Для связи в whatsapp +905441085890

Фрайбургская школа неолиберализма

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Экономическое учение Ш. Фурье
  2. Экономическое учение Р. Оуэна
  3. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
  4. Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон
  5. Экономическое учение Дж. М. Кейнса
  6. Чикагская школа неолиберализма (М. Фридмен)
  7. Основные направления и этапы развития экономической мысли
  8. Предмет и метод экономической науки в ретроспективе
  9. Российская экономическая мысль до отмены крепостного права
  10. Российская экономическая мысль после отмены крепостного права и до советского периода

Введение

Неолиберализм — это экономическая теория, согласно которой лучшей экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических агентов для обеспечения их максимального удовлетворения при минимальных затратах. Либерализм провозглашает три основных условия функционирования рыночной системы: частная собственность как правовая основа экономической жизни, свободное предпринимательство как генератор технических инноваций и экономического прогресса и свободная конкуренция как основной механизм координации экономических отношений.

Современный неолиберализм не является однородным течением. Специфика различных направлений неолиберализма обусловлена разными формами участия государства в экономическом развитии, то есть национальными особенностями управления экономикой и исходными теоретико-методологическими позициями.

Под названием неолиберализм существует несколько школ, объединенных общей методологией анализа экономических процессов. Среди них: Чикагская (М. Фридман), Лондонская (Ф. Хайек), Фрайбургская (В. Юкен) школы. На экономический строй и экономическую политику Федеративной Республики Германия значительное влияние оказали ортолиберальные идеи фрайбургской школы. Этот факт достаточно известен и достаточно учитывается в научных исследованиях. Уже во время Второй мировой войны во Фрайбургской школе активно обсуждался вопрос о том, как должен выглядеть экономический порядок послевоенного периода. Многие ее идеи оказали значительное влияние на планы немецкого антигитлеровского сопротивления в плане определения курса послевоенной экономической и социальной политики. Однако исторические связи между идеями немецкого нормативного либерализма, различными направлениями экономической мысли того времени и переходом к новому экономическому порядку изучены недостаточно.

В данной статье представлена информация о Фрайбургской школе и роли В. Окхайна и Л. Эрхарда в формировании политического течения (ордолиберализма).

Фрайбургская школа (ордолиберализм)

Ордолиберализм попытался создать собственную доктрину экономики, основанную на синтезе идей новой исторической школы, неоклассиков и традиционного либерализма.

Методологически ордолиберализм ближе всего к новой исторической школе, которая рассматривает процесс общественного развития как медленную, постепенную эволюцию.

В отличие от неоклассицизма, маржинализм не занимает самостоятельного места в методологическом инструментарии ордолиберализма. В западных концепциях он рассматривается как обычный теоретический прием.

Общим для традиционного либерализма является идея индивидуальной свободы, основанная на полном закреплении и поощрении частной собственности на средства производства. Однако, в отличие от своих предшественников, неолибералы оценивали экономические процессы с макро-, а не микроэкономической точки зрения. Более того, регулятивный либерализм отличался от либерализма эпохи капитализма свободного рынка тем, что выступал за активное вмешательство государства в экономику. Более того, в отличие от кейнсианцев, объектом этого вмешательства был не процесс воспроизводства, а институциональные основы механизма прибыли и конкуренции.

Основу либерализма экономического порядка составляют доктрина конкурентной системы и концепция социального рыночного хозяйства. Доктрина двух типов экономического порядка берет свое начало от Уолтера Юкена и описана в его работах «Основы национальной экономики» (1947) и «Основные принципы экономической политики» (1950).

Экономическая система — это совокупность реализуемых на практике экономических форм, в которых происходит повседневный конкретный экономический процесс. Ойкен считает, что ключ к анализу всех известных экономических систем в истории можно получить, выделив два основных типа экономических систем. Во-первых, централизованно управляемая экономика и, во-вторых, общинная, или рыночная, экономика. Они никогда не встречаются в чистом виде, а всегда в виде смеси с преобладанием одного из них.

Задача экономического исследования — выяснить, какой из возможных экономических порядков реализуется в данном месте в данное время. Решив эту задачу, можно ответить на два вопроса: Какова структура экономического порядка и каковы процессы, происходящие в нем.

