революция).

Мы подчеркиваем, что два понятия революции появились еще до Маркса: социальное и политическое. Процесс приближения к пониманию сути социальной революции был сложен даже при марксизме. Сначала ее основатели противопоставляли понятия «политическая революция» и «социальная революция», имея в виду буржуазные революции и пролетарские революции под первым. Только позже Маркс пришел к следующему выводу: «Каждая революция разрушает старое общество и является до такой степени социальной». Каждая революция свергает старую власть настолько, насколько она имеет политический характер.

По нашему мнению, все компоненты революции, хотя и неразрывно связаны между собой, имеют относительную независимость. В этом смысле можно различать политические, экономические и культурные революции. Хотя экономика является основой политики, не экономика является основной сферой революционной борьбы, а политика. Это происходит не только потому, что политика правящего класса, основанная на власти государства, является главным препятствием для осуществления неотложных экономических преобразований, но и потому, что экономические интересы классов находят свое концентрированное, обобщенное выражение в политике. Поэтому содержание и характер политической революции также можно определить следующим образом: формирование нового класса во власти; создание аппарата нового государства; преобразование прежней государственно-правовой системы и создание новой.

Если политическая революция направлена на то, чтобы поставить механизм государственной власти на службу новому классу, т.е. на то, чтобы сделать его политически доминирующим, то экономическая революция направлена на то, чтобы обеспечить доминирование таких отношений производства, которые бы соответствовали характеру производительных сил и интересам продвинутого класса. Революционные экономические преобразования заканчиваются только победой нового способа производства. Аналогичным образом, радикальная трансформация в формировании нового сознания, в создании новой духовной культуры происходит только в ходе культурной революции, когда создаются соответствующие экономические, политические, педагогические и культурно-идеологические условия.

Несмотря на неоднозначность подходов к природе социальной революции, можно согласиться, что существуют ее общие закономерности:

  • Наличие причин социальной революции (расширение и обострение противоречий);
  • Зрелость объективных условий и субъективного фактора и их взаимодействие как закона социальной революции;
  • Социальная революция как процесс (сочетание эволюционных и непредсказуемых изменений);
  • Решение фундаментального вопроса (власти).

Причины социальной революции

В частности, марксистская теория социальной революции утверждает, что главной причиной социальной революции является углубление конфликта между растущими производительными силами общества и устаревшей, консервативной системой отношений производства, что проявляется в обострении социальных антагонизмов, в интенсификации борьбы между правящим классом, заинтересованным в сохранении существующего порядка, и угнетенными классами. Классы и социальные слои, которые в силу своего объективного положения в системе отношений производства заинтересованы в свержении существующего порядка и в состоянии участвовать в борьбе за победу более прогрессивного порядка, выступают движущими силами социальной революции. Революция никогда не является плодом заговора отдельных лиц или произвола меньшинства, изолированного от масс. Это может произойти только в результате объективных изменений, которые приводят в движение массовые силы и создают революционную ситуацию. Значит, социальные революции — это не просто случайные вспышки недовольства, бунты или перевороты. Они «не сделаны по заказу, не приурочены к тому или иному моменту, а созрели в процессе исторического развития и извергаются в данный момент в силу ряда внутренних и внешних причин».

Среди немарксистских взглядов на причины социальных революций выделим следующие. Итак, отец. Сорокин, понимающий под причинами восстаний и войн «комплекс условий, связь событий в причинно-следственной цепочке, начало которой утрачено в вечности прошлого, а конец — в бесконечности будущего » и подчеркивающий, что непосредственной предпосылкой любого «революционного отклонения в поведении людей» всегда являлось «усиление подавленных основных инстинктов большинства населения, а также неспособность даже минимально их удовлетворить » , присваивает такие причины:

