Для связи в whatsapp +905441085890

Гносеология марксизма — Начало философии марксизма. Формирование взглядов Карла Маркса

Личность Маркса сплавила черты гениального мыслителя, который произвел революцию в социальных науках, и неукротимого революционного борца, который помог превратить рабочее движение в мощную силу социального прогресса.

Благодаря влиянию своего отца, адвоката Генриха Маркса, и друга семьи Л. фон Вестфалена, Маркс еще в школе впитал в себя идеи французского и немецкого Просвещения. В начале своей карьеры Маркс признавал свое призвание как защитника интересов «бедных, политически и социально лишенных гражданских прав масс». С 1837 года он стал последователем гегелевской философии, особенно гегелевской диалектики, и подружился с молодыми гегелийцами, которые сделали радикальные атеистические и политические выводы из гегелевского учения. Затем Маркс поделился идеей о роли философии в обществе как источника мудрости и разума, способствующего прогрессу.

Маркс рассматривал активную политическую и журналистскую деятельность как средство претворения в жизнь идеалов прогрессивной философии. В статье «Записки о новейших прусских цензурных приказах» (написанные в феврале 1842 г.) он резко раскритиковал не только полицейские меры против оппозиционной прессы, но и всю прусскую систему правления. Его речь приобрела еще более радикальный характер на страницах «Rheinische Zeitung», изданной в Кельне оппозиционными кругами прусской буржуазии. Газета боролась за последовательное решение задач буржуазно-демократической революции в интересах пролетариата и широких народных масс, отстаивала революционный путь объединения Германии в форме демократической республики, программу революционных изменений, особенно в аграрной системе. В статье «Коммунизм и аугсбургский альгемайне Цайтунг» («Публичный вестник») он указал на связь между борьбой пролетариата в Англии и Франции и распространением коммунистических идей. Желание лучше понять положение рабочих масс заставило его изучить сферу материальных отношений. Маркс резко раскритиковал либеральную полусердечность, а также осудил псевдореволюционную фразу анархической ультрарадикальной группы молодых гегельянцев, так называемых «фрименов». Революционная линия «Rheinische Zeitung» привела к ужесточению цензуры, а затем к указу о ее закрытии с 1 апреля 1843 года. 17 марта Маркс был вынужден уйти в отставку с поста редактора и отказался от своих надежд на работу в неподцензурной прессе Германии. Карл Маркс пришел к выводу, что государство руководствуется интересами привилегированных классов и не желает прислушиваться к философскому анализу, а гегелевская диалектика оставила без внимания причины социальных проблем. Маркс уже видел, что эти корни лежат в материальных, экономических условиях народа. Философский анализ сам по себе не достиг этого уровня.

Гносеология марксизма - Начало философии марксизма. Формирование взглядов Карла Маркса

Становление взглядов

На Карла оказало сильное влияние творчество Фейербаха, что способствовало его последующему обращению к материалистическим позициям. Однако вскоре он признал некоторые слабости феербахизма: пренебрежение, недооценка важности политической борьбы.

Отношение Маркса к классикам английской политэкономии А. Смиту и Д. Рикардо. Оценивая их учение, Маркс понимал их ограничение — трактовку исторически преходящих буржуазных отношений как вечных. Он обобщил результаты своих исследований в «Рукописях экономической философии», опубликованных в 1844 году. [впервые опубликовано Институтом марксизма-ленинизма (ИМЛ) на русском языке, частично в 1927 г. и полностью в 1956 г., на языке оригинала в 1932 г.]. Здесь Маркс раскрыл антагонистическую природу экономической структуры капиталистического общества. В своей первоначальной, эмбриональной форме он изложил способы объяснения характера присвоения буржуазией продукта наемного труда. Маркс выразил позицию рабочего в эксплуатирующем обществе с категорией «отчужденный труд». Он отметил, что по правилам частной собственности условия, орудия труда и результаты труда связаны с работником, который отчуждается и порабощается. Уничтожение частной собственности и создание общества, в котором упраздняется отчуждение труда и господствует подлинный гуманизм, требует, как отметил Маркс, «…реального коммунистического действия…», т.е. пролетарской революции.

В «Немецкой идеологии» он первым подробно изложил материалистическую концепцию истории как фиксированной и целостной концепции. Разоблачая диалектику взаимодействия производительных сил и отношений производства (они все еще фигурируют под термином «формы коммуникации») и неизбежный конфликт между устаревшими отношениями производства и передовыми производительными силами, Маркс и Энгельс выявили закономерности, обусловливающие революционное замещение одного способа производства другим, более передовым, и соответствующие изменения во всей политической структуре общества и формах общественного сознания. Ленин назвал исторический материализм Маркса и Энгельса, положивший конец хаосу и произвольной концепции истории и политики, «величайшим достижением научной мысли…». Обнаружив закономерность перехода от устаревшей формы общества (позднее Маркс придумал термин «социальное образование») к более продвинутой форме, Маркс и Энгельс установили историческую неизбежность установления коммунистического порядка. В неразвитой форме выдвигалась идея достижения политической власти рабочим классом как условие достижения коммунизма (первоначальная формулировка идеи диктатуры пролетариата).

Философские школы марксизма

Доктрина К. Маркса и Ф. Энгельса, как система взглядов на революционную борьбу рабочего класса против капитализма с целью построения коммунизма, нашла своих ревностных последователей и продолжателей в XX веке.

В соответствии с заявлением Энгельса о том, что мировоззрение Маркса — это не доктрина, а метод, мы должны четко отличить метод основоположников марксизма от его более поздних интерпретаций и разработок Ленина, а также маоистов, еврокоммунистов и последователей других течений общественной мысли.

Идеи Маркса как мыслителя принадлежат и 19, и 20 векам, и это является реальной причиной современных противоречий марксизма. Несомненно, определенная абсолютизация позитивистских подходов к социальному анализу, предсказание исчезновения средних классов и ряд других детерминаций марксизма сегодня явно устарели. Но взгляды Маркса на социальные законы как тенденции права, на свободу как освобождение человека, на социальную науку как критическую социальную теорию, на практику, на отчужденный труд и отчужденную политику сегодня еще более актуальны, чем при его жизни. Поэтому мы можем согласиться только с французским марксистским философом Л. Альтюссером, который еще в 1970-х годах писал, что кризисная ситуация в любой теории предвещает качественный скачок в ее развитии.

Ленинская стадия философии марксизма. Марксизм в XX веке обычно называют ленинской сценой. Этот факт подчеркивается названием «марксизм-ленинизм». Действительно, В. И. Ленин (1870-1924) постоянно говорил о своей верности марксистскому анализу исторического процесса. В то же время, как и все его последователи, он всегда подчеркивал необходимость творческой проработки теории К. Маркса в неразрывной связи с актуальными практическими задачами, поставленными историей рабочего класса и Коммунистической партии. Рассматривая доктрину марксизма как методологию познания и трансформации социальной реальности, В.И. Ленин и его соратники исходили из всех ее основных принципов как единственной истинно революционной теории рабочих масс. Важнейшим из этих принципов В. И. Ленин считал материалистический подход к действительности, то есть: максимально полное понимание событий, устранение односторонности; изучение тех явлений и процессов, которые особенно важны в деятельности рабочих масс; необходимость, при изучении всех процессов, открывать материальную основу — производственные, экономические отношения; умение видеть за движением индивидов и малых групп людей и интересами больших социальных групп — классов; развитие общества с его

Основные проблемы гносеологии

Познание — это жизненный процесс для человека, а не только одна из функций сознания. В ней человеческая деятельность выражается самыми различными способами. Познание в самом широком смысле этого слова — это приобретение знаний о себе и о мире. Философское понимание процесса познания и его результатов (знаний) имеет долгую историю. Основной перечень гносеологических вопросов и проблем включает в себя:

Что может познать человек? На что можно и нужно стремиться в познании? Внешний мир, его внутренний мир, себя по отношению к миру, или себя по отношению к другим людям?

Какие формы познания? Есть ли такие формы, которые одинаковы для всех людей? Как эти формы соотносятся друг с другом?

Что такое знания? Каков результат когнитивного процесса? В какой степени знания могут быть окончательными, неизменными? Каковы виды знаний с учетом их жизненно важного назначения?

Что такое правда? Какое знание можно считать истинным (достоверным), а какое — ложным? До какой степени галлюцинации неизбежны?

В чем суть познания? Что такое познание как таковое? Тогда что, сам человек?

Эти вопросы так или иначе стали основой для построения эпистемологических учений в ходе исторического развития философии с древнейших времен до наших дней.

Появление науки в XVII-XVIII веках сопровождалось повышенным вниманием к когнитивным проблемам. В этот период существовало три важных эпистемологических понятия: эмпиризм, рационализм и сенсуализм. Их объединяло то, что представители этих течений, как правило, приравнивали познание к научному знанию. Познание рассматривалось как устойчивый и однонаправленный процесс приобретения и расширения знаний о мире. Наибольшее внимание почти всех мыслителей Нового времени уделялось развитию методов познания. Считалось, что правильный метод гарантирует успех знаний.

Ф. Бекон (1561-1626), который основывал свои знания на эмпирике (от греческого «empeiria», что означает «опыт, эксперимент»), утверждал, что знание — это власть и основа власти над природой. По его мнению, правильно организованный эксперимент с природным объектом приводит к истинным знаниям об этом объекте. Все, что не вытекает из опыта, должно быть исключено из знаний. Этот метод также создал новый образ науки, который рассматривался как правильно построенный способ получения знаний из объекта, из самого внешнего мира.

Альтернативой эмпиризму был рационализм (от латинского ratio — разум, понимание). Среди них были Р. Декарт (1596-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Г. В. Лейбниц (1646-1716). Они утверждали, что гарантией правильного знания является человеческий разум, который выражает обобщенную способность человека к познанию. Причина, на которой они настаивали, была апатичной, сверхсубъективной, стабильной, а потому правильной.

Особая линия в эпистемологии была сформирована представителями так называемого сенсационализма (от латинской переписи — чувство, ощущение). За такой подход выступали Джон Локк (1632-1704 гг.), Джон Беркли (1685-1753 гг.) и Джон Хьюм (1711-1776 гг.). Сенсуалисты в целом преувеличивали роль самого сенсорного знания по отношению к абстрактно-логическим знаниям. Здесь прослеживалась тенденция признавать само ощущение как основу истинного знания, ощущение без опоры на эксперимент как любое действие вмешательства в естественные условия существования объекта. Локк считал, что человек является «чистым листом» (табула раса) с рождения и получает все знания в течение жизни и главным образом через органы чувств.

Соотношение логики и диалектики

Классики марксизма-ленинизма рассматривают логику как философскую науку, связанную с определенной частью реальности.

Энгельс, характеризуя старую, рухнувшую философию и противопоставляя ее «современному материализму», который «по существу диалектичен», приходит к выводу, что диалектический материализм «не требует философии выше других наук». Если от каждой отдельной науки требуется выяснить свое место в общей системе вещей и знаний, то любая специальная наука об этой общей связи их становится излишней… И тогда, из всей предшествующей философии, наука о мышлении и ее законах, т.е. формальной логике и диалектике, сохраняет свою самостоятельную ценность; все остальное принадлежит позитивным наукам природы и истории»[18].

Энгельс достаточно ясно говорит, что с точки зрения постмарксистской философии независимые философские науки остаются логикой и диалектикой.

С другой стороны, Энгельс также упоминает определенную область, которая изучается логикой. Эта область мысли и ее законы. Вообще говоря, объектом знания является «мир и законы мысли»[19]. Это область логики. Все знания, в конечном счете, основываются на опыте, а опыт бывает двух видов: внешний и внутренний. Внутренний опыт — это законы мысли и формы мышления; внешний опыт — это природа и общество[20].

Тем не менее, некоторые ученые смотрели на логику нигилистически, видя фундаментальное противоречие между логикой и диалектикой и рассматривая первую как ложную науку, построенную на принципах метафизического образа мышления. Мысль о том, что формальная логика в корне противоречит диалектике, а потому признание принципов первой означает отрицание принципов второй, проистекает из мировоззрения Гегеля и столь же ложна, как и вся его система. Правда, Гегель часто пишет об определенном значении так называемой формальной логики. Изучение формальной логики, считает Гегель, несомненно, имеет свою собственную полезность. Он очищает разум, так сказать, учит концентрации, отвлекает внимание и т.д. Формальная логика — это логика разума. Необходимо знать истину самого интеллекта, ибо ни в теоретической, ни в моральной сфере без интеллекта невозможно прийти к чему-то твердому и определенному. Чтобы узнать объект, нужно понять его отличительные особенности. С этой точки зрения, в созерцании природы выделяются и дифференцируются различные вещества, силы, роды и т.д.. Мысль, действующая таким образом, является интеллектом, и она руководствуется в этом принципом идентичности. Причина — самая низкая форма мышления. Причина связана с характером: чтобы поступить успешно, необходимо иметь характер, а человек с характером — человек разума. Он верит в определенные цели и решительно их преследует.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Критерии гносеологии
  2. Общие признаки средневековой философии
  3. Создание научных основ теплотехники
  4. Лев Исаакович Шестов, русский философ
  5. Философия и ее место в культуре
  6. Проблема поступательного развития в отдельных сферах общественной жизни
  7. Философия древнего востока о человеке
  8. Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена — Материализм и идеализм в учениях Милетских философов
  9. Западники
  10. Понятие «априори» в философии Канта