Для связи в whatsapp +905441085890

Гипноз — Теории классического гипноза

Техники гипноза известны человечеству с древних времен. В целом, гипноз считается одним из методов достижения измененного состояния сознания. Первоначально гипнотизера называли магнетизером. Считалось, что магниты отгоняют болезни, и именно магниты вводили человека в транс.

В традиционном классическом гипнозе, известном нам с XIX века, гипнотизер усыпляет человека и дает ему прямые суггестивные команды.

Термин «гипноз» был введен в 1843 году английским врачом Дж. Брэд (Брайд).

Начиная с конца 1870-х годов, французский невролог Шарко начал изучать гипноз на пациентах, страдающих истерией. Сальпетерианская школа Шарко занималась как клиническим применением гипноза, так и изучением его стадий. В этом с ней соперничала школа Нанси, главой которой был Бернгейм (Bernheim H.). Он считал, что стадии гипноза, наблюдаемые Шарко, обусловлены внушением, исходящим от гипнотизера, а не патологической природой самого гипноза. Хорошо известно высказывание Шарко о механизме гипноза: «Уберите воображение пациента и авторитет гипнотизера, и ничего не получится». В России теоретические и практические аспекты использования гипноза в терапевтических целях были представлены В.Я. Кузнецовым. Данилевский (1852-1939), А.А. Токарский (1859-1901), В.М. Бехтерев (1857-1927) и И.П. Павлов (1849-1936), их многочисленные ученики и последователи.

Гипноз (древнегреч. ὕπνος — сон) — временное состояние сознания, характеризующееся сужением объема и резкой сосредоточенностью на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза возникает под специальным воздействием гипнотизера или путем сознательного самовнушения. В более общем смысле гипноз — это социально-медицинская концепция комплексных методов целенаправленного вербального и акустического воздействия на психику человека путем торможения сознания определенным образом, в результате чего происходит бессознательное выполнение различных команд и реакций, находясь при этом в искусственно вызванном состоянии торможения — сонливости или псевдосна.

В современных представлениях, в отличие от взглядов И.П. Павлова, гипнотическое состояние или транс относят к раздельному функционированию мозга и тела. С точки зрения современных представлений, гипнотическое состояние — это постстрессовая реакция организма, которая является причиной многих гипнотических феноменов. В ответ на гипногенный стресс запускаются естественные адаптивные механизмы, что объясняет такие гипнотические явления, как анальгезия, анестезия, амнезия и многие другие. Именно наличие гипногенного стресса и постепенная адаптация к нему в большинстве случаев вызывает терапевтический эффект при гипнотерапии (при этом эффекты и реакции организма и психики можно сравнить с адаптацией к любому неспецифическому стрессу, аналогичным образом вызывается терапевтический эффект любых физиопроцедур и эмоционально-стрессовой терапии).

Гипноз

Теории классического гипноза

Индукция как мощное средство воздействия на психику была известна еще в древности, но на протяжении многих веков она не могла стать предметом научного познания из-за исторической ограниченности человеческих знаний. В то же время в религии использовались самые разнообразные методы. «Божьи пастыри» знали только внешнее проявление внушения, но широко использовали этот психологический феномен для утверждения своей власти. Одним из таких социально-психологических механизмов, используемых религией, является внушение.

Религиозные культы многих племен и народов на протяжении веков искали техники, с помощью которых можно воздействовать на психику человека. Наибольших успехов в этом процессе добились йоги, которые искали средства гипноза, внушения и самовнушения, вводящие психику в сумеречное состояние.

Йоги предлагают систему физических и умственных упражнений, с помощью которых можно достичь общения со сверхъестественными силами. В древнеегипетских книгах «Веды» дается подробное описание системы упражнений, которые должен выполнять йог, чтобы научиться управлять душой и телом. В таком состоянии йог не чувствует боли, он может долгое время обходиться без еды, без воды. Если мы отбросим религиозные учения йогов, то должны понять, что они очень искусно разработали технику внушения, самовнушения и гипноза.

Около 1530 года швейцарский врач Парацельс выдвинул теорию о том, что здоровье человека зависит от влияния своеобразного магнитного флюида, который является излучением небесных тел. Парацельс (так называл себя Теофраст Гогенгейм) писал: «В природе существует жизненная субстанция, на которой основаны все вещи. Она называется археус или жизненная сила, которая эквивалентна астральному свету или духовному воздуху древних…..

Будучи гораздо тоньше по своей субстанции, чем земные тела, эфирный двойник гораздо больше подвержен импульсам и расстройствам. Расстройства в этом астральном теле являются причиной многих болезней. Человек с больным разумом может отравить свою собственную эфирную природу, и эта инфекция, нарушая естественный поток жизненной силы, позже проявится в виде физической болезни…». Более двух столетий спустя венский врач Франц Антон Месмер разработал эту теорию и практиковал лечение в соответствии с ее принципами. Основные понятия месмеризма следующие: — для успешного лечения сам месмерист должен быть здоров; — сила месмеризма зависит от индивидуальных особенностей субъекта; — для магнетизации необходимо выбрать тихое место, одеться легко; на ход процесса также влияют сомнения, моральные воздействия; — сеанс магнетизма постепенно удлиняется с 10 до 20 минут и т.д.

Главным достижением Месмера была не его псевдонаучная теория, а разработанный им метод погружения в транс, который он объединил с сомнамбулизмом. Он увидел, что терапевтическое воздействие на пациентов, погруженных в состояние транса, было высочайшего качества. Значительный шаг в научном прояснении феномена гипноза был сделан в то время Брэдом, который написал исследование о гипнозе в 1940-х годах, а затем французским врачом Нанси Либо, которая лечила пациентов с помощью гипнотического внушения и также написала интересную работу об этом методе.

Наконец, видную роль в истории вопроса сыграл знаменитый невропатолог Шарко, который продемонстрировал явления гипноза на истеричных врачах со всего мира в одной из парижских больницах.

Исследования внушения в экспериментальной психологии и психофизиологии

Русские ученые трезво подошли к учению о животном магнетизме, но в то же время начали изучать практическую и лечебную деятельность месмеристов. В.Я. Данилевский, профессор Харьковского университета, в многочисленных экспериментах изучал гипнотические явления у животных. В 1891 году он пришел к выводу, что гипнотическое состояние у людей и животных очень похоже по своим проявлениям. Он объяснял гипноз как паралич воли и независимости мышления, а причиной считал психическое внушение. Конечно, это было далеко от реальности.

На 4-м съезде Общества русских врачей в Москве, где Данилевский представил свой доклад «О терапевтическом применении гипноза», выступил психиатр Ардалион Ардалионович Токарский (1859-1901гг). Эта лекция и вся последующая деятельность Токарского были направлены на научное понимание гипноза. Он считал, что использование гипноза в принципе доступно каждому, но успеха в этом деле можно добиться только при хорошем владении техникой гипноза и глубоком знании феномена.

В.М. Бехтерева, изучая особенности гипнотического состояния человека, пришла к выводу, что большую роль в наступлении гипнотического состояния играет словесное внушение, а также ряд физических раздражителей, способствующих глубокому состоянию гипноза. Он разделил гипноз на три стадии — низкую, среднюю и глубокую, что соответствовало трем общепринятым стадиям Фореля — сонливости, гипотаксии и сомнамбулизму. Бехтерев уделял много внимания исследованиям по разработке способов повышения терапевтической эффективности внушения, применяемого к пациенту под гипнозом или наяву.

Рефлекторный принцип лежит в основе стратегии И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Этот принцип является основой для объяснения того, как организм приобретает (и теряет) действия, формы и структуры поведения в естественных условиях. С точки зрения нейровидения решаются проблемы функционирования различных областей мозга и разных уровней его организации, от молекулярного и нейронного до поведения всего организма, анализируется взаимодействие процессов в коре головного мозга и подкорковых структурах. Учение И.М. Павлова о высшей нервной деятельности возникло под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И.М. Сеченова. Ведущей идеей была идея рефлексивной саморегуляции функционирования организма, имеющая эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. Центральную роль в саморегуляции играет нервная система (принцип нейризма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, И.М. Павлов перешел к изучению поведения всего организма в единстве его внешних и внутренних проявлений, в его взаимосвязи с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимосвязи, являются центры полушарий головного мозга, высший интегратор всех процессов жизнедеятельности, включая психические; поэтому он отверг дуализм психического и физического.

Внушение и раппорт

Индукция — это представление информации, которая воспринимается без критической оценки и влияет на течение нервно-психических и соматических процессов. Индукция присуща всему человеческому общению. Вся речь — это внушение, эффективное или нет, зависящее от таланта и мастерства говорящего и готовности слушателя поверить, от активности и достаточности ума. Внушением можно назвать любое информационное воздействие на человека за пределами сознательного контроля разума.

Сопутствующий термин — внушаемость. У человека есть врожденный механизм восприимчивости к внушению, который в некоторой степени связан с врожденными способностями человека к обучению и развитию. При проведении гипноза важно учитывать внушаемость пациента. Это можно определить с помощью ряда специальных методик. Принцип здесь заключается в том, что если пациент плохо справляется с этими тестами, он, скорее всего, будет сопротивляться погружению в гипнотическое состояние. К ним относятся тесты на баланс тела (падение назад или вперед), предложения сцепить пальцы или веки, определенные наводящие на мысль запахи, неспособность согнуть руку/ногу или встать со стула, предложение забыть свою фамилию и другие.

Термин «раппорт» (от французского rapport — связь, отношение) широко используется в литературе по иностранным языкам для обозначения:

  • близкие межличностные отношения, основанные на высокой степени единства мыслей, интересов, чувств;
  • доброжелательная, дружеская атмосфера, которая складывается между исследователем и испытуемым в ситуации психологического эксперимента.

В более узком смысле раппорт означает связь, которая устанавливается между гипнотизером и загипнотизированным человеком во время сеанса гипноза. Раппорт характеризуется высокой степенью избирательности в результате осознания гипнотизера, повышенной чувствительностью к внушениям гипнотизера (в основном вербальным) и нечувствительностью к влияниям из других источников. Раппор как особый вид внутренней зависимости, заключающийся в готовности следовать внушениям гипнотизера, развивается и стабилизируется с увеличением глубины гипнотического состояния.