Если Кейнс объяснял недуги капитализма хроническим отсутствием эффективного спроса, который, если государство не вмешивается в экономику, лишает систему стимулов к развитию, то ордолибералы видели источник зла в подрыве совершенной конкуренции, монополизации. Монополия — это отклонение от модели совершенной конкуренции. Он считал профсоюзы монополистами, обосновывая правомерность ограничительных мер против них со стороны предпринимателей и государства.

Из пассивности государства Ойкен вывел подрыв совершенной конкуренции и социальные издержки капитализма, которые могут быть устранены с помощью государства.

Основным направлением государственной экономической политики является формирование экономического порядка: регулирование монополии и конкуренции, соотношение частной и государственной собственности, прямые и косвенные меры вмешательства в экономику, установление правовых норм управления экономикой.

Ордолибералы противопоставили постоянство экономической политики идеям Кейнса, который выступал за гибкую, антициклическую фискальную и монетарную политику. Ордолибералы допускали влияние государства на экономический процесс только в исключительных случаях, связанных с действием экзогенных факторов.

Ордолиберальная теория не могла быть применена в Западной Германии после войны по двум причинам:

  1. в силу объективной необходимости более гибкого государственного влияния на экономику, чем допускали орденские либералы;
  2. Система конкуренции не нашла поддержки населения из-за кризиса 20-х/30-х годов.

Эти обстоятельства были учтены теоретиками социальной рыночной экономики. Впервые этот термин появился в 1947 году в работе А. Мюллера-Армака «Экономический порядок и рыночная экономика».

Если Ойкен провозглашал кульминацию социальной справедливости в свободном рыночном распределении доходов в условиях совершенной конкуренции, то Мюллер-Армак выступал за активную социальную политику, подчиненную принципу социального выравнивания, что и составляло главное отличие социальной рыночной экономики от капитализма.

Основным инструментом социальной компенсации Мюллер-Армак считал прогрессивное налогообложение людей с высокими доходами и перераспределение этих средств в пользу менее обеспеченных классов в виде субсидий домохозяйствам на содержание детей, арендных платежей, строительства жилья. К другим формам социальной политики он отнес развитие социального страхования: от безработицы, болезней и социальной инфраструктуры, достойной мужчины.

Вальтер Юккен (1891-1950), глава фрайбургской школы немецкого неолиберализма и основатель ежегодника Ordo, Юккен родился в Йене 17 февраля 1891 года. Став профессором Берлинского университета (1921), он преподавал экономическую теорию в университетах Тюбингена (1925) и Фрайбурга (1927-50). Он умер в Лондоне 20 марта 1950 года, читая цикл лекций в Лондонской школе экономики. Работа Юккена ознаменовала возвращение к (нео)классике в немецкой экономике после доминирования исторической школы. Однако он подчеркивал необходимость для теоретиков объяснять реальность и отвергал построение моделей, если это только интеллектуальная игра. Выдающийся аналитический вклад Эйкена включает его искусное объяснение немецкой инфляции и демонетизации на основе количественной монетарной теории (1923), теории капитала, основанной на идеях Бем-Баверка и Викселя (1934), и особенно его Теорию экономических систем (1940) и Экономическую политику (1925).

Людвиг Эрхард родился в Баварии в семье мелкого предпринимателя. Его отец был католиком, мать — протестанткой.

Эрхард получил школьное образование в Фюрте и Нюрнберге и воевал в Первой мировой войне в гаубичной артиллерии. В 1918 году он был ранен — перелом левого плеча со значительной атрофией левой руки. После семи операций он был признан непригодным к физическому труду. Это было главным фактором, который не позволил Эрхарду в ближайшем будущем перенять бизнес своего отца. Второй серьезный удар по здоровью Эрхарда нанесла травма: в возрасте трех лет он перенес полиомиелит, после чего его правая нога осталась деформированной на всю жизнь. Позже Эрхард вспоминал, что когда он учился в университете во Франкфурте, он был совершенно одинок. Чтобы не забыть звук собственного голоса, ему приходилось идти в парк и подолгу разговаривать вслух с самим собой. Но он преодолел свою «потерю» и стал одним из самых социально интегрированных немцев своего времени. Будучи студентом и столкнувшись с низким качеством преподавания экономики во Франкфуртском университете, Эрхард пошел в деканат, набрался храбрости и спросил, где еще он может получить здесь степень. Ему сказали, что есть человек по имени Франц Оппенгеймер. Эрхард поехал к нему и с тех пор считал Оппенгеймера одним из лучших немецких экономистов, человеком, заложившим основы либерального мировоззрения в Германии.