  • «Подавление» «пищеварительного рефлекса» большинства населения голодом;
  • «Подавление» инстинкта самосохранения деспотическими казнями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами;
  • «Подавление» рефлекса коллективного самосохранения (семья, религиозная секта, партия), осквернение их святынь, издевательства над их прихожанами арестованными и др.
  • Неспособность удовлетворить потребности людей в жилье, одежде и т.д.
  • «Подавление» сексуального рефлекса большинства населения во всех его проявлениях (в форме ревности или желания обладать предметом любви) и отсутствие условий для его удовлетворения, наличие похищений, насилия над женами и дочерьми, принуждения к браку или разводу и т.д.
  • «Подавление» инстинкта обладания массой, преобладание бедности и лишений, особенно когда это происходит в контексте процветания других;
  • «Подавление» инстинкта самовыражения или индивидуальности, когда люди сталкиваются, с одной стороны, с оскорблениями, презрением, постоянным и несправедливым пренебрежением к их достоинствам и достижениям, а с другой — с преувеличением незаслуженных;
  • «Подавление» импульса большинства людей к борьбе и соперничеству, к творчеству, к разнообразному опыту, к свободе (в смысле свободы слова и действия или других неопределенных проявлений их врожденных наклонностей), вызванное «слишком большим покоем — жизнью», монотонной средой и работой, которая ничего не делает ни для мозга, ни для сердца, постоянными ограничениями свободы общения, слова и действия.

По словам Сорокина, это неполный перечень причин. В то же время он подчеркивает, что как сила «подавления» основных инстинктов, так и их суммарное количество влияют на характер «произведенного революционного взрыва».

С точки зрения А. Тойнби, социальные революции генетически связаны с преддезинтеграционным периодом развития цивилизации и обусловлены самой природой социального развития. Поскольку развитие одной цивилизации носит циклический характер, социальная революция происходит в тот момент, когда колесо истории начинает двигаться в нисходящем направлении, и поэтому социальная революция служит точкой отсчета, с которой начинается процесс гибели цивилизации. По сути, по мнению Тойнби, социальная революция является симптомом упадка цивилизации и тормозит развитие истории8. Как видно, Тойнби полностью игнорирует марксистский взгляд на причины социальных революций.

А. Токвиль в своей работе «Старый порядок и революция» пытался показать преемственность между прошлым и «новым порядком», утверждая, что ликвидация феодального режима возможна без социальных революций. При этом он пришел к выводу, что причины социальной революции могут заключаться как в обнищании общества, так и в его процветании.

Типология конфликтов Дарендорфа заслуживает внимания. Во-первых, он определяет основу классификации на разнице рангов элементов, вовлеченных в конфликт, здесь называемых группами: Конфликт между равными; Конфликт между подчиненными и начальством; Конфликт между всем обществом и его частью.

Во-вторых, Дарендорф также различает в зависимости от степени социальной единицы, вовлеченной в конфликт: 1) конфликт внутри социальных ролей и между ними; 2) конфликт внутри отдельных социальных групп; 3) конфликт между группами по интересам или псевдо-группами.

Не вдаваясь в детальный анализ типологии конфликтов Дарендорфа, отметим, что он сводит классовую борьбу к конфликту между социальными группами и классами. Это конфликт законности существующего распределения власти, т.е. в интересах правящего класса выражать уверенность в легитимности существующего правила, в интересах класса не правящего — выражать сомнения в легитимности этого правила. Он подчеркивает, что классовая теория, основанная на разделении общества на владельцев и не владельцев средств производства, теряет свою ценность, как только формальная собственность и фактический контроль над средствами производства разделены и больше не находятся в одних и тех же руках. Наконец, Дарендорф очерчивает идеал «либерального» и «современного» общества, в котором признаются и регулируются социальные конфликты, существуют равные стартовые возможности для всех, индивидуальная конкуренция и высокая мобильность.

Признавая ценность концепции конфликта Дарендорфа, особенно при анализе современного общества, следует отметить, что классовый подход является одним из главных достижений научной социальной науки. Истоки классового подхода лежат в политической идеологии Макиавелли, в историческом учении Тьерри, Гизо и т.д., в политической экономике Рикардо. Рикардо. Еще до Маркса они обнаружили существование классов и классовой борьбы. Поэтому отказаться от классового подхода — значит сделать шаг назад в науке общества. С другой стороны, она должна быть освобождена от чрезмерных идеологических клише и сохранена как метод строго научного анализа общественных структур.

