Для связи в whatsapp +905441085890

Генезис предмета психологической теории Рубинштейна, таблица — Принцип творческой активности (о философских основах современной педагогики)

Становление и развитие психологии рассматривается в рамках такого предмета, как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки, нельзя не выделить наиболее значимые работы известных отечественных ученых, среди которых видное место занимают Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 — 1960) и его труды.

Выдающийся российский философ и психолог, доктор психологических наук, профессор, основными направлениями исследований которого были философские проблемы психологии.

Отечественная психологическая наука развивалась в борьбе за диалектико-материалистическое понимание своего предмета. В ходе идейно-теоретической борьбы постепенно сформировалось материалистическое понимание предмета психологии, были установлены основные методологические принципы этой науки.

На смену основателям отечественной психологии пришли новые талантливые ученые: С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский. Благодаря наличию многих талантливых ученых, пришедших в науку после революции, психологию не постигла участь генетики и кибернетики.

Выдающуюся роль в становлении психологической науки сыграли Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин. Гальперин и другие, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и выпустили не менее знаменитое поколение ученых. В первую очередь благодаря их работе психологам в нашей стране сегодня не приходится начинать с нуля.

Описывая задачи психологии, С.Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое знание — это опосредованное познание психического путем раскрытия его материальных, объективных связей. Таким образом, объектом психологии является психика и психические явления индивида, а также психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

По мнению С.Л. Рубинштейна, решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло введение эксперимента, который «не только наделил ее новым и очень мощным методом научного мышления, но и в целом поставил новую проблему методологии психологического исследования, установив новые требования и критерии научности всех видов экспериментальных исследований в психологии».

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию изучения психологических явлений. Концепции других отраслей психологической науки также формируются на основе базовых концепций общей психологии.

С.Л. Рубинштейн также сосредоточился на методологических проблемах. В работах Рубинштейна наиболее примечательна нетрадиционная для советской психологии исследовательская позиция — позиция философа, который смотрит на эмпиризм психологической науки с точки зрения методологии и пытается частично систематизировать и объяснить этот эмпирический хаос. Это отличает его от большинства современных ему психологов.

Поэтому в центре внимания его подхода находятся прежде всего проблемы познания мира. В этом позиция Рубинштейна близка к позиции психологов прежних лет — Лопатина, Троицкого, Грота, Шпета, для которых философские проблемы бытия и свободы человеческой личности также стояли на первом плане.

Генезис предмета психологической теории Рубинштейна, таблица

Принцип творческой активности (о философских основах современной педагогики)

Рубинштейн раскрывает суть деятельностного подхода в своей статье «Принцип творческой инициативы (о философских основах современной педагогики)». Суть этого подхода автор видит прежде всего в том, что «субъект не только обнаруживается и проявляется в своих поступках, в актах своей творческой деятельности; он создается и определяется в них. Поэтому то, что он делает, может определить, что он есть; направление его деятельности определяет и формирует его.

В этой статье Рубинштейн проанализировал такие существенные особенности деятельности, как:

1) его субъективность, то есть то, что он всегда осуществляется индивидом как субъектом или субъектами (например, преподавание как «совместное изучение» предмета обучения учителем и учениками);

2) его содержание, его реальность, его объективность;

3) его творческий и развивающийся характер личности. Эти особенности деятельности, ставшие ключевыми в данной работе, были разработаны.

Чтобы раскрыть природу причинности, Рубинштейн выдвигает основную идею своей философско-психологической концепции — идею субъекта.

Основная идея психологии 1920-х годов в России — которая берет свое начало в рефлексологии — заключалась в том, что субъект, будучи объявлен действующим лицом, на самом деле играет пассивную роль в переключении с внешних стимулов на двигательные реакции. Человеческая деятельность была лишена своей сущности, то есть сознания, и сведена к двигательным ответам или реакциям. Определив ключевую проблему сознания и деятельности, Рубинштейн сумел обнаружить внутреннюю связь между этими категориями, раскрыв их единство через категорию субъекта.

