Для связи в whatsapp +905441085890

Фрэнсис Бэкон — Биографическая справка

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считается отцом философии Нового времени. Он происходил из знатной семьи, занимавшей видное место в политической жизни Англии (его отец был лордом-протектором печати). Окончил Кембриджский университет. Процесс обучения, характеризующийся схоластическим подходом, который сводился к чтению и анализу в основном авторитетов прошлого, не удовлетворял Бэкона.

Это обучение не дало ничего нового, особенно в познании природы. Уже тогда он пришел к убеждению, что новые знания о природе должны быть получены прежде всего через изучение самой природы.

Он был дипломатом в английской миссии в Париже. После смерти отца он вернулся в Лондон, стал адвокатом и был членом Палаты общин. Он сделал блестящую карьеру при дворе короля Якова I.

С 1619 года Ф. Бэкон был лорд-канцлером Англии. После того как Яков I был вынужден вновь созвать парламент из-за неуплаты жителями налогов, члены парламента стали «мстить», в частности, Бэкон был обвинен во взяточничестве и отстранен от политической деятельности в 1621 году. Политическая карьера лорда Бэкона закончилась, он отошел от старых дел и до самой смерти посвятил себя научной работе.

Одну группу работ Бэкона составляют труды о становлении науки и научного знания.

В основном они касаются его проекта «Большой реконструкции наук» (из-за нехватки времени или по другим причинам этот проект не был завершен).

Этот проект был завершен в 1620 году, но только его вторая часть, посвященная новому индуктивному методу, написанная и опубликованная под названием «Новый Органон» также в 1620 году, была полностью реализована. Его работа «О достоинстве и приумножении наук» была опубликована в 1623 году.

Фрэнсис Бэкон - Биографическая справка

Биографическая справка

Среди мыслителей конца XVI — начала XVIII веков наиболее заметен Фрэнсис Бэкон (1561-1626).

Традиционно основателем английского материализма называют Фрэнсиса Бэкона, последовательно отстаивавшего идеи таких «элементарных» диалектических материалистов Древней Греции, как Левкипп, Демокрит, Фалес и др. Другие видят его заслугу прежде всего в том, что он заложил основы нового направления философской мысли, названного впоследствии «философией науки». Другие утверждают, что Фрэнсис Бэкон обязан своей славой разработке фундаментальных вопросов методологии научного познания, и что его учение об «идолах», то есть об ошибках мышления, возникающих при взаимодействии познающего субъекта и познаваемого объекта, стало основой современной эпистемологии. Сам Фрэнсис Бэкон считал свой вклад в сокровищницу человеческой мысли весьма скромным (он писал, например, что, в отличие от Телезио и Патрици, не предложил никакой стройной теории, объясняющей законы развития природы, общества и человека), но потомки высоко оценили ту роль, которую он сыграл в развитии западноевропейской философии. В частности, Карл Маркс и Ф. Энгельс в «Святом семействе» подчеркивали, что в Бэконе «… Материализм в его наивной форме скрывает в себе зародыши всестороннего развития».

Они писали, что в работах английского философа «материя улыбается всем людям своим поэтически чутким сиянием». Но как бы ни относились к Фрэнсису Бэкону его современники, как бы ни оценивали его потомки, нельзя не признать, что его творчество составило эпоху в истории европейской философской мысли, и многие наши представления о природе и специфике научного знания, о границах человеческого разума, о соотношении эмпирии и теории в научном поиске берут свое начало в его работах. Ему мы также обязаны целым рядом оригинальных идей, вошедших в арсенал современной культурной мысли.

Фрэнсис Бэкон родился в семье так называемого «нового дворянства», которое начало зарождаться в Англии во времена Генриха VIII, проводившего решительную политику по отделению церкви Англии от католического мира и установлению примата светской власти над церковной. Генрих VIII отчаянно нуждался в союзниках для поддержки своей внутренней и внешней политики. Он создал сотни новых помещиков, раздавая по очень низкой цене меритократические земли и вотчины бывших монастырских дворян, которые отпали от благодати или были казнены за измену. Одним из таких домовладельцев был отец Фрэнсиса Бэкона, который стал крупным землевладельцем благодаря королевской милости. Не случайно Фрэнсис Бэкон во многих своих трудах восхвалял династию Тюдоров, которой удалось остановить вывоз капитала из страны и добиться интеллектуальной автономии от Ватикана и экономической независимости от более развитых стран Европы. Новая аристократия» враждовала со старыми феодальными семьями из-за своего происхождения, и хотя она обладала реальной властью (подавляющее большинство мануфактур, верфей, доков, суконных и полотняных фабрик, железоделательных заводов, банкирских домов и т.д. и т.п. принадлежало людям из этого нового социального класса), нуждалась в идеологах для оправдания существующего порядка вещей и в хорошо образованных людях из своего окружения для продвижения своих интересов на высшие государственные должности. Одним из таких людей был Фрэнсис Бэкон, который унаследовал дело своего отца, занимавшего очень важное место в чиновничьей иерархии. Кстати, из этой среды вышел и Оливер Кромвель, впоследствии лидер английской буржуазной революции, много сделавший для восстановления монархии в Англии.

