Для связи в whatsapp +905441085890

Географический детерминизм: его сущность и основные черты — Теория географического детерминизма

Географический детерминизм страсть философская
Вопрос о роли географической среды в жизни общества изучался практически всеми мыслителями. Эти соображения достигли двух крайностей — географического детерминизма, который утверждал, что вся деятельность человека обусловлена только его природной средой, и культурного детерминизма, который, напротив, утверждал, что влияние окружающей среды на человека зависит от его культуры, и поэтому объяснение деятельности человека должно быть культурным.

Понятие «географический детерминизм» утверждает, что процесс социального развития является не результатом проявления объективных законов, а следствием воздействия природных сил. По мнению представителей этой теории, структура поверхности, климат, почва, растительность, фауна и другие природные факторы непосредственно определяют характер социальной системы, уровень экономического развития той или иной страны и даже физические и психические характеристики людей, их способности, склонности и темперамент. Представители географического детерминизма ставят социально-экономические явления в решающую зависимость от географических факторов.

Понятие географического детерминизма наиболее последовательно развито в книге Шарля Луи Монтескье «Дух законов». В этой книге Монтескье в первую очередь интересовался взаимосвязями между климатом, популярным характером и правом.

В частности, он утверждал: «Люди в жарком климате боятся, как старики; люди в холодном климате храбры, как юноши». Он объяснил это тем, что в холодном климате «активность сердца и реакция волокон конечностей там лучше, жидкости находятся в большем равновесии, кровь более энергично стремится к сердцу, и, таким образом, имеет более значительную силу». В южных странах, с другой стороны, «организм нежный и слабый, но чувствительный». В чрезмерно жарком климате «тело теряет все силы, а угнетение тела переходит в душу, ему безразлично все, а не любопытно….».

И только умеренный климат, по словам Монтескье, помогает обеспечить, чтобы люди, борясь за то, чтобы свести концы с концами (строительство домов, закупка продуктов питания), имели свободное время, чтобы посвятить себя улучшению своей жизни. Поэтому в этих странах возможно прогрессивное развитие цивилизации (Европа как раз в таком климате). Здесь люди уравновешены, их разум и эмоции в гармонии, меньше рабства и анархии.

Так что можно сказать, что в произведениях Монтескье содержится определенная примесь евроцентризма, высокомерного отношения к другим народам. Для Монтескье северные народы, связанные с европейцами, являются примером храбрости, в то время как южные народы — примером порока.

Именно климат он объясняет завоеваниями и войнами: «Из этого следует, что в Азии народы противостоят друг другу, как сильные к слабым; воинственные, смелые и активные народы вступают в прямой контакт с избалованными, ленивыми и страшными народами, так что один из них неизбежно становится завоевателем, а другой — покоренным». В Европе, напротив, нации сталкиваются друг с другом, как сильные сталкиваются с сильными; те, кто соприкасаются друг с другом, почти одинаково мужественны. Здесь кроется великая причина слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии — причина, которая, насколько я знаю, еще никому не разъяснена. По этой причине свобода никогда не увеличивается в Азии, в то время как в Европе она увеличивается или уменьшается в зависимости от обстоятельств.

Рабство также объясняется климатом. Монтескье считает, что в жарких странах существует «психологическая предрасположенность» к рабству: «Поэтому мы не должны удивляться, что трусость людей с жарким климатом почти всегда приводит их в рабство, в то время как мужество людей с холодным климатом держит их на свободе». Это все последствия, вытекающие из их естественной причины». Из этого он делает вывод, что рабство должно быть ограничено определенными странами — довольно дикая в наше время мысль — «область естественного рабства должна быть ограничена определенными отдельными странами земного шара». Что касается всех других стран, то мне кажется, что каким бы трудолюбием ни занималось там общество, все это могут сделать свободные люди».

