Для связи в whatsapp +905441085890

Гендерные особенности состояния счастья — Понятие счастья

Мощная волна женского движения на Западе в конце 1960-х — начале 1970-х годов дала толчок развитию исследований, которые сейчас называются гендерными.

В последнее время гендер рассматривается как целый комплекс понятий. И тот факт, что гендер не имеет точного определения, является не недостатком или проблемой, а особенностью самого термина. Само слово не имеет адекватного перевода на русский язык, а его написание и произношение заимствовано из английского: «gender» — «пол» — «секс».

Отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации гендерных ролей и состояния разделения труда между полами, их культурные символы и социально-психологические стереотипы, а также их влияние на различные аспекты социального поведения.

Гендер — одно из основных понятий современной социологии, обозначающее социально-ролевые ожидания представителей разных полов по отношению друг к другу. Гендер, в отличие от понятия пола, — это не вопрос чисто физиологических характеристик, по которым различаются мужчины и женщины, а социально сформированные характеристики, присущие «женственности» и «мужественности».

В социологическом лексиконе можно прочитать, что «секс» имеет два значения.

Первое значение — это комплекс морфологических и физиологических характеристик.

Второй — это комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, определяющих личностный, социокультурный и правовой статус мужчин и женщин.

Если пол определяется биологически, то гендер (секс) конструируется культурно. Таким образом, существует два пола (мужской и женский) и два гендера (мужской и женский). Фундаментальный вопрос заключается в том, связан ли гендер, как социально сконструированное явление, с биологией или определяется ею. В 20 веке, например, предполагалось, что женская активность определяется анатомией и функциями в репродукции. Позднее эти взгляды были оспорены феминистками. Антропологи также продемонстрировали культурно специфические представления о гендере, сексуальности и гендерных ролях. Например, кросс-культурные исследования Мид показали, что социальные роли, приписываемые мужчинам и женщинам, чрезвычайно различны и что не существует единой социальной связи между социальными ролями и биологическим полом. Социальные психологи практиковали гендерную идентификацию как продукт детского восприятия, а не биологической заданности.

Считается, что термин «гендер» впервые ввел в научный оборот американский психоаналитик Роберт Столлер в 1968 году, когда была опубликована его работа «Секс и гендер: развитие мужественности и женственности». Другими словами, не обязательно напрямую связывать природу женщин с «женским», а природу мужчин с «мужским» поведением. Более того, этот подход был поддержан многими социологами, особенно феминистками, получил название «гендер» и положил начало новому направлению социальных исследований — «гендерные исследования».

Гендерные исследования — это исследования способов репрезентации социального понимания гендерных различий, исследования существования разнообразия в виде смыслов и значений: зависящих от разделения по признаку пола в социальных организациях и институтах (рынок труда, семья, образование) нормативных значений, выраженных в политико-научных и религиозных доктринах; символов; значений личного восприятия).

Гендерные исследования — часто ограничиваются только изучением социального положения женщин (в англосаксонском мире термины «феминистские исследования», «гендерные исследования» и «женские исследования» часто считаются синонимами.

Гендерные особенности состояния счастья

Понятие счастья

Счастье относится к категории нравственного сознания личности. Она представляет собой особое состояние удовлетворенности жизнью, удовольствие от бытия, приближение к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску.

Содержание счастья определяется тем, в чем человек видит смысл своего существования, свою цель. Стремление человека к своему личному счастью, изолированному от окружающего общества, приводит к эгоизму. Эгоист попирает интересы других людей на пути к счастью. Такой человек также делает себя моральным калекой.

Понятие счастья многогранно. Выделяют несколько аспектов:

  • Удача, везение, фортуна, особая благосклонность судьбы;
  • состояние радости, эмоциональной экзальтации;
  • обладание высшим благом, достижение более высокого положения;
  • состояние морального и физического удовлетворения.

Счастье — это внешняя и субъективная категория. Внешнее счастье — это совокупность всех факторов, которые не зависят от воли человека. К нему обращаются аспекты, подразумевающие счастье, удачное расположение обстоятельств.

Субъективное счастье зависит от внутреннего состояния самого человека, от его отношения к жизни и происходящим в ней явлениям. Субъективное счастье зависит от степени личной активности человека.

