Для связи в whatsapp +905441085890

Гедонистическая функция искусства с примерами — Определение гедонизма

Гедонизм (от греч. hedone — удовольствие) — это тип этической доктрины и моральных взглядов, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания. Гедонизм как систематическая этическая доктрина был впервые разработан в учении греческого философа-сократа Аристиппа Киринейского (435-355 гг. до н.э.). Сама гедонистическая культура возникла из потребности в красивом культурном обустройстве «животной» стороны жизни Homo sapiens. Другими словами, люди смогли красиво выразить свои чисто животные потребности в культуре и отвергли то, что отличало людей от животных.

Гедонизм» как понятие, относящееся как к физической, так и к психической деятельности человека, заслуживает тщательного философского анализа, особенно в наше время, которое характеризуется чрезвычайной динамикой социокультурной жизни как в нашей стране, так и в мире в целом.

Несмотря на кажущуюся простоту определения термина «гедонизм», при ближайшем рассмотрении он оказывается довольно сложным понятием, поскольку претерпел значительные трансформации в содержании с момента своего зарождения и до наших дней.

Необходимость обращения к историческому анализу, с одной стороны, и к эстетическому и эпистемологическому — с другой, обусловлена, на наш взгляд, следующими обстоятельствами.

Во-первых, гедонизм как понятие и объективное социальное явление в ходе исторического развития приобрел много новых черт, которые, несомненно, влияют на содержание этого понятия. Поэтому исторический и философский анализ гедонизма оказывается абсолютно необходимым для его всестороннего и целостного понимания.

Во-вторых, в духовной культуре человечества долгое время существовало извращенное представление о том, что термин «гедонизм» обозначает исключительно личное, потребительское отношение к жизни, стремление к максимальному чувственному наслаждению, без учета многих других ее положительных сторон и качеств. Преодоление этих заблуждений — важная задача проведенного исследования.

В-третьих, актуальность темы обусловлена относительно слабой разработанностью проблемы гедонизма в ее отношении к искусству, и’ особенно в выявлении гедонистических оснований искусства. Практически нет специальных работ, посвященных анализу рассматриваемой проблемы или выявлению социально-функциональных аспектов гедонизма.

Помимо того, что гедонизм явно недостаточно изучен, следует отметить и тот факт, что он слабо изучен с точки зрения его проявления в различных формах общественного сознания — наряду с искусством, религией, историей, философией и т.д. — мало изучена.

В-четвертых, изучение гедонистических характеристик научного творчества приобретает особое значение в эпоху бурного развития науки, когда ученым нужны новые идеи, формы и средства познания, новые мотивы, инициирующие исследования.

Состояние и степень развития проблемы. Несмотря на то, что специальные исследования, посвященные рассмотрению историко-эстетического и антропологического анализа гедонизма, практически отсутствуют в научной литературе, следует отметить работы нескольких авторов, которые так или иначе занимались изучением определенного аспекта проблемы.

Гедонистическая функция искусства с примерами

Определение гедонизма

Гедонизм чаще всего отождествляют с утилитаризмом. Однако между этими доктринами есть существенная разница. Гедонизм — это чисто аксиологическая доктрина, которая утверждает, что является ценностью. Однако она не предписывает, как человек должен себя вести.

Гедонизм сам по себе не может считаться полноценной моральной системой. Его можно использовать только в качестве стоимостной основы для строительства. Утилитаризм — это этическая доктрина, которая определяет определенные предписания для поведения человека. Он утверждает, что правильное общество должно быть построено так, чтобы действия людей максимизировали удовольствие других. Страдания должны быть сведены к минимуму. Гедонизм отличается от утилитаризма тем, что допускает эгоистическое (сугубо личное) стремление к удовольствию.

Толкование определения «Что такое гедонизм» переводится с греческого как «стремление к удовольствию». Этот термин восходит к древним временам.