Географический детерминизм: его сущность и основные черты - Теория географического детерминизма

Географический детерминизм

Впервые в древности естественные факторы воспринимались как фактор, способствовавший развитию истории. Эта тема затрагивается в трактате «О воздухе, воде и местах» [158] известного древнегреческого врача Гиппократа, 460 — 370 гг. до н.э. В «Политике» Аристотеля она представлена более полно, хотя эта тема является лишь частью более общей проблемы взаимоотношений между природой и человеком. Внимание древнегреческих мыслителей направлено, прежде всего, на разгадку тайн природы, космоса, и в этой связи человека и его жизни. Первым историком, обратившимся к выявлению роли природы в жизни человека, был Страбон (64/63 г. до н.э. — 23/24 г. н.э.), автор «Географии», которая является уникальным результатом географических знаний древности. Системный подход к проблеме связи природно-географических условий и жизни человека можно обсудить в связи с концепцией средневекового мыслителя, политика и историка Ж. Баудина (1530 — 1596). Он развил идеи о влиянии климата на жизнь человека, которые были высказаны еще в древние времена. Жак Боден утверждал, что разные народы нуждаются в разных законах в зависимости от географических условий, и он уточнил этот вывод, указав на роль широты и долготы. Он также высказал предположение, что психологический состав нации и ее темперамент зависят от совокупности географических и природных условий, в которых она живет. В то же время он не считал эти условия непреодолимыми с точки зрения усилий человеческой воли, образа жизни и восприятия [159].

В философско-историческом мышлении эпохи Просвещения очень важной стала проблема влияния географической среды на историю. В то время была сформулирована концепция географического детерминизма, в соответствии с которой решающая роль в истории отводится природно-географической среде. Его самым выдающимся представителем был Шарль Монтескье. Особенности географической среды он объяснил своими физическими свойствами и характеристиками людей, законами и политикой, обычаями, традициями и обычаями. Жаркий климат, по мнению Монтескье, способствовал лени, лени, лени, что, в свою очередь, привело к деспотизму как форме правления. Рождаемость оказывает примерно такое же влияние на характер мужчин. Бесплодная почва, с другой стороны, формирует стремление к свободе.

Жаркий климат Монтескье объясняет происхождение рабства, особенности отношений между мужчиной и женщиной: пылкие южные обычаи заставляют мужчину держать женщину в замкнутом пространстве. Холодный климат делает человека физически выносливым: «…холодный воздух производит сокращение внешних волокон нашего тела, и это увеличивает их напряжение, а поток крови от конечностей к сердцу увеличивается» [160].

В то же время Монтескье считает, что принятые в обществе законы могут ограничивать, ослаблять влияние географической среды. Это самый убедительный вывод из всех упомянутых выше. Связь между географическим фактором и явлениями человеческого поведения в большинстве случаев не доказана. Идея влияния климата на жизнь человека сама по себе неопровержима, но прямые параллели между климатом и жизнью человека оказываются несостоятельными: лень исходит от жары, плодородная почва порождает жажду жизни, а ее отсутствие приводит к войне. Буквально следующее: «На бесплодной почве Аттики возникло популярное правило, на плодородной почве Лакедемона аристократическое правление, которого в те времена в Греции вообще не ожидали» [161]. Такие ссылки на географическую среду не имеют необходимого доказательства, которое подменяется утверждением о мнимой очевидности связи между такими различными факторами, как почва и форма правления. Влияние географической среды на различные аспекты жизни людей было — и является — как прямым, так и косвенным, опосредованным, и задача конкретного исторического анализа заключается в том, чтобы различать их в каждом конкретном случае.

Природа и общество, их взаимосвязь и взаимозависимость. «Географический детерминизм».

Проблема взаимоотношений между человеком, обществом и природой является сложной. Физика, химия, биология, точные науки вносят свой вклад в ее решение. Философия интересуется этой проблемой во многих отношениях. Во-первых, человек может понять свою собственную уникальность, только отличая себя от природы как Другого. «Дух — это свобода, а не природа», — писал Н. Бердяев. Только видя себя порождением и продолжением природы или ее антитезы, человек решает вопрос о возможностях и пределах познания мира, о единстве и разнообразии мира, о природе прекрасного, хорошего и справедливого. Поэтому исторические типы философии так или иначе связаны с определенным способом решения проблемы «природный — социальный — человеческий».

Проблема качественной специфики социальности конкретизируется в проблеме антропосоциализации как проблеме ее пределов.

Философский аспект отношений между обществом и природой четко выражен в проблеме периодизации истории, в определении принципов разнообразия и единства исторического процесса.