После окончания Кембриджского университета Фрэнсис Бэкон был принят на дипломатическую службу и провел несколько лет в английском посольстве в Париже. Однако после смерти отца он был вынужден вернуться на родину. Здесь он начал проявлять политическую активность и вскоре был избран членом Палаты общин английского парламента. Очень скоро внимание привлек талантливый молодой адвокат, обладавший редким даром красноречия и не скрывавший своих монархических убеждений. Даже король Яков I Стюарт обратил на него внимание и увидел в нем человека, на которого можно положиться в постоянном противостоянии между парламентом и двором, которое часто проявлялось не только в скрытых, но и в явных формах. Подчинение королю стало отправной точкой блестящей и стремительной карьеры Фрэнсиса Бэкона, который в возрасте 57 лет стал лордом-канцлером английского королевства, бароном Верулама, виконтом Сент-Олбанса и владельцем многочисленных поместий и замков.

Борьба короля с парламентом в начале двадцатых годов семнадцатого века заметно обострилась. Борьба между королем и парламентом в начале двадцатых годов семнадцатого века резко обострилась, и в поисках компромиссного решения король решил пожертвовать некоторыми высшими чиновниками, которые из-за своей последовательной и жесткой политики вызывали наибольший гнев городского плебса и мелкой буржуазии, чтобы укрепить позиции королевской власти. Среди них был Фрэнсис Бэкон, которого парламент обвинил во взяточничестве и растрате. Заключение в Тауэр закончилось для Фрэнсиса Бэкона более счастливо, чем для Томаса Мора. Он не потерял голову на эшафоте, но его политическая карьера была закончена. Он больше никогда не занимался политикой и посвятил остаток своих дней научным и литературным занятиям.

Учение о знании

Фрэнсис Бэкон, который был сенсуалистом, эмпириком и материалистом, уделял особое внимание методологии как важнейшей гарантии получения и обогащения достоверного знания. Он считал, что метод научного исследования, предложенный Аристотелем в его «Органоне», устарел для своего времени. Бэкон назвал свою работу по методологии исследования «Новый Органон», в которой он рекомендует ввести в логику научного исследования индуктивный метод вместо дедуктивного, предложенного Аристотелем. (Исследователи истории логики считают Фрэнсиса Бэкона создателем индукции).

Для Бэкона объектом познания является природа, задачей познания — изучение предметов и явлений природы, целью познания — господство человека над силами природы. Он предложил исключить теологию из сферы научного знания. Философ был сторонником дуальной теории истины, согласно которой наука и религия имеют разные сферы существования и познания. Бог и человеческая душа, по мнению Ф. Бэкона, являются предметом религиозной веры, а не научного знания. Религия не должна никоим образом вмешиваться в сферу научных знаний, а наука не должна заниматься проблемами религиозной веры. «Отдавайте вере то, что принадлежит вере, а науке то, что принадлежит исключительно науке», — часто говорил философ, ссылаясь на евангельское высказывание Иисуса Христа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»

В поисках истины, писал Бэкон, участвуют как разум, так и чувства человека. Но источником наших знаний являются наши чувства. Знания зависят от опыта. Задача разума, прежде всего, состоит в том, чтобы предостеречь человека от обмана и поспешных выводов. Прежде чем мы проникнем в познание природы — которая, как мы помним, является единственным достойным объектом научного исследования — мы должны, писал Фрэнсис Бэкон, застраховать себя от ошибки приближения к ее познанию. Философ видел эту ошибку в накопленных пороках прошлого и, прежде всего, в характере системы традиционного и схоластического (средневекового) мышления.

Критика идолов разума

Идолы и ложные идеи, сковавшие человеческий разум, пустив в нем глубокие корни, не только препятствуют поиску истины, но (даже если доступ к ней открыт) они продолжали бы вредить обновлению наук, если бы люди, предупрежденные о них, не боролись с ними по мере возможности». Различение идолов необходимо для освобождения от них. Но что это такое? «Есть четыре вида идолов, которые преследуют человеческий разум. В дидактических целях назовем их: Идолы рода, идолы пещеры, идолы места, идолы театра.

Эти предрассудки коренятся в природе человека как видового существа, в несовершенстве органов чувств, в ограниченности разума. Органы чувств обманывают нас; у них есть границы, за которыми объекты перестают восприниматься нами. Наивно руководствоваться только чувствами. Разум помогает, но разум часто дает искаженную картину природы (сравнивает его с кривым зеркалом). Разум приписывает природе свои свойства (антропоморфизм) и цели (телеология). Поспешные обобщения (например, круговые орбиты). Идолы рода не только естественны, но и врожденны. Они происходят от естественного несовершенства человеческого разума, которое проявляется в «предположении большего порядка и равновесия в вещах, чем то, что в них есть».