Эрхард начал самостоятельную академическую деятельность накануне Великой депрессии в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Вскоре он стал заместителем директора Института экономических исследований в Нюрнберге. В 1942 году ему пришлось покинуть институт из-за разногласий с нацистами. С 1943 года Эрхард возглавил небольшой исследовательский центр, созданный под эгидой «Reichsindustriekonzern». Здесь основное внимание уделялось разработке экономических реформ, необходимых после краха нацистского режима. В сентябре 1945 года он был государственным министром экономики в Баварии, затем возглавил специальный отдел денег и кредита в Экономическом совете Бизонии (совместной англо-американской оккупационной зоны), а в марте 1948 года стал директором Бизонского экономического управления.

Еще в 1946 году, будучи министром экономики Баварии, Эрхард активно выступал за реформы. Реформы были объявлены 18-20 июня 1948 года, при этом Эрхард реализовал свои личные меры по либерализации немецкой экономики. Американский вариант включал введение стабильной валюты вместо рейхсмарки. В то же время, однако, Эрхард отменил государственное планирование и централизованное ценообразование на большинство товаров, предоставив немецким предприятиям полную свободу действий. Эрхард продолжал придерживаться либерализма и финансовой стабильности, несмотря на ужасные трудности 1948-49 годов и яростную оппозицию со стороны социал-демократов.

Особенности методологии и основных идей Фрайбургской школы

Методологически неолиберализм вобрал в себя лучшие традиции немецкой экономической мысли, в частности, трактовку общественного развития как процесса постепенной эволюции (Новая историческая школа), концепцию идеальных типов экономики М. Вебера. Если маржиналисты считали, что гармония интересов в обществе возникает автоматически, в результате действия стихийных рыночных сил, то согласно взглядам новой исторической школы, отражающим специфику развития Германии, гармония классовых интересов обеспечивается в результате поддержки рынка государством. В экономической политике ордолибералы отстаивали концепцию социального маневрирования, идею реформ, которые улучшат положение всех слоев населения, особенно беднейших, и тем самым сгладят социальные противоречия. В то же время неолибералы успешно применяли на практике идеи «конкурирующих» течений, например, неокейнсианства в области мер фискальной политики, использования системы «встроенных стабилизаторов» и т.д.

Ордолибералы противопоставили постоянство экономической политики идеям Кейнса, который считал необходимой гибкую, антициклическую фискальную и монетарную политику. Ордолибералы допускали влияние государства на экономический процесс только в исключительных случаях, которые были связаны с действием экзогенных факторов.

В работе «Основные принципы экономической политики» Ойкен формулирует подходы к определению «регуляторной политики», которая, по его мнению, заключается, прежде всего, в создании государством условий для экономического развития: Формирование конкурентной экономики; ограничение экономической власти монополистических групп, т.е. защита конкуренции государством; интеграция в мировую экономику, которая также подрывает власть этих групп, усиленная протекционизмом.

Концепция «полной конкуренции», используемая Ойкеном, часто необоснованно ассоциируется экономистами с неоклассической моделью «совершенной конкуренции». Но последний не описывает ни условия индивидуальной экономической свободы, ни условия несвободы. Это всего лишь математическая конструкция, которая априори не имеет никакого отношения к проблемам свободы и власти, поскольку ее предпосылки в принципе не могут существовать в реальности (например, полная прозрачность рынка, абсолютная однородность продукции и т.д.). Здесь отсутствуют предпосылки реальной экономики.

Теория «идеальных типов» Вебера лежит в основе взглядов В. Ойкена. На этой основе он сформулировал понятие «идеального типа экономики» как модели, передающей только основные законы социально-экономического развития и не описывающей вторичные экономические явления, которые всегда сопровождают любую экономику.

