Для связи в whatsapp +905441085890

Функции менеджмента в искусстве — Характеристики системных процессов жизнедеятельности организации культуры (искусства)

Понятие «управление» пришло в нашу страну с переходом к новым условиям хозяйствования, основанным на рыночных принципах (в отличие от планового принципа экономики СССР). Это термин американского происхождения (менеджмент), который получил широкое распространение в 1930-х годах. Смысл управления словом происходит от английского глагола для управления, который, в свою очередь, образовался от латинского manus — «рука». В русском языке существуют эквиваленты слова «управление» — «лидерство», «управление», но эти слова имеют более широкое значение. Слово «управление» чаще используется для обозначения управления организацией, занимающейся производством определенного продукта.

Управление — это управленческая и экономическая деятельность, основанная на использовании труда, интеллекта и мотивов других людей для достижения целей. Цель менеджмента — наиболее рационально организовать производственный процесс с целью минимизации затрат и максимизации результатов. Управление — это и наука, и искусство управления людьми.

Управление как наука оперирует знаниями, накопленными в области управления. Это теории и понятия, которые устанавливают причинно-следственные связи, закономерности, принципы, формы и методы, функции и методы управленческой деятельности.

Управление как искусство подразумевает особый организаторский талант руководителя, его практический опыт и интуиция, способность «заражать» свою идею и объединять команду для ее реализации, и в то же время находить индивидуальный подход к каждому сотруднику, чтобы создать условия для наиболее полного развития его творческого потенциала.

Зарубежные школы менеджмента
Первые научные работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью, появились в конце XIX — начале XX веков. Это «Управление предприятием» и «Принципы научного управления» американского инженера Фредерика Тейлора (1856-1915), который считается основателем школы научного управления. В то время процветал монополистический капитализм. Бизнес развивался быстрыми темпами, и на повестке дня стояли вопросы стандартизации производства, повышения производительности труда. Как инженер-механик сталелитейной компании, Taylor тщательно изучил каждый элемент производственного процесса и установил стандарты и правила для каждой операции, написал соответствующие инструкции. Практические исследования стали основой для разработки реалистичных требований, не превышающих человеческие возможности. Это позволило объективно оценить работу каждого работника, его вклад в производство. Недостатком концепции Тейлора было то, что строгое следование инструкциям полностью исключало личный творческий потенциал работника.

Анри Файоль (1841 — 1925) был представителем классической или административной школы управления. В своей работе «Главное производственное управление» он изложил основы административного подхода к управлению производством. Файолль управлял крупной горнодобывающей компанией во Франции. Этот опыт позволил ему оценить организацию в целом, роль администрации и управленческие процессы. Файоль выделил несколько граней в деятельности компании:

«технический» (т.е. осуществление производственного процесса);

коммерческие (закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и маркетинга готовой продукции);

Финансовые (связанные с приобретением, содержанием и эффективным использованием средств).

Бухгалтерский учет (состоящий из статистических наблюдений, инвентаризации, подготовки балансов и т.д.).

административные (направленные на оказание влияния на сотрудников);

Защита (обеспечение защиты жизни, личности и имущества людей)»[1].

Функции менеджмента в искусстве - Характеристики системных процессов жизнедеятельности организации культуры (искусства)

Характеристики системных процессов жизнедеятельности организации культуры (искусства)

С помощью системного подхода можно увидеть всю совокупность внутренних и внешних связей организаций в области культуры и искусства и наметить специфические особенности управления в этой области на основе целостной картины этих связей.

Существование системы основано на трех процессах:

ВХОД -> ПРЕОБРАЗОВАНИЕ -> ВЫВОД.

Согласно системному подходу, анализ деятельности системы начинается с изучения параметров продукта на «выходе», затем изучается процесс «входа», а затем процесс «трансформации». Давайте проследим за содержанием этих процессов в организации культуры (искусства).

