Для связи в whatsapp +905441085890

Георгий Валентинович Плеханов,русский философ, теоретик и пропагандист марксизма — Марксизм и его развитие в России

Марксизм относится к «научной теории» коммунизма, разработанной Карлом Марксом, которая претендует на роль «Всеобщей теории всего». По сути, эта теория представляет собой смесь различных работ и содержит множество концепций, идей и методов, почерпнутых из различных философских и экономических школ XIX века и некоторых богословских учений прошлого.

К началу 1880-х годов уже сложились условия для возникновения и распространения пролетарской идеологии в России. Ленин первым из русских марксистов поставил в качестве неотложной практической задачи создание партии рабочего класса в России и возглавил борьбу революционных социал-демократов за ее реализацию. Он считал, что это должна быть пролетарская партия нового типа, принципы, формы и методы деятельности которой должны соответствовать требованиям новой эпохи, эпохи империализма и социалистической революции. Он взялся за центральную идею марксизма исторической миссии рабочего класса как убийцы капитализма и строителя коммунистического общества. Ленин сделал все, что мог, и отличился как лидер рабочего класса.

В этот момент стоит вспомнить высказывание Ленина из учебника его книги «Детская болезнь лефтизма в коммунизме»: «Марксизм как единственно правильная революционная теория действительно пострадал на Руси за полвека неслыханных агоний и жертв, беспрецедентного революционного героизма, невероятной энергии и бескорыстных поисков, обучения, испытаний на практике, разочарований, испытаний, сравнений опыта в Европе». В связи с этим Ленин особо вспомнил «таких предшественников российской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящую плеяду революционеров 1970-х годов». Тема развития марксизма в России не потеряла своей актуальности и в наши дни. История нашей Родины позволяет провести анализ действий и предотвратить возникновение подобной ситуации.

Основная цель работы содержится в названии — рассмотреть развитие марксизма в России и сделать вывод — как он влияет на развитие страны в целом.

История марксизма

В наиболее развитых странах Европы в 40-х годах XIX века на первый план вышла классовая борьба пролетариата с буржуазией (восстания ткачей Лиона в 1831 и 1834 годах, подъем английских шартистов в середине 30-х — начале 50-х годов, восстание ткачей в Силезии в 1844 году).

В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс вступили в «Лигу коммунистов» — тайное пропагандистское общество, организованное немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. Для этого общества они написали знаменитый «Манифест Коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 года. Он провозгласил неизбежность разорения капитализма пролетариатом и дал краткую программу, показывающую переход от капиталистического к коммунистическому становлению общества:

Пролетариат должен использовать свое политическое господство, чтобы постепенно лишить буржуазию всего капитала, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариат, организованный как правящий класс, и, возможно, увеличить сумму производительных сил.

Конечно, на первых порах это может быть сделано только репрессивным вмешательством в право собственности и в буржуазные отношения производства, то есть действиями, которые кажутся экономически недостаточными и несостоятельными, но которые по ходу движения перерастают сами по себе и становятся неизбежными как средство революции всего способа производства

Георгий валентинович плеханов,русский философ, теоретик и пропагандист марксизма - Марксизм и его развитие в России

Оценка марксистской философии в России конца XIX — начала XX в. Оценка марксистской философии в России конца XIX — начала XX в.

Мыслители, философы, которых мы обсуждали во всех предыдущих лекциях, часто пытались создать доктрины, которые должны дать ответы на все возникающие вопросы. Философия марксизма тоже не избежала этого подхода. Однако ничто в жизни не является и не может быть в корне однозначным и окончательным раз и навсегда.

Философия марксизма — интеллектуальный продукт истории, генезис которого был обусловлен ходом социального развития. «Наша теория, — заметили Маркс и Энгельс, — это не догма, а руководство к действию». Эта позиция немецких мыслителей была очень ответственной, поэтому возник вопрос: к какому действию? Новейшая история, как мы полагаем, дала нам объективный ответ.

Марксистская философия конца XIX — начала XX вв. в России связана с именами Г.В. Плеханова и В.И. Ленина.