Экономические системы, по мнению Ойкена, никогда не существуют в чистом виде. Они представляют собой сочетание различных экономических форм. От того, какие формы преобладают в системе, зависит ее природа, объектом исследования могут быть только «идеальные типы», «очищенные» от нематериального. По его мнению, анализ развития экономической действительности невозможен без учета постоянного в экономических явлениях, поскольку каждая экономическая форма действует по принципу «идеального типа», то есть в каждой из них есть постоянное, существенное и несущественное. Существенное определяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровнях. Однако, по мнению Ойкена, существенное возникает на уровне индивидуальной экономики (микроэкономики). Поэтому «единственный путь, который обещает успех, — писал он, — это изучение конкретных предприятий, домохозяйств и плантаторов».

Централизованно управляемая экономика, по определению Ойкена, характеризуется таким уровнем планирования, при котором все экономические связи между хозяйствующими субъектами заменяются административными вертикальными связями центра с предприятиями. Он рассматривает централизованное планирование исключительно как экономическую политику, приводя исторические примеры ее осуществления в древности и ссылаясь на ее современные формы — экономическую политику социализма в СССР и централизованное управление в нацистской Германии.

Экономическая политика надцентрализованного управления предусматривает такую степень развития планирования, когда из центра до мельчайших деталей определяется объем и качество производимой продукции. Такая форма распределения противоречит принципу свободного выбора. Эта централизованно управляемая экономика характеризуется постоянным дисбалансом, инфляцией и хроническим дефицитом.

Ойкен считал, что такая централизация противоречит сути экономики и постепенно разрушает ее.

Но в рамках централизованных форм контроля он выделял ряд вариантов: тоталитарная централизованная экономика; централизованная экономика со свободным обменом потребительских товаров; централизованная экономика со свободным выбором для потребителя; централизованная экономика со свободным выбором профессии и рабочего места. Крайней (очищенной, идеальной) формой, по его мнению, является тоталитарная, которая содержит все недостатки и характеристики централизованно управляемой экономики. Однако другие формы централизации могут иметь черты, присущие рыночной экономике.

Свободная рыночная экономика, основанная на конкуренции и частной собственности, является естественной основой экономического порядка, поскольку она обеспечивает предпринимательство, экономическое развитие и установление равновесия благодаря действию конкурентных сил. В его основе лежит принцип свободы выбора: уровня потребления, рода занятий и занятости, экономических отношений.

Решающим фактором экономического развития он назвал потребности, которые формируются свободно и требуют немедленного ответа от производителя. Производитель должен быть заинтересован в удовлетворении любых потребностей потребителя. Этот интерес может быть реализован только в том случае, если производитель получает прибыль и свободно распоряжается им.

Экономическая свобода

Экономическая свобода как производителя, так и потребителя ассоциируется Ойкеном с частной собственностью, которая обеспечивает потребителю право на свободный выбор товаров, а производителю — право на свободный выбор деятельности и получение дохода. Конкуренция между производителями создает условия, когда рынок решает проблему определения необходимых объемов производства, их структуры и уровня цен.

Однако абсолютизация принципа свободы может привести к анархии, сверхмонополизации, тоталитаризму и социальным потрясениям, а также подорвать основы экономики.

Что касается «справедливости» такой экономики, Ойкен признает, что рыночная экономика, построенная на принципах индивидуализма и конкурентоспособности, хотя и способствует экономическому прогрессу общества, противоречит принципу социальной справедливости, которую может обеспечить только централизованно управляемая система, построенная на общественной собственности.

Неолиберальная методология Ойкена связана с неоклассической методологией в том, что она осуждает централизованно управляемую экономику. Но Ойкен, в отличие от неоклассиков, всегда подчеркивал, что не только централизованно управляемая экономика, но и децентрализованная рыночная экономика не возникает спонтанно, а сознательно формируется государством.

Он определяет рациональный «экономический порядок» как оптимальное сочетание обеих экономических форм. Он отмечает, что история общественного развития всегда сопровождалась поиском экономического порядка, который наиболее соответствует естественной природе людей и явлений, то есть создает порядок, обеспечивающий справедливость и экономическое равновесие. Решение проблемы оптимального объединения форм двух «идеальных типов», по мнению Ойкена, может взять на себя государство, которое может воздействовать на экономику и социальную сферу путем перераспределения общественного продукта, конечно, в тех пределах, которые не приводят к нарушению экономического равновесия. Основная задача такой деятельности государства — обеспечить оптимальное сочетание преимуществ двух различных типов экономики в единой экономической системе. Учитывая, что сущность общественного строя зависит от того, какой тип экономики будет преобладать в системе, по его мнению, общество может сознательно выбрать комбинацию экономических форм. В отличие от других неолибералов, он считал, что в реальных условиях Германии того времени государственное вмешательство не может быть минимальным. Напротив, она должна быть решающей, потому что только сильное государство может установить необходимый экономический порядок.