«Выход». Продукт деятельности культурной (художественной) организации, полученный на «выходе» системы, относится к категории «культурное благо».

Хорошо то, что «что-то, что содержит в себе некий положительный смысл». Все толкования термина «хорошо» сводятся к его тождественности с добром, выгодой. Культурные блага тесно связаны с понятием высших ценностей, поскольку они «ассоциируются с разъяснением смысла существования и человеческого существования как высшего блага» и с удовлетворением потребностей в знаниях, коммуникации и творческой самореализации.

Культурные блага включают в себя:

Ощутимое и нематериальное культурное наследие, его сохранение в музейных, архивных и библиотечных коллекциях и представление обществу;

вопросы терминологии

В «Основах государственной культурной политики», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808, содержится подробное определение культурного наследия Российской Федерации:

«Культурное наследие» — это совокупность объектов, явлений и произведений, представляющих историческую и культурную ценность. К культурному наследию относятся материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерного искусства, технические решения, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, историко-культурные ландшафты, археологические памятники, памятники, скульптурные памятники, мемориальные здания и др. ), произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии — все объекты материального мира, сохраняющие представление о жизни людей прошлых эпох), а также нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи, фольклор, традиционный уклад жизни и миропорядок народов, наций, этнических групп, русская литература и литература российских народов, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, уникальная система образования, созданная в этой стране).

Там же уточняется понятие «сохранение культурного наследия»:

«сохранение культурного наследия — обеспечение физической безопасности объектов материального культурного наследия, сбор, документирование и изучение объектов нематериального культурного наследия, включение объектов культурного наследия в культурный и научный оборот».

Степень воздействия результатов деятельности учреждений культуры (например, учреждений культуры и искусства) на общество является категорическим императивом, определяющим степень доступности этих результатов для общества в целом. Этот императив диктует, чтобы население было свободным от культурных ценностей или платило за них небольшую цену.

Области внешнего управления культурной (художественной) организацией

В силу некоммерческого характера деятельности жизнеспособность культурного (художественного) учреждения по сравнению с организацией коммерческого характера предполагает гораздо большее взаимодействие с внешней средой и открытость организационной системы.

В управлении культурными (художественными) учреждениями четко разграничиваются два направления управления — внутреннее и внешнее. Внутреннее управление выполняет функции общего руководства: планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Сущность этих функций одинакова, независимо от типа организации; содержание всегда специфическое, индивидуальное.

Основные различия между управлением коммерческим предприятием и управлением некоммерческим учреждением (в данном случае — учреждением культуры) заключаются в функциях внешнего управления.

Первое, на что стоит обратить внимание — это характер отношений с клиентами. Фирма производит осязаемый товар, а потребители создают ощутимый доход для фирмы за счет своих покупок.

В культурном учреждении потребители (существует чудесное название этой потребительской роли — аудитория) получают нематериальные блага, а взамен они возвращают учреждению нематериальный доход. (Конечно, в этом процессе есть небольшая коммерческая составляющая, но диаграмма отражает только самые существенные отношения).

Нематериальные ценности — это культурные блага (содержание этого понятия уже обсуждалось выше). Что такое нематериальный доход? Не секрет, что заработная плата работников культуры и искусства редко бывает высокой. К сожалению, гораздо чаще это ниже среднего.
Нематериальный доход — это выгоды, которые артисты получают при общении со своей аудиторией, и компенсирует их низкую материальную безопасность. Эти преимущества включают в себя признание его таланта, возможность самовыражения, внимание и любовь аудитории; это также сотрудничество с интересными творческими людьми, социальный круг, близкий его сердцу.

Для реализации отношений между институтом и общественностью руководство должно выстроить целую организационную подсистему, которая включает в себя маркетинговый комплекс, связи с общественностью, обучение молодой аудитории. Коммерческая организация также выстраивает систему маркетинга и связей с общественностью, но природа этих функций в культурном учреждении сильно отличается от таковой в коммерческой организации (см. подробности в следующих разделах).

Рассмотрим сферу взаимоотношений «государство — учреждение культуры» и сравним ее с соответствующей сферой «государство — коммерческое предприятие». На первый взгляд, логично было бы сравнить организации одной и той же формы собственности — как государственные, так и частные. Но дело в том, что, как мы знаем, большинство культурных учреждений являются государственными. Коммерческие предприятия, находящиеся в государственной собственности, как правило, несоразмерно больше по масштабам, по количеству работников, чем среднее учреждение культуры. Если сравнивать по количеству работников и объему потребительского рынка, то размер среднего учреждения культуры совпадает со средним частным коммерческим предприятием.

Влияние государства на коммерческое предприятие ограничивается контролем за соблюдением законодательства. В то же время через систему образования государство готовит кадры для хозяйственных предприятий (независимо от формы собственности), в основном бесплатно.

В сфере взаимоотношений государства и учреждения культуры мы видим гораздо более тесные взаимосвязи: государство обеспечивает учреждение культуры квалифицированными кадрами, материальными ресурсами (недвижимым и, прежде всего, ценным движимым имуществом), берет на себя большую часть финансирования. Взамен государство требует выполнения государственного задания (именно государственное задание определяет все статьи финансирования) и соблюдения законодательства.

Оценка эффективности управления в области культуры и искусства

Успех управления измеряется тем, в какой степени оно достигает своих целей и насколько эффективно используются материальные и людские ресурсы в этом процессе. Рассматривая эти две стороны управленческой оценки по отдельности, мы говорим об эффективности и результативности.

Эффективная работа заключается в том, чтобы делать то, что должно быть сделано. Речь идет о взаимосвязи между целями и результатами. Если результат приближает нас к цели, то работа эффективна. Результат (то, что мы получаем как «выход») может быть определен количественно. Например, количество показов, количество зрителей, доход. Он также измеряется качественно. Именно художественный уровень, общественный прием, а главное — положительное влияние на данную аудиторию и на общество в целом, декларируется в стратегических целях (миссии) организации.

Работать эффективно — это делать правильные вещи. Речь идет о том, какое разумное соотношение входов и выходов. Другими словами: Сколько мы должны инвестировать, чтобы получить то, что мы хотим? Использовали ли мы наилучшим образом человеческие и материальные ресурсы? В конце концов, оба стоят денег. Таким образом, эффективность — это достижение желаемой цели при минимальных затратах.

Вопрос оценки эффективности управления учреждениями культуры и искусства (а значит, и эффективности этих учреждений) приобретает все большее значение в связи с дефицитом государственного бюджета. В целях оптимизации рационального использования бюджетных средств государство ставит задачу формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности и внедрение публичных оценок их деятельности.

В настоящее время на различных уровнях управления культурой ведется работа по разработке наиболее оптимальной системы целевых показателей, которая позволит объективно оценить работу организаций культуры и искусства и эффективность их управления. Государственное финансирование учреждения культуры формируется учредителем на основании требований к показателям государственного (муниципального) финансирования, установленных статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Это показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) предоставляемых государственных (муниципальных) услуг или работ. Например, это может быть количество отреставрированных музейных экспонатов основного фонда, количество обслуженных читателей, количество концертов, зрителей и т.д. Показатели определяются как в абсолютном, так и в относительном выражении (в процентах и по отношению к предыдущему отчетному периоду).

По сути, все эти показатели характеризуют одну сторону измерения успешности управления учреждением культуры — производительность. Они показывают, в какой степени достигнутые результаты соответствуют поставленным целям. (Хотя акцент делается на количественном, а не на качественном измерении). Другая сторона измерения успеха управления — эффективность использования ресурсов — не упоминается.

Эксперты в области экономики и управления культурой указывают на необходимость внедрения показателей качества управления ресурсами в государственную задачу. Эти показатели позволяют оценить эффективность финансово-экономической деятельности (ФЭД) государственных (муниципальных) учреждений культуры[2]. Показатели качества управления ресурсами сгруппированы по следующим направлениям.

Планирование финансово-хозяйственной деятельности

Это включает в себя подготовку и утверждение плана ФКР до начала отчетного периода. План ФКР включает бюджетирование расходов по основным видам деятельности, долю административных расходов, долю заработной платы, отношение просроченной дебиторской задолженности к балансовой стоимости активов учреждения на отчетную дату.

Эффективное распределение финансовых ресурсов требует долгосрочного планирования, надежной, последовательной и прозрачной системы принятия управленческих решений, четко представляющей основные этапы принятия решений, участников их реализации, описание областей взаимодействия и ответственности.

Управление закупочной деятельностью
Эффективное управление данной сферой требует использования стандартной тендерной документации на закупаемые товары, работы и услуги, определения перечня товаров и услуг, закупаемых по совместным конкурсам, ежеквартального рассмотрения тендерной документации с целью выявления излишних требований, необоснованного расчета начальной цены контракта, коррупционных составляющих и т.д.

Все этапы планирования и обзора закупочной дисциплины должны координироваться учреждением культуры с донором.

Управление собственностью
Именно здесь учитывается эффективность использования основных средств, что требует ежегодной инвентаризации полезной площади. Это приводит к тому, что либо запрашивается дополнительное пространство, либо принимаются меры по повышению интенсивности использования этого пространства, в том числе за счет частичной аренды. Для этого необходимо согласовать с учредителем, какие виды деятельности разрешены на арендованной земле.

Вопросы управления имуществом включают разработку и утверждение планов по ремонту и содержанию объектов недвижимости на отчетный период, подготовку смет расходов, разработку процедур контроля качества выполняемых работ, проведение конкурса по выбору подрядчиков, разработку и утверждение плана потребления коммунальных услуг, анализ возможности снижения стоимости отдельных видов услуг.

Управление персоналом
Данная группа включает в себя совокупность относительных показателей, показывающих соответствие или разницу (в процентах) между среднемесячной заработной платой постоянного персонала и среднемесячной заработной платой в регионе, а также в отрасли в соответствующей категории персонала в отчетном периоде; между заработной платой административно-управленческого персонала и заработной платой постоянного персонала в отчетном периоде; долю поощрительных выплат в общем размере фонда оплаты труда в отчетном периоде. В эту группу входят показатели, позволяющие оценить текучесть персонала по различным параметрам: по возрасту персонала, по категориям персонала (основной, вспомогательный, административный), по уровню образования персонала и др.

Раскрытие информации
Данная группа показателей позволяет обеспечить информационную прозрачность учреждений культуры, что достигается размещением плана хозяйственной деятельности на отчетный год, отчета об исполнении плана хозяйственной деятельности, финансовой отчетности за предыдущий отчетный год на муниципальном открытом информационном ресурсе, а также размещением этих данных вместе с другой информацией для посетителей на сайте учреждений культуры.

Деятельность, приносящая доход, и другие неправительственные источники дохода.
Это требует ежеквартального анализа фактической рентабельности услуг и сравнения ее с прогнозируемой. Это позволит нам отслеживать динамику данного индикатора. При необходимости необходимо провести исследование фактической потребности населения в услугах, предоставляемых агентством.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Джон Фримен, исследователь в области менеджмента организации
  2. Управление сроками при реализации проекта
  3. Разработка оптимальной стратегии поведения организации в условиях конкуренции на основе методов теории игр
  4. Неформальная организационная структура
  5. Методы экономического анализа управленческих решений
  6. Аудит управленческих решений
  7. Задачи функций управления персоналом и организацией
  8. Пути повышения конкурентоспособности предприятия в сфере оказания услуг
  9. Оптимальное управленческое решение как условие предупреждения и разрешения конфликтов
  10. Условия успешного общения руководства с подчиненными