Идол вида, по словам Бэкона, является самым непокорным. Вряд ли возможно отделить себя от его природы и не прикреплять его природу к представлениям. Путь к преодолению идолов рода лежит в признании этого естественного свойства человеческого разума и в последовательном следовании правилам новой индукции в процессе познания (это необходимое, безусловно фундаментальное и самое надежное средство преодоления и других идолов).

Если идолы вида вызваны естественными недостатками человеческого разума, которые являются более или менее общими, то идолы пещеры также вызваны врожденными недостатками человеческого разума, но индивидуального характера. «Идолы пещеры — это идолы человека как личности. Ведь у каждого человека (за исключением дефектов, порожденных природой человека как вида) есть своя индивидуальная пещера или логово. Эта пещера преломляет и искажает свет природы, отчасти потому, что каждый из них принадлежит к своей собственной природе, а отчасти потому, что каждый получил разное воспитание и сталкивался с разными людьми.

Так же и потому, что каждый читал только определенные книги, поклонялся и обожал разных авторитетов, наконец, потому, что его впечатления отличались от впечатлений других, в зависимости от того, какими душами они обладали — предвзятыми и полными предрассудков, или спокойными и уравновешенными душами, а также по другим причинам того же рода. Так и сам человеческий разум (заключенный в индивидуумах) очень изменчив, запутан, как бы случаен». Человеческий разум — это разум существа, принадлежащего к человеческому роду, но в то же время обладающего индивидуальными качествами: телосложением, характером, образованием, интересами. Каждый человек смотрит на мир как бы из своей собственной пещеры. «Незамеченные страсти развращают и развращают разум». От этого «идола» легче избавиться, чем от первого — коллективный опыт уравновешивает индивидуальные отклонения

Учение о методе и его влияние на философию XVII века

Первое требование метода: исходя из твердого убеждения в единстве, целостности природного универсума, в существовании единого универсального («божественного») закона, управляющего всеми телами и всеми процессами, философы XVII видят свою главную задачу в «расчленении», «фрагментации», «изоляции» природы, «раздельном» изучении отдельных тел и процессов, а также «раздельном» описании и анализе внешнего вида физической, материальной природы, с одной стороны, и ее закона — с другой. «Необходимо, — пишет Бэкон, — произвести разложение и разделение природы не огнем, конечно, а разумом, который является как бы божественным огнем.

Второе требование метода, определяющее специфику самого препарирования, гласит: препарирование — не самоцель, а средство выделения простейшего, самого легкого Спек характеризует это требование в его двояком смысле. Во-первых, единая, целостная вещь должна быть расчленена на «простые природы» и выведена из них (например, «простыми природами» золота являются его желтизна и ковкость). Во-вторых, объект должен быть простым, «конкретные тела, такие, которые обнаруживаются в природе в их обычном течении». «Эти вопросы, — продолжает Бэкон, — относятся к слитым — или собранным в одну конструкцию — натурам, и здесь частные и конкретные способности природы рассматриваются как частные и конкретные, а не фундаментальные и общие законы, которые формируют формы.

Третье требование к методу заключается в следующем. Поиск простых начал, простых природ, поясняет Бэкон, вовсе не означает, что они являются конкретными материальными явлениями или просто частными телами, их конкретными частицами. Задача и цель науки гораздо сложнее: это «открыть форму природы, или истинное различие, или производную природу, или источник происхождения (ибо это слова, которыми мы располагаем и которые ближе всего подходят к этой цели)».

Фактически речь идет об открытии «закона и его подразделений» (именно это содержание Бэкон вкладывает в термин «форма»), причем такого закона, который мог бы служить «основанием как знания, так и деятельности».

Четвертое требование метода отвечает на этот вопрос. «Прежде всего, — пишет Бэкон, — мы должны подготовить достаточную и хорошую историю природы и опыта, которая является основой вещи. Другими словами, мы должны тщательно обобщить, перечислить, что природа говорит разуму, «предоставленная самой себе, движимая самой собой». Но даже в перечислении, в снабжении ума примерами, мы должны соблюдать некоторые методологические правила и принципы, которые постепенно превращают эмпирическое исследование в дедукцию форм, в истинную интерпретацию природы.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема ценностей в философии
  2. Разработка Кантом концепции морали и нравственного закона — Этическая система Канта
  3. Формы ценностного освоения бытия. Идеологическое освоение действительности
  4. Религиозное освоение мира. Специфика религиозного опыта
  5. Умопостижение: его пределы и методы
  6. Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм, интуитивизм — Эмпиризм — опыт как единственный источник знаний
  7. Физическое и математическое моделирование
  8. Мыслящий мозг и компьютер. (Проблема моделирования творческих процессов) — Программисткие технологии
  9. В чем состоит значение философии сегодня
  10. Нравственный идеал – недостижимое, но необходимое условие индивидуального и общественного бытия