Для связи в whatsapp +905441085890

Гендерные отношения — Предпосылки для обучения и теоретико-методологического изучения категории «гендерные отношения»

Гендерная дискриминация продолжает пронизывать многие сферы жизни во всем мире, несмотря на значительные изменения в направлении гендерного равенства, произошедшие за последнее десятилетие. Характер и степень дискриминации сильно варьируются от страны к стране и от региона к региону. Широко распространены гендерные различия в доступе к ресурсам и управлению ими, экономическим возможностям, власти и представительстве. По этой причине достижение гендерного равенства стало ключевым показателем развития для любой страны.

Современное общество все больше обеспокоено проблемой гендерного неравенства в связи с глобализацией и ее политическими, социальными и экономическими последствиями. Организация Объединенных Наций классифицирует эту проблему как глобальную и рекомендует государствам изменить существующие гендерные модели, которые увековечивают систему неравных ценностей и двойных стандартов. В настоящее время существует даже сводный показатель, который отражает существующее неравенство в возможностях реализации между мужчинами и женщинами в трех измерениях: репродуктивное здоровье, расширение прав и возможностей и рынок труда. Индекс гендерного неравенства был запущен в 2010 году Секретариатом Всемирного экономического форума в Женеве и используется Организацией Объединенных Наций в Докладах о человеческом развитии. В то же время большинство документов, предложенных ООН и другими международными организациями, содержат утверждение, что гендерное равенство способствует полноценному социально-экономическому и демографическому развитию общества.

Процесс глобализации сталкивает интересы определенных групп на планетарном, межгосударственном и внутригосударственном уровнях. Особую актуальность приобретает изучение гендерных отношений, затронутых этими процессами под влиянием глобализации.

Гендерные отношения — ключевое понятие гендерных исследований в научной литературе социогуманитарного профиля и используется в основном при изучении проблем дифференциации, стратификации и доминирования в системе социальной структуры. Рассмотрение категории гендерных отношений в психологических публикациях практически не используется. Однако гендерные отношения включены в широкий пласт социальных, межгрупповых и межличностных отношений. Поэтому гендерные отношения можно рассматривать как один из вариантов социально-психологических отношений.

Проблема гендерных отношений, связанная с особенностями человеческого пола, его психологическими различиями и ценностными ориентациями, в последнее время стала одной из наиболее активно обсуждаемых в обществе. С одной стороны, происходят процессы демократизации и гуманизации, которые способствуют созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, положения, национальности, возраста и пола. С другой стороны, сознание обоих полов формируется под влиянием стереотипных представлений о жизненных ролях, положении, статусе, различных ценностных ориентациях. Эти стереотипы формируются под влиянием желания мобилизовать свои способности и реализовать себя как личность.

В большинстве развитых и развивающихся стран женщины составляют не менее половины рабочей силы. Исследования показывают, что все больше женщин принимают все больше финансовых решений самостоятельно. Женщины играют все более важную роль в мировой экономике и вносят свой вклад в ее развитие.

Гендерные отношения

Предпосылки для обучения и теоретико-методологического изучения категории «гендерные отношения»

Истоки социальной дискриминации по признаку пола можно проследить в глубокой древности. Платон Афинский в своих работах «Пир» и «Государство» и других ввел понятие андрогинности и предложил идею взаимодополняемости полов. С одной стороны, он считал женщин низшими созданиями, «вульгарной Афродитой», с другой — терпел их равное с мужчинами участие в государственных делах. Ученые и политики того времени прикрывали угнетенное положение женщины в обществе спорами о том, является ли она личностью и есть ли у нее душа. Взгляд на женщин как на неполноценных существ был отражен в теологических и философских трудах древнего мира. Сократ выразил чувство первобытного превосходства мужчин над женщинами, сказав: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина. Аристотель провозгласил: «Женщина является женщиной в силу отсутствия мужских качеств. Мы должны рассматривать женщину как существо, страдающее от природной неполноценности».

В Средние века под влиянием религии сложился стереотип «женщины-грешницы» и «мужчины-спасителя». Например, Коран учит следующему: «Мужья выше жен, потому что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому что они делают расходы на них из своего имущества». Согласно распространенному хадису, сказанному «Пророком», большинство жен попадут в Ад. В православии женщина также находится на ступень ниже в своих правах, чем мужчина — всю свою жизнь она должна подчиняться мужчине и тем самым вымаливать прощение за грех Евы. С момента появления христианства и до сегодняшнего дня религиозные люди поддерживают стереотип, определяющий положение женщины в обществе. В язычестве не было такого жесткого разделения прав между мужским и женским божеством. Однако образ мужчины-охотника, мужчины-защитника и мужчины-главы семьи сложился задолго до появления таких понятий, как «общество», «семья» и «неравенство».

С древних времен и до конца XVII века в Европе преобладало мнение, что женское тело — это недоразвитая версия мужского. Поэтому отличительные характеристики «мужчины» и «женщины» в то время были не столько конститутивными, сколько социальными признаками: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; мужчины и женщины были признаны изначально полярно разными организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связывать с различиями в их биологическом статусе.

