Для связи в whatsapp +905441085890

Геннадий Никандрович Волков, педагог, профессор, доктор педагогических наук

Геннадий Никандрович Волков (1927-2010) — педагог; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, основатель этнопедагогики.

 Это учитель-новатор из г. Реутово Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. (Ныне он кандидат педагогических наук).

Игорь Павлович, учитель рисования и пения (с 1952 г.), убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаем ость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят. И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!

Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества. Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И. П.Волков взял следующие: 1) знания как фундамент творчества; 2) строгий отбор учебного материала; 3) многократность повторения; 4) разностороннее развитие ученика; 5) формирование устойчивого интереса к ребенку; 6) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого; 7) контроль учителя за работой ученика; 8) индивидуальный подход.

Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт.

Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена «Творческая книжка школьника». В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков — все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.

Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков их определяет так.

1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или «через раз»).

2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.

3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем.

За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в «творческой книжке».       

И.П. Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блочно-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки.       В целом система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.

Геннадий Никандрович Волков, педагог, профессор, доктор педагогических наук

Педагогическая деятельность в советский период

В разные годы работал также воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве.

С 1950 по 1954 год — старший преподаватель кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического института имени И. Яковлева. В 1954 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. С 1954 по 1957 год — председатель месткома института и член Чувашского обкома профсоюза работников просвещения. С 1954 по 1966 год — доцент Чувашского государственного педагогического института имени И. Яковлева.

С 1961 по 1973 год — член президиума Чувашского отделения Педагогического общества РСФСР. В 1962 году предложил термин «этнопедагогика». С 1966 по 1967 год — старший научный сотрудник ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. В 1967 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. В 1967 году Геннадию Волкову присуждена ученая степень доктора педагогических наук. С 1967 по 1971 год — проректор Чувашского государственного педагогического института по научной работе. В 1968 году утвержден в ученом звании профессора по кафедре «Педагогика».

В 1970 году был приглашен в Чехословакию с докладом «Ян Амос Коменский и Чувашия», председательствовал на «Угеробродских чтениях» Я. А. Коменского, побывал в Болгарии, Франции.

В 1971 году переезжает работать в Москву, где трудится непосредственно в школах, а с 1972 года работает заведующим сектором педагогики Научно-исследовательского института национальных наук Министерства просвещения РСФСР. С 1975 по 1993 год — заведующий лабораторией педагогики Института национальных школ РСФСР.

С 1979 по 1982 год — профессор секции педагогики и психологии Эрфуртской высшей педагогической школы имени Теодора Нойбауэра (Эрфурт, ГДР). С 1982 года член Союза писателей СССР. 15 марта 1990 года избран действительным членом Академии педагогических наук СССР

Состоял в редколлегиях педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа», «Образование в мире — мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.).

В 1991 году президент Ассоциации «Народная педагогика» (Москва).

Деятельность после 1991 С распадом СССР Г. Н. Волков переезжает в Калмыкию, где с 1992 года становится консультантом по этнопедагогической теории и заведующим лабораторией этнопедагогических инноваций при Институте развития личности РАО, где работает по 2003 год. В 1999 году — профессор Калмыцкого государственного университета.

В 2000 году присуждено звание действительного члена (академика) Российской Академии образования. С 2000 года — профессор кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, директор Научно-исследовательского института этнопедагогики. С 2003 года — директор Научно-исследовательского института этнопедагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Подготовил более ста докторов и кандидатов педагогических наук из представителей более тридцати национальностей России. Его ученики, в свою очередь, на местах возглавляют направления этнопедагогики. Скончался в Чебоксарах в декабре 2010 года.

Общественная и творческая позиция

В 2007 года на своем творческом вечере, посвященном 100-летию чувашского поэта А. П. Хузангая, прокомментировал издание шести томов сочинений писателя: «Вот эти шесть томов удивительное достояние для нас. Если говорить по-русски: очень „честное знание“. Сталин… Обращения к Сталину: „Если меня убьют, то прошу считать меня коммунистом“… И это стихотворение было включено. И ещё. Вот у меня есть небольшое пожелание… Я бы хотел посоветовать… Там ничего не искажено… Только одно место… В поэме „Таня“ слово „Сталин“ заменили словом „партия“. Она — Таня — о партии и не подумывала».

Геннадий Волков в интервью 4 марта 2010 года в Чебоксарах: «Академик — это кто? Это Ломоносов. Кто такие, дерьмо собачье, современные академики (да и я тоже…)? А сейчас я ещё и «Российской Академии…». Я ведь был академиком АНП СССР. А сейчас нет СССР… Поэтому можете обращаться ко мне «профессор». Настоящий профессор. Сегодня полно лжепрофессоров. Я самый что ни на есть настоящий профессор».

