Для связи в whatsapp +905441085890

Гессен Сергей Иосифович: «основы педагогики» — Педагогическая мысль русской эмиграции

Философ и публицист. Окончил юридический факультет С.-Петербург, университета. Гессен продолжил образование в Германии, в Гейдельберг. и Фрейбург. ун-тах, где занимался под рук. Виндельбанда, Риккерта и Г. Еллинека.

Г. пытался построить систему философии, в которой органически сочетался бы присущий рус. филос. традиции онтологизм с нем. гносеологизмом, но в силу разного рода обстоятельств (в частности, и по причине “боязни метафизики”, отмеченной Зеньковским) не смог осуществить своего замысла. Наиболее существ. научный вклад он сделал в области филос. антропологии и педагогики, понимаемых им (вслед за П. Наторпом) как “прикладная философия”. О его повышенном интересе к культурологии свидетельствует тот факт, что он был одним из инициаторов, руководителей и деятельность участников международного журнала по философии культуры “Логос”, издававшегося в России в 1910-14. Под углом зрения культурологии рассматривает Г. и педагогику, к-рая с его есть социокультурный механизм, обеспечивающий сохранение и передачу достижений культуры от поколения к поколению. Основой педагогики он считал учение о личности, созидаемой путем приобщения к сверхличным ценностям: “Могущество индивидуальности коренится не в ней самой, не в природной мощи ее организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается тело и душа, и которые просвечивают в них как задания его творческих устремлений”. Становление личности есть, по Г., и путь к свободе, к-рая не дана человеку, а лишь задана. Большой интерес представляют литературно-критические статьи Г., посвященные творчеству Достоевского и B.C. Соловьева, где он рассматривал прежде всего нравствственные проблемы добра и зла, долга и любви.

Гессен Сергей Иосифович: "основы педагогики" - Педагогическая мысль русской эмиграции

Педагогическая мысль русской эмиграции

Наиболее видным представителям антрополого-гуманистического направления являлся выдающийся философ Сергей Иосифович Гессен (1887 -1950) Его отцом был видный деятель кадетской партии И. В. Гессен. После окончания Первой Петербургской гимназии он продолжил образование в Германии на философском отделении Гейденбергского, а затем Фрейбургского университетов. Свою педагогическую деятельность доктор философии С.И. Гессен начинает в 1914 г в Петербургском университете. Среди читаемых им курсов значится «История педагогических систем в связи с общей историей философии», положившей начало построению системы философской педагогики. Во время Гражданской войны он руководил историко-философским факультетом Томского университета. Затем после кратковременного пребывания в Петрограде, где Гессен являлся профессором кафедры педагогики, он в декабре 1921 г. по льду залива вместе с семьей перебирается в Финляндию.

Выделяют три периода зарубежной жизни С. И Гессен: Берлинский (1922-23), Пражский (1923-1935) и последний – Польский (1936-1950). В 1923 г. вышли фундаментальные «Основы педагогики», которые сразу сделали имя Гессена широко известным не только в Российском зарубежье. Книга была издана в авторском переводе на польском, чешском, болгарском, итальянском и других языках. Автора пригласили в Прагу в качестве профессора педагогики Русского педагогического института им. Я.А. Коменского. Он становится профессором Варшавского университета, Русского научного института, Немецкого университета в Праге и ряда других вузов. Наряду с педагогическими проблемами Гессен занимался философскими, политологическими исследованиями, литературоведением и структурной лингвистикой.

С 1936 года в Польше начинается завершающий, пятнадцатилетний период жизни С.И. Гессена. Он получил кафедру философии воспитания в Свободном университете в Варшаве, кроме того, преподавал в Варшавском университете и Институте специальной педагогики.

Публикует две новые книги «Школа и демократия на переломе», «О противоречиях и единстве воспитания», готовится к публикации фундаментальная книга «Структура и содержание современной школы. Очерк общей дидактики». В центре внимания Гессена находился комплекс проблем связанных с общими тенденциями и механизмами демократизации образования, возможности противодействия тоталитарным тенденциям. Упор делается на философские основы педагогики, прежде всего приоритет нравственного воспитания. Педагог никогда не открывал свое политическое кредо. Он был убежденным сторонником либеральных ценностей и правового социализма. Для Гессена был, равно не приемлем и тоталитаризм в его фашистской форме и «государственный социализм» большевиков.

Начавшаяся Вторая мировая война, резко изменила жизнь С.И. Гессена. Он преподавал в подпольных учебных заведениях организованных Сопротивлением, участвовал в Варшавском восстании, во время которого сгорели рукописи книг, которые С.И. Гессен писал на протяжении всей войны, в частности монография «Философия воспитания».