Начиная с 1840-х годов, движение за права женщин набирало силу во Франции, Англии и США. В начале ХХ века в Германии, Франции, Италии и Нидерландах были проведены первые гендерные исследования, направленные на защиту прав женщин. Появилось несколько монографий, в частности, работы Т. Хиггинсона, Л. Фратти, Г. Ланге, М. Лефера, Г. Мариона, Л. Мархолма, Э. Кея. Первым государством в мире, провозгласившим в своей конституции 1918 года юридическое равенство мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни, была Советская Россия.

Однако настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать Г. Хейманса. Его книга «Психология женщин» отличалась своей научностью от более ранних работ, а сам он провел два масштабных исследования особенностей поведения, которые чаще всего остаются без внимания психологов. З. Фрейд внес вклад в психологию гендерных отношений благодаря применению психоанализа — одной из классических областей женских исследований.

Исследования в области психологии гендерных отношений

Новый расцвет исследований в области психологии гендерных отношений начался в 1970-х годах и ознаменовался бурным развитием гендерной психологии. Признаками расцвета этой области являются новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических данных, начало кросс-культурных исследований по всему миру, адаптация методов и техник для изучения гендера и создание гендерно-специфических методологий.

В научном дискурсе гендерные отношения рассматриваются как отношения между конкретными мужскими и женскими личностями или социальными группами, состоящими из мужчин или женщин. Гендерные отношения — это различные формы взаимодействия между людьми как представителями определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения проявляются на разных уровнях общества, они существуют как на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, так и на внутриличностном уровне.

Гендерный подход основан на идее, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а социокультурное значение, которое общество придает этим различиям. Понятие гендера было введено в научный оборот психологом Робертом Столлером в его книге 1968 года «Пол и гендер». Изучая психологию гермафродитов и транссексуалов в Калифорнийском университете, он понял, что проще хирургически изменить пол человека, чем психологически изменить его гендерную идентичность.

Термин «пол» относится только к анатомо-биологическому строению женщин и мужчин; биологические различия между ними не так уж велики. «Гендер» — это «социальный пол», то есть те социально обусловленные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, которые зависят не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Гендер не дан от природы, а является социальной конструкцией, и гендер подразумевает самопознание и самоопределение, гендерную идентичность.

Социально-психологические понятия «женщины» и «мужчины» состоят из многих аспектов и зависят от особенностей общества. Традиционно женщинам приписываются такие характеристики, как слабость, пассивность, эмоциональность или даже иррациональность, а мужчинам — сила, активность, рациональность, целеустремленность. Глобальное разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и фундаментальная идентичность биологических характеристик людей приводят к выводу, что биологический пол не может быть объяснением различий в их социальных ролях, существующих в разных обществах. Именно поэтому в современной социальной науке используются термины «пол» и «гендер».

Аспекты, связанные с полом человека и его психологическими и социальными различиями, в последнее время стали одними из самых обсуждаемых в обществе. Сегодня роль мужчин и женщин в социальной среде претерпевает значительные изменения. Эта проблема волнует многих ученых — психологов и социологов, таких как Т.В. Бендас, Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, О.А. Воронина, И.С. Клецина, Е.П. Ильин и др. Как говорит Бендас, общая психология долгое время игнорировала гендер как важнейший аспект человеческой природы. Социальная психология также не признавала «пол» как аспект, определяющий взаимодействие людей в обществе.

Изучение гендера в психологии рассматривается в рамках молодого научного течения «гендерная психология», которое рассматривает закономерности формирования и развития черт личности как представителей определенного пола в связи с гендерной дифференциацией, стратификацией и иерархизацией, отмечает И.С. Клицина. Гендерная психология изучает не только различия в психологических характеристиках мужчин и женщин, но и закономерности развития личности, обусловленные явлениями гендерной дифференциации, стратификации и иерархизации. Также важно проанализировать психологические способы и механизмы, которые позволяют мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.

Структура гендерных отношений

Рассматриваемые как разновидность социально-психологических отношений, гендерные отношения включают следующие элементы: гендерные представления, гендерные стереотипы, гендерные установки и гендерную идентичность. Эти характеристики представляют собой различные социальные представления, социальные стереотипы, социальные установки и социальную идентичность индивида.

На высшем макросоциальном уровне, где гендерные отношения анализируются в связи с обществом и государством, социально-психологические производные и детерминанты гендерных отношений становятся гендерными представлениями как разновидностью социальных представлений. На следующем уровне межгруппового взаимодействия гендерно однородных групп гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов являются производными и детерминантами межличностных отношений. На третьем уровне межличностных отношений между мужчинами и женщинами взаимодействующие субъекты имеют противоположный пол. Гендерные отношения этого уровня обусловлены гендерными установками как разновидностью социальных установок. На последнем внутриличностном уровне объектом анализа является отношение индивида к себе как к представителю гендерной группы (самовосприятие) и гендерная идентичность, которая является компонентом социальной идентичности и выступает детерминантой данного типа самовосприятия.