В России Г.В. Плеханов был первым мыслителем, который попытался оценить грядущие социальные изменения с философской точки зрения. В своих оценках исторической ситуации в России он попытался применить экономическую теорию и общественно-политические взгляды Маркса к внутренним особенностям страны. В то же время Плеханов осознавал возможные последствия диктатуры власти для государства, поэтому он защищал социал-демократический путь развития общества.

Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) [псевдоним Белтов, были и другие], философ, публицист, теоретик. Родился 11/29 (11/12) 1865 г. в селе Гудаловка Липецкого уезда Тамбовской губернии в небольшой дворянской семье. Его мать была племянницей В. Г. Белинского, что, конечно же, повлияло на формирование взглядов молодежи. Георгий окончил Воронежскую военную гимназию и поступил в Константиновское артиллерийское училище, но долго там не учился. В сентябре 1874 года он поступил в Петербургский горный институт, который добровольно покинул на втором курсе, решив посвятить себя революционной деятельности. Стал одним из редакторов нелегальной газеты «Земля и свобода». Он участвовал в «Прогулке к народу». После раскола «Земли и воли» на съезде в Воронеже в августе 1879 года Плеханов и его сподвижники П. Аксельрод, Л. Дейч, В. Засулич основали новую популяристическую организацию «Черная дивизия» и выпустили одноименный журнал. Позднее различные политические устремления любителей в России заставили Плеханова порвать с народниками и анархистами. С 1880 года до буржуазно-демократического февральского переворота 1917 года он находился в эмиграции: Швейцария, Франция, Италия. Находясь за границей в 1883 году, Плеханов основал в Женеве социал-демократическую группу «Освобождение труда», перевел на русский язык труды Маркса и Энгельса, опубликовал работы против идеологии Народникова. (По неподтвержденным данным, он встречается и даже подружился с Энгельсом). Он участвует во II Интернационале с момента его основания (1889) и избран членом Международного социалистического бюро на Пятом конгрессе в 1900 году. В 1900-1903 годах вместе с Лениным принимал участие в создании Всероссийской социал-демократической газеты «Искра» и журнала «Рассвет», писал текст программы РСДРП, которая была принята на II съезде партии (1903). У Плеханова было свое особое видение природы русского социал-демократического движения, обусловленное принципиально иным пониманием природы революционной борьбы, отношения к либералам, крестьянству и характеру диктатуры пролетариата. Эта позиция сыграла решающую роль в разрыве с Лениным и его партийным окружением, которые определили дальнейший путь России только через вооруженный захват власти. Главный теоретик российской социал-демократии Плеханов объективно претендовал на статус её главного идеолога с философией иного социального уровня, но ему не суждено было стать им в тот исторический период, чему мешали причины объективного, но прежде всего субъективного характера.

Г. В. Плеханов: детерминированность субъективности материальными факторами

Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) — русский марксист-теоретик, социолог, историк, специалист по экономике, эстетике, религии. Он также известен как лидер российского и международного социалистического движения.

Он получил образование в Санкт-Петербургском горном институте. Автор многих работ: «О развитии монистической концепции истории», «Очерки по истории материализма», «О материалистической концепции истории», «О роли личности в истории», «История русской общественной мысли», «Социализм и политическая борьба», «Русский трудящийся в революционном движении» и др.

Г. Плеханов был также пропагандистом марксизма. Он перевел на русский язык ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса.

В своих работах Джи. В. Плеханов всячески отстаивал идеи «объективных» закономерностей исторического процесса и подчеркивал доминирующую роль экономических условий капиталистического общества, которые, по его мнению, неизбежно приводят к социалистической революции.

G. В. Плеханов обратил особое внимание на роль масс и личности в истории, утверждая, что «народ, весь народ должны быть героями истории».

Что касается роли личности в истории, то Плеханов считал, что он может мало влиять на общий ход событий в рамках, заданных объективными факторами. «Влиятельные личности, — писал он, — могут изменять индивидуальную физиогномику событий и некоторые их частные последствия, но они не могут изменить своего общего направления, которое определяется другими силами»[1].