В этике счастье, которое зависит от самого человека, называется добродетелью. Понятие добродетели исторически возникло в связи с понятием счастья. Соотношение добродетелей и их место в категории счастья составляет главную проблему этики.

Способность к счастью отражает глубину развития личности. Счастье может испытать только активно чувствующая, деятельная натура. Напротив, инертный и бездеятельный человек не способен испытывать глубокое эмоциональное чувство счастья.

Каждый человек стремится к счастью, и задача общества — обеспечить ему соответствующие условия для его достижения. Эти условия включают, прежде всего, доступ к культурному и историческому наследию человечества. Ведь только хорошо развитый человек способен точно понять, в чем заключается его счастье, и осознать задачи, которые необходимо решить на пути к нему.

Сегодняшнее общество пока не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый человек был счастлив. Это задача на будущее. Если члены общества счастливы, то, несомненно, будет счастливо и все общество.

Конечно, каждый задумывается о значении слова «счастье» и со временем иногда переоценивает его для себя.

Каждый человек постоянно выполняет ту или иную функцию. Роль ребенка своих родителей, роль родителя своих детей, роль пригородного пассажира, работника компании, руководителя производства и т.д. Роль — это относительно устойчивая модель поведения (включая действия, мысли, эмоции), выработанная в обществе для выполнения социальной функции, реализации определенного социального статуса. Каждая роль влияет на личность, самооценку человека, так как мобилизует ресурсы его организма и психики для выполнения этой роли.

Проблема счастья в психологии

Проблема счастья затрагивается во многих психологических работах, но в то же время ее трудно представить как объект строго научного и, прежде всего, экспериментального исследования. Считается, что само понятие счастья очень расплывчато и непонятно. Конечно, феномен счастья трудно поддается строгому определению и измерению. Однако понятие человеческого счастья изучается во многих науках: социологии, философии, психологии. Вполне вероятно, что счастье может принимать различные формы. Это сильное возбуждение, испытываемое теми, кто любит шумные и захватывающие общественные мероприятия, и тихое счастье тех, кто любит тихие, уединенные занятия.

Несмотря на то, что проблема счастья изучается уже давно, каждый раз обнаруживаются новые углы познания. Проблема счастья приобрела особую актуальность в современной России. Исследуемая проблема была всегда и везде, но под разными углами; в ней всегда были новые неисследованные вопросы, неосвещенные моменты. Эта тема всегда актуальна и нова, а значит, интересна для исследователей. И сегодня им занимаются не только представители философии, но и психологии и педагогики.

Абрахам Маслоу, американский психолог, видел счастье человека в его самоактуализации, путь к которой лежит через удовлетворение всех потребностей: от самых простых в еде, питье и безопасности до потребности в признании. Самоактуализированная личность спокойна, уверена в себе, талантлива, снисходительна, не склонна к депрессии и истерии, имеет здоровую самооценку и гармоничную внешность.

Гедонизм и утилитарные философские течения отождествляли счастье в основном с чувственными удовольствиями. Это легко объясняет состояние счастья у влюбленных. Здесь, конечно же, имеет место и удовлетворение потребности в признании, и не до конца осознанная химическая и биологическая реакция.

Ницше считал, что, по крайней мере, для большинства европейцев его времени, она, скорее всего, недостижима. Христианство убило истинного Бога, Бога дающего, создав для себя идеал страдающего Бога. Человек должен стремиться приблизиться к Богу, очищаясь от грехов через лишения и мучения. Он просто не имеет права быть счастливым, он обязан страдать ради чистоты своей души.

С изучаемой проблемой счастья тесно связан вопрос о смысле жизни. Меняется ли он в течение жизни или остается неизменным? Может ли счастье быть смыслом жизни или только средством реализации последнего?

Следует отметить, что большинство отечественных философов обходили тему счастья стороной. Но некоторые из тех, кто говорил о смысле жизни, также затрагивали тему счастья.