В. Ойкен утверждал, что в человеческом обществе существует только два типа экономики: «централизованно контролируемая» (тоталитаризм) и «экономика обмена» (свободная открытая экономика). Эти типы имеют либо крайние формы, либо смешанные формы. В своей книге «Основы национальной экономики» он доказывает естественное существование в одних и тех же обществах двух, по его мнению, идеальных типов экономики: бартерной и централизованно управляемой, которые «реализуются в трех формах»:

  • «Экономика тотального центрального управления» — бартер вообще не допускается; производство и распределение продукции осуществляется «до мельчайших деталей» в соответствии с инструкциями и приказами центрального руководства;
  • «централизованно контролируемая экономика со свободным обменом потребительских товаров» — обмен также происходит при наличии центральной власти, которая определяет способ использования производительных сил, временную структуру производственного процесса, способ распределения продукции. Но в отличие от первого варианта, здесь потребители могут вносить коррективы в распределение выделенных потребительских товаров посредством обмена.
  • «Централизованно контролируемая экономика со свободным выбором потребителя» — потребитель имеет свободный выбор товаров, но обычно только тех (товаров), которые определены «центральной властью» для производства.

Государство должно проводить активную монетарную политику, поскольку циклические колебания экономической конъюнктуры — необходимый элемент рыночной экономики — могут быть нейтрализованы «денежным стабилизатором». Обеспечивая неприкосновенность частной собственности, государство может предотвратить чрезмерное неравенство доходов между различными социальными группами и перераспределить общие доходы в пользу социального сектора. Влияние государства определяется показателями экономики и может быть ограничено деятельностью, способствующей ее укреплению.

Следует подчеркнуть, что Ойкен отрицал возможность связывать конкуренцию с централизацией, но не с планированием, которое не обязательно должно исходить из центра.

Однако идеал Ойкена — это не просто любой рынок, а организованный рынок, который является социально ответственным, противостоит политическому и экономическому угнетению личности и обеспечивает достойное существование. Такое понимание рынка определяет специфическую особенность неолиберальной теории: требование дополнить политику экономического порядка системой социальных амортизаторов. Ойкен предложил установить гарантированный минимум заработной платы, ограничить работу женщин и детей на вредных производствах и создать сеть благотворительных учреждений.

Вальтер Юкен был глубоко убежден, что свобода и человеческое достоинство могут быть обеспечены только в экономике, основанной на конкуренции, и что успешная государственная экономическая политика возможна только при комплексном применении всех принципов, которые он отстаивал.

Основные принципы конкурентной структуры по версии Oiken:

  1. Неприкосновенность частной собственности;
  2. Стабильность денежной валюты;
  3. Открытые рынки;
  4. Свобода от всех сделок и контрактов;
  5. Возложение материальной ответственности на тех, кто отвечает за действия бизнес-подразделений;
  6. Последовательность экономической политики.

Цели и средства, необходимые для их достижения, можно охарактеризовать следующим образом:

  • Достижение максимально возможного уровня процветания за счет конкуренции, целенаправленной политики, ориентированной на рост, полной занятости, развития свободной внешней торговли;
  • Обеспечение экономически эффективной и социально справедливой денежной системы посредством независимости центрального банка, стабильности национального бюджета и платежного баланса, сбалансированности внешней торговли;
  • Социальная безопасность и справедливость, достигаемые за счет максимально высокого уровня ВНП как экономической основы социальной защиты; конкуренции, минимизирующей социальную несправедливость и способствующей социальному прогрессу; общественного перераспределения доходов и собственности.

