Для связи в whatsapp +905441085890

Гештальт-принципы восприятия — Основные принципы восприятия

Вертхаймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Его предпосылкой было то, что мы воспринимаем объекты так же, как мы воспринимаем видимое движение — то есть как единое целое, а не как набор отдельных восприятий.

Принципы организации восприятия, описанные в большинстве учебников по психологии, по сути, являются законами и правилами, по которым мы организуем и классифицируем воспринимаемый нами мир.

Основная предпосылка этих принципов заключается в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся взаимосвязанными и объединяются в структуру, которая выделяется.

Организация восприятия происходит спонтанно, и его формирование неизбежно по мере того, как мы смотрим вокруг. Нам не нужно учиться создавать образы, как утверждают сторонники ассоциативного подхода, хотя некоторые виды восприятия более высокого уровня зависят от обучения.

История гештальтпсихологии начинается с публикации работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), которая поставила под сомнение обычное представление о существовании отдельных элементов в акте восприятия. В экспериментах: Испытуемому последовательно предъявлялись два световых стимула (один — вертикальная или косая полоса (А), другой — горизонтальная (В)).

Если временное расстояние между A и B значительно, оба стимула воспринимаются последовательно. Когда стимулы менялись очень быстро, испытуемые воспринимали угол; при умеренной скорости они видели, как первый из них — «косая» или вертикальная линия — менялся на горизонтальное положение. Испытуемые не могли отличить это кажущееся движение от реального, даже при специальном руководстве.

Вертхаймер также описал феномен «чистого движения», когда испытуемые четко видят движение, но не воспринимают движущийся объект. Это движение было названо стробоскопическим.

Вертхаймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Он предположил, что мы воспринимаем объекты так же, как воспринимаем видимое движение — то есть как единое целое, а не как набор отдельных ощущений.

Основная предпосылка этих принципов заключается в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся взаимосвязанными и объединяются в структуру, которая выделяется. Организация восприятия происходит спонтанно, и ее возникновение неизбежно, когда мы смотрим вокруг.

Согласно гештальт-теории, основная деятельность нашего мозга при визуальном восприятии объектов не является накоплением их отдельных видов. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы зрительного ввода и не связывает их посредством механического процесса ассоциации.

Скорее, мозг — это динамическая система, в которой все элементы активны в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые похожи или близки, склонны к ассоциации, а элементы, которые непохожи или далеки друг от друга, — нет.

Гештальт-принципы восприятия - Основные принципы восприятия

Основные принципы восприятия

  1. близость. Элементы, близкие по пространству или времени, кажутся нам принадлежащими друг другу, и мы склонны воспринимать их вместе.
  2. непрерывность. Наше восприятие стремится следовать направлению, которое позволяет нам связать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию.
  3. сходство. Мы воспринимаем похожие элементы вместе, образуя замкнутые группы.
  4. закрытие. В нашем восприятии существует тенденция завершать незаконченные дела и заполнять пробелы.
  5. простота. Во всех контекстах мы стремимся видеть цифры как можно более полными: В гештальтпсихологии эта характеристика называется «беременная форма». Беременная форма должна быть симметричной, простой и неизменной, ее нельзя упростить или как-то иначе упорядочить.
  6. фигура-фон. Мы пытаемся организовать наше восприятие так, чтобы видеть объект (фигуру) и фон, на котором он появляется. Таким образом, фигура кажется нам более заметной и более четко выделяется на общем фоне картины.

Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта; они неотъемлемо присутствуют в наблюдаемых объектах.

Вертхаймер назвал их вспомогательными факторами, но при этом признал, что на восприятие влияют и основные факторы самого организма: Например, высшие мыслительные процессы, определяющие предсознание и отношение, также могут влиять на восприятие. В целом, однако, гештальтисты склонны уделять больше внимания вспомогательным факторам в организации восприятия, чем результатам обучения или опыта.

В соответствии со взглядами гештальтпсихологии на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных с точки зрения целостности ситуации и отношений между стимулами. Например, он изучал проблему решения задач по перестройке перцептивных полей.