В 2010 году на встрече со студентами ЧГПУ им. И. Я. Яковлева Г. Н. Волков заявил: «Хочу познакомить вас — какой я „плохой“. В научно-исследовательском институте литературы и языка на заседании отделения истории … 20 декабря 1982 года обо мне сказано: „Волков подражает Солженицыну, Сахарову, повторяет Бжезинского … и других антикоммунистов; подменяет основные программные установки КПСС. Эти идеи развращают учащуюся молодежь. Пытается гальванизировать национализм в наиболее махровой форме. Смыкается с самым настоящим поповством, проповедует … религию. … Это обнаженный пред диссидент. Много места отводит нападкам … на коммунистическую партию. Волков считает: в нашей стране существует духовная диктатура, занимающаяся навязыванием идей партии, … считает идеологическую пропаганду партии проявлением духовного экспансионизма“. Хочу вам сказать, что конечно сейчас если бы я был карьеристом, я бы многого мог добиться. Очень подхожу этим перевертышам. Я их вроде друг. Это не я. Этого не было. Никак! Это клевета. Я … вообще никогда никого не предавал. Это правда. А грехов полно…».

Сущность концепции Волкова

Для чего нужна этнопедагогика? Ведь многие ее положения архаичны, размыты или вовсе не актуальны. Критики теории считают, что воспитательные подходы наших предков значительно отличаются от подходов современных. Так, во многих традициях встречаются грубость, неконтролируемая стихийность, а порой и вовсе насилие. Однако по теоретической информации Геннадия Никандровича Волкова все не так однозначно.

Предметом этнопедагогики являются целенаправленные, четко обозначенные воспитательные процессы. Все традиционные подходы к воспитанию должны соответствовать принципу гуманизма, а потому они проходят очень тщательное их выявление.

Предмет концепции Волкова — народная культура — используется не целиком, а наиболее прагматично. Элементы фольклора, нравственный семейный опыт, духовные ценности — все это органично вливается в современный воспитательный процесс. В результате реализуются сразу несколько задач: сохраняется и развивается национальная культура, а также совершенствуется и наполняется новыми красками современный педагогический процесс. В чем важность этнопедагогической концепции Волкова? Книги Геннадия Никандровича были в основном посвящены исследованию национальных образовательных традиций. Образовательный процесс делится на обучающий и воспитательный. Каждый из этих элементов может окрашиваться народными обычаями. Важно лишь грамотно сформулировать задачи и цели дальнейшей работы. С приходом советской власти народные традиции стали заметно угасать. Большевики с их глобалистскими намерениями не желали делить общество даже по культурным критериям. Подобная политика заметно отразилась на обычаях и духовной составляющей различных национальностей. Воспрепятствовал этому Геннадий Никандрович Волков. Сказки, песни, поговорки и прочие элементы фольклора различных этносов бережно собирались знаменитым ученым для последующего их применения.

Цели и задачи этнопедагогики

Основная цель этнопедагогической концепции очень проста: это развитие в умах подрастающего поколения гражданского сознания и национальных ценностей. Творческое вдохновение может сыграть большую роль в самых разных сферах деятельности, в том числе и в педагогике. Как можно привить молодым людям любовь к народным традициям? Необходимо искать различные методики и приемы, с помощью которых можно было бы актуализировать этнические подходы к воспитанию. В этом и состоит основная задача концепции Волкова. Однако выявить все необходимые факторы не так уж и просто. А уж грамотно их вставить в педагогический процесс порой и вовсе невозможно. Тем не менее, выход здесь есть. Именно о нем будет рассказано далее.

Методология в работах Волкова

Предмет этнопедагогики — народная культура — является невероятно обширной сферой для изучения. Сложно даже представить, насколько развита духовная составляющая в России. Громадное количество этносов и национальностей порождает невероятное число традиций и обычаев. Как можно классифицировать всю эту систему? Возможно ли сконструировать методологическую структуру, применение которой было бы возможным в любое время? У Геннадия Никандровича это получилось. Сразу следует оговориться, что методы, предложенные Волковым, довольно специфичны. Даже звучат они немного не научно, хотя тому есть свое объяснение.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методика обучения английскому языку
  2. Классно-урочная система обучения
  3. Влияние хореографии на развитие памяти в младшем школьном возрасте
  4. Международные образовательные системы
  5. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
  6. Задачи воспитания в современной школе
  7. Методы педагогической диагностики в ДОО
  8. Современная организация игровой деятельности в детском саду
  9. Анализ педагогической практики
  10. Современные подходы к организации образовательного процесса