Хороший экономический порядок включает в себя как социальные, так и экономические аспекты. Социальное содержание экономического порядка включает в себя:

  • содействовать экономическому росту и прогрессу и распределять доходы и собственность в соответствии с преобладающими нормами справедливости;
  • для обеспечения полной занятости;
  • Поддержание воспринимаемого адекватного уровня жизни для тех, кто не может работать;
  • сдерживание инфляции;
  • основные права и свести личную зависимость к минимуму,
  • обеспечение согласования интересов работников и работодателей, производителей и потребителей, личности и общества.

Теоретикам неолиберализма в Федеративной Республике Германия также принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и распределительной справедливости по принципу «социального равновесия». Автором идеи является А. Мюллер-Армак (книга «Хозяйственное управление и рыночная экономика», 1947), развитие его идей продолжили Репке, Эрхард, Эйкен и другие.

Канцлер Федеративной Республики Германия К. Аденауэр объявил создание модели «социального рыночного хозяйства» главной задачей экономической политики страны. По характеристике В. Репке, «социальная рыночная экономика» — это путь к «экономическому гуманизму».

В своей книге «Гуманное общество» он писал, что в экономике такого типа противопоставляются: коллективизм — персонализм, концентрация власти — свобода, централизм — децентрализм. Организация — спонтанность и т.д.

Признавая невозможность и нереальность автоматически функционирующей «свободной рыночной экономики», Репке и Эрхард признали необходимость противостоять любым проявлениям производственной анархии соответствующими мерами государственного вмешательства, призванными создать «синтез между свободным и социально обязательным общественным порядком».

Роль государства сравнивают с позицией судьи на футбольном поле — он строго наблюдает за действиями команд на поле по определенным правилам, но сам не имеет права играть. Чтобы поддерживать условия для существования «социальной рыночной экономики» как «идеального типа» свободной рыночной экономики, государство должно:

  • следить за соблюдением «правил» свободной конкуренции («честной игры»);
  • Контролировать ценовые условия и пресекать попытки установления монопольных цен;
  • обеспечить защиту и примат частной собственности в товарно-денежной экономике без монополий.

В 1957 году Л. Эрхард на съезде ХДС объявил о начале второго этапа «социальной рыночной экономики» в ФРГ. В 1965 году он объявил о завершении программы ФРГ по созданию «социальной рыночной экономики» и превращении ФРГ в «спроектированное общество».

Доктрина Эрхарда о «спроектированном обществе» — это поиск лучшего «естественного экономического порядка». В книге «Благосостояние для всех» (1956) Эрхард утверждает, что основными целями социальной рыночной экономики являются свобода и справедливость, и что экономическая свобода невозможна без политической свободы, без государственных гарантий прав и свобод человека, без социального обеспечения и социальной справедливости.

В. Репке и О. Рюстов, изучавший проблемы социального порядка с 1920-х годов, продолжил свои теоретические поиски в изгнании во время Второй мировой войны. Они пытались определить принципы сознательного построения общественного строя, сочетая традиции классического либерализма, идею естественного экономического порядка и ведущую роль государства.

Согласно определению Репке, роль государства может быть ограничена созданием такой экономической атмосферы, которая была бы наиболее полезна для поддержания экономического порядка, для которого работали бы экономические стимулы к труду и стихийно складывались бы определенные производственные отношения. То есть экономическая политика государства может гарантировать свободу, под которой следует понимать строгий порядок в экономической жизни, который гарантируется рынком, свободной конкуренцией и свободным ценообразованием. Этот экономический порядок ученый называет «рыночной экономикой», главной основой которой является частная собственность и эгоистический интерес отдельного производителя, которому противостоит потребитель.

Развитие неолиберальной теории свободной рыночной экономики также связано с именем А. Мюллера-Армака, который первым сформулировал идею создания «социальной рыночной экономики» — такой экономической системы, в рамках которой «принцип рыночной свободы сочетается с принципом социального равенства», когда достижения рыночной экономики доступны всем членам общества. Экономическая политика государства может заключаться в поддержании конкуренции и обеспечении выравнивания доходов граждан посредством рациональной налоговой политики.

Если Ойкен провозглашал кульминацию социальной справедливости в свободном рыночном распределении доходов в условиях совершенной конкуренции, то Мюллер-Армак выступал за активную социальную политику, подчиненную принципу социального выравнивания, что и составляло главное отличие социальной рыночной экономики от капитализма.