Гедонизм — это этическая доктрина, которая определяет смысл существования человека и сводится к неустанному стремлению к удовольствию во всем, что его окружает. Он ведет себя так, что хочет ощутить блаженство, как физическое, так и моральное.

Противоположностью гедонизма является аскетизм. Разница идей заключается в том, что сторонники второго направления отказываются от удовольствия. Дело доходит до того, что они отказываются от благ жизни, подавляют чувственные стремления.

Для учета различий между плотскими и моральными удовольствиями в психологии есть свой термин — эвдемонизм. Смысл жизни иной — последователи стремятся к духовным удовольствиям, к благополучию.

Культура выполняет множество функций, вот некоторые из них:

  • трансформационный — изменяющий реальность;
  • Защитная — расширение сфер человеческой деятельности приводит к появлению новых видов опасностей, что в свою очередь заставляет культуру создавать меры по защите людей (медицина, охрана окружающей среды)
  • Коммуникативный — люди являются социальными существами, им необходимо общаться, а культура формирует правила и способы общения
  • когнитивный — каждая культура создает свою уникальную картину мира, исследует человеческую душу, мир, общество
  • информационная — накопление, хранение и передача информации является формой исторического прогресса
  • нормативная — любая культура содержит нормы поведения, которые позволяют поддерживать порядок и регулировать поведение людей, многие из этих норм тесно связаны с традицией, образом жизни людей
  • гуманистический — формирование человеческой морали

Ценностная основа — культура формирует в обществе определенные ценности, идеалы, культурные нормы

Гедонистическая функция культуры заключается в том, что она доставляет людям удовольствие, например, наслаждение от литературы, живописи, музыки.

Каждый элемент культуры может выполнять несколько функций, например, искусство выполняет нравственно-духовную, художественно-эстетическую и воспитательную функции. Поэтому точное определение гедонистической функции культуры очень расплывчато; это любой вид удовольствия, которое она приносит человеку. Удовольствие может быть временным или постоянным, сильным или слабым. Главный вопрос здесь — сила влияния культуры на общество в целом и на отдельного человека в частности.

Влияние гедонизма на восприятие окружающего мира

Стремление человека к удовлетворению творческих, познавательных потребностей, удовлетворение его любопытства и интереса, является важной познавательной чертой гедонизма. Однако это удовлетворение не всегда должно быть прагматичным; не менее важно простое удовлетворение от процесса художественного и научного творчества.

Гедонизм влияет на наше восприятие окружающего мира, и любое настоящее художественное творчество — это акт восстановления жизни. Поэтому удовольствие от соприкосновения с таким произведением — это своего рода осознание участия зрителя, читателя, слушателя в самом акте творения, возможность приобщиться в воображении к великой тайне творчества. Гедонистическая функция играет здесь очень важную роль, поскольку в данном случае она выступает как процесс соучастия, входящий в проблемную ситуацию, без которого невозможно художественное творчество. Этот вывод с полным правом можно применить и к научной деятельности, поскольку она также носит творческий характер, и для ученого важно проникнуть в суть проблемы, осознать ее, найти ответ на нее и, наконец, получить удовольствие от открытия.

Такие составляющие гедонизма, и полностью с ним связанные, как удивление и любопытство, любознательность и интерес, являются по сути неразделимыми психологическими переживаниями, занимают важное место в жизни человека. Любопытство, порожденное неизвестным, неисследованным, приводит человека к желанию расширить и углубить свои знания. В этом стремлении к самоудовлетворению знания обогащаются, дополняются и расширяются благодаря научному поиску. Гедонизм в этом качестве выступает как мотивирующий фактор человеческой деятельности, направленной на удовлетворение познавательных интересов.

На наш взгляд, проявление гедонизма в познавательной деятельности, особенно в таких формах, как живописно-художественная, не противоречит научной трактовке роли гедонизма в общественной жизни, не умаляет его социального статуса, а, напротив, значительно дополняет и обогащает наши представления о мире. Однако чрезмерная увлеченность гедонизмом в науке и искусстве, его гиперболизация и абсолютизация, может исказить реальный смысл эстетических форм в художественном творчестве.

