Для связи в whatsapp +905441085890

Функционирование общества и основные ориентации функциональных исследований — Человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов

Изучая эту проблему, которая важна для всего курса социальной философии, следует понимать, что в понятии общества есть один аспект: как структура общества.

Структура общества, как и любая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но и их свойства. Общество — это нечто большее, чем просто сумма индивидуумов, потому что, помимо них, оно включает в себя и реальные отношения, которые связывают людей. Поэтому определение общества как совокупности людей и их отношений приемлемо как самое простое.

В то время как первая часть социальной структуры — индивидуумы и их различные ассоциации — легко идентифицируются, вторая часть — отношения между индивидуумами — более сложна, будучи бесплотной и латентной. Поэтому потребовалось время, чтобы понять огромную роль этих невидимых отношений в общественной жизни. По-прежнему существует много предубеждений относительно их роли. Из них наиболее распространены крайний индивидуализм (или социальный нигилизм) и воинствующий коллективизм.

С точки зрения социального нигилизма, есть только отдельные люди, индивидуумы, и нет никаких социальных связей, а следовательно, и общества. В этом случае общество выглядит просто выдумкой, удобным словом и не более того. Следствием такого индивидуалистического подхода является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей и ценность общественных организаций.

Напротив, с точки зрения крайнего воинствующего коллективизма, общество не только существует, но и более ценно и превосходит тех, из кого оно состоит. Как будто есть только общество и ничего больше. Индивидуумы — это просто частицы, зубцы. Если последовательно придерживаться этой точки зрения, то это приводит к тоталитаризму, для которого общество должно полностью подчинить человека и регулировать все моменты жизни вплоть до малейших.

Функционирование общества и основные ориентации функциональных исследований - Человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов

Человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов

Современная философия рассматривает , эти части и элементы не изолированы друг от друга, не изолированы, а наоборот, тесно взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии, благодаря которому общество существует как единый целостный организм, как единая система. Общество отличается от других природных систем, в том числе физических и биологических, своей особой сложностью.

Поэтому для описания общества используются общепринятые в теории систем термины: «элемент», «система», «структура», «организация», «связь», а также специфические философские понятия: «субъект», «объект», «идеал», «социальная деятельность» и др.

Понятие общества как единого организма стало результатом длительного развития философской мысли. Понятие систематики в природе и обществе возникло уже в древней философии в виде общего понятия упорядоченности, целостности бытия. Проблема системности общественной жизни наиболее активно решалась такими великими мыслителями XIX-XX веков, как О. Конте, Х. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Они определили содержание основных понятий и категорий для решения этой проблемы. Элемент» или «часть» общества понимается как наименьшая частица системы или ее совокупности; элементами и частями общества могут быть социальные субъекты, отношения и институты. Элементы, части и подсистемы, составляющие общество, весьма разнообразны, многогранны и иерархичны.

Понятие «структура» отражает определенную форму устойчивых отношений, отношений, совокупность социальных групп и институтов, сформированных на ее основе, обеспечивающих целостность общества и сохранение его свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Структура может быть определена как форма организации общества, внутреннего порядка, связности отношений между его различными частями.

При характеристике социальной жизни часто используются термины «субъект» и «объект». Эти термины противоположны по значению. Если под субъектом понимается явление, которое действует как носитель деятельности, направленной на другое явление, в данном случае более пассивное, то под объектом, напротив, понимается явление, на которое направлена деятельность другого явления.

Концепция общества

Общество — это группа людей, сформированная благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, хотя члены этой группы не связаны столь глубоким принципом, как в случае реальной общины. Общество основано на конвенции, соглашении, равном согласовании интересов. Индивидуальность одного человека меняется гораздо меньше под влиянием его участия в жизни общества, чем под влиянием его участия в жизни общества. Общество часто понимается как сфера, которая находится между индивидуумом и государством.

После попыток объяснить суть понятия «общество» в древности (Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский), этот вопрос превратился в политико-философскую проблему, особенно в XVIII веке, решение которой Конт пытался дать в своей социологии; поэтому общество стало объектом рассмотрения и центральным пунктом новой науки — социологии.

В самом широком смысле, общество, изучаемое социальной философией, предстает как общество в целом, как социум, как особый способ бытия в мире.

Существуют различные трактовки общества: субъективное, которое рассматривает общество как особый, самореализующийся коллектив людей.

Активный, который считает, что общество — это не столько коллектив, сколько процесс коллективного существования людей; организационный, который рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Общество как самый широкий термин для обозначения той части материального мира, которая отличается от природы и взаимодействует с ней особым образом. Это разделение выглядит следующим образом: В отличие от сил природы, человек с сознанием и волей находится в центре общественного развития. Природа существует и развивается по своим собственным законам, которые не зависят от человека или общества. В этом смысле общество — это совокупность всех форм ассоциации и взаимодействия человека с окружающим его миром природы.

Это последнее определение считается наиболее важным в данном тезисе.

Сруктура общества

Структура — внутренняя организация целостной системы, являющаяся специфическим способом соединения и взаимодействия ее компонентов, — имеет большое значение при определении специфики конкретного целого, его характеристик и свойств.

Понятие «структура» используется в другом, более широком смысле как совокупность элементов и их взаимосвязь друг с другом. В этом случае понятие структуры по существу отождествляется с понятием целого, поскольку, например, «элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие объекты и явления, являющиеся интегральными сущностями, называются материальными структурами.

Структура — это порядок, регулярность системы. Поэтому существенной особенностью структуры является, конечно, мера порядка, которая в своем самом общем виде, в кибернетическом смысле, выступает как степень отклонения от состояния термодинамического равновесия. Социальные системы стремятся к повышению степени упорядоченности, используя содержание, энергию и информацию, содержащуюся во внешней среде, для своей собственной функции и развития.

Данную концепцию структуры разделяют многие исследователи. В то же время многие исследователи отмечают огромную роль структуры в формировании целостных свойств системы. V. Н. Садовский отмечает, что система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, выполняющих роль некой целостности, подчеркивая, что «свойства объекта в целом определяются не только и не столько свойствами его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры и особыми интегративными связями рассматриваемого объекта».

В. С. Тюхтин пишет, что понятие структуры имеет специфический и в то же время универсальный тип отношений — отношения «порядок, состав элементов». И «концепция структуры отражает стабильный порядок». В. С. Тюхтин выделяет три уровня в интегральной структуре: зависимости между свойствами компонентов системы, между свойствами системы и свойствами ее компонентов и зависимость системных интегральных свойств друг от друга. Структура системы, выражающая ее сущность, проявляется в совокупности законов данного круга явлений».

«М. И. Сетроу» заявил, что структура, объединяющая элементы и свойства объекта, действует как закон этого объекта или класса вещей. Этот закон объективен, его существование не зависит от нашей воли, поэтому как бы мы ни комбинировали все возможные комбинации свойств и элементов, вещь останется такой, какая она есть».

Применительно к обществу как системе, структура означает внутреннюю организацию общества или его отдельные части. Структура общества — это совокупность социальных отношений. Общество в целом и каждая конкретная подсистема внутри общества имеют свою структуру. Более того, каждая конкретная система в рамках «глобального» целого — общества — имеет свою специфическую структуру, организацию, которая является конкретизацией более общей структуры, той структуры, которая преобладает в обществе.

Поскольку люди являются главной составляющей любой социальной системы, то отношения людей, особенно отношения производства, являются ее главным структурным элементом, если можно так выразиться, ее центральным звеном. Однако люди действуют в различных сферах общественной жизни — экономической, социально-политической, духовной, семейной и бытовой. Отсюда и существование специфических структур для отдельных сфер целостного общества — экономической структуры, общественно-политической структуры, структуры духовной жизни, структуры повседневной и семейной жизни. Каждая из них имеет свои особенности, которые несут на себе печать качественного характера общества и определяются, прежде всего, преобладающими в нем формами собственности.

Структура социальной системы действует только как отношение людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни — экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения других социальных сфер — также являются элементами структуры.

Отношения вещей также могут быть элементами структуры. Конечно, мы не должны забывать, что вещи имеют социальный характер. Структура, например, такой системы, как предприятие, подразумевает определенную взаимосвязь, порядок работы машин и механизмов, взаимосвязь технологических процессов и т.д.

Структура проявляется также в отношении людей к вещам, особенно к средствам производства, т.е. к формам собственности, которые являются важнейшим элементом социальной структуры. Она также может представлять собой отношение людей к идеям. Это процесс развития, восприятия, распространения идей теми или иными группами людей, классами и т.д. Существуют также отношения идей к идеям, отношения идей различного рода и т.д. Например, общественное сознание как система идей имеет определенные формы; эти формы — наука, политические идеи, искусство и др. — стоять в определенных отношениях.

Структура — это отношение людей к процессам — экономическим, политическим и т.д., отношение различных процессов в обществе, например, революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т.д.

Когда мы говорим о том, что структура социальной системы разнообразна и проявляется в различных связях и отношениях, мы никогда не должны упускать из виду тот факт, что какие бы компоненты ни были связаны в социальном целом и какую бы форму структура ни принимала, в конечном счете, она должна проявляться через людей.

Подсистемы общества в соответствии с Т. Парсонсом

Социальные системы — это системы, образованные состояниями и процессами социального взаимодействия действующих субъектов.

Структура социальных систем может быть проанализирована в терминах четырех типов независимых переменных: Ценности, нормы, коллективы и роли. Ценности занимают центральное место в функции социальных систем по поддержанию и воспроизведению модели, поскольку они являются не более чем репрезентациями желаемого типа социальной системы, которые регулируют процессы принятия обязательств действующими лицами. Нормы, основной функцией которых является интеграция социальных систем, являются специфическими и специализированными по отношению к определенным социальным функциям и типам социальных ситуаций. Они включают в себя не только элементы системы ценностей, конкретизированные по отношению к соответствующим уровням в структуре социальной системы, но и специфические режимы ориентации действия в функциональных и ситуационных условиях, специфические для определенных коллективов и ролей. Коллекции относятся к тем структурным компонентам, для которых целевая функция является наиболее важной.

То, что социальные системы представляют собой sui generis реальность, означает, в частности, что все перечисленные типы их структурных компонентов являются независимыми переменными по отношению друг к другу. Социальные системы состоят из комбинаций этих структурных компонентов. Для достижения стабильной институционализации коллективы и роли должны «руководствоваться» определенными ценностями и нормами, а сами ценности и нормы прививаются только в той мере, в какой они «вводятся в действие» определенными коллективами и ролями.

Общество — это тип социальной системы, имеющий самую высокую степень самодостаточности по отношению к окружающей среде, которая включает в себя другие социальные системы. Однако полная самообеспеченность была бы несовместима со статусом общества как подсистемы системы действий. Любое общество, чтобы поддерживать себя как систему, зависит от того, что оно получает в обмен на окружающие системы. И поэтому автаркия по отношению к окружающей среде означает стабильность обменных отношений и способность контролировать обмен в интересах его функционирования.

Физическая среда приспосабливается к обществу в том смысле, что она является прямым источником материальных ресурсов, которые общество использует через свои механизмы производства, технологии и экономики. Распределение доступа к материальным ресурсам, связанное с системой разделения труда через экологический аспект общества, требует учета территориального расположения различных подгрупп населения, а также выделения им различных экономических интересов. Физическая среда имеет второй социально значимый аспект (в связи с важностью физической силы в сдерживании нежелательных действий), в соответствии с которым эффективная социальная цель должна контролировать действия на данной территории. Таким образом, мы имеем дело с двумя проявлениями социальной автономии, каждое из которых связано с экономическим и политическим функционированием по отношению к физической среде — посредством технологий и организованного применения силы при выполнении военных и полицейских функций.

Третье проявление социальной автаркии относится к личностным системам отдельных членов общества в особой форме взаимопроникновения с их организмами. Организм напрямую связан с территориальным комплексом по той простой причине, что действия всегда выполняются в каком-то месте. Но его основное отношение к социальной системе — через индивида; основной зоной проникновения является членский статус.

На социальном уровне институционализированные системы ценностей принимают форму «коллективных репрезентаций», которые определяют желаемый тип социальной системы. Эти представления коррелируют с представлениями о типе социальных систем, которые направляют индивидов в их самореализации как членов общества. Следовательно, именно консенсус членов общества в отношении ценностной ориентации собственного общества означает институционализацию ценностной модели.

Ценности имеют особую связь с другими компонентами культурной системы — эмпирическим знанием, системами выразительных символов и конститутивными символическими структурами, формирующими ядро религиозных систем.

Функционирование общества

Как может система, состоящая из многих частей, существовать и изменяться как единое целое, как возникают интегральные средства целого, которых не хватает его частям?

Представители монистического течения полагают, что каждый «этаж» социальной структуры можно считать главным системообразующим фактором, влияющим на все остальные явления (т.е. части системы находятся в зависимости от подчиненности).

Сторонники плюралистического течения убеждены, что части любой социальной единицы взаимозависимы: они влияют друг на друга, они не делятся на детерминанты и детерминанты.

Материалисты (К. Маркс) и идеалисты (П. Сорокин) также имеют разные точки зрения на эту проблему.

Интегральная концепция» П. Сорокина начинается с идеи безусловного сознания в социальной жизни людей; сущность социальных объектов и процессов определяется идеями, целями, а не используемыми для их воплощения материальными и энергетическими средствами. Духовное полностью определяет материал в жизни общества.

Обсуждая структуру общества, Сорокин предлагает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень актуальных социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). А второй уровень полностью подчинен первому. Сорокин различает отношения подчиненности между культурным и материальным уровнями и отношения координации (взаимного влияния) между основными компонентами культуры.

В истории чередуются два основных типа мировоззрений — «духовное» и «чувственное», каждому из которых соответствует свой тип социальной структуры («социокультурная суперсистема»).

Люди, живущие в обществах первого типа, исходят из убеждения, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное происхождение. Соответственно, они видят смысл своего существования в подчинении божественному абсолютному и относятся ко всему временному и преходящему с презрением или снисхождением. Поэтому материальное производство в таких обществах носит в основном вспомогательный характер. Главным объектом воздействия является не рассматриваемая природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом.

Прямо противоположные черты характерны для обществ второго типа, которые основываются на материалистическом восприятии мира и подчеркивают чувственные аспекты человеческого существования. Наконец, Сорокин признает существование промежуточного типа социокультурной организации — идеалистической, стремящейся гармонично сочетать принципы духовности и чувственности: «Даже общая культура индивида (как наименьшая культурная сфера) не полностью интегрирована в причинно-следственную систему». Она представляет собой сосуществование нескольких культурных систем — одни гармоничных друг с другом, другие нейтральных и третьи — а также сосуществование нескольких агрегатов, которые каким-то образом проникли и осели в общей культуре индивидуума».

Автор книги «Социологические теории современности» рассматривает историческое развитие человечества как постоянную циклическую смену «социокультурных суперсистем». Причину постоянной смены систем Сорокин видит в неспособности найти идеальный баланс экзистенциальных ценностей, который мог бы обеспечить гармоничное развитие общества.

К. Маркс, в свою очередь, признает тот факт, что разница между историей и природными процессами обусловлена наличием сознания, способностью человека «строить в голове» то, что затем строится в реальности. К. Маркс утверждает, что причина всех человеческих поступков объективна, т.е. потребности, которые не зависят от желаний людей и указывают на то, что необходимо людям для их существования и развития. В теории Маркса потребности понимаются как свойство человеческой природы, как отношение человека к необходимым условиям существования, которое отличается от сознания и предшествует ему: «Сознание никогда не может быть чем-то иным, как сознательным существованием, а существование человека — реальным процессом его жизни».

Поскольку Маркс рассматривает сознание как истинную причину социальных изменений, он категорически отказывается признавать его как причину, как это делали и делают идеалистические философы (например, П. Сорокин).

Однако сознание оказывается способным влиять не только на функционирование, но и на формирование экономических реалий, как это происходит в современной истории («Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США — вполне сознательная перестройка экономических основ общества).

Идею о примате объективных потребностей над сознанием, отражающим их, последовательно отстаивает К. Маркс. Таким образом, основой для разграничения подсистем общества являются не основные идеи (добро, справедливость, красота — П. Сорокин), а основные потребности общества в продуктах материального и духовного производства, в производстве самой человеческой жизни и в «формах общения» людей, т.е. общественных отношениях. Практическое в жизни общества определяет духовное. Но на практике Маркс выделяет определяющую форму деятельности — материальное производство, которое таким образом становится основой функционирования и развития общества в целом.

Закон об определяющей роли материального производства имеет различные проявления. Это связано, прежде всего, с особой значимостью продукции такого производства. Люди должны есть, пить и одеваться, потребляя то, что производит материальная продукция, прежде чем они смогут заниматься политической, научной или художественной деятельностью. В результате все виды деятельности, не только интеллектуальные, вынуждены приспосабливаться к требованиям материального производства, чтобы служить средством его оптимизации, постоянного развития и совершенствования.

Поэтому основной целью как внутренней, так и внешней политики любого дальновидного правительства является создание и поддержание необходимых условий для нормального функционирования материального производства. Очевидно, что ни один политик не в состоянии контролировать ситуацию в обществе, в котором нарушается такая нормальная работа, являющаяся главным гарантом политической стабильности. Дело в том, что помимо технического обеспечения всех видов человеческой деятельности, материальное производство создает жизнеустойчивые продукты, от которых зависит не только «благополучие общества», но и физическое выживание каждого конкретного человека в очень краткосрочной перспективе. Для таких продуктов есть не только потребность, но и потребность, которая должна быть удовлетворена в первую очередь, любыми средствами и любой ценой, при «мобилизации» всех сил, способных внести свой вклад в решение этой проблемы: от политики до науки.

Эта ситуация характерна как для древних, так и для современных обществ — даже радикальная научно-техническая революция не способна опровергнуть определяющую роль материального производства.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философская антропология
  2. Предмет и методы политической философии
  3. Математизация технических наук
  4. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система
  5. Иеремия Бентам, английский философ и юрист
  6. Предмет и метод философии права
  7. Взаимоотношения идеологии с философией и наукой
  8. Философские проблемы науки и техники
  9. Результативная подсистема деятельности
  10. Философия техники