Таким образом, компонентами социальной рыночной экономики являются: конкурентная рыночная экономика, основанная на частной собственности, и государство, перераспределяющее национальный доход через экономические механизмы, обеспечивающие социальную справедливость.

Основным инструментом государственного вмешательства в процесс перераспределения, по мнению Мюллера-Армака, является налогообложение, которое регулируется в зависимости от экономической ситуации: для поощрения или сдерживания инициативы, для балансировки спроса и предложения в соответствии с уровнем дохода и с учетом его источников, а также национальной структурной политики государства. Все это должно быть направлено на достижение главной цели государственного управления — проведение социально ориентированной политики.

В качестве важного принципа налоговой политики он видит стимулирование отдельных лиц в их деятельности путем увеличения благосостояния за их собственный счет. Это может быть, например, установление льготных налогов на время создания нового бизнеса, независимо от того, используется ли доход для строительства жилья.

Налоги служат основой для формирования государственного бюджета и, таким образом, материальной базой для реализации социальных программ государства. В частности, Мюллер-Армак подчеркивает, что когда налоговая система наносит ущерб рыночной экономике, это в первую очередь сказывается на доходах государства.

Государственные расходы на социальные нужды также должны быть целевыми, то есть отвечать двум требованиям — социальному выравниванию (не эгалитаризму!) и стимулированию инициативы.

Мюллер-Армак, как и Ойкен, придавал большое значение государственной структурной политике в области отношений собственности. Он считал, что государство может поддерживать расширение частного сектора, способствовать процессу демонополизации собственности, поощряя население вкладывать свои сбережения в производство (предоставление кредитов на покупку акций, открытие новых предприятий, строительство и т.д.).

Место Фрайбургской школы в неолиберализме

Ордолиберализм попытался создать собственную доктрину экономики, основанную на синтезе идей новой исторической школы, неоклассиков и традиционного либерализма.

Методологически ордолиберализм ближе всего к новой исторической школе, которая рассматривает процесс общественного развития как медленную, постепенную эволюцию.

Общим для традиционного либерализма является идея индивидуальной свободы, основанная на полном закреплении и поощрении частной собственности на средства производства. Однако, в отличие от своих предшественников, неолибералы оценивали экономические процессы с макро-, а не микроэкономической точки зрения. Более того, регулятивный либерализм отличался от либерализма эпохи капитализма свободного рынка тем, что выступал за активное вмешательство государства в экономику. Более того, в отличие от кейнсианцев, объектом этого вмешательства был не процесс воспроизводства, а институциональные основы механизма прибыли и конкуренции.

Из пассивности государства Ойкен вывел подрыв совершенной конкуренции и социальные издержки капитализма, которые могут быть устранены с помощью государства.

Основным направлением государственной экономической политики является формирование экономического порядка: регулирование монополии и конкуренции, соотношение частной и государственной собственности, прямые и косвенные меры вмешательства в экономику, установление правовых норм управления экономикой.

Ордолибералы противопоставили постоянство экономической политики идеям Кейнса, который выступал за гибкую, антициклическую фискальную и монетарную политику. Ордолибералы допускали влияние государства на экономический процесс только в исключительных случаях, связанных с действием экзогенных факторов.

Неолиберализм — это течение в политической экономии и философии, возникшее в 1930-х годах и достигшее своего пика в конце 1980-х — 1990-х годах.

К неолиберализму принято относить три школы: Чикагская школа (Милтон Фридман); Лондонская школа (Фридрих фон Хайек); Фрайбургская школа (Вальтер Юкен, 1891-1950; Людвиг Эрхард, 1897- 1977).

Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отвергает полностью государственное регулирование экономики и рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, что возможно в первую очередь за счет экономического роста, измеряемого в показателях валового внутреннего продукта. Связывают с началом «второй эры глобализации». (не путать с новым либерализмом). Неолиберализм возник в противовес развитию идей социального либерализма в середине ХХ века, который предполагал социальное сотрудничество и защиту и сочетал конкуренцию с государственным регулированием и социальными программами.

