Для связи в whatsapp +905441085890

Гносеология религии — Гносеологические корни религии

Эпистемологическими предпосылками возникновения религиозного сознания являются особенности понимания человеком мира и его места в нем, которые порождают и поддерживают религию.

Одним из эпистемологических корней религии является ограниченное знание человеком природы и общества, основанное на социальном бессилии. Но не всякое отсутствие знаний порождает религиозные идеи; именно это порождает бессилие и бессилие в борьбе с явлениями природы и элементами социального развития. Чем раньше происходит развитие человека и чем меньше объем имеющихся знаний, тем более бессильны и разнообразны формы зависимости. С одной стороны, первобытный человек не отделял себя от племенной общности, на основе которой возникла первая историческая форма взаимодействия личности и общества — личностная зависимость, а с другой стороны, он ощущал свою идентичность с природой — и эта неразделенная субъективная и объективная в реальности порождала в сознании идентичность объекта и образа. Неразвитость логической мысли привела к господству чувственных форм познания, в которых эмоциональное, образное восприятие реальности стало основой ее фантастического отражения. Ментальные и физические еще не различались. Человек не отличался от природы и поэтому не мог противостоять ее силам. Подход ума (человека) к отдельной вещи путем принятия отпечатка (= понятия)», — писал В.И. Ленин, «это не простой, непосредственный, зеркально печальный акт, а сложный, состоящий из двух частей, зигзагообразный, предполагающий возможность ухода фантазии из жизни; более того, возможность превращения (а это незаметное, бессознательное преобразование человека) абстрактного понятия, идеи в фантазию (в последней инстанции = Бог)» (9, 330).

Другой гносеологический корень религии следует рассматривать как сложность процесса познания. Познание — это диалектический процесс перехода от невежества к знанию, от неполного, неточного знания к более полному и точному знанию, переход от феномена к сути, от заблуждения к истине. Но этот процесс очень сложен и противоречив и требует напряжения психических и физических сил, что иногда приводит к разочарованию и ощущению бессилия. Не случайно в одной из философских книг «Библии» — «Екклесиаст» провозглашает через уста мудрейшего царя Соломона: «Во много премудрости много печали; а кто умножает познание, тот умножает печаль» (Екклесиаст 1:18). Действительно, чем больше человек идет в поисках истины, тем больше появляются новые грани неизвестного. А для первобытного человека весь мир был загадкой.

Гносеология религии - Гносеологические корни религии

Гноссеологические и психологические корни религии.

Религиозные убеждения возникают в человеке из-за его бессилия и беспомощности перед лицом природы. Почему они не возникают у животных? Животные не имеют эпистемологической основы для возникновения религии. Религиозные убеждения возникают только тогда, когда присутствуют определенные черты нашего мышления.

Гносеологические корни подразумевают возможность возникновения того или иного идеологического феномена.

Понятие гносеологических корней и связанные с ними вопросы впервые были освещены в «Философских тетрадях» В. И. Ленина.

Особенности гносеологического механизма:

Отвлечение мысли.

Абстракция — это абстракция мысли от тех объектов, свойств, связей, которые в данный момент не являются существенными. Абстракция приводит к признанию сущности вещей. Чувственные и рациональные стадии отделены друг от друга.

Этапы сенсорного познания — ощущение, восприятие, репрезентация.

Этапы абстрактного мышления: зачатие, суждение, заключение.

Воображение не существует в ощущениях, воображение играет небольшую роль в восприятии, а воображение играет важную роль в зачатии.

Просто невозможно представить ничего без воображения. Именно воображение дает возможность отстраниться от конкретно-чувственной концепции и сформировать общую концепцию. Сознание достигло той точки, когда оно смогло сформировать понятия, в каждом из которых индивидуальное и общее качества объединялись. Обобщающая способность мыслить помогает формировать концепции.

Понятие неотделимо от слова.

Извлечение качеств объекта из самого объекта может привести к превращению этого качества в самостоятельную сущность (ипостась). Смерть можно воспринимать как старую женщину с косами, она овеществляется в фантастическом изображении сна, мимолетного, человеческой болезни — чумы, потребления.

Стремление к персонификации.

Человек, по природе своего сознания, имеет врожденное стремление к олицетворению того, с чем он сталкивается. Психологические корни склонности к безличности заключаются в том, что человек может интерпретировать все явления только в свете своего опыта. Он сравнивает все новое с тем, что уже знает.