Социальная революция — это объективно реализуемый процесс, одних объективных законов для ее осуществления недостаточно. Поэтому в интерпретации проблемы объективного и субъективного в революции есть определенные противоречия. Это также связано с обсуждением вопроса о том, существуют ли объективные законы в развитии общества, поскольку в нем действуют люди с сознанием. Соответственно, существует марксистский подход, который признает закономерность в социально-историческом развитии, а также различные немарксистские варианты.

Социально-философский анализ этой проблемы показывает, что основными категориями здесь являются «объект» и «субъект». С их помощью захватывается и выражается деятельность бетоно-исторических творцов и носителей социальных действий во всех сферах общественной жизни — экономической, политической, социальной и духовной. Дальнейшее развитие этих категорий осуществляется соответственно с помощью категорий «объективный», «объективные условия», «объективный фактор» и «субъективный», «субъективные условия», «субъективный фактор».

Типы и формы социальных революций

Вопрос о типах и формах социальных революций весьма спорен в современной социальной философии. Это в основном связано с тем, что к данному вопросу применяются как объективные, так и субъективные критерии. На наш взгляд, для типологизации революций необходимо определить особенности противоречий, порождающих данную социальную революцию, особенности характера и характера социальных революций в разных странах, особенности зрелых объективных условий и субъективного фактора, особенности развития социальной революции как процесса, внешние условия, влияющие на данную революцию. Кроме того, необходимо отметить следующее.

Существуют, с одной стороны, (независимые) основные исторические типы социальных революций, а с другой — (не независимые) переходные формы социальных революций, которые существуют в рамках одного типа революции и характеризуются сочетанием и переплетением различных типов революционных процессов. Такие революции могут представлять собой этап, веху или этап в процессе перехода от одного исторического типа революции к другому.

Переходные формы характерны для современности. Их появление обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Одним из важнейших объективных условий этого явления является несоответствие между основным противоречием, которое привело к той или иной революции, и ее движущими силами. Другая причина — сложность самого революционного процесса, характеризующаяся неоднородностью охватываемых им революционных движений.

В то же время необходимо различать природу и тип социальных революций. Тип революции (демократическая, антифеодальная, антимонархическая, антиимпериалистическая, антимонопольная и т.д.) может быть определен до ее начала, а тип революции может быть определен после ее победы.

Согласно марксистскому подходу, природа социальной революции определяется теми экономическими и социальными противоречиями, которые вызывают переход от одного социально-экономического образования к другому, более прогрессивному. То есть природа революции определяется именно объективным характером происходящих потрясений, а точнее, целью революции. Из фундаментального противоречия вытекает соответствующий классовый антагонизм, направленность борьбы революционных и контрреволюционных сил, а также природа образования, которое вырастает из старого общества и в становление которого вносят свой вклад революционные силы. Из фундаментального антагонистического противоречия старой социально-экономической структуры возникает необходимость ликвидировать власть реакционного класса и обрести власть через революционный класс, потому что фундаментальный вопрос социальной революции — это передача государственной власти от одного класса к другому.

Социальная революция в марксистской концепции

А поскольку среди самих марксистов нет единого мнения по поводу этого числа (оно варьируется от четырех до шести), то число исторических типов не одинаково. Некоторые социологи считают, что существует четыре типа социальных революций, другие сводят их к двум — буржуазной и пролетарской.

С точки зрения общего философского подхода очевидно, что переходное состояние означает перемещение временного явления из одного качественного состояния в другое. Соответственно, переходное состояние — это состояние, в котором взаимодействуют элементы нескольких качеств.

В переходных формах старые и новые качества кажутся взаимопроникающими и взаимодействующими, и доминирующая тенденция этого переплетения будет выявлена не сразу, а только в конце переходного процесса, потому что социально-философский анализ показывает, что не только неравные революционные процессы взаимодействуют и взаимосвязаны в переходе, но и движущие силы более высокого типа социальной революции более сплочены и активны, потому что они борются за интересы подавляющей части социального организма, а создаваемый ими тип социальных отношений более развит в социально-историческом развитии.

Соотношение реформы и революции

Представляется интересным отметить подход представителей западной «социологии революции», в котором в определении типологии революции доминирует социологический аспект. В то же время они не склонны различать основные (независимые) исторические типы революций и переходные формы (без независимости) революции, что характерно для представителей марксистской платформы.

Ф. Гросс различает четыре вида революции:

  • Революция снизу,
  • Революция сверху,
  • Комбинированный (с первого и второго),
  • Дворцовая.

Ж. Питти, с другой стороны, считает, что существует пять основных типов революций:

  • Великая национальная революция (т.е. революция снизу),
  • Государственный переворот (т.е. революция сверху),
  • Дворцовая революция,
  • Восстание,
  • Революция политической системы.

Р. Тонтер и М. Мидлерский, например, дают четыре критерия классификации революций:

  • Степень участия масс,
  • Продолжительность революционного процесса,
  • Степень насилия,
  • Цели повстанцев.

И при этом четыре типа революций:

  • Революция масс,
  • Революционный переворот,
  • Революция-реформация,
  • Дворцовая революция.

М. Риджей различает:

  • Гражданскую революцию (борьба внутри страны),
  • Национальную революцию (освобождение от иноземного господства),
  • Преждевременную революцию (незрелую), то есть массовое движение против внутреннего или внешнего врага, потерпевшее неудачу в попытке его победить (и гражданская революция, и национальная революция могут быть незрелыми революциями).

На наш взгляд, слабость вышеуказанных позиций заключается в отсутствии научно-теоретических и, прежде всего, объективных критериев типологии, классификации, которые в целом присущи социологическому анализу.

Обычно под эволюцией понимают количественные изменения, а под революцией — качественные. В то же время реформа отождествляется с количественными изменениями и, соответственно, контрастирует с революцией. реформирование эволюция социальной философии.

На наш взгляд, реформа — это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия между производительными силами (содержанием) и отношениями производства (формой). Творческий характер реформ проявляется в том, что они готовят новые качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества, мирной форме хода революционного процесса. Если мы недооцениваем важность реформ в прогрессивном преобразовании общества, то мы недооцениваем роль формы в разработке содержания, которое не является диалектическим. Поэтому революция и реформы являются необходимыми компонентами конкретно-исторического этапа развития человеческого общества и формируют противоречивое единство.

Нет сомнения, что в революционных процессах современной истории значение творческих целей неизбежно возрастает за счет разрушительных. Реформы трансформируются из подчиненного и полезного момента революции в своеобразную форму ее выражения. Из этого вытекает возможность взаимопроникновения и, конечно же, перехода, взаимного влияния реформ и революции.

Отсюда следует, что не только все, что выходит за рамки реформы, теперь можно считать революционным, но и все то, что позволяет расширить эти рамки до уровня и требований задач кардинальной трансформации существующих общественных отношений. Речь идет не о противопоставлении «движения» «конечной цели», а о том, чтобы соединить их таким образом, чтобы в ходе и в результате «движения» можно было реализовать «конечную цель». «Революционный реформизм» отвергается как несостоятельная альтернатива: Революция или Реформа. Если мы не верим в эволюционные возможности отечественной цивилизации и склонны только к революциям и переворотам, то о реформах не может быть и речи. Путь реформ выбран таким образом, чтобы исключить революционные взрывы и потрясения.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основные сферы функционирования и развития общества, их диалектическое взаимодействие и единство
  2. Общество и основные его концепции
  3. Человек в концепциях космизма
  4. Качество и количество
  5. Новейшая социальная философия
  6. Переход от гносеологии к онтологии
  7. Любовь, брак и семья в различных философских традициях
  8. Проблема выбора субъектом жизненных ориентиров, сознательного построения образа жизни
  9. Вопрос о роли сознания в человеческой деятельности
  10. Георг Вильгельм Гегель, немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии