Для связи в whatsapp +905441085890

Габриэль Оноре Марсель, французский философ, драматург — философия существования

Габриэль Оноре Марсель (1889-1973) — французский философ, основатель католического экзистенциализма и профессор в Сорбонне. В 1929 году, в возрасте 40 лет, он обратился в католическую веру. После того, как экзистенциализм был осужден папской энцикликой в 1950 году как несовместимый с католической догмой, Марсель назвал свою доктрину «христианским редукционизмом или неосиократизмом».

Его основные философские работы: «Метафизический дневник» (1925), «Быть и иметь» (1935), «Человек — странник» (1945), «Люди против человека» (1951), «Метафизика России» (1945), «Тайна бытия» (в 2-х томах, 1951), «Очерки о философии бетона» (1967) и др. Все записи Марселя состоят из фрагментарных размышлений, дневниковых записей. И это не только стилистическая особенность формы, этот характер изложения обусловлен фундаментальными принципами его философии. Прежде всего, это связано с традиционной для христианских мыслителей формой исповеди, откровенным разоблачением сомнений и нерешительностью мысли на пути к Богу. Цель исповеди — передать интимную жизнь мысли, ее истинный экзистенциализм, который сегодня совершенно отличается от того, каким он был вчера и каким он будет завтра.

Экзистенциальная философия, раскрывающая истинную сущность человеческого бытия, должна быть изложена не на мертвом языке абстракций, а так, чтобы «одинокий голос человека» был слышен «здесь» и «сейчас». Будучи приверженным католиком, Марсель в то же время отверг томизм как рационалистическую доктрину, которая пыталась примирить веру с позитивной наукой. Существование Бога должно исходить из существования человека, тайны, заложенной в человеческой психике. Если правда не согласуется с ортодоксальностью, тем хуже для ортодоксальности. Марсель построил свою собственную оригинальную систему философских категорий, возведя некоторые мирские понятия в ранг категорий. Бытие и обладание, воплощение, трансцендентальное и онтологическое, верность и предательство, мученичество и самоубийство, свобода и подчинение, любовь и тоска, надежда и отчаяние, свидетельство и доказательство, тайна и проблема — вот вербальные выражения тех обобщений, к которым мысль философа возвращается снова и снова во всех бесчисленных поворотах его свободного, по сути дела, бесконечного движения. Почти все эти категории парные, но они выражают не единство противоположностей, как в гегелевской диалектике, а противостояние двух миров — онтологического и трансцендентального. Первое состоит из контекста, ощущений и ощущений человеческого тела и сознания, основанного на них. Вещи имеют непроницаемость только по отношению к телу. Организм обладает качеством абсолютного посредника, без которого мы не имеем никакой информации об окружающем нас мире. Открытый через тело, этот мир предстает перед нами как онтологический мир, как нечто, что существует независимо от нас. В акте трансцендента, который противопоставляется онтологическому, реализуется связь человека с потусторонним миром и зависимость его души от Бога.

Габриэль оноре марсель, французский философ, драматург - философия существования

Основные формы экзистенциализма

Экзистенциализм (от позднелатинского exsistentia — существование) или экзистенциальная философия — движение в философии иррационализма, возникшее в начале XX века в России, Германии, Франции и других странах.

Экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после Первой мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер): понятие экзистенциализма было впервые введено К. Ясперсом («Духовная ситуация времен», 1931), и наиболее ярко сформулировано Мартином Хайдеггером. Философская атмосфера периода, в котором возник экзистенциализм, характеризовалась отступлением методолого-теоретико-познавательных проблем (Dilthey), обращением к объекту (Husserl), возрождением метафизики (N. Hartmann), идеей философской антропологии (Scheler). Во время Второй мировой войны экзистенциализм переместился во Францию, где его поборниками стали Жан-Поль Сартр и Габриэль Марсель.

Одиночество человека перед лицом Бога, признанное Кьеркегором, трансформировалось в экзистенциализме в одиночество человека перед лицом небытия; от этого возникает основное состояние тревоги, которое может только открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному существу и свободе. Поэтому эта тревога должна быть осознанно воспринята и выдержана.

Экзистенциализм — это антирационализм. Он считает разум неподходящим инструментом для исследования истины и приписывает ценность процессу познания только тогда, когда познание рассматривается как естественное ведомство индивида в целом, а не как психическая функция, рассматриваемая в отдельности. Неискушенный, повседневный, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, то есть не мыслит абстрактно, спекулятивно или системно. Экзистенциальное мышление — это такое мышление, в котором, при необходимости, участвует телесно-духовной человек в целом, вместе со всеми его чувствами и желаниями, его предчувствиями и страхами, его переживаниями и надеждами, его горестями и страданиями. Только такому мыслителю открывается истина, сущность вещей. Разум по своей природе слеп к ценностям, он исторически сложился как таковой, а ценности — это то, что делает вещи известными и приводит их в движение. Экзистенциализм — это попытка дать картину исходной экзистенциальной мысли и представить ее результаты.

Основные формы экзистенциализма

Мы должны различать три формы так называемого экзистенциализма:

1) Экзистенциальная онтология Хайдеггера («Бытие и Цейц», 1927), главный вопрос которой — смысл бытия;

2) экзистенциальное прозрение К. Ясперса («Философия», 1932), который отвергает вопрос о смысле бытия как нерастворимого и концентрируется на разъяснении способа бытия человека и его связи с (божественным) трансцендентством;

3) Экзистенциализм Ж. П. Сартра, который впервые ввел это название в качестве понятия («L’Etre et 1e neants», 1943). Его философия — это самостоятельное преобразование взглядов Хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику. Отправной точкой экзистенциализма является философия Кьеркегора, которая (в знак протеста против гегелевского панглогизма) освобождает человека от всей полноты (человеческих организаций, мира идей, концепций), которая обуславливает и обременяет его жизнь, и ставит его перед столь же изолированным Богом, перед которым он предстает в страхе и трепете.

Габриэль Марсель: философский опыт о человеческом достоинстве

Оноре Марсель (1889-1973) известен читателям прежде всего своей принадлежностью к ослепительной галактике экзистенциалистов — движению в философии и интеллектуальной культуре, популярность которого достигла пика в первом десятилетии после Второй мировой войны. Таким образом, Г. Марсель известен не только в России, но и в читательских массах самой Франции. Известно также, что его имя, старейшего представителя экзистенциальной философии, часто слышали в период возникновения этой «новой волны» экзистенциализма с его патетикой экспозиции общества и в то же время жесткостью самоэкспонирования экзистенциального субъекта. Он отверг термин «христианский экзистенциализм», который уже стал общепринятым для определения его философии и который совпал с энциклическим Humani generis Папы Пия XII. (1950), который осудил экзистенциализм.

Путь Габриэля Марселя в философии был особенным и одиноким. Позиция, которую в ретроспективе нельзя назвать иначе, как абсолютно экзистенциалистской, и до такой степени про-военной, была установлена уже в годы Первой мировой войны; а позже Марсель прошел через «зенит» ЭК —

Экзистенциализм 1940-х и 1950-х годов, не менее одинок в том, чтобы не присоединяться к новым платформам идей, во многом чуждым ему, а развивать дальше «вечные» экзистенциальные темы своей философии. Воспитанный в немецкой классической философии, особенно в философии Канта и Шеллинга, он впитал в себя в юности идеи некоторых английских и американских мыслителей конца XIX — начала XX веков, таких как Г. Ройс или Ф. Брэдли, Х. Марсель поразительным образом оказался прежде всего философом экзистенциального опыта человека в современную эпоху, и в этом смысле не системщиком, не основателем школы, а философом — одиночкой. (Так, когда Этьен Жильсон называет Х. Марселя последователем традиции Паскаля, Монтень, Мужчин де Бираана, этот список имен также носит характер «жанра», отголоска уединения, философствования оригинального французского «автора»). Философские традиции, которые Марсель впитал в свою юность, слились в эту философию, которую можно назвать историей человеческой жизни с «отраженным в ней небом» (Марсель), и лирическая глубина этой жизни, этого неба не внесли ничего такого в переживание Марселем человеческих страданий в трагическую эпоху и критические моменты в его собственной биографии.

Станция Марселя в жизни отличалась от позиции лидеров французского экзистенциализма; он не имел бурного влияния на общество, был далек от нынешней политики, рассматривал демарши «левых» без одобрения, и в целом казался человеком «старого времени». Только по прошествии значительного промежутка времени — нескольких десятилетий — становится ясно, что он на самом деле свидетельствовал не только об отдельном человеке, но и о целой эпохе, о политике, об обществе, о путях развития цивилизации, об опасностях, и его суждения порой с увлечением поражают, независимостью народных идей того времени. Многие из его наблюдений могут быть спроецированы на сегодняшний день, другие — на завтра; а вопросы, которые казались ему болезненными, увы, даже сейчас далеки от решения.

Философская антропология

Что такое человек, чем он отличается от животных, как он развивался, в чем его сущность — все это основные вопросы философии, они всегда были предметом острых философских дискуссий. Понятие антропологии как особой отрасли науки о человеке впервые появилось в 1594 году, за два года до рождения Р. Декарта, «отца Нового времени», чей тезис «Cogito, ergo sum» («Я думаю, поэтому я и есть») стал главной идеей Нового времени. Термин «антропология» восходит к немецкому богослову и натуралисту Отто Касману (1562-1607), который опубликовал свою «Психологическую антропологию» в 1594 году. С самого начала термин антропология использовался (и продолжает использоваться) в научном смысле как человеческая биология, «третья биология», наряду с ботаникой и зоологией. Немецкий анатом Иоганнес Блюменбах (1752-1840), изучавший происхождение и развитие рас, считается основоположником естественной антропологии. В англо-американской научной традиции антропология включает в себя, прежде всего, этнологию, лингвистику и фольклор; особую роль в англо-американской традиции играет культурная антропология, которая имеет дело с антропологическими и социологическими основами культуры. Но, конечно, под антропологией понимают в первую очередь изучение природы человека.

Конечно, в этом контексте можно сказать, что вся философия по существу антропологическая, для сократовских философов (софистов, протагоров, которые отмечали, в частности, что «мерой всего является человек») и, конечно же, Сократ, Платон, Аристотель были сосредоточены на человеке, размышляя о природе человека, о смысле его жизни. Философия Нового времени уже сознательно ставит проблему человека, его познавательные способности в центр своих исследований. В частности, И. Кант сформулировал в качестве главной задачи своей философии вопросы: что может знать человек, на что он может надеяться, что он может делать? Наконец, самый важный и принципиальный вопрос, который объединяет все предыдущие вопросы: что такое человек? Начиная с противостояния разума и природы, Кант объяснил, что такое человек. Разум производит природу как организованный мир, управляемый природными законами. Человек как природный объект также подчиняется законам природы. Однако в сфере «практического разума», в сфере практических отношений друг с другом люди уже находятся вне природы; это нравственные существа, которые обязаны следовать категорическому императиву: видеть каждого другого человека как цель, а не как средство.

И. Фихте, Фейербах, Кьеркегор, Ницше и многие русские мыслители также основывали свои философские выводы на антропологическом принципе. Однако основоположником философской антропологии (в узком смысле) считается немецкий философ Макс Шелер, который в 1920-е годы опубликовал серию работ («Идея человека», «О Вечном в человеке», «Положение человека в Космосе» и др.), в которых попытался определить основы и сферы «собственно человеческого» бытия и понять человека как формирователя культуры и мира. Хельмут Плеснер (1892-1985), Теодор Литт (1880-1962), Арнольд Гелен (1904-1976), Эрих Ротакер (1888-1965), М. Ландманн (р. 1902) и другие внесли значительный вклад в философскую антропологию. В целом, философская антропология следует традициям романтизма и философии жизни (Herder, Dilthey), т.е., с одной стороны, она связана с критикой рационализма и механизма, с другой — старается учитывать достижения современной общей биологии и специальной человеческой биологии.

Экзистенциализм — это гуманизм

Я хотел бы выступить здесь в защиту экзистенциализма против ряда обвинений, которые были выдвинуты против него.

Прежде всего, экзистенциализм обвиняют в призыве впасть в киетизм отчаяния: Поскольку ни одна проблема не может быть решена, в мире не может быть возможности действовать; в конечном счете, это созерцательная философия, а поскольку созерцание — это роскошь, мы возвращаемся к буржуазной философии. Это, прежде всего, обвинения со стороны коммунистов.

С другой стороны, нас обвиняют в том, что мы подчеркиваем человеческую подлость, везде показываем основание, темное, липкое, и пренебрегаем многим приятным и красивым, отворачиваемся от светлой стороны человеческой природы. Например, критик, стоящий на позициях католицизма, миссис Мерсье, обвинил нас в том, что мы забыли улыбку ребенка. Она и другие обвиняют нас в том, что мы забыли о солидарности людей, о том, что мы рассматриваем человека как изолированное существо, потому что мы начинаем с того, что коммунисты называют чистой субъективностью, с картезианского «я думаю», то есть с того момента, когда человек зачал себя в одиночестве, и это, кажется, отсекает солидарность с людьми, которые находятся снаружи, и которые не могут быть задуманы когнито.

Христиане также упрекают нас в том, что мы отрицаем реальность и смысл человеческой деятельности, потому что, разрушая Божественные заповеди и вечные ценности, мы остаемся ни с чем, кроме произвола: каждый свободен поступать так, как ему заблагорассудится, и никто не может судить об отношении и поступках других людей.

Я постараюсь ответить на все эти обвинения, вот почему я назвал этот короткий пост «Экзистенциализм — это гуманизм». Многие, наверное, удивятся тому, что здесь говорится о гуманизме. Давайте выделим значение, которое мы к нему придаем. В любом случае, можно с самого начала сказать, что под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает жизнь человека возможной и которое, кроме того, утверждает, что каждая истина и каждое действие предполагают определенную среду и человеческую субъективность.

Главное обвинение, выдвинутое против нас, как мы знаем, заключается в том, что мы уделяем особое внимание плохой стороне человеческой жизни. Недавно мне сказали о даме, которая, после грубого выражения, апологетически заявила: «Я думаю, что стану экзистенциалистом». Следовательно, экзистенциализм сравнивают с непристойностью, а экзистенциалистов объявляют «натуралистами». Но если мы действительно натуралисты, то чрезвычайно удивительно, что мы можем быть пугающими и шокирующими в гораздо большей степени, чем натурализм в его собственном смысле. Человек, который терпит такой роман Золя[1], как «Земля», испытывает отвращение, когда читает экзистенциалистический роман; человек, который апеллирует к народной мудрости, которая очень пессимистична, находит нас абсолютно пессимистичными. И в то же время трезво утверждают, что «рубашка ближе к телу» или что «собаке нравится палка». Есть много других обобщений, которые говорят то же самое: нельзя бороться с устоявшейся властью; нельзя идти против власти, нельзя подниматься над ней; любое действие, которое не поддерживается традицией, — это роман; любая попытка, которая не поддерживается опытом, обречена на провал; опыт показывает, что люди всегда скользят, что их нужно как-то держать, иначе наступит анархия. И все же именно люди, срыгивающие эти пессимистические изречения, каждый раз, когда они видят действие более или менее отвратительное, заявляют: «Да, вот такой человек! «Те же самые люди обвиняют экзистенциализм в его чрезмерной мрачности, так что удивляются, если они не просто недовольны им, что он слишком оптимистичен». Что в этой доктрине такого страшного? Разве не факт, что это позволяет человеку делать выбор? Чтобы выяснить это, необходимо взглянуть на вопрос строго философски. Так что же такое экзистенциализм?

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Соотношение философии и мифа, философии и искусства, философии и науки.
  2. Философско-исторические проблемы генезиса государства
  3. Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса
  4. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей
  5. Дмитрий Сергеевич Мережковский, русский поэт, писатель, религиозный философ
  6. Вольтер и его философия
  7. Способы представления человека в русской культуре и философии
  8. Арабоязычная философия — История арабской философии средних веков
  9. Теизм
  10. Специфика человеческого бытия