Келер интерпретировал результаты таких экспериментов как свидетельство существования инсайта — то есть внезапного постижения или понимания ранее неизвестных взаимосвязей (инсайт — внезапное осознание или понимание (проблемы или явления)). Для описания явления, выявленного в ходе экспериментов с обезьянами, Келер использовал немецкое слово «Einsicht», что соответствует английскому «insight», которое можно приблизительно перевести как понимание, постижение, проникновение в суть проблемы. В дальнейших экспериментах по изучению независимых, спонтанных озарений американский психолог животных Роберт Йеркс также нашел доказательства существования озарений в поведении орангутангов, которые он назвал семантическим обучением.

По мнению Келера, инсайт заключается в том, что элементы поля, которые ранее были не связаны между собой, начинают объединяться в структуру, соответствующую проблемной ситуации. В чисто описательных терминах эта форма поведения характеризуется использованием элементов в соответствии с их отношением друг к другу и в реорганизации поля.

Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате дискриминации (инсайта), при условии, что все элементы, необходимые для решения, находятся в перцептивном поле животного.

Понятие инсайта стало ключевым понятием в гештальтпсихологии. Ему был придан универсальный характер. Она стала основой гештальтистского объяснения адаптивного поведения, которое Торндайк и бихевиористы приписывали принципу «проб, ошибок и случайного успеха».

Инсайт-исследования поддержали молярную или глобальную концепцию поведения гештальтистов в их борьбе с молекулярными или атомистическими взглядами бихевиористов. Эти исследования также подкрепили идею гештальт-психологов о том, что обучение предполагает реорганизацию или реструктуризацию психологической среды.

Понятие инсайта у Кёлера подверглось значительной критике. Попытки воспроизвести эксперимент Келера, в котором шимпанзе давали две короткие палки, чтобы они сделали длинную палку, дали мало поддержки мнению о роли инсайта в обучении. В аналогичных экспериментах, проводившихся неоднократно, было высказано предположение, что принятие решений у обезьян возникает не сразу, а может зависеть от их предварительных способностей.

Изоморфизм

При объяснении этого явления необходимо рассмотреть соответствие между формами в опыте непосредственно наблюдаемого и процессами, происходящими в мозге. Эта идея, названная изоморфизмом (от греческого isos — тот же, morphe — форма, изоморфизм — соответствие между формами в опыте непосредственно наблюдаемого и в процессах в мозге), теперь принята в химии и биологии.

Гештальтисты сравнивали восприятие с картой, в том смысле, что она идентична реальной местности, которую представляет, не будучи ее точным изображением. В то же время, однако, карта является надежным путеводителем для восприятия реального мира.

Изоморфизм означает, что элементы и их отношения в одной системе однозначно соответствуют элементам и их отношениям в другой системе. Согласно гештальтистской гипотезе, физиологическая и психологическая системы изоморфны друг другу (подобно тому, как топографическая карта соответствует местности).

Взгляды Вертхаймера были развиты Келером в его книге «Физические гештальты в руле и в стационарном состоянии», вышедшей в 1920 году. В ней Келер предполагает, что процессы в коре головного мозга подобны процессам в силовом поле и что, подобно возникновению силового поля вокруг магнита, нейронное поле может возникать в ответ на сенсорные импульсы — через электромеханические процессы, возникающие в мозге в ответ на сенсорные импульсы.

В своей книге Келер проводит идею о том, что физический мир, как и психологический, подчиняется принципу гештальта. Гештальтисты начинают выходить за рамки психологии: все процессы реальности управляются законами гештальта. Объяснение психических явлений должно заключаться в поиске соответствующих структур в мозговых процессах, которые были объяснены на основе физической теории электромагнитного поля Фарадея и Максвелла. Была выдвинута гипотеза о существовании в мозге электромагнитных полей, которые, возникнув под воздействием стимула, изоморфны структуре изображения. Гипотеза о существовании полей мозга составляет существенную часть системы гештальтпсихологии и представляет собой ее решение психофизической проблемы.