Вводя субъект в онтологическую структуру бытия, он одновременно стремился углубить и конкретизировать понимание объективности в подходе к субъекту как метода для всего человечества и конкретно для психологии. Понимание деятельности не как отдельной сущности, а как проявления субъекта позволяет Рубинштейну сформулировать тезис об объективном опосредовании сознания, то есть распространить объективный подход на понимание субъективного. Диалектика объективации и субъективации — это не гегелевское самораскрытие сущности субъекта, а объективно-деятельное и субъективно-сознательное соотнесение этого субъекта с другими, с продуктами его деятельности и отношениями, определяющими эту деятельность. Таким образом, взаимосвязь между сознанием и деятельностью не просто постулируется, а выявляется.

Позднее Рубинштейн сформулировал этот принцип следующим образом: «Утверждение единства сознания и деятельности означало, что сознание, психику, нужно было представить не как нечто просто пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, деятельность субъекта, реального человека, и в самой человеческой деятельности, в человеческом поведении раскрыть его психологическую природу и тем самым сделать саму человеческую деятельность объектом психологического исследования.» Следует, однако, подчеркнуть, что реализация Рубинштейном деятельностного (как он был назван позднее) подхода к сознанию, который в этом значении фактически совпадал с принципом деятельностного субъекта, не означала сведения специфики сознания и психики в целом к деятельности. Напротив, принцип единства сознания и деятельности основывался на их понимании как различных модальностей, а деятельностный подход служил цели объективного выявления специфики деятельности сознания.

В то же время Рубинштейн дает методологическое воплощение философской концепции субъекта: он выделяет именно тот субъект, который осознает и реализует связь сознания и деятельности, изучаемую прежде всего психологией.

Взаимосвязь и взаимозависимость сознания и деятельности, их единство — основа объективного познания мира

В своей книге «Основы психологии», изданной в 1935 году, С.Л.Рубинштейн, основываясь на принципе единства сознания и деятельности, впервые представил различные данные, направления и проблемы, полученные в психологии, как внутренне целостные и обобщенные. Одновременно, исходя из этого принципа, он занялся изучением ряда новых психологических проблем мышления, памяти, восприятия, языка и т.д., которое велось в течение нескольких лет на психологическом факультете Ленинградского педагогического института.

Большая теоретическая и экспериментальная работа, основанная на деятельностном принципе, была проведена также Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, Б.М. Тепловым и многими другими советскими психологами. Например, исследование П.И. Зинченко, А.А. Смирновым, А.Г. Коммом, Д.И. Красильщиковой памяти через ее проявление и формирование в деятельности показывает специфику и деятельностный характер запоминания и памяти. Через чередование задач и условий деятельности раскрывается сущность других психических процессов. «Начиная с позиций этого принципа, — писал позднее Рубинштейн, — в советской психологии плодотворно разрабатывались проблемы сенсорики, памяти, способностей.

В рамках деятельностного подхода началась категоризация видов деятельности по принципу ведущей роли для развития (ребенка), основанная на общепсихологической классификации видов деятельности (игра, обучение, труд). Эти проблемы обсуждались С.Л. Рубинштейном с Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, Б.М. Тепловым, Д.Н. Узнадзе и другими в дискуссиях о взаимосвязи созревания и развития, обучения и развития ребенка. В 1930-е годы начались психологические исследования особенностей игры как ведущего вида деятельности для формирования психики и сознания ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Интенсивное изучение этих теорий и конкретные эмпирические исследования побудили Рубинштейна написать новую, еще более глубокую и эмпирически обоснованную версию «Основ…». Вскоре после публикации «Основ психологии» в 1935 году Рубинштейн начал писать свой magnum opus, «Основы общей психологии», в котором он представил и обобщил почти все теоретические и эмпирические достижения советской психологии 1930-х годов.

Одним из методологических стержней данной работы является рассмотрение менталитета, сознания и личности в развитии. Здесь Рубинштейн совершенно по-новому подхватывает возникшую в советской психологии в 1920-е годы тенденцию рассматривать проблему психического развития как конституирующую определение предмета психологии, а изучение развивающейся детской психологии — как одно из ведущих по своей значимости и удельному весу (П.П. Блонский, М.Я. Басов, Л.С. Выготский и др.). В своей новой работе С.Л. Рубинштейн показывает в единстве исторический, антропогенетический, онтогенетический, филогенетический, функциональный и сущностно-биографический аспекты развития личности. Он разрабатывает и представляет систему психологии через иерархию все более сложных психических процессов и образований в деятельности.

Активность самого субъекта также рассматривается в процессе его формирования и совершенствования: На различных этапах усложнения жизни деятельность приобретает новые формы и перестраивается. Именно по этой причине Рубинштейн:

  • Во-первых, он выступает против сведения роли деятельности в психическом развитии только к обучению, которое не создает новых структур. И он показывает, что на разных этапах развития психические процессы строятся по-разному, приобретают новые мотивы и новое качество, включаются в новый вид деятельности, используя старые психические образования лишь в преобразованном, отдаленном виде;
  • Во-вторых, он противопоставляет свою концепцию всем попыткам понять психическое развитие как чистое созревание, в котором заданные природой предрасположенности функционируют независимо от условий конкретной деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности

Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный Рубинштейном в статье «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934), в конкретной форме появляется в «Основах общей психологии» (1940). (1934), появляется в «Основах общей психологии» (1940) в конкретизированном и разложенном виде. Этот принцип предполагает раскрытие этого единства с точки зрения функционирования и развития сознания через деятельность. Здесь необходимо подчеркнуть его совершенно особое содержание по отношению к обычному генетическому пониманию развития, принятому в психологии. В традиционном понимании развитие рассматривалось как прохождение через некоторые последовательные, т.е. сменяющие друг друга стадии необратимого характера. Определение этих стадий иногда связывалось с действием имманентных — только внутренних — условий; тогда развитие понималось как созревание. В других случаях, однако, роль внешних условий абсолютизировалась, и развитие сводилось к механистически понимаемой атрибуции извне — обучение и т.д. — . Рубинштейн в своей классической формуле, связывающей сознание и деятельность, трактует сущность развития через диалектику субъекта и объекта, поэтому развитие близко к функционированию: проявление сознания в деятельности есть одновременно (а не последовательно) развитие сознания через деятельность, его формирование.

Генетический принцип предполагает, что сознание можно рассматривать в различных генетических (в самом широком смысле этого слова) аспектах.

Каждый новый этап развития, по мнению Рубинштейна, открывает все новые и новые возможности, а реализация этих возможностей в свою очередь формирует новые структуры — таков философско-методологический смысл отношения «структура-функция». Концепция развития Рубинштейна раскрывает не только его сценичность, но и иерархичность. Структуры более высокого уровня модифицируются и комбинируются с функциональными модами более низкого уровня, создавая сложную феноменологическую картину, которую К. Бюлер, например, не смог объяснить, по словам Рубинштейна, «вычерчивая» фактически перекрывающиеся стадии развития в «прямую линию, разделенную на три строго отграниченных участка».

Разрабатывая идею иерархического развития, Рубинштейн смог показать не только роль высших, более сложных стадий развития по отношению к низшим, но и их качественное различие. Развитие человека для Рубинштейна — это становление, включая принцип саморазвития и самосовершенствования.

Единство функционального и генетического аспектов в понимании Рубинштейна очень актуально, поскольку даже в современной психологии до сих пор преобладают методологические принципы психологии, жестко разграничивающие функцию и развитие. В этом случае человеческая деятельность начинает рассматриваться как нормативная функция (соответствующая заданным техническим условиям). Хотя эта точка зрения справедлива при определении конкретных профессиональных задач, она не может быть применена для понимания психологического аспекта деятельности, который всегда предполагает возможность и необходимость развития человека как субъекта.

Идея развития как образования совпадает с категорией субъекта, его саморазвития как результата активного изменения мира. Понимая принцип развития в психологии человеческого познания и деятельности, Рубинштейн рассматривает этапы развития через понятия познания и поведения, которые вполне согласуются с общегенетическим подходом.

Определение психики Рубинштейна

Принцип единства сознания и деятельности также предстает в самых разных аспектах и выполняет как позитивные (методологические, теоретические, эмпирические), так и критические функции. Этот принцип задает систему декомпозиции и интеграции психологических проблем. Это дает новое понимание предмета психологии и методологическое определение природы психического: психика как единство отражения и отношения, познания и опыта, гносеологического и онтологического. По тому же принципу обнаруживается, что сознание принадлежит действующему субъекту, который относится к миру в силу наличия сознания. Определение отражательной природы психического стало общепринятым. Однако квалификация психики как опыта, как определенного онтологического состояния, не была дана ни до, ни после Рубинштейна. Сущность этого аспекта становится особенно ясной в связи с последующим развитием психологии: у некоторых авторов деятельность постепенно сводилась к ее идеальным формам. Эта тенденция особенно заметна в философии и психологии, когда говорят о тождестве сознания и деятельности, или, что то же самое, об общности их структуры.

Рубинштейн определяет психику как единство отражения и отношения, знания и опыта, раскрывает в ней соотношение идеального и реального, объективного и субъективного, то есть представляет психику в системе различных философско-методологических квалификаций. Определение сознания как субъективного и субъективного, т.е. как выражения отношения индивида к миру, трактовка сознания как высшего уровня организации психики, который, в отличие от других уровней, обладает идеальностью, «предметным значением, осмысленным, смысловым содержанием», понимание сознания как определяемого одновременно общественным бытием индивида и общественным сознанием, раскрывают продуктивные противоречия его движения. Генезис и диалектика трех отношений субъекта — к миру, к другим и к себе (эти отношения были определены как конституирующие Рубинштейном еще в 1935 году в его «Основах психологии») — раскрывают основу самосознания и рефлексии индивидуального сознания. Наконец, соотнесение сознания с низшими уровнями психики позволяет понять его роль как их регулятора, а также регулятора целостной активности субъекта в его отношении к миру.

Это положение о регулятивной функции сознания также является отличительной чертой концепции Рубинштейна. Сознание может выступать регулятором деятельности только потому, что в силу своей особой модальности оно не тождественно ей: вся объективная реальность представлена в сознании (во всяком случае, идеальность, присущая сознанию, позволяет человеку ориентироваться на все то, что темпорально и пространственно удалено, что не является лежащей в основе бытия сущностью). Ибо все, что существует в мире, все, что отдалено во времени и пространстве, все, с чем человек никогда не вступал и не может вступить в непосредственный контакт, дано в сознании; таким образом, человек не замкнут в узком мире своего эго, но может бесконечно выходить за пределы этого эго. Он может определить свою собственную систему координат в терминах того, что для него значимо в этом мире, и таким образом регулировать свои действия и реализовывать свой опыт. Идея о регулирующей роли сознания восходит, с одной стороны, к марксистскому философскому пониманию его деятельности, а с другой — к естественнонаучным представлениям о регулирующей роли психики. Однако детально устанавливать последнюю зависимость как непрерывную магистральную линию в отечественной психологии Рубинштейн начал только после второго издания «Основ общей психологии», то есть с середины 1940-х годов.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические особенности отношений в семье
  2. Этические принципы в психологическом консультировании
  3. Регуляция психических процессов
  4. Психологическое консультирование в доу
  5. Педагогика 21 века
  6. Основные виды речи
  7. Реабилитация последствий синдрома эмоционального выгорания
  8. Нарративная психотерапия — Философская интерпретация нарратива
  9. Особенности развития памяти с применением мнемотехники — Память: понятие образа, ассоциации, виды памяти
  10. Психология обучения