Без решения этой проблемы невозможно понять особенности и перспективы современного общества. Концепции постиндустриального общества, идеи глобализации многих социальных проблем тесно связаны с определенным решением этой проблемы.

В современном массовом сознании, пронизанном мифологическими идеями, в социальных утопиях и дистопиях, в различных социальных движениях современности природа предстает либо как «Земля Обетованная», либо как новый Эдем, либо как центр зла и хаоса.

«Природа» в широком смысле этого слова иногда отождествляется с понятием Вселенной, даже с понятием материального мира. Философ интересуется природой в ее цельности, бесконечности, вечности в решении общих онтологических и гносеологических проблем. Когда философия подходит к человеку, его деятельности, его формам общения, то это уже та часть природы, с которой человек непосредственно взаимодействует и которая является естественным состоянием человеческой жизни.

Природа, понимаемая таким образом, была названа биосферой в 1875 году. Этот термин был введен австрийским геологом Э. Зюссом. Биосфера — это совокупность живых организмов и место их обитания (вода, нижний слой атмосферы, верхняя часть земной коры). Последний компонент биосферы называется географической средой.

До XX века исследователи ограничивались понятием географической среды при решении проблемы «общество-природа». Идея о том, что развитие общества, причины войн и революций, обычаи и традиции человека имеют «естественное происхождение» и определяются, прежде всего, географической средой, до сих пор весьма полезна. Такие взгляды называют географическим детерминизмом. Сторонники географического детерминизма можно найти еще в древности (Геродот).

В новую эпоху Монтескье, выступавший за географический детерминизм, считал, что климат сильнее, чем у всех других держав. Именно климат, по его мнению, определяет черты характера, привычки и привязанности людей. «Люди с жарким климатом боятся, как старики; люди с холодным климатом храбры, как юноши».

Французский государственный деятель, философ и экономист XVIII века. Среди сторонников этой натуралистической концепции можно назвать и Century, A.R.J. Turgot. Английский историк Г.Т.Бокль, французский писатель, историк и философ Э.Ренан, французский историк и философ И. Тэн были сторонниками географического детерминизма в XIX веке. Жаркий климат, по словам Бокла, был причиной рабства в Индии, потому что он оказывал особое влияние на умы населения. Плодородный климат и богатая почва Голландии, по мнению И. Тана, определили натурализм и «полнокровие» голландской живописи.

Принцип детерминизма. Механистический, биологический, психологический детерминизм. Самодетерминация.

Одним из методологических принципов экспериментальной психологии является принцип детерминизма. Детерминизм в психологии (от латинского детерминар — детерминировать) — это естественная и необходимая зависимость психологических явлений от факторов, которые их порождают. Детерминизм — это понятие, согласно которому действия людей определяются — определяются и ограничиваются наследственностью и более ранними событиями в их жизни. Экспериментальная психология считает, что поведение человека и психологические феномены являются результатом причины, т.е. они объяснимы в принципе.

«Детерминизм» не тождественен причинно-следственной связи, но включает ее в качестве основной идеи. Она приняла различные формы, прошла, как и другие принципы, ряд этапов своего развития, но всегда сохраняла первенство среди всех регуляторов научного знания».

Детерминизм — философская доктрина объективной регулярной взаимосвязи и взаимозависимости явлений материального и духовного миров. Центральным стержнем детерминизма является позиция о существовании причинно-следственной связи, то есть такой взаимосвязи явлений, при которой одно явление (причина) при определенных условиях обязательно порождает, порождает другое явление (следствие). Принцип детерминизма, причинности находит свое начало в философских учениях Democritus. В своем историческом развитии детерминизм принимал различные формы: до-механистический, механистический, биологический, ментальный, макросоциальный, микросоциальный детерминизм.

В психологии принцип причинности означает, что все психические явления детерминированы, т.е. причинно-следственно обусловлены некоторыми внешними или внутренними факторами. В этом отношении принцип детерминизма направляет исследователя на поиск, выявление этих причинно-следственных связей. Современная методология психологической науки, не отказываясь от принципа детерминизма как главного научного открытия, показала, что при объяснении высших психических процессов необходимо использовать различные типы детерминизма. Принцип детерминизма, т.е. причинности психических явлений, означает, что они опосредованы природными и социальными условиями и изменяются по мере изменения этих условий. Таким образом, принцип детерминизма в когнитивной деятельности ориентирует нас при проведении психологических исследований для выявления причинно-следственных зависимостей и связей. Принцип детерминизма является универсальным научным, и нельзя не отметить, что изучение методологии психологической науки очень актуально и крайне необходимо для каждого психолога.