Аналогия присутствует в мужском мышлении постоянно. Когда явление не может быть объяснено само по себе, человек объясняет его по аналогии с другим явлением. На основании соответствия некоторых признаков 2-х различных явлений делается вывод об их идентичности. Каждая аналогия условна.

Воплощение объектов и явлений природы заключается в том, что человек предписывает им свое сознание, свою волю, свои мысли.

Антропоморфизм означает придание явлениям человеческого облика.

Гносеологические и психологические аспекты веры

Понятие веры очень сложное, оно включает в себя как минимум два взаимосвязанных элемента: эпистемологический и эмоционально-психологический. Поэтому анализ веры предполагает как эпистемологические, так и психологические аспекты рассмотрения этого явления.

На эпистемологическом уровне вера связана с особенностями социального и индивидуального познавательного процесса. Классики марксизма неоднократно подчеркивали сложность и противоречивость процесса познания, обосновывали тесную связь познания с социальной практикой и ее важнейшим элементом — производственной деятельностью людей. Социальная практика, являющаяся основой и критерием знания, исторически ограничена и ни в коем случае не может полностью и окончательно подтвердить или опровергнуть определенные допущения.

В объеме знаний, которыми человечество обладает на каждом этапе своего развития, есть такие знания, которые подтверждаются практикой и приобрели значение абсолютной истины, и такие знания, которые еще не могут быть практически проверены.

Каждое новое поколение наследует от предыдущего не только определенный уровень развития производительных сил и характер отношений производства, но и весь запас знаний и заблуждений. В дополнение к практически обоснованной и действительно научной информации, религиозные и фантастические идеи также усваиваются. Но в практической деятельности каждое новое поколение делает верификацию унаследованной информации, которая ранее предполагалась по вере; отбрасывает идеи и предположения, не подтвержденные практикой, проясняет и углубляет истинно научные знания о мире. В отличие от этого реального процесса обогащения знаний, защитники религии всегда требовали держаться за религиозные мифы, унаследованные от предыдущих поколений. Они не остановились на полном запрете научных исследований во имя сохранения религиозной веры.

Необходимость найти свой путь в многообразных и сложных явлениях природы и общества, которые ежедневно окружают человека, приводит к выработке наиболее общих принципов объяснения и классификации явлений. Каждый человек создает для себя ментальную модель мира, основанную на информации, полученной от общества, и на личном опыте. Чем шире и глубже знания человека, чем разнообразнее его общие социальные связи и чем активнее он занимается общественной деятельностью, а значит, чем богаче его личный опыт, тем правильнее он смотрит на мир. Но если человек не обладает достаточными научными знаниями об окружающем его мире, а его практические связи с миром ограничены узкими рамками повседневной и монотонной жизни, то значительная часть его представлений будет основана на вере либо в силу его повседневного мнения, либо на каком-то авторитете. Неудивительно, что в таких ситуациях может быть воспринято религиозное объяснение мира.

Религия и ее детерминанты

Главной особенностью религии является вера в реальное существование сверхъестественного. Однако, например, немецкий богослов Рудольф Отто (1869-1973) предложил заменить понятие «сверхъестественное» понятием «священное», «нуминовое» в определении религиозной веры. Религия, по мнению Р. Отто, — это опыт священного, который реализуется в двух основных направлениях. С одной стороны, потому что человек воспринимает священное как нечто принципиально противоположное ему, это вызывает в нем страх, трепет, ужас. С другой стороны, человек относится к священному как к чему-то близкому и родственному. Это может заслужить его восхищение.

Известные социологи, такие как Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер, также признали священное в качестве отличительной черты религии. Хотя такое толкование религии не преодолевает дихотомию естественного и сверхъестественного как ее универсальную определяющую характеристику, оно присутствует в интерпретации религиозных верований многими современными учеными.

Религия отражает сущность общества, в котором она существует; различные аспекты жизнедеятельности людей, в том числе процессы отчуждения и самоосмысления окружающего мира в целом. Религия как важнейшая подсистема общества представляется существенной составляющей культуры.

В причинах возникновения и существования религии, как правило, выделяются три группы: социальные, гносеологические и психологические, из которых социальные во многом определяют. Они представляют собой систему общественных отношений, определяющих возникновение и воспроизводство религии. Ряд ученых-религиозных деятелей отличают исторические предрассудки религии от социальных, то есть историческое обусловливание современной религии ее предшествующим развитием.

Гносеологические предположения религии (гнозис — из греческого знания). Гносеология — это учение о познании мира, т.е. знание того, как, какими методами и средствами человек познает мир и самого себя. Познание мира условно понимается следующим образом:

Внутренние ощущения: зрение, запах, осязание, слух;

врожденные первобытные инстинкты: инстинкт самосохранения, сексуальный инстинкт и др;

Рефлексивно-сенсорные основы понимания мира: чувство страха, тревоги, безразличия (безразличное чувство), голода, боли и т.д;

Их ощущения, инстинкты и рефлексивно-сенсорные характеристики в совокупности влияют на эмоциональные состояния, настроения и переживания, которые, в свою очередь, влияют на стереотипную форму выражения лица и жестов;

Рациональное овладение миром достигается с помощью сознания, человеческого интеллекта. Это достигается различными методами усвоения внешнего и внутреннего мира: внимательным наблюдением, замкнутым наблюдением, исследованием, изучением, анализом и так далее.

Основной вопрос религии

Возможно ли, руководствуясь универсальным определением религии V. С. Соловьев, кратко сформулируйте главный вопрос любого религиозного мировоззрения? Я думаю, это возможно. Очевидно, что каждая религия связана с ответами на следующие три кардинальных вопроса:

Существует ли сверхчувствительная реальность, которой подчиняется весь порядок вещей, которые мы рассматриваем, и которая больше в мире — открытое или скрытое?

Если сверхчувствительная реальность имеет объективное существование, как мы можем, кто телесно принадлежит к чувственно воспринимаемому миру, знать о нем?

Является ли сверхъестественный мир явным для нас в знаках обыденности? Олицетворяется ли она в избранном человеке, его поведении и его словах, или же она дается в виде понятных, но невидимых законов природы и общества?
Но характерны ли эти вопросы только для религиозного сознания? Более того, они сформулированы на языке философии. Эти вопросы в той или иной форме задают не только богословы, но и философы, естествоиспытатели, художники, политики, юристы. Проблема соотношения феномена и сущности является одной из онтологических формулировок основного вопроса философии. Естествоиспытатели видят важнейшую задачу науки в открытии сверхчувствительных отношений вещей и процессов — научный поиск направлен на «дух» объективного закона природы.

То же самое относится и к искусству. Гегель определил искусство как чувственное проявление Идеи (Сущности) и видел главную проблему искусства как поиск путей преодоления дихотомии мира в идеальный и реальный мир. Воплощая скрытую сущность в совершенные чувственные формы, искусство помогает человеку устранить чувство страха перед неизвестными существенными силами бытия. Гуманисты и социологи заглядывают в глубины человеческой и социальной жизни и пытаются расшифровать тайные законы роста человечества. Возможно, все основные формы общественного сознания изначально связаны с одной и той же триадой вышеперечисленных проблем, хотя каждая из них формулирует их отдельно на своем языке.

Для выявления самобытности и разнообразия формулировок этих основных проблем человеческого бытия наиболее подходящим является язык теологии и философии, к которому нам пришлось прибегнуть. Идентичность первоначальных вопросов свидетельствует о том, что не существует самостоятельных форм общественного сознания, но все они сливаются друг с другом, дополняют друг друга и являются ветвями одного и того же дерева познания добра и зла. Из этого следует, в частности, что религия пронизана философией, мифологией, искусством, наукой, нравственностью, правом и политикой. Поэтому невозможно определить ее точные границы и однозначно ответить на вопрос, где заканчивается религия и начинается наука, философия, нравственность и т.п. Аналогичным образом, границы науки, например, не могут быть четко определены: Как отличить религиозную, мифологическую, философскую и другие составляющие от науки? Сознание реального человека обычно объединяет и соединяет все эти способы мышления и духа.

Возможно ли, руководствуясь универсальным определением религии V. С. Соловьев, кратко сформулируйте главный вопрос любого религиозного мировоззрения? Я думаю, это возможно. Очевидно, что каждая религия связана с ответами на следующие три кардинальных вопроса:

Существует ли сверхчувствительная реальность, которой подчиняется весь порядок вещей, которые мы рассматриваем, и которая больше в мире — открытое или скрытое?

Если сверхчувствительная реальность имеет объективное существование, как мы можем, кто телесно принадлежит к чувственно воспринимаемому миру, знать о нем?

Является ли сверхъестественный мир явным для нас в знаках обыденности? Олицетворяется ли она в избранном человеке, его поведении и его словах, или же она дается в виде понятных, но невидимых законов природы и общества?
Но характерны ли эти вопросы только для религиозного сознания? Более того, они сформулированы на языке философии. Эти вопросы в той или иной форме задают не только богословы, но и философы, естествоиспытатели, художники, политики, юристы. Проблема соотношения феномена и сущности является одной из онтологических формулировок основного вопроса философии. Естествоиспытатели видят важнейшую задачу науки в открытии сверхчувствительных отношений вещей и процессов — научный поиск направлен на «дух» объективного закона природы.

То же самое относится и к искусству. Гегель определил искусство как чувственное проявление Идеи (Сущности) и видел главную проблему искусства как поиск путей преодоления дихотомии мира в идеальный и реальный мир. Воплощая скрытую сущность в совершенные чувственные формы, искусство помогает человеку устранить чувство страха перед неизвестными существенными силами бытия. Гуманисты и социологи заглядывают в глубины человеческой и социальной жизни и пытаются расшифровать тайные законы роста человечества. Возможно, все основные формы общественного сознания изначально связаны с одной и той же триадой вышеперечисленных проблем, хотя каждая из них формулирует их отдельно на своем языке.

Для выявления самобытности и разнообразия формулировок этих основных проблем человеческого бытия наиболее подходящим является язык теологии и философии, к которому нам пришлось прибегнуть. Идентичность первоначальных вопросов свидетельствует о том, что не существует самостоятельных форм общественного сознания, но все они сливаются друг с другом, дополняют друг друга и являются ветвями одного и того же дерева познания добра и зла. Из этого следует, в частности, что религия пронизана философией, мифологией, искусством, наукой, нравственностью, правом и политикой. Поэтому невозможно определить ее точные границы и однозначно ответить на вопрос, где заканчивается религия и начинается наука, философия, нравственность и т.п. Аналогичным образом, границы науки, например, не могут быть четко определены: Как отличить религиозную, мифологическую, философскую и другие составляющие от науки? Сознание реального человека обычно объединяет и соединяет все эти способы мышления и духа.

Кто может сказать, где, скажем, кончается теолог Дж. Ньютон, а начинается физик и математик Дж. Ньютон? Как можно четко отличить в схеме «Тайной вечери» Леонардо да Винчи оптофизический эксперимент с отражением луча света и художественное воплощение великого мастера религиозного предупреждения монахов: «Нет ничего тайного, что не было бы раскрыто»? Что прежде всего определило содержание принципа абсолютности скорости света в теории относительности Эйнштейна — библейское учение о вечном божественном свете, философский пантеизм Спинозы или просто конструктивное обобщение оптических экспериментов физиков? Эйнштейн любил знакомиться с Торой, был неравнодушен к спинозизму и не считал религиозно-философскую методологию чем-то внешним по отношению к теоретической физике. Точных ответов на эти и подобные вопросы нет, поскольку человеческий разум, как правило, не знает четких границ и не склоняется перед номенклатурой или дисциплинарными расчетами, как бы ни жаловались на это любители жестких классификаций.

Кто может сказать, где, скажем, кончается теолог Дж. Ньютон, а начинается физик и математик Дж. Ньютон? Как можно четко отличить в схеме «Тайной вечери» Леонардо да Винчи оптофизический эксперимент с отражением луча света и художественное воплощение великого мастера религиозного предупреждения монахов: «Нет ничего тайного, что не было бы раскрыто»? Что прежде всего определило содержание принципа абсолютности скорости света в теории относительности Эйнштейна — библейское учение о вечном божественном свете, философский пантеизм Спинозы или просто конструктивное обобщение оптических экспериментов физиков? Эйнштейн любил знакомиться с Торой, был неравнодушен к спинозизму и не считал религиозно-философскую методологию чем-то внешним по отношению к теоретической физике. Точных ответов на эти и подобные вопросы нет, поскольку человеческий разум, как правило, не знает четких границ и не склоняется перед номенклатурой или дисциплинарными расчетами, как бы ни жаловались на это любители жестких классификаций.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Становление советской философии
  2. Онтология
  3. Структура научного знания
  4. Субъект-субъектные связи в структуре общества
  5. Происхождение философии — Вопрос о происхождении мира и человека
  6. Формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII – первая половина ХIХ вв.)
  7. Рудольф Карнап, немецко-американский философ, логик
  8. Особенность представлений о материи в качестве субстанциональной основы мира
  9. Представители гносеологии
  10. Идеология как форма мысленного отражения мира