Особенностью немецкого неолиберализма является то, что представители этого течения не ограничиваются методологией неоклассиков, но и применяют институциональные подходы, до сих пор разрабатываемые исторической школой. Немецкая неолиберальная теория сочетает в себе идеи сильного государства, выполняющего институциональные, организационные и образовательные функции и сознательно стремящегося создать сильную, конкурентоспособную экономику, опираясь на особый менталитет нации, способной к самоорганизации и самопожертвованию, и на неоклассические идеи саморегулирования экономики.

Заключение

Неолиберализм получил наибольшее распространение и влияние в Германии. Именно там была разработана наиболее систематизированная теория, которая была проверена на практике в послевоенный период. В этом контексте термин «неолиберализм» в послевоенный период в основном использовался для обозначения западногерманского варианта этого развития.

Неолибералы попытались создать собственную доктрину национальной экономики, основанную на синтезе новой (молодой) исторической школы, неоклассиков и традиционного либерализма.

Основателем неолиберализма в Германии стал Вальтер Юккен, который в начале 1930-х годов возглавлял кафедру политической экономии Фрайбургского университета и в честь которого учебное заведение получило название «Фрайбургер». Среди видных неолибералов первого поколения были также Ф. Бём, X. Гроссманн-Дерт, А. Рюстов, В. Репке, Л. Микш, К. Гестрих, Ф. Лутц и другие. Немецкий неолиберализм часто называют «ордолиберализмом».

Методологически ордолиберализм ближе всего к новой исторической школе, которая рассматривает процесс общественного развития как медленную, постепенную эволюцию.

Общим для традиционного либерализма является идея индивидуальной свободы, основанная на полном закреплении и поощрении частной собственности на средства производства.

В. Ойкен утверждал, что в человеческом обществе существует только два типа экономики: «централизованно контролируемая» (тоталитаризм) и «экономика обмена» (свободная открытая экономика). Эти типы имеют либо крайние формы, либо смешанные формы.

Ойкен определил рациональный «экономический порядок» как оптимальное сочетание обоих типов экономики. В отличие от других неолибералов, он считал, что для реальных условий Германии того времени государственное вмешательство не может быть минимальным. Напротив, он должен быть решающим, потому что необходимый экономический порядок может быть установлен только сильным государством.

В своей книге «Основы национальной экономики» он показывает, что в одних и тех же обществах существуют два, по его мнению, идеальных типа экономики: основанная на обмене и централизованно контролируемая, которые «реализуются в трех формах».

Теоретикам неолиберализма в Федеративной Республике Германия принадлежит идея совместить принцип «свободы рынка» и справедливого распределения по принципу «социального баланса».

Роль государства сравнивают с позицией судьи на футбольном поле — он строго наблюдает за действиями команд на поле по определенным правилам, но не имеет права играть сам. Основным направлением государственной экономической политики является формирование экономической системы: регулирование монополии и конкуренции, соотношение частной и государственной собственности, прямые и косвенные меры вмешательства в экономику, установление правовых норм управления экономикой.

Немецкая неолиберальная теория сочетает представления о сильном государстве, выполняющем институциональные, организационные и образовательные функции и сознательно стремящемся создать сильную, конкурентоспособную экономику, опираясь на особый менталитет нации, способной к самоорганизации и самопожертвованию, с неоклассическими представлениями об экономическом саморегулировании

Социальная рыночная экономика рассматривается как третий способ избежать стихийного капитализма девятнадцатого и начала двадцатого веков и тоталитаризма сталинской системы. Ее «можно определить как идею политического порядка, цель которого — объединить общество, построенное на конкуренции и частной инициативе, с социальным прогрессом, гарантированным именно производительностью рыночной экономики». Разнообразная и всеобъемлющая система социального обеспечения может быть создана на основе порядка рыночной экономики».

Список литературы

  1. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. — М.: Экономист, 2003. — 456с.
  2. Уолтер ойкен. Основные принципы экономической политики. М. 1995
  3. Ойкен Вальтер. Основы политической экономии. М. 1996
  4. История экономики. Ф.И. Бинсток. Учебник. 2 издание. Москва РИОР 2006 с. 153-159
  5. Ядгаров Ю.С. История экономических учений: учебник. — 4-е изд., переработанное и дополненное / Ядгаров Ю.С. — М.: ИНФРА-М, 2006.- с.367-374.
  6. Жид Ш. Рист Ш. История экономических доктрин. Перевод с английского — М.: Экономика, 1995 экономическое наследие.