Принцип изоморфизма рассматривался гештальт-психологами как выражение структурного единства мира — физического, физиологического и психического: Последний является точным структурным воспроизведением динамической организации соответствующих процессов мозга. По мнению Кёлера, выявление единых законов для всех областей реальности позволило преодолеть витализм. Выготский оценил эту попытку как «чрезмерное приближение умственных задач к теоретическим построениям и данным новейшей физики».

Дальнейшие исследования (не все из которых, однако, были проведены гештальт-психологами) укрепили новое течение. Э. Рубин открыл феномен фигуры и фона (1915); Д. Кац показал роль гештальт-факторов в осязании и цветовосприятии.

Продуктивное мышление человека

Гештальт-психология также изучала мышление экспериментально (Келер, Вертхаймер, Дункер, Майер).

Вертхаймер распространяет этот принцип на решение человеческих проблем. Книга Макса Вертхаймера, посвященная проблемам продуктивного мышления, была опубликована после смерти ее автора в 1945 году. В ней он попытался применить гештальтистские принципы обучения к проблемам творческого мышления человека, основываясь на предположении, что мышление происходит с точки зрения целостного восприятия проблемы. Однако он утверждал, что и студенты, и преподаватели должны хорошо понимать общую ситуацию, чтобы успешно ее разрешить.

Он утверждал, что если преподаватели организуют занятия в классе в единое целое, учащиеся смогут яснее видеть происходящее и понимать суть проблем и их решений. Вертхаймер показал, что после того, как принцип решения проблемы усвоен, его можно перенести на другие ситуации.

Он заключает: «Мышление заключается в распознавании структурных особенностей и структурных требований, осознании этих требований, действии в соответствии с ними и, таким образом, изменении ситуации для улучшения ее структуры». Согласно Вертхаймеру, предпосылкой для реструктуризации ситуации является способность отказаться от привычных шаблонов и схем, которые не соответствуют ситуации задачи, шаблонов, которые сложились в прошлом и были подкреплены практикой. Переход к новому способу видения происходит внезапно в результате озарения. Подчеркивается, что хотя мышление является единым процессом, в его динамике можно выделить стадии или фазы.

Первый этап — это постановка проблемы на основе условий; «первое упоминание состоит именно в признании того, что здесь есть проблема. Видение, правильная формулировка проблемы часто гораздо важнее, чем ее решение».

Вторая фаза — это группировка, реорганизация, структурирование и другие операции, связанные с поставленной задачей. Третья фаза или этап — открытие структуры через инсайт. Четвертый — поиск путей реализации в соответствии с этой структурой.

Теория поля — это психологическая система Курта Левина, которая использует концепцию силового поля для объяснения поведения индивида с точки зрения влияния на него социального поля воздействия.

Льюин связывает термин «поле» с системой стимульных объектов человеческой деятельности, которые существуют «здесь и сейчас» в психологическом, субъективном пространстве человека. Поле становится напряженным (аналог физического поля, как у гештальтистов, Левин утверждал о тождестве, физических и психологических паттернов), когда возникает дисбаланс между личностью и средой. Это напряжение должно быть снято, что делается через реализацию намерения. Во время реализации намерения объекты, в которых человек больше не испытывает потребности, теряют свою мотивационную силу.

Например, когда мы голодны, сэндвич, который появляется в поле нашего зрения, «привлекает» нас (в терминах Курта Левина, он имеет положительную валентность), но после того, как мы утоляем голод в другом месте, мы теряем к нему интерес. Ситуации, в которых поведение человека определяется полевыми объектами, называются «полевым поведением»: его «нормальная» версия предполагает, что объект управляет поведением путем удовлетворения потребности.

Теория поля Льюина стала новым шагом в объяснении поведения. Согласно ей, ход действий полностью сводится к определенному набору условий поля, существующих в данный момент. Понятие поля включает в себя как внешние (среда), так и внутренние (субъект) факторы.

Гештальт-исследования проблем научения

Мы уже упоминали о пребывании Колера на острове Тенерифе с 1913 по 1920 год, когда он исследовал умственные способности шимпанзе, приводя примеры их способности выполнять различные задания (Kohler. 1917).

В экспериментах использовались примитивные приспособления: клетки с редкими прутьями, которые не позволяли животным свободно выходить на улицу, палки, с помощью которых можно было достать далекие бананы, и ящики, на которые обезьяны могли забираться. В соответствии с гештальтпсихологическим взглядом на проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных с точки зрения целостности ситуации и отношений между стимулами. Например, он рассмотрел проблему, касающуюся задач, связанных с перестройкой перцептивных полей.

В одном из экспериментов снаружи клетки был помещен банан, к которому привязали веревку и подвели к животному. В этих условиях обезьяна без колебаний потянула за веревку и достала банан. Кёлер пришел к выводу, что для шимпанзе решение такой задачи в целом простое. Однако, когда к банану протянули несколько веревок, обезьяна не знала, за какую из них потянуть первой, чтобы получить желанное лакомство. Это указало Келеру на то, что решение этой проблемы не могло быть ясным с самого начала.

В другом эксперименте банан был помещен вне клетки на недоступном для обезьяны расстоянии. Когда палка была помещена между прутьями клетки и прямо напротив банана, оба объекта воспринимались как элементы одной и той же ситуации, и шимпанзе использовали палку, чтобы легко достать лакомство. Однако, когда палка была помещена в другой конец клетки, оба объекта (банан и палка) воспринимались менее легко как принадлежащие к одной и той же ситуации. В этом случае для решения проблемы потребовалась перестройка перцептивного поля.

В другом эксперименте банан также поместили вне клетки, но обезьяне дали две полые бамбуковые палочки, каждая из которых была слишком короткой, чтобы дотянуться до лакомства. Чтобы достать банан, нужно было положить одну палку на другую. При этом животное должно было уметь обнаружить новое соединение между двумя короткими палочками, чтобы достичь цели.

Приведенный ниже оригинальный материал описывает эксперименты, проведенные Келером при изучении поведения шимпанзе.

В этом отрывке из ставшей классической книги «Интеллект человекообразных обезьян» автор показывает, как наблюдаемые им шимпанзе учатся использовать различные предметы, чтобы достать лакомый кусочек, который без этих инструментов был бы им недоступен. Эти эксперименты показывают, как обезьяны учатся использовать коробки для достижения цели (сложного стимула), которая обычно представляла собой банан, свисающий с потолка клетки.

Обратите внимание на простой и понятный язык, которым Келер описывал свои эксперименты для неспециалистов. Он сосредоточил все свое внимание на индивидуальных особенностях наблюдаемых им шимпанзе и характерных различиях между ними. Он не составил официального плана своих исследований, не провел никаких измерений ни до, ни после экспериментов, не сделал статистического анализа результатов и не провел сравнений с контрольными группами. Келер просто описал свои наблюдения за поведением обезьян в ситуациях, которые он сам для них создавал.

Если шимпанзе не может достать подвешенный банан с помощью одной коробки, есть шанс, что он положит его сверху на две или более коробок и добьется желаемого результата. На первый взгляд, кажется, что эта задача будет простой и легко решаемой. Однако при проведении эксперимента довольно быстро становится очевидным, что для шимпанзе проблема распадается на две совершенно разные задачи. В этом случае одна из двух задач решается довольно легко, а другая вызывает значительные трудности.

Мы думали, что в первой проблеме заключается вся проблема, и там, где обезьяны действительно начинали испытывать трудности, мы изначально не видели никаких проблем. Если при описании этого любопытного факта особое внимание уделяется впечатлению, которое он произвел на наблюдателя, то в соответствии с этим обстоятельством рассказ об эксперименте следовало бы разделить на две части. Начну с ответа на вопрос, который относится к первой части задания.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология толпы
  2. Гендерные особенности межличностных отношений
  3. Психоанализ или фрейдизм
  4. Взаимоотношения ученика и учителя. Конфликты
  5. Торможение как физиологический процесс, его виды
  6. Психологические особенности формирования самоотношения у подростков
  7. Психологические особенности молодой семьи
  8. Технологии дистанционного психологического консультирования
  9. Метод самонаблюдения — Развитие метода интроспекции (самонаблюдения)
  10. Развитие мышления