Для связи в whatsapp +905441085890

Гносеология Спинозы — Биографические сведения

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) родился в семье еврейских иммигрантов[1] в Амстердаме. Окончил семиклассную еврейскую школу, где изучал иврит, Библию и Талмуд, затем поступил в школу Франсиса ван ден Эндена, который прославился своим вольнодумством, и изучал латынь, физику, математику, естественные науки. Здесь он познакомился с творчеством Г. Бруно, Фрэнсиса Бэкона, Т. Гоббса и был особенно впечатлен творчеством Р. Декарта, учеником которого (картезианцем) он считал себя.

Его несоблюдение религиозных обрядов иудеев привело к тому, что ему была предоставлена небольшая отлучка[2] от синагоги (на один месяц). Однако Спиноза не нарушил наказание. Тогда раввины предложили ему ежемесячную пенсию, если он хотя бы будет посещать службы для явки, но Спиноза отказался. В 1656 году раввинский совет подверг его серьезной отлучке (навсегда) и проклятию. Спиноза начал зарабатывать на жизнь, сначала помогая ван ден Эндену в обучении, а затем (и до конца жизни) шлифовать оптические очки[3]. Раввины подали жалобу на Спинозу в магистрат города, требуя его высылки как опасного атеиста. Спиноза был вынужден покинуть Амстердам. Сначала он бродил по разным деревням, а в 1670 году переехал в Гаагу.

Издание его первой работы («Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических размышлений») принесло ему непосредственную славу. В 1673 году Спинозе предложили кафедру в Гейдельбергском университете, при условии, что он не будет нападать на официальную религию, но он отказался. В том же году ему обещали пенсию во имя короля Франции, если он посвятит одно из своих сочинений королю, на что он ответил: «Я посвящаю свои сочинения только истине». Спиноза умер от туберкулеза в 1677 году.

Его шеф работает. «Принципы философии Декарта, изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических размышлений» (1663), «Богословско-политический трактат» (анонимно опубликован в 1670), «Этика» (опубликован посмертно в 1677), «Политический трактат» (опубликован посмертно в 1677).

Философские взгляды. Отношение к Декарту. Хотя Спиноза считал себя картезианцем и во многом действительно следовал Декарту, он ушел от него по некоторым принципиальным соображениям: вместо картезианского дуализма у Спинозы был последовательный монизм, вместо деизма — пантеизм. Но вслед за Декартом Спиноза развил рационализм.

Онтология. Моделью строгости для Спинозы (как и для других философов того времени) была математика, и Спиноза строил свои философские труды («Принципы философии Декарта…», «Этика») на модели геометрии Евклида, т.е. задавал определения, различал исходные постулаты (аксиомы) и доказывал теоремы на их основе.

Центральное место в философии Спинозы занимала концепция вещества. Он определил это понятие следующим образом.

«Я понимаю то, что имеет суть в себе как существование, то есть то, что может быть задумано как существующее» («Этика», [4] Часть 1, стр. 1).

«По существу я понимаю то, что существует само по себе и представлено само по себе, т.е. то, что представление не требует представления другой вещи, из которой оно должно быть сформировано» («Этика. Часть 1. Определение 3).

Это определение вещества близко к определению Декарта. Но Декарт признал существование двух веществ (материи и сознания), и для их существования требовалась внешняя причина, т.е. Бог. Со Спинозой это противоречие снято: Есть только одна субстанция, которая сама по себе является причиной.

Гносеология спинозы - Биографические сведения

Гносеология (теория познания)

Познание как результат человеческой мыслительной деятельности. Историческое отступление. Предмет и объект познания. Активная роль субъекта в процессе познания. Сенсорные и рациональные этапы познания. Диалектика процесса познания.

Формы сенсорного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Пределы сенсуализма и рационализма.

Правда и обман. Объективность и конкретность истины. Познание и практика. Принцип единства теории и практики. Научное познание.

Формы и методы научного познания. (Эмпирическое и теоретическое познание. Особенно научные и общенаучные методы познания). Различие между научным познанием и обычными, художественными и другими способами справляться с реальностью.

Гипотеза. Проблема вероятности и надежности гипотетических знаний.

Когнитивное отношение человека к природе.
Человек живет на природе. Он узнаёт и преображает её и осознаёт своё собственное существование.

Выделяются несколько аспектов познавательного отношения человека к природе.

практическое — подразумевающее трансформационное и потребительское отношение к природе.

эмоциональный — имеется в виду чувства, чувственное отношение к чему-то или к кому-то. Например, удовольствие от красоты природы, любви, антипатии, страха, гнева.