На основе изученной литературы по проблемам психологии творчества мы установили, что творчество ученого и художника во многом зависит от его эмоционального восприятия действительности, способности переживать, входить в проблемную ситуацию. Ведь с помощью чувственности, воплощенной в образно-эмоциональной сфере, творец имеет возможность не только всесторонне познать и воплотить объект исследования, но и испытать удовольствие от этого процесса.

Научное творчество не может обойтись без образного подхода. Основные задачи теоретического познания решаются в тесной связи с образно-эмоциональным мышлением. Главное преимущество образного мышления заключается в том, что с его помощью можно выразить изучаемые явления в конкретной и наглядной форме. Здесь мы видим необходимость использования познавательных средств, данных искусством. Она органично связана с чувственным, образным воспроизведением действительности, она воздействует на потребителя через изображение.

Гедонистическая функция искусства

Искусство — это особая подсистема духовной сферы общественной жизни, которая представляет собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусство определялось как высокая степень мастерства в какой-либо области. Это значение слова присутствует в языке и сегодня, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, боевых искусствах или ораторском искусстве. Позже термин «искусство» все чаще стал использоваться для обозначения специфической деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими стандартами, то есть по законам красоты. Мы склонны сохранять первоначальное значение этого слова, поскольку создание чего-то прекрасного требует высочайшего уровня мастерства.

Искусство призвано доставлять людям удовольствие. Древние греки, например, отмечали уникальную духовную природу эстетического удовольствия и отличали его от плотских наслаждений.

Выделяют следующие источники наслаждения произведениями искусства:

  • Свобода всегда вызывает восхищение и удовольствие, а когда художник знаком с материалом жизни, его произведения наполнены свободой и эстетическим богатством окружающего мира;
  • художник мастерски соотносит все явления с человеком и способен раскрыть эстетическую сторону любого предмета или явления
  • в произведениях гармонично сочетаются художественная форма и содержание
  • художественная реальность структурирована и упорядочена по законам красоты и гармонии
  • человек чувствует себя собственником произведения искусства и испытывает радость от совместного творчества

Искусство также использует специальные средства для отображения реальности: для литературы — это слова, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двояка: для творца — художественное выражение, для зрителя — наслаждение красотой. В целом, красота так же тесно связана с искусством, как истина — с наукой, а добро — с моралью.

Искусство — важная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. С точки зрения потенциала понимания и преобразования реальности, искусство не уступает науке. Но у науки и искусства разные способы восприятия мира: Если наука использует строгие и однозначные термины, то искусство использует художественные образы.

Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль интеллектуального производства выросло из материального производства, первоначально было вплетено в него как эстетический аспект, но носило чисто утилитарный характер. Человек по своей природе художник и стремится тем или иным способом привнести красоту повсюду. Эстетическая активность человека постоянно проявляется в труде, в повседневной жизни, в общественной жизни, а не только в искусстве. В публичной сфере происходит эстетическое овладение человеком миром.

Подводя итог, можно выделить функции искусства:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идеологическое воздействие на общество, тем самым изменяя социальную реальность;
  • он обладает балансирующей функцией, которая позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы и на время уйти от тоскливости повседневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства доставлять человеку удовольствие;
  • § когнитивная функция позволяет нам познавать действительность и анализировать ее с помощью художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства делать предсказания и предвидеть будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Гедонизм в современном обществе