Василий Розанов — один из таких мыслителей. Его обращение к этой теме основано на противоречии: с одной стороны, человек не может действовать иначе, чем подчиняясь побуждению быть счастливым; с другой стороны, человек должен просто следовать этому побуждению (то есть он признает, что люди иногда борются с ним). Пытаясь разрешить это противоречие, В. Розанов затем обращается к историческому происхождению идеи счастья. Люди всегда следуют своему стремлению к счастью (часто даже не осознавая этого). А в требовании, чтобы каждый руководствовался только своим счастьем, кроется отрицание необходимой важности для человека этих идей, которые «должны быть объектом его стремлений и антипатий только в той мере, в какой они соотносятся с его счастьем». Сам В. Розанов определяет счастье как «понятие, обозначающее высший руководящий принцип или идеал, исходя из которого мы применяем определенный порядок мысли к определенному объекту». Он также признает, что универсального счастья не существует, то есть у каждого человека есть свое субъективное ощущение. В. Розанов пишет, что счастье можно понимать как состояние, когда человек достиг вершины удовлетворения, когда ему уже не хочется стремиться, идти, искать что-то. Единственное различие в ощущении счастья у разных людей — это его продолжительность и интенсивность.

Стереотипные представления о счастье

В обыденном сознании существует множество стереотипов восприятия счастья. Наиболее распространенное психологическое определение связано с пониманием счастья как ощущения полноты бытия, радости и удовлетворенности жизнью, которое лежит в основе оптимального, здорового и эффективного функционирования индивида. Поэтому, несмотря на расплывчатость понятия «счастье», отказаться от него или полностью заменить его невозможно, так как оно занимает видное место в менталитете и личности человека в целом. В феномене счастья есть нечто универсальное, то, что интуитивно воспринимается всеми. Это «нечто» и позволяет нам использовать понятие счастья как научное понятие. Мы рассматриваем счастье как психологический феномен, характеризующийся удовлетворенностью и осмысленностью жизнедеятельности человека, доминированием положительного эмоционального состояния и позитивного отношения к себе, окружающему миру и целостного восприятия времени. Счастье включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты и определяется объективными и субъективными факторами.

Большинство современных исследований не фиксируют существенных различий в уровнях счастья и удовлетворенности жизнью, хотя в целом женщины несколько счастливее мужчин, хотя они чаще страдают от депрессии и любые эмоции у них выражены сильнее. Между тем, многочисленные исследования показывают, что молодые женщины более счастливы, чем молодые мужчины, а пожилые женщины менее счастливы, чем пожилые мужчины. В целом, мужчины и женщины различаются не только в своем отношении к счастью, но и в восприятии, представлениях и оценках счастья.

Так что же мужчины и женщины вкладывают в понятие счастья? Изучение детерминант этого явления осложняется его специфичностью. Исследование счастья с позиции психосемантического подхода открывает возможности для выявления его сознательной основы, позволяет установить определенные отношения между конкретным понятием и сознанием субъекта.

Гендерные исследования различий между «мужским» и «женским» счастьем весьма неоднородны и часто основаны на стереотипах. Например, по мнению И.А. Джидарьян, женское счастье считается более ситуативным и изменчивым, что связано с изначальной зависимостью женского благополучия от эмоциональных контактов и межличностных отношений. В. Татаркевич рассказывает о распространенном в обществе мнении, что счастье — это преимущественно женская проблема. Согласно преобладающему мнению, на которое в основном влияют деятели искусства и литературы, большинство людей мало интересуются счастьем: они редко думают или размышляют о нем и не имеют четких представлений о нем. Наше исследование частично подтверждает это предположение. На самом деле, у женщин больше ассоциаций со словом «счастье», чем у мужчин. А ответы женщин на вопрос «Что такое счастье?» более эмоциональны, более обширны и чаще всего ситуативны. Это отражает психологические идиосинкразии женщин.

Практически во всех опросах, включая наш, уровень счастья у женщин (и девочек) несколько выше, чем у мужчин (и мальчиков). В исследовании И.А. Джидарьяна средние показатели параметра счастья и параметра общей удовлетворенности жизнью также выше у женщин, чем у мужчин. Та же тенденция отмечается в одной из работ В.К. Вилунаса. Согласно его данным, женщины получают больше эмоционального удовольствия от обучения, социализации, своей работы, повседневной жизни и эстетической деятельности, чем мужчины. В то же время, женщины воспринимаются окружающими как более несчастные, чем мужчины (72,2% женщин и только 27,8% мужчин сообщили, что они несчастны).

Практически во всех опросах, включая наш, уровень счастья у женщин (и девочек) несколько выше, чем у мужчин (и мальчиков). В исследовании И.А. Джидарьяна средние показатели параметра счастья и параметра общей удовлетворенности жизнью также выше у женщин, чем у мужчин. Та же тенденция отмечается в одной из работ В.К. Вилунаса. Согласно его данным, женщины получают больше эмоционального удовольствия от обучения, социализации, своей работы, повседневной жизни и эстетической деятельности, чем мужчины. В то же время, женщины воспринимаются окружающими как более несчастные, чем мужчины (72,2% женщин и только 27,8% мужчин сообщили, что они несчастны).

Униполярный семантический дифференциал «счастье»

Групповыми семантическими универсалиями оценки представлений юношей о счастье являются десять дескрипторов: уверенность в себе, смысл жизни, личное здоровье, интересная жизнь, наслаждение жизнью, родители, удовлетворенность, быть нужным другим, свобода выбора и действий, любовь. Вся универсальность отражает мужскую направленность счастья: свобода, независимость, стремление к удовлетворению потребностей, что, в конце концов, является основой для самореализации. И в то же время чрезвычайно важно «быть нужным», «любить и быть любимым». Самое главное для счастья молодых людей — это уверенность в себе, которая определяется возрастными особенностями и гендерными установками и стереотипами. Групповая семантическая общность оценки убеждений девушек в счастье представлена восемью дескрипторами: любовь, взаимопонимание, семья, здоровье близких, родители, смысл жизни, интересная жизнь, самореализация. Гендерные установки и стереотипы проявляются и в «женском счастье». Важно отметить, что здесь все более структурировано: сначала любовь, семья, родители, а затем самореализация. Возможно, это связано с жертвенностью, присущей русской женщине, или с заложенной природой сутью: семья как основа жизни.

В целом, следует отметить, что в последнее время в науке, журналистике и СМИ много говорят об ориентации российского общества на западные ценности (материализм, прагматизм, приоритет личных интересов над общественными), но всеобщее счастье юношей и девушек ярко проявляет этнические ценности (искренность, потребность во взаимопонимании, внутреннее удовлетворение). Формирование индивидуализма в России приводит к тому, что каждый человек все больше воспринимает и ощущает важность «самореализации», «уверенности в себе» и «совпадения стремлений и возможностей». Эти условия современной российской жизни особенно актуальны для молодежи, чтобы реализовать свое стремление к «интересной жизни». Для молодых людей по-прежнему чрезвычайно важны полнота («жизнь»), наполненность («интересная жизнь») и осмысленность жизни. Это и есть счастье «молодости».

Исследование восприятия зрелых мужчин и женщин также выявило некоторые гендерные различия. Мужская групповая семантическая универсалия включает девять дескрипторов (самореализация, работа, семья, независимость, дом, дети, любовь, здоровье, жизнь), а женская — восемь (жизнь, здоровье, взаимопонимание в семье, здоровье близких, семья, дети, дом, друзья). Так, женское понимание счастья связано с интересами близких людей, в то время как для мужчин характерна четкая ориентация на ценности личного благополучия (самоактуализации, самореализации). Женское счастье больше связано с благополучием семьи, а мужское — с миром и ценностью самой жизни. Природа наделила женщин богатой эмоциональностью, чувствительностью, гибкостью и ориентацией на отношения. А счастье женщин» связано с благополучием их близких, где каждая ощущает себя личностью, значимым звеном. Для некоторых женщин профессиональные и семейные роли одинаково важны; это гармоничное сочетание «Я для семьи» и «Я для общества». Мужская концепция счастья показывает важность проявления себя как личности, что возможно благодаря душевной позитивности, независимости, свободе выбора и действий, а также материальному благополучию. Но чтобы почувствовать внутреннюю свободу, мужчинам необходимо близкое семейное окружение. В целом, счастье относится к внутреннему миру, а не к внешним благам.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности памяти у дошкольников с онр — Понятие памяти и особенности ее развития в онтогенезе
  2. Библиотерапия как метод психологической коррекции — Общая характеристика метода библиотерапии
  3. Введение в психодиагностику
  4. Задачи нейропсихологии
  5. Телесно-ориентированная психотерапия
  6. Психологический анализ личности
  7. Детские страхи 5 лет
  8. Свойства воображения
  9. Выявление типов поведения людей в дискуссии. Наблюдение по бейлзу — Описание методики Р. Бейлза
  10. Понятие личности в отечественной психологии