В послевоенное время он вернулся к активной научной и преподавательской деятельности. Заведует кафедрой педагогики Лодзинского университета, пишет свои последние педагогические работы «В защиту педагогики» и «Образование и экономика». Но наиболее значимым являлось участие С.И. Гессена в разработке «Всеобщей декларации прав человека». С этим связана его заключительная прижизненная публикация «О правах человека в либерализме, социализме и коммунизме».

Последние годы жизни Гессена оказались омрачены новой встречей с коммунистическим режимом, который утверждался в Польше. Его как «реакционного эмигранта» отстранили от руководства кафедрой, а затем и преподавания в университете. Вскоре он скончался.

Философско-религиозное осмысление проблем воспитания и обучения

С.И. Гессен — один из тех ученых, которые составляли цвет отечественной педагогической науки. Гессен был разносторонне образованным человеком, знатоком философии Э.Канта.

В главном труде С.И.Гессена “Основы педагогики” (1923г.) подчеркнута главная роль философии как источника педагогической науки. Гессен признавал за образованием, прежде всего культурологическую функцию: “Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного”. Идя вслед за неокантианством, он классифицировал педагогику как нормативную науку, т.е. знания о том каким должны быть воспитание и обучение.

Целью образования, по Гессену, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе и научным ценностям, достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, — в её духовности. Могущество индивидуальности, подчеркивал Гессен, коренится не в природной мощи её психологического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается его душа. Личность “обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этой науки и культуры”.

“Мое жизнеописание”(1947 г.) — в этой работе И.С. Гессен описал свой путь в теоретическую педагогику, характерный для многих интеллигентов в России начала ХХ века.

В “Основах педагогики” С.И.Гессен пытался показать, что в основу педагогического знания должна быть положена философия, что без осмысления основных проблем воспитания нельзя выйти на решение частных вопросов педагогики. Отсюда и вывод о том, что педагогика является теоретическим обоснованием образовательной деятельности, основанной на философии. Поскольку образовательная деятельность имеет дело с определенным “материалом”, то педагог с необходимостью использует в своей работе данные таких наук, как физиология и психология. Однако Гессен считал, что не стоит преувеличивать значения для педагогики этих наук, что наблюдается в педагогической деятельности К.Д.Ушинского и в современной теории педагогики. Физиология и психология изучают “природного человека”, его индивидуальность, а границы педагогической науки, по мнению Гессена, вписываются в более широкие области человеческой культуры: образованность, гражданственность, цивилизация. Образование есть не только развитие индивидуальности индивида, сколько его насыщение культурными ценностями: науками, искусствами, нравственностью и пр.

Природный человек педагогическими средствами поднимается до уровня общечеловеческой культуры и выходит в лучших представителях человечества за её пределы, тем самым в личном творчестве обогащая его. И.С.Гессен подвергал критике идею К.Д.Ушинского о национальном народном воспитании. Он выступал за общечеловеческое воспитание, вооружение методом самостоятельного добывания знаний.

Трансцендентально-логический идеализм 

Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) получил философское образование в Германии и вначале был привер-женцем нормативного критицизма Риккерта. Диссертация, представленная им на соискание ученой степени доктора фи-лософии, называлась «Ueber individuelle Kausalitat» («Об индивидуальной причинности»); в ней он рассматривал проблему индивидуальной причинности на основе различия между «идеографическими» и «номотетическими» науками. По возвращении в Россию он был профессором философии в Томске, а после революции жил в Варшаве и Лодзи.

Основные работы С. Гессена: «Философия наказания» («Логос», 1912-1913); «Основы педагогики», 1924[1]; «Про-блема конституционного социализма» («Современные запис-ки», 1924-1928), «Трагедия добродетели в «Братьях Кара-мазовых» Достоевского» («Современные записки», 1928).

В своем исследовании, посвященном проблеме наказания, Гессен пишет: «Со своей формальной стороны преступление есть нарушение закона ответственным субъектом». Преступ-ление есть симптом дисгармонии между законностью и жизнью. Когда закон справедлив и поэтому должен оставать-ся в силе, справедливость, которая страдает от нарушения ее, восстанавливается, когда правовая норма подтверждается осуждением преступления. Это — чистая {форма} наказания.»Как и всякая деятельность, имеющая в виду установление справедливости в обществе, наказание служит закону и, следовательно, самому преступнику, который является существом, наказанным в качестве субъекта, обладающего законными правами. Наказание налагается на него в его же собственных интересах, ибо, обладая правами, он столь же заинтересован в восстановлении справедливости, как и его судьи». Как правило, материя наказания дополняется его формой, т. е. преступник лишается некоторых конкретных прав, как, например, права собственности, свободы передвижения и т, п.

Вопрос о том, «какие именно права должны быть изъяты в каждом отдельном случае, решается в силу материальных соображений. Решение определяется такими внешними целя-ми, как оборона государства и общества от опасных лиц, внушение страха, исправление и т. п. «; средства, которыми располагает государство, следует также принять во вни-мание, как равно индивидуальность конкретных психофизи-ческих личностей, совершающих преступление.

В силу определения наказания как акта правосудия, Гессен устанавливает его низший и высший пределы; выход за высший предел означает выход из сферы закона и превра-щение наказания в акт мести, меру общественной безопас-ности, а не в акт правосудия. Низшим пределом наказания служит публичное объявление приговора. Высший предел есть «лишение преступника всех прав, за исключением одного права, которое все еще позволяет рассматривать его как субъект права». Поэтому полное лишение всех прав, объяв-ление «вне закона» или «отказ преступнику в праве на лише-ние прав» не является актом правосудия. Подобным же образом, «какой бы мудрой иногда ни показалась бы с госу-дарственной точки зрения казнь человека, необходимо опре-деленно признать, что высшая мера наказания противоречит концепции правосудия». Смертная казнь уничтожает субъек-та права, и наказание перестает быть выражением справед-ливости. «Или, скорее, уничтожается не субъект права (как и всё, имеющее значение, он неразрушим), но уничтожается возможность реализации права» (228).

В своей книге «Основы педагогики» Гессен излагает фи-лософскую основу проблемы образования и воспитания, успешно применяя диалектический метод. С его точки зрения, цель образования состоит в том, чтобы приобщить личность к культурным ценностям науки, искусства, морали, права, экономики и превратить естественного человека в культур-ного человека. Свою книгу он заканчивает словами: «Преодо-ление прошлого через посредство связи его с вечным, состав-ляющим его реальный смысл, есть истинная цель образо-вания» (368).

При разработке проблемы этики и социальной философии С. И. Гессен, как и Г. Д. Гурвич, подходит вплотную к интуи-тивизму и стремится расширить его при помощи концепции практической волевой интуиции, которую называет «волезре-нием». В своих работах по этому вопросу он приближается все более и более к общему духу русского конкретного идеал-реализма. Например, это можно обнаружить в его очерке «Трагедия добродетели в «Братьях Карамазовых» Достоев-ского». Согласно интерпретации Гессена, три брата — Дмитрий, Иван и Алеша — являются воплощениями трех стадий добродетели и соответствующих трех искушений зла; само по себе зло, которое символизирует Смердяков, играет роль слуги трех искаженных образов добродетели. Дмитрий Карамазов символизирует «естественную основу нравствен-ности», выраженной полуинстинктивными чувствами стыда, жалости, благоговения (теория Соловьева). Иван символизи-рует добродетель, которая стала объектом размышления, и ищет рациональный смысл жизни. Это — кантианская авто-номная добродетель, состоящая в свободном исполнении дол-га без любви. Высшая степень добродетельности — добро-детель как любовь — воплощена в Алеше, который любит всякое живое существо в его индивидуальной целостности, «из-за ничего», и в любой данный момент творчески принимающий участие в жизни других людей. Гессен рассматривает отца Зосиму как представителя сверхэтической святой жизни. Гессен истолковывает мысль отца Зосимы о том, что «каждый является ответственным за каждого», как показатель того, {что} Царство Божие и принцип, на котором оно зиждется, выходит за пределы противоположности между до-бродетелью и пороком. С точки зрения Гессена, отец Зосима стоит выше сферы морали, а Федор Павлович Карамазов — ниже ее.

Обширная работа Гессена «Проблема конституционного социализма» заслуживает рассмотрения как попытка дать синтез ценных аспектов индивидуалистической структуры общества с ценными аспектами социалистического идеала. Гессен стремится показать, что такая линия развития при-ведет не просто к сохранению, но в действительности придаст более совершенное выражение ценностям религии, национальности, государства, правосудия, свободы и даже частной собственности.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогические методы коррекции агрессивного поведения школьников
  2. Теория поэтапного формирования умственных действий
  3. Стандартизация образовательной деятельности
  4. Профессиональные дискуссии работников образовательной сферы
  5. Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками
  6. Методы обучения критическому мышлению
  7. Специальное дошкольное образование
  8. Теория и методика развития игровой деятельности дошкольника
  9. Воспитание ребенка до года
  10. Направления методической работы в школе