Раппорт существует благодаря тому, что в состоянии гипноза остаются незатронутые, бодрствующие, внимательные, готовые к работе точки в коре больших полушарий; в частности, существует связь через незаторможенный слуховой анализатор. Именно эти бдительные, послушные точки являются физиологической основой раппорта.

Вот что говорил И.П. Павлов о раппорте: «Я понимаю гипноз и раппорт одинаково. Большие полушария не всегда охвачены торможением; в них также могут образовываться возбужденные точки. Из такого возбужденного состояния вы действуете сами и предлагаете. И тогда загипнотизированный человек роковым образом выполняет нашу команду, ибо, отдав команду, вы предельно ограничили все. Следовательно, все влияние других полушарий направлено на то, что вы произносите в своих словах, в своих раздражениях, полностью скрытых от всех остальных. И когда вы приходите в бодрствующее состояние после этого внушения, вы не можете ничего сделать с этим изолированным раздражением, потому что оно отключено от всех остальных. Следовательно, гипноз — это не полный, а частичный сон. В этом разница между гипнотическим и естественным сном».

Методы и техники гипноза

Многие из техник определения степени внушаемости и пригодности к гипнозу сами могут быть использованы как методы гипноза. С их помощью — при использовании отдельно или в сочетании со словесным внушением признаков сонливости и сна — можно ввести человека в нормальное, а часто даже глубокое гипнотическое состояние. Эти техники служат для повышения уверенности сомневающихся в гипнозе, повышения восприимчивости к гипнозу, но самое главное — для выявления внушаемости.

На практике используются различные техники и методы гипноза. К первой группе относятся техники, которые воздействуют на определенные анализаторы без словесного внушения. Чаще всего используется смешанный метод гипноза. К первой группе относятся приемы гипноза, воздействующие на зрительный, слуховой, кожный и другие анализаторы. Вот что писал по этому поводу И.П. Павлов: «Сейчас постоянно используемый метод — повторяющиеся слова (притом произносимые небольшим монотоном), описывающие физиологические действия состояния сна. Эти слова являются естественными условными стимулами, которые прочно связаны с состоянием сна и поэтому вызывают его.

Погружению в гипнотический сон способствует все, что приводит к наступлению естественного сна, поэтому погрузить в гипнотический сон человека, который хочет спать, легче, чем человека, который спит. Вечером гипнотизировать легче, чем днем или утром, поэтому первый сеанс рекомендуется проводить вечером. Во время гипноза лучше усадить человека в удобное кресло или предложить ему лечь в то положение, в котором он обычно засыпает, так как в положении стоя мозг получает большое количество интроцептивных стимулов от мышц, связок, суставов, которые усиливают тонизирующее влияние ретикулярной формации, тем самым препятствуя наступлению сна. Гипнотическому сну также благоприятствуют тишина, отсутствие яркого раздражающего света (полумрак), то есть уменьшение потока раздражителей, поступающих через слуховой или зрительный анализаторы. Также важно, чтобы кресло или кровать, в которой проводится гипноз, не были холодными, а условия окружающей среды были комфортными (средняя температура в помещении 18-20°С).

И.П. Павлов приводит пример в своих работах: Когда животному перерезают нервные волокна, передающие импульсы от всех органов чувств, оно засыпает почти на целый день и просыпается лишь на короткое время.

Перед началом сеанса гипноза желательно подробно проинформировать человека — конечно, с учетом его уровня сознания, умственного развития — о гипнозе как физиологическом состоянии, похожем на обычный сон. Следует подчеркнуть, что гипнотический сон не только совершенно безвреден, но, как и обычный сон, сам по себе полезен для организма; в нескольких словах примерно опишите ощущения во время предстоящего сна и укажите, что сквозь дрему он будет слышать голос гипнотизера. Можно объяснить, что это промежуточное состояние между сном и бодрствованием, состояние сонливости, которое обычно возникает каждый день и длится недолго, но должно быть продлено. Следует добавить, что амнезия не обязательно вызывается, и с каждым последующим сеансом вы будете засыпать все глубже и быстрее. Психотерапевты иногда используют метод перевода аутогенного транса при проведении гетеротренинга в гипнотический сон. Надо сказать, что среди пациентов есть люди, которых привлекает «магическая», таинственная сторона гипноза и которые в принципе предпочитают обходиться без объяснений. Это положение должен использовать и врач-гипнотизер, применяя медицинский принцип «Не навреди!».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Связь психоэмоциональных особенностей с детско-родительскими отношениями у детей из полных и неполных семей
  2. Педагогическая система С.Ю. Курганова
  3. Квантовая психология
  4. Расстройства пищевого поведения
  5. Психология взаимоотношений
  6. Вклад К. Г. Юнга в историю психиатрии — Теория об архетипах и коллективном бессознательном
  7. Групповое поведение
  8. Жесты рук
  9. Учение о личности
  10. Теория деятельности А.Н. Леонтьева