аксиологическое — подразумевающее благодарное отношение к миру, природе. Человеку нравится то, что ему не нравится, и он, основываясь на своих вкусах и взглядах, оценивает явления положительно или отрицательно.
Теоретически, объяснение объектов и явлений, означает знание их сущности, качества и свойств.
Познание — это процесс творческой деятельности человека, формирующий его знания, на основе которых формируются цели и мотивы человеческих поступков.

Познание — это результат мыслительной деятельности человека.

Философская теория, изучающая проблему познания, называется гносеологией.

Почему, на ваш взгляд, человек интересуется знанием фундаментальных свойств, законов реальности и не может ограничиваться знанием внешней стороны вещей и явлений?

Проблема знания[1] — это проблема, которая всегда, во все времена истории философии вызывала множество споров, разногласий. Это породило различные философские направления и теории:

Некоторые рассматривают познание как функцию тех, кто профессионально осуществляет то или иное психическое производство (религиозно-нравственное, эстетическое, этическое, научное и т.д.). И поэтому эпистемология была разработана как теория собственной разумной деятельности.

Другие рассматривают познание как способность — дарованную свыше или врожденную (религиозно-идеалистическое понимание).

Другие вообще отрицают возможность познания (агностицизм).

Наряду с агностикой в истории философии различные философские системы выделяли два основных этапа, две формы познания: чувственную и рациональную.

Определение их роли и значения в процессе познания зависит от позиции того или иного философа. Таким образом, представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель) придавали решающее значение знанию через разум, не отрицая при этом важности чувственного знания как механизма, соединяющего разум с материальным миром.

Эмпирики, с другой стороны, признавали сенсорное познание главным, а порой и единственным источником наших знаний. Возьмем, к примеру, Хоббса, который утверждал, что в разуме нет ничего, что не находилось бы в здравом уме. И эта идея была подхвачена Локом в еще более острой форме.

Гносеологическая проблематика философии Нового времени: соотношение чувственного и рационального познания.

Эмпирика (от греческого слова empiria — опыт) — направление эпистемологии, признающее сенсорный опыт единственным источником достоверных знаний. Эмпирика характеризуется абсолютизацией опыта, сенсорным знанием, принижением роли рационального знания (понятия, теория).

Представительства: Ф. Бекон, Т. Хоббс. Д. Локк, Д. Беркли, Д. Хьюм.

рационализм (от лат. ratio — разум) — это эпистемологическое направление, рассматривающее разум как решающий или даже единственный источник истинного знания.

Представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Х. Лейбниц.

Рене Декарт (1596-1650 гг.) под влиянием математики и естественных наук превратил философию в абстрактную теоретическую науку.

Он был последовательным рационалистом, который поставил разум и самосознание во главу угла знаний. Основное понятие в эпистемологии Декарта — «сомнение», а важнейший методологический принцип в знании — «все должно быть поставлено под сомнение». Если сомневаться во всем, то понимаешь, что в мире нет ничего определенного, кроме самого факта сомнения. Сомнение действительно существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. А так как только мыслящий «я» сомневается (сомнение — это свойство мышления), то сомневаться — это тоже мыслить. Поэтому самое бесспорное существо обладает мышлением «Я». Следовательно, «Я думаю, поэтому я». Для Декарта эта позиция становится первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой извлекаются все знания о мире. Интеллектуальная интуиция — это твердая и определенная концепция, рожденная в здравом уме самим разумом, настолько простая и определенная, что не вызывает никаких сомнений. Разум должен выводить все необходимые последствия из этих интуитивных представлений посредством дедукции. Декарт защищает доктрину врожденных идей и считает, что существует особый вид знаний, который не нуждается в доказательствах. Декарт говорил, что такие идеи, как Бог всемогущ, идея чисел и цифр, и некоторые более общие идеи, такие как «ничто не приходит из ничего» и «целое больше части». В доктрине врожденных идей позиция Платона об истинном знании была разработана по-новому, как напоминание о том, что поражало душу, когда она жила в мире идей.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.), основатель эмпирики в английской философии, считал, что знания основываются исключительно на наблюдениях и опыте. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание не может быть самоцелью. Главная задача знаний и опыта — помочь людям достичь практических результатов в своей работе, способствовать новым изобретениям, развитию производства, господству человека над природой. Цель науки, по словам Бэкона: «знать причины и скрытые силы вещей, и дать человеку полезные изобретения и открытия, которые могут улучшить свою жизнь и увеличить свою власть над природой».