Гендерные роли выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении и всегда связаны с определенной нормативной системой, которую индивид усваивает и нарушает в своем сознании и поведении. Эти нормы часто формируются в сознании индивида благодаря воспитанию родителей, влиянию ближайшего окружения человека и средств массовой информации. Гендерная социализация — это процесс, в ходе которого индивид усваивает модели поведения в обществе, ценности, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Процессы гендерной социализации рассматриваются в рамках различных психологических концепций: теории социального научения, моделирования, гендерного типирования и теории когнитивного развития, а также новой психологии пола и теории гендерных схем. Основными психологическими механизмами гендерной социализации являются: Процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальное подкрепление (социальное обучение и теория гендерного типирования), сознание, понимание социальных гендерных ролей (когнитивная теория развития), социальные ожидания (новая психология гендера), гендерные схемы (теория гендерных схем).

Наиболее популярной является концепция гендерной схемы С. Бема. Эта концепция основана на теории когнитивного развития, согласно которой основой процесса усвоения гендерной роли является собственная деятельность ребенка. Гендерное типирование происходит на основе способности детей группировать и обрабатывать информацию, то есть их готовности усваивать информацию о себе в контексте концепций мужественности/женственности. Гендерная обработка информации происходит через ребенка из-за существования гендерно дифференцированных практик в обществе. Гендерная схема закрепляется в сознании ребенка, которое предварительно конфигурируется как предвосхищающая структура для поиска и группировки информации: Поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на «мужские» — «женские» категории. Введенная в структуру Я-концепции ребенка гендерная схема начинает «работать» не только при отборе поступающей извне информации, но и по отношению к самой себе. Из множества возможных характеристик человека дети выбирают только те, которые культурно определены как приемлемые для своего пола и поэтому подходят для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Гендерные стереотипы

Возникновение гендерных стереотипов связано с тем, что модель гендерных отношений исторически построена таким образом, что гендерные различия ставятся выше индивидуальных, качественных личностных различий мужчин и женщин. Самое интересное, что гендерные стереотипы рассматриваются как упрощенные, устойчивые, эмоционально окрашенные модели поведения и черты характера мужчин и женщин. Они проявляются во всех сферах человеческой жизни, начиная от самовосприятия, проявляющегося в межличностном общении, и заканчивая межгрупповым взаимодействием. В своей повседневной жизни многие люди даже не задумываются о том, что, принимая решения или формируя мнение о человеке, они часто руководствуются стереотипами. Гендерные стереотипы трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» женственности-мужественности. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, увековечивая доминирование мужчин и дискриминационную практику в отношении женщин.

Американский психолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа, с помощью которых взрослые конструируют гендерную роль ребенка: Социализация посредством манипуляций, словесного обращения, направления и демонстрации деятельности. Первичное представление о своей гендерной идентичности формируется у ребенка в возрасте полутора лет. С возрастом гендерная идентичность развивается, ее структура расширяется и усложняется. Необратимость гендерной идентичности осознается в возрасте 6-7 лет, что сопровождается усилением гендерной дифференциации поведения и установок. Гендерная идентичность — это осознание принадлежности к мужскому или женскому полу, как говорит И.С. Кон. По мнению Клециной, этот термин относится к тому аспекту самосознания человека, который описывает переживание человека как представителя гендера, как носителя специфических гендерных характеристик и поведенческих черт, соотносимых с представлениями о мужественности или женственности.

В современном мире гендерные стереотипы считаются «истинными» в общественном сознании, как своего рода социальный консенсус, применяемый для решения проблем, для которых нет четкого подтверждения и объективных критериев. Согласно Ф.Л. Джесу, гендерные стереотипы, будучи «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» феминности-маскулинности. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин и усиливают доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин.

В.Е. Каган, И.С. Клецина выделяют три группы гендерных стереотипов. К первой группе относятся стереотипы мужественности-женственности. Стереотип приписывает мужественности «активно-творческие» качества, инструментальные черты личности. Фемининность, напротив, считается «пассивно-репродуктивным подходом», проявляющимся в экспрессивных чертах личности, таких как зависимость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Мужские черты сопоставляются с женскими, рассматриваются как противоположные, дополняющие друг друга. Плюрализм и текучесть образов маскулинности проявляются в жизни каждого человека, представляя разную маскулинность в разных ситуациях. Психологи давно заметили, что мальчики и мужчины чаще, чем женщины, сознательно представляют другим ложные или нереальные образы себя. Маскулинность и связанные с ней социальные ожидания проистекают не из характеристик индивида, а из специфики мужской социальной роли. Отсюда смещение внимания с индивидуальных характеристик на социокультурные стереотипы и нормы, стили социализации и т.д.

Вторая группа гендерных стереотипов включает в себя представления о распределении социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Деструктивные религиозные организации
  2. Виды психических процессов: внимание
  3. Гуманистически ориентированные теории и практики психологического консультирования и личностного роста
  4. Психотерапия в России
  5. Психологическое благополучие специалистов помогающих профессий на примере клинических психологов и логопедов
  6. Классификация психодиагностических методик
  7. Психологические особенности людей с проблемами опорно-двигательного аппарата
  8. Деформация личности
  9. Восприятие и его свойства
  10. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии