Для связи в whatsapp +905441085890

Гештальт-терапевт — Задача гештальт-терапевта

Цель гештальт-терапии — помочь людям найти себя, стать подлинными. Однако понятие подлинности — это не строго научный термин, а скорее метафора, что приводит к трудностям в его точном определении. Поэтому мы должны не рассуждать о том, что такое подлинность, а находиться на пути к ней. Однако есть несколько ключевых состояний, которые определяют подлинность — аутентичность, уникальность, способность быть самим собой и жить полной жизнью, стремление к собственному уникальному стилю жизни, не копирующему и не подражающему авторитетам, и т.д. Метафора «подлинности» связана с метафорой «чистого Я», которая существует в психосинтезе и относится к самосознанию личности, не зависящему ни от чего внешнего. Эти определения можно множить бесконечно, и это показывает, что «подлинность» не является научным понятием, соответствующим канону позитивистского знания, а представляет собой высшую экзистенциальную ценность, мировоззренческую категорию, характеристику образа жизни, свойство особой субъективности. Поэтому передать «дух» гештальт-терапии так же сложно, как определить, какого цвета ветер. Стремление к индивидуальности, целостности, к собственной неповторимости, уникальности личности — основная характеристика гештальт-терапии, отличающая ее от других психотерапевтических направлений.

Если прислушаться к словам так называемой «молитвы гештальт-терапевтов», то можно услышать не только уверенность в себе и ответственность за себя, но и одиночество и падение. Эта «молитва» звучит так: «Я — это я, а ты — это ты. Я делаю свое, а вы — свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям, а вы живете в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим. Я — это я, а ты — это ты. И если мы случайно найдем друг друга, это тоже прекрасно. Если мы этого не сделаем, ничего не поделаешь».

Это девиз сильного человека, который отказался от Бога и, возможно, даже пошел по его стопам. Фриц Перлз сказал «нет» духовной, моральной, финансовой помощи из любого источника, отказался от религии, философии и идеологии, стал свободным, ответственным за свою жизнь и….. один. Никто не обязан помогать, человек берет свою судьбу в собственные руки. Именно эта идея ответственности является основополагающей в работе Перлза.

Перлз характеризует психотерапевтический процесс как превращение «бумажных», «безжизненных» людей в реальных. Этот «бумажный», «нереальный» человек — продукт западноевропейской цивилизации: он чрезмерно озабочен поддержанием социального статуса, озабочен фантазиями о будущем и воспоминаниями о прошлом, а не жизнью в настоящем, он чрезмерно рационален. Ему трудно «найти себя», свою личность, потому что он «утопает» в гордости и тщеславии, страхе, стыде и чувстве вины. Выход из этого состояния Перлз видел в том, чтобы довериться собственным чувствам, «прорвать» блокаду ограничений и запретов, наложенных на человека обществом, и обрести подлинность.

Гештальт-терапия дает клиенту возможность перейти от социально нормированных и социально контролируемых чувств к подлинным чувствам, освободиться от стереотипов и клише, открыться новому опыту. Основная задача гештальт-терапевта — «выбить» клиента из привычного отношения к жизни, которое позволяет ему прятаться от реальности, помочь ему увидеть разнообразие жизненных выборов и стать свободным и ответственным за свою жизнь. В гештальт-терапии нет понятия «должен», его заменяет «хочу». Это не гедонистическая вседозволенность, а шаг к ответственности. Гештальт-терапевтическое «хочу» не следует понимать как просьбу исполнить каждое возникающее желание, речь идет о совершенно другом наборе проблем.

Гештальт-терапевт

Задача гештальт-терапевта

Действие невротических механизмов приводит к тому, что человек теряет свою индивидуальность, свою целостность, распадается на фрагменты, на то, что Р. Ассаджиоли в психосинтезе называет «частичными личностями», которые часто противопоставляются друг другу, например, уверенность в себе против застенчивости, мужественность против женственности, чувствительность против рациональности и т.д. Психотерапевтический эффект связан с возвращением клиента к своей сути, к своему «я», через интеграцию. В процессе гештальт-терапии клиент учится доверять собственным чувствам и собственной органической мудрости. Терапевтический процесс включает в себя движение по нескольким уровням.

Первый уровень — это уровень обмена клише. Это уровень, на котором проходит жизнь большинства людей; это ритуальные отношения. Она включает в себя разговоры о погоде, политике, знаменитостях и моде. На этом уровне вопрос «Как дела?» предполагает единственно возможный ответ: «Нормально». На этом этапе задача терапевта — указать клиенту на бесполезность времяпрепровождения, когда нет реального взаимодействия между людьми.

Второй уровень — это маски, роли, которые мы играем в нашей повседневной жизни. Это представление о себе, которое мы создаем специально для того, чтобы показать его другим. Такими масками могут быть маски «хорошего парня», «неудачника», «милой женщины», «правдоискателя», «жертвы» и так далее. Исполнение определенной роли — это стереотипное бессознательное действие, которое клиент изначально совершает даже на сеансе психотерапии. Для психотерапевта, обладающего более широким спектром сознания, поведение клиента, естественно, несет много информации. На этом этапе терапевт должен стать «увеличивающим зеркалом», в котором клиент может увидеть себя. Вопросы терапевта прервут привычное поведение клиента и, следовательно, приведут к фрустрации, но помогут выявить наличие маски или роли. На этом уровне работа терапевта направлена на реализацию принципа «здесь и сейчас» и связана с расширением сферы сознания клиента. Иногда терапевт провоцирует полное разворачивание процесса прерывания контакта или манипуляции и только потом обращает внимание клиента на истинную суть этого действия. После этой стадии клиент начинает понимать, как роли, маски и манипуляции используются для ухода от реальной жизни.

Следующий, третий этап — это взрыв внутрь (имплозия). Это происходит после максимальной фрустрации, когда клиент понимает, что привычное поведение является неискренним и манипулятивным и должно быть изменено. Но в этот момент клиент чувствует пустоту и беспомощность, ощущение, что выхода нет. Этот неприятный опыт может привести к выходу из процесса осознания и возвращению к привычному поведению. На этом этапе терапевт должен продемонстрировать, что существует выбор и что клиент имеет право оставаться в привычной позиции и не меняться, но человек должен взять на себя ответственность за любой свой выбор. В то же время терапевт не должен торопить клиента, так как возникающая пауза наполнена внутренними переживаниями.

Следующий этап — блокировка и взрыв наружу (фугас). Чувство внутреннего смятения и отчаяния на этом уровне может переживаться как смерть или страх смерти. Гештальт-терапия объясняет эту ситуацию вовлечением большого количества энергии, связанной с разрушением старого и рождением нового. Терапевт может предложить различные способы высвобождения энергии, связанной с экспериментированием.

Еще одна задача гештальт-терапевта связана с тем, что на уровне блокировки клиент не чувствует своих ресурсов и возможностей. Необходимо помочь клиенту осознать не только свои границы, но и свой потенциал, потому что страх препятствует внешнему взрыву.

Пятый уровень, аутентичность, достигается с осознанием клиентом своего центрального «Я».

Теоретические истоки гештальт-терапии

Теоретическими истоками движения гештальт-терапии считаются психоанализ, экзистенциальная философия, гештальт-психология и дзен-буддизм. Следует отметить, однако, что строгой философской концепции гештальт-терапии просто не существует.

Перлз ввел в свою теорию термин из гештальтпсихологии, который дал название всему психотерапевтическому направлению: Гештальт. Это понятие, относящееся к законам восприятия и обозначающее целостность и структуру, применяется к мотивационной сфере человека. Возникновение и удовлетворение потребности рассматривается как процесс развития и завершения гештальта. Каждая потребность стремится к своему удовлетворению/завершению, и когда этого не происходит, нарушается весь процесс формирования новых потребностей, потому что неудовлетворенная потребность или незавершенный гештальт вытягивает энергию из организма и продолжает пытаться быть завершенным.

Помимо термина «гештальт», из гештальтпсихологии была взята идея поля «организм/среда». Психологические явления существуют только на границе между человеком и окружающей средой. Только из внешней среды человек может получить удовлетворение своих физиологических и психических потребностей. При взаимодействии с полем окружающей среды организм осуществляет цикл контакта, который включает следующие этапы: Предварительный контакт, контакт, окончательный контакт и постконтакт. В фазе предварительного контакта возникает потребность, в фазе контакта организм выбирает из окружающей среды объект, который может удовлетворить потребность, в фазе окончательного контакта граница между объектом и субъектом исчезает. В постконтактном периоде организм отделяется от окружающей среды, усваивает приобретенный опыт, и таким образом цикл контакта завершается.

Понятие границы контакта определяет специфику отношений терапевта и клиента в гештальт-терапии. Здесь их встреча — это не встреча всезнающего и великого гуру с неопытным учеником, а экзистенциальная встреча двух людей. Здесь особенно важно то, что каждая из личностей привносит в границу контакта. Личность психотерапевта, его спонтанные реакции и действия становятся самым важным элементом терапии. В гештальт-терапии терапевт имеет право говорить о своих чувствах, доводить до грани контакта все эмоции, возникающие в процессе взаимодействия с клиентом; более того, его чувства становятся одним из инструментов терапии.