Выделяются несколько форм детерминизма:

Системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого);

детерминизм типа обратной связи (следствие действует на причину, вызвавшую его);

статистический детерминизм (сходные причины приводят к различным эффектам, в известных пределах, подчиненным статистическому закону)

целенаправленный детерминизм (предопределенный результат определяет процесс его достижения).

«Только через полное раскрытие личности во всех существенных связях с миром можно узнать его истинную природу и место в жизни», — утверждал С.Л.Рубинштейн.

Таким образом, фундаментальной отправной точкой психологической науки, лежащей в основе ее методологии, является принцип детерминизма (причинности)

1) Психея обусловлена объективной реальностью;

2) Все психические явления обусловлены мозговой активностью;

3) При изучении психических явлений необходимо в обязательном порядке определить причины, вызвавшие их;

4) Ментальность определяется образом жизни.

Есть несколько эпох в развитии детерминизма применительно к психологии.

Общая характеристика детерминизма.

Общий теоретический принцип детерминизма, наряду с принципом содержательного единства мира и принципом развития, является основополагающим принципом философской доктрины бытия. Принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира своим существованием и развитием, носит ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, он дает ответ на вопрос, является ли мир в его существовании и развитии упорядоченным космосом или беспорядочным хаосом.

Первоначальное значение слова «определение» связано с его буквальным значением и носит антропоморфный характер. Термин «определение» происходит от латинского «determinare», означающего «определять», «отделять», «демаркировать», и в этом смысле обозначает процесс определения объекта путем распознавания и установления его характеристик, которые отделяют один объект от другого. Позднее в философии детерминация понималась в объективном смысле, как формирование, формирование объективных характеристик объекта под действием объективных факторов. Именно это объективное значение термина «детерминированность» характеризует существование в мире отношения объективной обусловленности[1], которое современная философия имеет в виду, когда утверждает детерминированность всех объективных явлений.

Детерминизм — это доктрина универсальной обусловленности объективных явлений. Это мировоззрение основано на универсальной взаимосвязи всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением существенного единства мира и способа его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.

Существование универсальной взаимосвязи всех явлений является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм — это общая доктрина, которая признает существование универсальной взаимосвязи и отрицает существование любых явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи.

Однако содержание принципа детерминизма этим не ограничивается. Философский детерминизм также предполагает определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, которая находит выражение в доктрине причинности, необходимости (в ее соотношении с случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении некоторых других проблем.

В расширенной форме общий теоретический принцип детерминизма может быть представлен в серии следующих тезисов:

  1. тезис об универсальной условности материальных систем и процессов,

с помощью которого каждая отдельная вещь приобретает и сохраняет свою…

характерные черты, и это объясняет изменение явлений.

  1. основой всего многообразия отношений детерминации является генетика,

причинно-следственная производительность. Иными словами, принцип детерминизма, как

включает принцип причинности как обязательный компонент.

  1. тезис о многообразии режимов детерминации и существовании некаузальных

Отношения определения. Это означает, что принцип детерминизма включает в себя не все

отношения определения причинно-следственных связей, но постулирует

существование различных типов отношений детерминации, которые не являются непосредственно

не сводится напрямую к причинно-следственной связи. В то же время, причинно-следственная связь, похоже, заключается в том.

основа существования всех других видов детерминации.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Н.Ф. Федоров. «Философия общего дела» — Биография и философские взгляды Н.Ф. Федорова
  2. Бернард Бозанкет, английский философ, представитель неогегельянства
  3. Школа Фа Цзя (легизм) как оппонент конфуцианской философии
  4. Механизмы социокультурного изменения
  5. Специфика научного познания в античной Греции
  6. Семен Людвигович Франк, русский философ, религиозный мыслитель
  7. Уровни познания
  8. Авраам Ибн Дауд, еврейский богослов-философ
  9. Эволюция нравственных представлений
  10. Проблема смысла истории в европейской социальной философии