Для связи в whatsapp +905441085890

Гносеология Бэкона — Гносеологическая проблематика философии Нового времени: соотношение чувственного и рационального познания.

В связи с позициями, которые касаются решения вопроса о специфике, источнике и структуре научного знания, в философии Новой Эры существуют два гносеологических понятия:

эмпирика (от Gr. empiria — опыт) — направление в эпистемологии, признающее сенсорный опыт единственным источником достоверных знаний. Эмпирика характеризуется абсолютизацией опыта, сенсорным знанием, принижением роли рационального знания (понятия, теория).

Представительства: Ф. Бекон, Т. Хоббс. Д. Локк, Д. Беркли, Д. Хьюм.

рационализм (от лат. ratio — разум) — это эпистемологическое направление, рассматривающее разум как решающий или даже единственный источник истинного знания.

Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Х. Лейбниц.

Рене Декарт (1596-1650 гг.) под влиянием математики и естественных наук превратил философию в абстрактную теоретическую науку.

Он был последовательным рационалистом, который поставил разум и самосознание во главу угла знаний. Основное понятие в эпистемологии Декарта — «сомнение», а важнейший методологический принцип в знании — «все должно быть поставлено под сомнение». Если сомневаться во всем, то понимаешь, что в мире нет ничего определенного, кроме самого факта сомнения. Сомнение действительно существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. А так как только мыслящий «я» сомневается (сомнение — это свойство мышления), то сомневаться — это тоже мыслить. Поэтому самое бесспорное существо обладает мышлением «Я». Следовательно, «Я думаю, поэтому я». Для Декарта эта позиция становится первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой извлекаются все знания о мире. Интеллектуальная интуиция — это твердая и определенная концепция, рожденная в здравом уме самим разумом, настолько простая и определенная, что не вызывает никаких сомнений. Разум должен выводить все необходимые последствия из этих интуитивных представлений посредством дедукции. Декарт защищает доктрину врожденных идей и считает, что существует особый вид знаний, который не нуждается в доказательствах. Декарт говорил, что такие идеи, как Бог всемогущ, идея чисел и цифр, и некоторые более общие идеи, такие как «ничто не приходит из ничего» и «целое больше части». В доктрине врожденных идей позиция Платона об истинном знании была разработана по-новому, как напоминание о том, что поражало душу, когда она жила в мире идей.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.), основатель эмпирики в английской философии, считал, что знания основываются исключительно на наблюдениях и опыте. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание не может быть самоцелью. Главная задача знаний и опыта — помочь людям достичь практических результатов в своей работе, способствовать новым изобретениям, развитию производства, господству человека над природой. Цель науки, по словам Бэкона: «знать причины и скрытые силы вещей и дать человеку полезные изобретения и открытия, которые могут улучшить его жизнь и увеличить его власть над природой.

Гносеология бэкона - Гносеологическая проблематика философии Нового времени: соотношение чувственного и рационального познания.

Вехи биографии

Обычно рассказы о жизни людей, вошедших в историю философии, не яркие. Не так в случае с Фрэнсисом Бэконом (1561 — 1626), лордом Веруламским. Он родился в семье нуворишей. Беконы, Кавендиш — это английские семьи, получившие титул лордов не благодаря благородству и старине семьи, а в результате личной инициативы, успешных политических и экономических действий. В начале своей карьеры Бэкон занял пост Лорда Тайной Печати, а позже Лорда-канцлера — высшую должность, которую мог занимать в Англии только человек не-рояльной крови. Но каким бы славным ни был подъем, падение было тяжелым: английский парламент набирал силу, стремясь свергнуть короля, и последовавшие за этим политические беспорядки заставили короля пожертвовать величайшей фигурой в своей партии. Бекон был судим за взяточничество, осужден и приговорен к смертной казни. Король смягчил приговор, но политическая деятельность лорд-канцлера была прекращена: Его лишили всех кабинетов, запретили любую политическую деятельность, а Бэкон полностью посвятил себя научной работе, которую он не прекращал даже как политик.

Его научные шаги также были решающими; Бэкон отверг схоластику, заявив, что его метод, силлогизм Аристотеля, «хорош для дебатов, но не для прибыли». Бекон предлагает другой способ познания: Новый Орган» — это название его работы, в котором он описывает свой индуктивный метод. Бекон предлагает изменить оптику исследования: изучать не сущности, а «специи», вид, то есть свойства, которые мы наблюдаем в вещах. Если мы будем знать, при каких обстоятельствах эти свойства возникают и исчезают, то мы поймем как природу вещей, так и отношения между ними:

«В этом мы не только приводим историю тел, но и сочли необходимым нашим усердием собрать отдельно историю самих качеств (мы говорим о тех, которые можно считать фундаментальными по своей природе, и посредством которых зарождения природы четко фиксируются как первичные начинания и устремления материи, а именно: плотные, разреженные, теплые, холодные, твердые, жидкие, тяжелые, легкие и многие другие).»[1].

Поскольку концепция Бэкона всеобъемлюща, он обращается ко всем паукам, как естественным, так и политическим, и, соответственно, делит историю на естественную и гражданскую. Бэкон воспринимает историю как опись, которая описывает события и обстоятельства, которые привели к ним. Например, история искусства оказывается частью естественной истории, потому что искусство — это нечто, направленное на использование природы. У нас нет власти, говорит Бэкон, менять законы природы, но в наших силах направить последовательность природных событий в нашу пользу: увеличить богатство, здоровье, власть. Природа побеждена покорением, пишет он. Но такое подчинение, потому что оно увеличивает наши знания о свойствах тел, увеличивает нашу мощь. «Знание — сила» — знаменитая диссертация Бакона, которая впоследствии должна была вновь и вновь появляться как принцип научной доктрины.

Особенности процесса научного познания

Хорошо известно, что развитие науки, особенно естественных наук, тесно связано с эмпирическими методами исследования. Осознание их важности пришло в эпоху Возрождения, и это была, пожалуй, самая значительная революция в истории науки.

Одним из его главных идеологов, несомненно, был Ф. Бэйкон. Он резко выступил против книжной науки ученых и их догматического мышления, провозгласив величие опыта и призвав научиться читать книгу самой природы.

«Истина — дочь времени, а не власти».

Этот замечательный афоризм Ф. Бэкона является одним из лучших выражений духа своего времени.

Как и все великие реформаторы Ренессанса, Ф. Бэкон поставил перед собой грандиозную задачу: «Наконец-то, спустя столько веков, мировая философия и наука уже не висели в воздухе, а опирались на прочный фундамент гетерогенного, но, тем не менее, хорошо сбалансированного опыта».

Истинное знание мира, по его мнению, можно получить только на основе наблюдений и экспериментов. Чисто логическое рассуждение не может привести к открытию новых явлений или новых закономерностей. Эксперимент имеет особое значение в познании. Чувства могут нас обмануть, в чем каждый может убедить себя на собственном опыте. Они также ограничены в своей способности понимать природу.

Эксперимент — это другое.

Его когнитивная сила огромна.

Как писал Ф. Бэкон, «природа вещей проявляется лучше в состоянии искусственного ограничения, чем в естественной свободе».

Однако способ мышления, основанный на силлогистических рассуждениях, не подходит для понимания природы через опыт.

Мать заблуждений и фатальности всей науки, — считает Ф. Бэкон, — это тот метод обнаружения и проверки, когда сначала выстраиваются наиболее общие причины, а затем средние аксиомы приспосабливаются к ним и проверяются ими».

Он не думал, что рассуждения от генерала к конкретному ошибочны. Они вполне уместны в определенных ситуациях. Однако, понимая природу, следует полагаться не на дедукцию, а на индуктивный метод.

«Индукцией», — писал Ф. Бэкон, — мы рассматриваем как ту форму доказательства, которая, считаясь с данными органов чувств, догоняет природу и устремляется на практику, и почти сливается с ней».

Истинный способ познания природы — это постепенное движение от конкретного к все более и более обобщающим. Конечно, это нелегко и требует много терпения, но он долговечен и надежен в своих результатах.

Этот метод еще не разработан должным образом. Но это не должно нас смущать.

Неужели нельзя считать, что долгие путешествия и путешествия, ставшие столь частыми в наше время, открыли и показали многое в природе, что может пролить новый свет на философию. И, конечно, было бы стыдно, если бы, пока границы материального мира — земля, море и звезды — открывались и расширялись так широко, духовный мир продолжал оставаться в узких пределах того, что было открыто древними.

Заблуждения разума

Наука, по мнению Бэкона, не может служить только цели оправдания Бога, но и не может быть знанием ради знания. Конечной целью науки является изобретение и открытие. Целью изобретения и открытия является человеческая полезность: удовлетворение человеческих потребностей и улучшение человеческой жизни, увеличение энергетического потенциала, умножение человеческой власти над природой. Но наука, по мнению Бэкона, в своем нынешнем виде не способна решать положительные задачи, необходимо реконструировать здание науки. По словам Бакона, для того чтобы реформировать науку и развивать естественные науки, необходимо научиться правильно мыслить. Это, в свою очередь, требует очищения разума от заблуждений, которые являются препятствием для познания природы. Бэкон идентифицирует четыре типа заблуждений, которые он называет идолами или духами:

1) Идолы вида;

2) Идолы пещеры;

3) Идолы рынка;

4) Идолы театра.

Бэкон считал идолов Кина ложными представлениями о мире, присущими всей человеческой расе и обусловленными ограничениями человеческого разума и чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в антропоморфизации вещей, то есть даровании человеческих характеристик природным явлениям, смешении природной природы с собственной человеческой природой. Чтобы уменьшить ущерб, причиняемый идолами вида, люди должны сравнивать показания органов чувств с объектами окружающего мира и тем самым проверять их точность.

Каждый человек, Бэкон считает, имеет свою собственную пещеру, свой субъективный внутренний мир, который ставит штамп на все его действия.
Из всех его суждений о вещах и процессах реальности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности является причиной такого рода заблуждений.

Среди идолов рынка или места бекона — неправильные представления людей, созданные неправильным употреблением слов. Люди часто вкладывают в одни и те же слова разные значения, и это приводит к бесполезным, бесплодным спорам о словах, к завораживающим вербальным спорам, которые в конечном итоге отвлекают людей от изучения природных явлений и их правильного понимания. Бэкон называет их идолами рынков или площадей, потому что в средневековых городах и во времена Бэкона в местах скопления людей — рынках и площадях — происходили научные споры о том, сколько дьяволов помещается на конце иглы.

В категорию идолов Бэкона входят ложные представления о мире, некритично заимствованные людьми из различных философских систем.любая философская система, по мнению Бэкона, разыгрывается перед людьми в драме или комедии. Сколько философских систем было создано в истории, сколько драм и комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры, было введено в действие и действовало. Люди воспринимали эти работы «за чистую монету», ссылались на них в своих дискуссиях, воспринимали свои идеи как руководство к действию.

Идолы родства и пещеры принадлежат к естественным характеристикам человека, и их преодоление возможно на пути самообразования и самообразования. Идолы рынка и театра приобретаются разумом. Они являются следствием доминирования прошлого опыта над личностью: авторитет церкви, мыслителей и т.д. Поэтому борьба с ними должна проходить через трансформацию общественного сознания.

Общее значение доктрины идолов определяется ее воспитательной функцией. Однако перечисление идолов не гарантирует движение к истине. Такая гарантия является тщательно разработанной доктриной метода.

Исторические условия и особенности развития философии

Начиная с 17 века, естественные науки развивались быстрыми темпами. Потребности навигации определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное — развитие математики и механики. Новая наука основывается, прежде всего, на практике производства материалов: изобретении машин в текстильной промышленности, совершенствовании производственного инструментария в угольной и металлургической отраслях.

Философия Нового времени характеризуется сильной материалистической тенденцией, которая исходит в основном из экспериментальной естественной науки.

Важными философами Европы XVII века являются Ф. Бэкон, С. Хоббс и Ж. Локк (Англия), Р. Декарт (Франция), Б. Спиноза (Голландия), Х. Лейбниц (Германия).

В современной философии, особенно в XVII веке, большое внимание уделяется проблемам онтологии, то есть доктрине бытия и вещества, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.

Задача науки и философии — утвердить власть человека над природой, его здоровьем и красотой — привела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их основных сил. Поэтому проблемы вещества и его свойств интересуют буквально всех философов Нового времени.

В философии этого периода появляются два подхода к понятию «вещество»: первый связан с онтологическим пониманием вещества как высшей основы бытия; второй — с гносеологическим пониманием понятия «вещество» и его необходимости для научного познания.

Основателем первого был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.), который качественно описал существенные формы и отождествил содержание с формой конкретных вещей. По образному выражению К. Маркса, материя в его творчестве «до сих пор улыбается своим поэтико-чувственным сиянием»[4], потому что в его исследованиях она предстает как нечто качественно разностороннее, обладающее различными формами движения и «переполненное всеми цветами радуги».

Философия Нового времени сделала большой шаг в развитии эпистемологии (гносеологии). Основными проблемами были проблемы философского научного метода, методологии познания человеком внешнего мира, взаимосвязи внешнего и внутреннего опыта. Задача состояла в том, чтобы получить достоверные знания, которые послужили бы основой для всей системы знаний. Выбор различных путей решения этой проблемы привел к появлению двух основных эпистемологических течений — эмпиризма и рационализма[5] .

В исторический период Нового времени меняется общая направленность философии и стиль философствования. На первый план выходит проблема человека, определяющая гуманистическую направленность философии.

Гуманизм ассоциируется с такими именами, как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Балла, Эразмус из Роттердама, Монтанье, Томас Море и др. Это период отказа от догматического схоластики и оправдания идеи возрождения человека из духа древности. Гуманистическое течение представлено философами и поэтами Данте Алигьери (1265-1321) и Франческо Петрарком (1304-1374). Сам факт единения поэзии и философии в творчестве одного человека значителен, как бы указывая на путь гармонии, по которому должен идти каждый человек. Как в своих поэтических произведениях, так и в философских трактатах мыслители отстаивают идею ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии и ее представителям и, прежде всего, постулируют новое отношение к человеку, его чувствам, его месту в мире. По всей Италии возникают гуманистические круги, которые обсуждают и развивают эти взгляды в оппозиции к религии и университетам, цепляющимся за схоластические традиции.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Пауль Йоханнес Тиллих, немецко-американский протестантский теолог и философ-экзистенциалист
  2. Зарождение электротехники
  3. Источники и детерминанты общественного развития. Роль народных масс и личности в истории
  4. Джон Локк, английский философ и педагог
  5. Задача У. Молине и спор рационалистов и эмпириков
  6. Человек как особый род сущего
  7. Апории Зенона и споры вокруг них
  8. Сущность и смысл познания
  9. Как делят историю китайской философии
  10. Пифагорейский союз и образ жизни пифагорейцев