Для связи в whatsapp +905441085890

Формы общественной регуляции, предшествование нравственности — История и происхождение

Мораль — это термин, который обычно используется как синоним морали или иногда этики в языке и литературе. В некоторых философских системах мораль была концептуализирована как отдельное понятие от морали, хотя авторская концептуализация не всегда согласуется с общим употреблением. В этом более узком смысле понятие морали используется для обозначения части или уровня морали в целом, причем мораль часто понимается как внутренняя, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду. Например, в Гегеле нравственность — это внутреннее условие человека действовать в соответствии со своей совестью и свободой воли, в отличие от нравственности, которая, наряду с законом, является внешним требованием поведения человека.

Мораль — это философское регулирование

Формы общественной регуляции, предшествование нравственности - История и происхождение

История и происхождение

Слова «нравственность», «мораль» и «этика» близки по смыслу. Однако они были созданы на трех разных языках. Слово «этика» происходит от греческого «этос», означающего мораль, характер, обычаи. Она была введена 2300 лет назад Аристотелем, который назвал добродетели человека, проявляющиеся в его поведении, такие как мужество, благоразумие, честность, и назвал «этику» наукой этики. Слово «мораль» — латынь. Оно происходит от латинского слова mos (множественное число нравов), которое примерно эквивалентно греческому слову ethos для морали. Цицерон, вслед за Аристотелем, вывел из него слова moralis (мораль) и moralitas (нравственность), которые стали латинскими эквивалентами греческих слов ethical и ethic (этика).

Мораль — это русское слово, производное от корня «морв». Впервые он появился в русском словаре в 18 веке и использовался вместе со словами «этика» и «мораль» в качестве их синонимов. Таким образом, в русском языке появились три слова с примерно одинаковым значением. Со временем они приобрели некоторые семантические нюансы, которые отличают их друг от друга. Но в практике употребления слов эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно вывести из контекста).

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта:

  • Ценности,
  • Регулятивы.

Моральные ценности — это то, что древние греки называли «этическими добродетелями». Древние мудрецы считали благоразумие, доброжелательность, мужество и справедливость важнейшими из этих добродетелей. Высшие нравственные ценности в иудаизме, христианстве и исламе связаны с верой в Бога и горячим благоговением перед Ним. Все народы ценят честность, преданность, уважение к старшим, трудолюбие и патриотизм как свои нравственные ценности. Хотя люди не всегда проявляют такие качества в жизни, они высоко ценятся людьми, и тех, кто ими обладает, уважают. Эти ценности, проявляющиеся в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают в качестве этических идеалов.

Моральные (нравственные) правила — это правила поведения, которые руководствуются данными ценностями. Моральные регуляторы разнообразны. Каждый человек выбирает (сознательно или бессознательно) в пространстве культуры те из них, которые ему наиболее подходят. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются другими. Но каждая более или менее стабильная культура имеет определенную систему общепринятых моральных норм, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивные нормы — это нормы морали. В Ветхом Завете содержатся десять заповедей Божьих, написанные на скрижалях, данных пророку Моисею при восхождении на гору Синай («Не убивай», «Не кради», «Не прелюбодействуй» и т.д.). Стандартами истинного христианского поведения являются 7 заповедей, данных Иисусом Христом в Нагорной проповеди: «Не противься злу»; «Просящему дай, и не отвращайся от желающего одолжить у тебя»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и т.д. и др.

Моральные ценности

Мораль занимает особое место в системе человеческих ценностей. Нравственное сознание определяет поведение человека и межличностные, групповые и социальные отношения. Моральный критерий применим как основа суждения ко всем сферам человеческой деятельности.

Трудно провести линию, разделяющую течение времени на две неравные части: до и после появления нравственности. Еще труднее определить момент времени, когда человечество было просветлено светом нравственного прозрения. Стать — это всегда процесс. Формирование нравственных идей, норм, принципов, традиций, которые изначально стали единственным регулятором человеческих отношений, является длительным, сложным и противоречивым процессом.

Формирование нравственности трудно переоценить, каждая активная форма человеческой деятельности нуждается в нравственных критериях оценки, отсутствие таких критериев или несоответствие им может разрушить самые большие успехи практической и научной деятельности, политики, экономики, идеологии.

Формирование нравственных норм, принципов, традиций знаменует собой переход от спонтанных форм регулирования поведения и отношений к упорядоченным, сознательно регламентированным. Нравственные представления о человеке, сформировавшиеся на протяжении веков, отражаются в таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь, в нравственных нормах и принципах, регулирующих человеческие отношения.

Моральные регуляторы

Элемент морального суждения, оценка реальности с точки зрения добра и зла, то есть с моральной точки зрения, всегда присутствует в любом человеческом поведении или эмоциональном акте. Термины «нравственность», «нравственность» и «этика» близки по происхождению и содержанию и соответственно обозначают русские, латинские или греческие корни исходного слова «нравственность», нравы поведения, из описания и оценки которых, со временем, возникла эта форма общественного сознания и отрасль общественного познания.

Поведение индивидов в обществе регулируется совокупностью перекрывающихся нормативных систем, каждая из которых имеет свою специфику применения. Неправильно говорить, что у каждого из них есть свой субъект регулирования — и право, и нравственность имеют свой набор отношений и поведения. Скорее, можно сказать, что они отличаются друг от друга по инструментам, которые они используют для суждения, и по способу применения их правил. Правовые нормы находят свое выражение в единообразно интерпретируемых и имеющих обязательную силу законах, кодексах и т.д. Аппарат принуждения обеспечивает соблюдение этих норм и защищает общество от их нарушения; те, кто их нарушает, подлежат санкциям, которые в исключительных случаях могут распространяться на лишение жизни. Нравственные нормы существуют в нематериальной форме общественного сознания (как то, что «все знают»). Людей поощряют, а иногда и принуждают подчиняться им такие внутренние механизмы, как долг и совесть. Как правило, мы не наказываемся за нарушение моральных правил, если у нас нет совести.

Общественная нравственность и индивидуальный моральный контроль являются мощными регуляторами человеческого поведения. Несмотря на то, что у них нет письменных правовых норм, диктат морали может быть более нерушимым, чем правовые нормы. Конечно, такие нормы не соблюдаются системой государственных учреждений, ответственных за их соблюдение и наказание нарушителей, но кажущиеся нечувствительными механизмы долга, совести и общественного мнения обеспечивают более надежный способ удержания индивидуального поведения в необходимых рамках, чем страх перед наказанием.

Нравственность в философской системе Гегеля

Согласно философии Гегеля, дух, достигнув реального самоопределения в своем внутреннем существе в теоретической мысли и свободной воле, возвышается над своей субъективностью; он может и должен проявить себя субъективно-действительно, стать объективным духом. Первым объективным проявлением свободного духа является закон. Это осуществление свободной личной воли, во-первых, по отношению к внешним вещам — праву владения, во-вторых, по отношению к другой воле — праву договора, и, наконец, по отношению к собственному негативному действию путем отрицания этого отрицания — в праве наказания. Нарушение права, восстановленного лишь формально и абстрактно наказанием, пробуждает в сознании нравственное стремление к истинной правде и добру, которое противопоставляется неправедной и злой воле как обязанности (должной) и говорит с ней в совести. Из этой дихотомии между обязанностью и недолговой реальностью дух освобождается в фактической нравственности, где личность оказывается внутренне единой или солидарной с реальными формами нравственной жизни, или, по гегелевской терминологии, субъект осознает себя как единое целое с нравственной субстанцией в трех ее стадиях проявления: всеобщей, бьргерлихской и государственной. Согласно Гегелю, государство является высшим проявлением объективного духа, совершенным воплощением разума в человеческой жизни; Гегель даже называет его богом. Поскольку реализация свободы каждого в единстве всех, государство является конечной целью (самоцелью). Национальные государства, как и воплощенный в них национальный дух, являются особыми проявлениями вселенского духа, и в их исторических судьбах действует диалектическая сила этого духа, которая через их изменение постепенно избавляется от своих ограничений и односторонности и достигает своей безоговорочной самосознательной свободы.

Мораль в марксизме

Цитируя Карла Маркса о французском материализме XVIII века, Плеханов продемонстрировал в собственном переводе научные основы учения марксистской морали: «Если человек черпает все свои впечатления, знания и т.д. во внешнем мире и из приобретенного им опыта, то из этого следует, что окружающий его мир должен быть настолько организован, чтобы человек получал от него достойные его впечатления, чтобы он привык к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком». Если эгоизм, правильно понимаемый, является основой любой морали, то необходимо обеспечить, чтобы интересы личности совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен в материалистическом смысле этого слова, если его свобода заключается не в негативной способности избегать того или иного действия, а в позитивной возможности выражать свои личные качества, то мы не должны наказывать индивидов за их преступления, а должны ликвидировать антиобщественные источники преступности и создать свободное место в обществе для деятельности каждого индивида. Если человеческий характер создается обстоятельствами, то необходимо сделать эти обстоятельства достойными человека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия археоавангарда в исследовании феномена человека
  2. Н. Н. Алексеев о русском народе и государстве
  3. Содержание и форма в философии
  4. Философия зарубежного востока ХХ века
  5. Природа как предмет философского осмысления
  6. Философские основания и выводы теории относительности — Истоки относительности. Принцип относительности Галилея
  7. Современная западная философия
  8. Конструирующая роль рассудка в философии и. Канта
  9. Формирование гидростатики как раздела гидромеханики в трудах Галлилея, Стевина, Паскаля (1623-1662)
  10. Ксенофан, древнегреческий странствующий философ и поэт