То, что происходит на границе контакта между терапевтом и клиентом, также особенно важно, поскольку неразрешенные эмоции и конфликты не остаются в прошлом, а живут «здесь и сейчас» в психике клиента в виде незавершенных гештальтов. Незаконченные ситуации повторяются и, как правило, оказываются во всех ситуациях «здесь и сейчас» клиента, а значит, и в реальной терапевтической ситуации. Например, человек, патологически стремящийся к самоутверждению, будет стремиться доказать собственную значимость и на сеансе психотерапии. В этом случае реакция терапевта на попытку манипуляции может помочь клиенту обратить внимание на то, какая потребность требует своего удовлетворения и что выводит его на грань контакта с окружающими людьми, включая терапевта.

Фокус процесса гештальт-терапии смещается на диалог клиента и терапевта, на то, что происходит «здесь и сейчас». Основатель гештальт-терапии, соглашаясь с психоаналитическим представлением о том, что корни проблем клиента лежат в прошлом, в его детстве, не считал необходимой интеллектуальную реконструкцию детской проблемы. Эта проблема живет в настоящем клиента, так что доступ к ней может быть осуществлен «здесь и сейчас». Важно не то, что когда-то произошло, а то, как тот или иной прошлый опыт влияет на настоящий момент.

Генезис невроза

Чтобы описать возникновение невротических механизмов, Перлз использует метафору — популярную детскую сказку о голом короле. Как известно, все придворные и взрослые жители сказочной страны восхищались платьем короля, придумывали детали несуществующего одеяния и многозначительно хвалили его фасон и цвет. И только один маленький мальчик, единственный в королевстве, кто доверял своим чувствам, воскликнул: «А король-то голый!». Перлз продолжает это повествование следующим образом. Взрослые бросились к ребенку и стали убеждать его, что платье существует на самом деле. Мальчику было страшно, и чтобы не расстраивать взрослых, он подчинился их мнению, перестал верить собственным чувствам и отказался от них. Важно то, что нежелание выражать себя и свои чувства становится такой привычкой, что продолжает действовать даже тогда, когда внешний запрет на выражение чувств снят.

Такая история случается в жизни каждого человека. Ребенок приходит в мир с открытым сердцем и искренними чувствами. Но общество, его нормы и правила учат людей доверять своим чувствам, полагаться на свое мнение. Отрицая собственные чувства и подчиняясь требованиям общества, мы разрываем контакт с внешним миром. Это происходит потому, что для того, чтобы установить контакт с внешним миром, человек должен четко осознавать границы между собой и миром, потому что если нет границ, то нет и контакта.

Еще одна метафора, которая описывает основные идеи гештальт-терапии, — это метафора ловушки. Подобно тому, как свободное дикое животное попадает в ловушку, расставленную охотниками, человек оказывается в ловушке общественных запретов и ограничений. Чтобы освободиться из ловушки, животное откусывает себе лапу, а человек отказывается от тех чувств и эмоций, тех частей своей личности, которые социально неприемлемы, таких как гнев, любовь, секс, радость и так далее. И как животное, лишенное лапы, становится раненым и калекой, так и человек, потерявший часть своей личности, становится ограниченным в способности выражать себя и не может жить полной жизнью, не может быть самим собой.

Гештальт-терапия выделяет следующие невротические механизмы (механизмы сопротивления, механизмы прерывания контакта, которые по сути являются механизмами психологической защиты). Важно отметить, что каждая из них изначально служит вполне здоровым способом адаптации к окружающей среде и превращается в дисфункциональные, невротические реакции только через привыкание к стереотипу.

Fusion (Confluence). Когда включается механизм слияния, человек перестает различать «я» и «не-я»; он находится в состоянии слияния с окружающим миром. В такой ситуации невозможно определить, где собственные чувства и желания, а где чувства и желания другого, где я, а где ты.

Непатологическое слияние: младенец находится в симбиотическом слиянии со своей матерью, влюбленный — в слиянии со своей возлюбленной, творец — в слиянии с произведением искусства, которое он создает, и т.д. Когда этот механизм становится стилистической, постоянной моделью поведения, человек постоянно находится в ситуации, когда между ним и внешним миром нет границ. Такого человека можно узнать по часто используемому местоимению «мы». Слияние с «мы» — это бегство от ответственности, от необходимости принимать собственные решения. Основная психотерапевтическая работа связана с установлением личных границ с внешним миром через процесс сепарации и индивидуации. В этом контексте пациента в гештальт-терапии поощряют говорить только от первого лица.