Сказал Джи. В. Плеханов распространяется и на великих людей. Их гениальность и талант «в конечном итоге зависят от хода социального развития»: «Давно известно, что таланты всегда и везде присутствуют там, где социальные условия благоприятствуют их развитию. Это означает, что каждый талант, который появился в реальности, то есть каждый талант, который стал социальной силой, является плодом общественных отношений. Но если это так, то понятно, почему одаренные люди, как мы говорили, могут изменять только свою индивидуальную физиогномику, но не общее направление событий; они сами существуют только благодаря такому направлению; если бы это было не так, они бы никогда не переступили порог, отделяющий возможность от реальности «*.

G. Общее видение факторов и их роль в историческом развитии Плеханов определяет следующим образом. В. Плеханов определяет его следующим образом: «В настоящее время человеческая природа уже не может рассматриваться как конечная и самая общая причина исторического движения: если она постоянна, то не может объяснить чрезвычайно изменчивый ход истории, а если меняется, то очевидно, что сами ее изменения вызваны историческим движением». Окончательной и наиболее общей причиной исторического движения человечества в настоящее время должно быть признано развитие производительных сил, обусловливающих последовательные изменения в социальных отношениях людей. Наряду с этим общим делом действуют особые причины, т.е. та историческая ситуация, в которой происходит развитие производительных сил данного народа и которая создается в последней инстанции развитием тех же сил в других народах, т.е. тем же общим делом.

Наконец, влияние особых причин дополняется действием единичных причин, т.е. личностными особенностями личности и другими «случайностями», благодаря которым события в конечном итоге обретают свою индивидуальную физиогномику. Отдельные причины не могут привести к радикальным изменениям в действиях общих и особых причин, которыми, более того, обусловлены причины. Но все же нет сомнений в том, что история имела бы другую физиогномику, если бы единственные причины, влияющие на нее, были заменены другими причинами того же порядка» [2] [3].

Отметим, что Г.В. Плеханов достаточно резко раскритиковал постмарксистское социологическое теоретизирование П.Б. Струве[4], указав на наличие утопических, ненаучных элементов в позитивистском марксизме.

Русский марксизм: Георгий Плеханов и Владимир Ленин

Идеи марксизма стали интенсивно распространяться в России в конце 80-х годов XIX века. Его главными русскими теоретиками были Г. В. Плеханов (1856-1918), а затем В. И. Ульянов {Ленин) (1870-1924). Первый был идеологом ортодоксального марксизма, в то время как второй — лидером во многом переосмысленного большевистского марксизма.

В 1883 году русские эмигранты в Женеве организовали первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда». Сюда входили Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дайк и В.Н. Игнатов. Они отказались от народного анархизма и начали пропагандировать научный социализм. Выдающийся теоретик-марксист Георгий Плеханов одним из первых установил возможность применения теории Маркса к российской социально-экономической реальности. Причины этого он видел, во-первых, в буржуазном характере российских общественных отношений, во-вторых, в возникновении условий для подъема пролетариата на политической арене.

С теоретическими достоинствами Плеханова коммунисты связывают также анализ расстановки классовых сил и разработку новой революционной программы. Его основными этапами являются: уничтожение пролетариатом абсолютизма, завоевание политической свободы для дальнейшей деятельности и осуществление социалистической революции.

Ссылаясь на Маркса, Плеханов считал, что в современный исторический период революция в России невозможна, поскольку российский капитализм находится в стадии становления, а пролетариат слишком незначителен в количественном смысле. Он не верил в революционный дух крестьянства.

Другая точка зрения была высказана Верой Засулич (1849-1919), активисткой международного социалистического движения. Она считала, что капитализм может существовать в различных формах и что одни только экономические отношения не могут быть движущей силой революции. В имперской России, убеждена она, существуют более благоприятные условия для развития революционного движения, чем в других странах.

Большевики во главе с Владимиром Лениным следовали линии, очерченной Засуличем. Ленин начинает радикальный пересмотр марксизма и его привязанности к российским условиям. Прежде всего, он отвергает идею Маркса о международной коммунистической революции. Победа социализма возможна «первой в одной или нескольких странах». Он оправдывает это законом о неравномерном развитии капитализма, обнаруженным Народниками. Слабость российского капитализма усилила силу пролетариата и открыла ему путь к социалистической революции.

Ленин подошел к проблеме материи свободно и творчески, не прибегая к авторитету Энгельса. Открытие отделимости атома вызвало споры в рядах марксистов и желание некоторых из них заменить онтологию Маркса другими философскими доктринами — позитивистами Эрнстом Маха и Ричардом Авенарием или онтологией нео-кантийцев. Была опасность отказа от материализма. Среди ученых начала распространяться вера в то, что если атом делится, то «материя исчезла». Ленин никак не мог согласиться с этим тезисом.

Он резко выступал против философа и экономиста Александра Богданова, склонявшегося к мачизму, и Георгия Плеханова, догматически пропагандировавшего диалектический материализм. Ленин решил проблему, что исчезает не материя, а только ее индивидуальные свойства, которые считались абсолютными. Главное свойство материи, с которым тесно связан философский материализм, «это свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918)

Русский философ, известный политический деятель, член редакционной коллегии журнала «Земля и воля», основатель группы «Освобождение труда», соучредитель Российской социал-демократической лейбористской партии (РСДРП). Он перевел на русский язык произведения К. Маркса. Он внес большой научный вклад в области истории, философии, социологии, теории государственного строительства, религиоведения. Его первой научной публикацией стала брошюра «Социализм и политическая борьба» (1883 г.). Плеханов доказал, что борьба за освобождение рабочего класса — это в то же время освобождение человечества, которое возможно только на основе социал-демократической доктрины и в форме политической борьбы. Его книга «Наши разногласия» вышла в 1884 году, чуть позже — статья «О роли личности в истории».

Признавая заслуги народников и народогов в борьбе с деспотизмом и называя их теории реакционными, Г. В. Плеханов разработал марксистскую теорию в той мере, в какой она была применима к российским условиям. Его книги считаются важнейшей отправной точкой для научного обоснования российского социал-демократического движения. В 1895 году вышла его книга «О развитии монистической концепции истории». Доктрина экономического материализма, изложенная в ней, является более полной и последовательной, чем в любой другой публикации того времени. Она определяет задачи российской социал-демократии, в том числе с точки зрения права, законности и революционных преобразований. Правда, он считал социалистическую революцию субъектом далекого будущего.

В эпоху античности демократические проявления были достаточно фрагментарны, и только со временем — в эпоху Возрождения, а затем и в современную эпоху — практика демократического действия была подкреплена подлинно конструктивными идеями. Прежде всего, это идеи народного суверенитета, разделения государства и гражданского общества, разделения властей. Даже Макиавелли, с его подходом «морковь и кнут», писал: «Чтобы завоевать доверие и уважение своих сограждан, государство должно быть щедрым и в то же время бережливым». Он должен позаботиться о том, чтобы ничего не было сделано, что могло бы пробудить ненависть или презрение к своим подданным — общество не прощает переменчивости, легкомыслия, филистизма или нерешительности со стороны властей»[1]. Он также предупредил, что подход «морковь и палка» был подходом «морковь и палка». Там он также предупреждал об опасности неконтролируемого разврата масс, безбожия, погони за роскошью и коррупции.

Идеология и практика демократии обрели новое содержание в период буржуазных революций, т.е. в эпоху активной борьбы за свободу и формирования буржуазно-капиталистических отношений. Это был период, когда идеи демократии, естественных прав и свобод человека, личной неприкосновенности, свободы слова и совести, права на собрания и ассоциации вышли на первый план и заняли центральное место. Появились такие исторически значимые документы, как Билль о правах, Декларация независимости, Декларация прав человека и гражданина, Билль о свободе вероисповедания. Разделение общества на поместья было отменено. Частная собственность рассматривалась как основа свободного предпринимательства, а свобода — как необходимое условие самореализации личности. Быстро развивались институты представительной демократии и многопартийная система.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Нравственное состояние человека и социума как критерии духовности
  2. Программа воссоединения “наук и искусств” Фрэнсиса Бэкона (1561-1626)
  3. Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным
  4. Субъекты реальной истории. Отличие исторического субъекта от субъекта социального
  5. А. Герцен и его философия
  6. Самосознание
  7. Представление о мире как универсальной системе и модели единства мира
  8. Лев Платонович Карсавин, русский религиозный философ
  9. Культурные ценности и нормы
  10. Анри Бергсон и его философия