Сегодня проблема гедонизма привлекает внимание самых выдающихся умов нашего времени. Так, британский социолог З. Бауман считает, что рост гедонистических и эгоистических чувств является значимым для нашего времени. Один из американских идеологов, П.Дж. Бьюкенен, выделяет гедонистическую мораль как одну из причин демографического кризиса и краха института семьи и брака. Следование императиву «живи для себя и наслаждайся жизнью», стремление к максимальному комфорту, приоритет карьеры над семьей, освобождение женщин (понимаемое радикальными феминистками как отказ от традиционной роли жены, матери и домохозяйки), эгоизм и культ удовольствий — все это ведет к разрушению семьи и брака. «Какая сила, — спрашивает Бьюкенен, — может противостоять песне сирен гедонистической культуры, песне столь соблазнительной и манящей, песне, которую повторяют почти все, кто обращается к молодежи — Голливуд, MTV, мыльные оперы, телевизионные шоу, глянцевые журналы, популярная музыка, женская фантастика и другие бестселлеры?»Этот вопрос остается без ответа.

Д. D. Белл, выдающийся социальный мыслитель, подчеркнул, что гедонизм занимает центральное место в современной западной культуре. По его мнению, именно в 1960-е годы сформировалась современная гедонистическая мораль. Однако изменения в системе ценностей западного общества начались раньше, в 1920-х годах, когда массовое производство и рост потребления изменили жизнь среднего класса.

В контексте постмодернистской культуры тема гедонизма, удовольствия и искушения становится особенно актуальной. Постмодернистское общество выбрало удовольствие в качестве императива, а искушение — в качестве стратегии. Давайте еще раз вернемся к размышлениям Ж. Бодрийяра о потребностях современного общества: «Они больше не говорят: «У тебя есть душа, ты должен ее спасти», но:

«У тебя есть секс, ты должен найти ему хорошее применение».

«У вас есть бессознательное, вы должны заставить его говорить».

«У тебя есть тело, ты должна наслаждаться им».

«У тебя есть либидо, тебе нужно его реализовать» и т.д.

Современную культуру захлестнула волна гедонизма, которая изменила лицо культуры. Результатом этих изменений стало появление нового типа человека, который уделяет больше внимания себе и своему телу, заботится о собственном благополучии. Личность такого человека деформируется: теряется глубина и внутреннее содержание. Далее следует духовный кризис, потеря гражданского чувства, индивидуализм, эгоцентризм, безразличие к общему благу и забота только о своих частных интересах. Гедонистические амбиции человека оборачиваются опустошением, и он тратит все свои силы на поиски новых, еще не открытых удовольствий.

В культуре влияние гедонизма отражается прежде всего в редукции духовных ценностей, в приспособлении произведений искусства к ожиданиям и запросам потребителей, в отношении к развлечениям. Культ гедонизма и чувственных удовольствий — характерная черта современной массовой культуры. Современная массовая коммуникация сыграла решающую роль в том, что гедонизм стал ведущей ценностной ориентацией молодежи.

Так, французский писатель Фредерик Бегбедер, автор романа «Романтический эгоист», называет открытый им тип гедонизма апокалиптическим гедонизмом. «Романтический эгоист», гедонист понимает жизнь как «длинные выходные со стаканами бурбон-колы» и убежден, что никто не имеет права мешать ему наслаждаться (опьянением), даже на фоне мировых катастроф, включая 11 сентября. «Апокалиптический гедонизм — это правильное состояние ума для сегодняшнего дня. Поскольку мы уверены, что небо упадет нам на голову, мы должны немедленно начать жить полной жизнью, что является самой здоровой реакцией … После 11 сентября мы не должны ничего откладывать на завтра, потому что вы не знаете, случится ли это».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Родоначальник нейропсихологии
  2. Игровая психотерапия
  3. Концепция личности К. К. Платонова
  4. Исследование мотивации достижения и мотивации избегания
  5. Виды психических состояний
  6. Природа человеческих способностей
  7. Большие социальные группы — Характер и типы больших социальных групп
  8. Критика основных теоретических положений психологии сознания
  9. Особенности развития и диагностика наглядно-действенного мышления у дошкольников с нарушениями зрения — Теории мышления тифлопсихологии
  10. Когнитивная социальная психология