Вступление. Чтобы проиллюстрировать механизм интроекции, Перлз проводит аналогию с процессом пищеварения. Человек должен получать пищу из внешней среды, которую он пережевывает, переваривает, усваивает то, что ему необходимо, и отбрасывает ненужное и лишнее. Переваренная пища становится частью тела. Если кусок пищи проглатывается без пережевывания и без желания поесть, нарушается весь процесс пищеварения.

Техники психотерапии

Гештальт-терапия имеет широкий спектр техник, многие из которых заимствованы из других форм психотерапии, таких как психодрама, трансактный анализ и арт-терапия. Гештальт-терапевты считают, что в рамках их подхода допустима любая техника, которая служит естественным продолжением диалога между терапевтом и клиентом и усиливает процессы осознания.

Гештальт-терапия может проводиться как в форме индивидуальных, так и групповых занятий. В то же время групповая работа в рамках гештальт-терапии имеет свою специфику: в гештальт-группах акцент делается не на групповой динамике, хотя она не игнорируется терапевтом, а на индивидуальной работе с членом группы, представившим свою проблему. Таким образом, группа здесь — это резонатор, хор, на фоне которого выступает солист.

Первый технический прием, используемый в процессе гештальт-терапии, — это заключение контракта. Как уже упоминалось ранее, в этой школе психотерапии терапевт и клиент являются равноправными партнерами, и клиент сам несет ответственность за результаты терапии. При подписании контракта этот аспект устанавливается, как и цели, которые ставит перед собой клиент. Для клиента, который постоянно уклоняется от ответственности, эта ситуация является проблематичной и требует проработки. Таким образом, уже на этапе заключения контракта клиент учится брать на себя ответственность за себя и за то, что с ним происходит.

В гештальт-терапии утвердилось разделение техник на две группы: диалогические техники и проективные техники. Диалогические техники — это работа, проводимая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт наблюдает за механизмами прерывания клиента и привносит свои эмоции и переживания, как часть окружения клиента, в границу контакта. Другая группа техник — это так называемые проективные техники, работающие с образами, снами, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т.д. Однако четкое разграничение между этими техниками возможно только в теории, на практике же они тесно переплетаются.

Одна из самых известных техник — техника «горячего стула», используемая в групповой работе. Горячий стул» — это место, куда садится клиент, желающий рассказать о своей проблеме. Взаимодействие происходит только между ним и руководителем группы, а остальные члены группы становятся молчаливыми слушателями и зрителями, участвуя во взаимодействии только по подсказке терапевта. В конце занятия члены группы сообщают о своих ощущениях. Необходимо, чтобы участники говорили о своих чувствах, не давали советов и не осуждали человека, сидящего в «горячем кресле».

Еще одна оригинальная техника гештальт-терапии — концентрация (сфокусированное внимание). Осознание должно происходить на трех уровнях: Осознание внешнего мира (что я вижу, слышу), внутреннего мира (чувства, ощущения тела) и мыслей. Клиент, следуя принципу «здесь и сейчас», рассказывает о том, что он осознает в данный момент, например: «В данный момент я сижу на стуле и смотрю на терапевта. Я чувствую напряжение и замешательство. Я слышу, как бешено бьется мое сердце». Этот эксперимент выполняет несколько функций. Во-первых, она помогает усилить, обострить ощущение настоящего; Перлз описывает ситуации, когда после применения этой техники пациенты говорили, что мир стал для них более реальным и ярким. Во-вторых, этот эксперимент помогает определить способы, с помощью которых человек уходит от реальности (например, через воспоминания или фантазии о будущем). В-третьих, восприятие монолога — ценный материал для терапии.

В технике экспериментального подкрепления клиента просят подкрепить некоторые из его ослабленных вербальных или невербальных выражений.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогика и методика начального образования
  2. Виды общей психологии
  3. Межличностные отношения в группе детей и их детерминанты
  4. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
  5. Тренинг личностного роста как средство активизации творческого потенциала личности
  6. Основные положения семейной коммуникативной психотерапии — Особенности семейной психотерапии
  7. Взаимосвязь свойств темперамента и уровня тревожности подростков — Изучение темперамента — история и современность
  8. Понятие аффекта и его отличительные признаки
  9. Конфликт как категория психологии: общее понятие, причины возникновения и стадии конфликта
  10. Типы шкал и методы измерения ощущений