Джон Локк (1632-1704 гг.) стремился исследовать разум знающего предмета, его возможности, функции и ограничения. Поэтому, вместо того, чтобы исследовать объекты природы, он обратился к самому предмету. Локк утверждал, что идеи (то, что является объектом человеческого исследования) происходят из опыта — следовательно, опыт является непреодолимым пределом всех возможных знаний. Он отверг теорию Декарта о «врожденных идеях» и занял позицию, что если любые идеи были в человеческой душе, он должен знать о них. Но маленькие дети и душевнобольные совсем не знают принципа самобытности и последовательности, а также основных нравственных принципов. Поэтому в сознании человека нет врожденных идей. Исходя из этого, Локк предложил, что человеческое сознание — это табула раса, пустая доска, на которой жизнь записывает свои переживания, начиная с чувств: «Откуда появляется весь материал разума и знания?». Я отвечу одним словом: из опыта. На нем основываются все наши знания, и от него исходят». Локк создает теорию первичных и вторичных качеств. Качество — это способность вещи генерировать идеи в уме.

Общая характеристика философии Нового времени

Семнадцатый век по многим показателям определяется как начало новой эпохи.

В этом контексте хотел бы обратить ваше внимание на то, что в сфере экономического развития некоторые страны Западной Европы перешли к более активному расширению капиталистических отношений. Это не могло не усугубить противоречия между старой феодальной системой и капитализмом, которые стали естественными.

В области науки и философии новая эра характеризуется окончательным подрывом основ схоластической философии, алхимии и астрологии. Наука и философия эпохи Возрождения проложили путь к победе буржуазной идеологии над средневековым схоластичеством.

Экспериментальные науки приобрели огромное значение. Внимание ученых было направлено, прежде всего, на изучение различных форм жизни в природе, и все это было вызвано необходимостью использования великих географических и технических открытий, полученных в 15-16 веках, для нового, более значительного толчка в развитии производительных сил. Естествознание этого периода стало «глубоко революционным» (Энгельс), что имело большое значение для достижения больших успехов материалистического течения в философии.

К этому же периоду относится и бурное развитие таких наук, как механика. Известно, что его влияние на философию, особенно на философию материализма, было безграничным.

В методическом руководстве по теме «Философия, ее объект, структура и функции» рассматриваются исторические формы материализма, к которым относится и механистическая форма. Посмотрите на него и еще раз вспомните, в чем его суть и отличительные черты.

Спецификой философии Новой эры является также победа рационализма в борьбе столь же односторонних методов познания, сенсационности и рационализма. Рационализм имеет глубокие корни в экономической, технической и научной деятельности.

Поясните данную диссертацию, внимательно изучив дополнительную литературу. Определить общие и специфические особенности рационализма XVII века. Рассмотрим, почему ее главной особенностью было особое представление об истине, как обязательно абсолютной, полной и вечно неизменной. Истина была универсальной и общепризнанной. Что значит «истина есть истина», и, зная ее, мы получаем единственное возможное знание. Правильно ли такое толкование истины? Связывает ли он источник истины и его критерий с человеческим опытом и практикой? Если нет, то что из этого следует?

Основоположником материализма современности вообще, экспериментальной науки в частности, является один из великих мыслителей Англии Ф. Бэкон.

О жизни Ф. Бэкона (и всех обсуждаемых здесь философов) читайте рекомендуемую литературу.

Фрэнсис Бэкон — выдающийся философ-материалист и государственный деятель, сын Анны Кук и Николая Бэкона, Властелина Великой Государственной Печати при королеве Елизавете.

Его знаменитые работы: «Новый орган», «Великая реконструкция науки», «Нравственные и политические очерки», «Нравственные, экономические и политические эксперименты и наставления», в том числе «Об истине», «О красоте», «О высоком положении», «О мудрости древних», «Об элементах и происхождении», «Новая Атлантида», «Мысли и наблюдения», «Система небесная» и др.

Бекон видит цель науки в увеличении власти человека над природой, совершенствовании метода познания (индукции), очищении разума от возможных ошибок и направлении внимания людей к опыту как средству получения истинных знаний.

Классификация философских учений с точки зрения гносеологии

Предложенная выше типология философских систем основана на особенностях онтологии той или иной системы. Конечно, классификация философских доктрин может быть основана на других основаниях, например, на гносеологии. В этом случае структура взаимоотношений между различными системами будет различной.

Классификация может быть сформирована в зависимости от характера ответа на вопрос об адекватности познания. Затем весь комплекс доктрин делится на три типа: крайний агностицизм, умеренный агностицизм (скептицизм) и эпистемологический оптимизм.

Позиция крайнего агностицизма, утверждающего, что знание реальности невозможно, выделяется с точки зрения логической завершенности. В реальной истории философии позиция крайнего агностицизма не была реализована. На самом деле, философ, смысл существования которого заключается в понимании фундаментальных основ существования мира и человека, не может ответить отрицательно на вопрос о возможности познания, в противном случае он разрушает основы собственной деятельности. Заявление о том, что «адекватное познание невозможно» должно, по крайней мере, рассматриваться как положительный результат познания. Позиция крайнего агностицизма встречается в мировоззренческих доктринах мистического характера, которые не предполагают вопроса познания и занимаются скорее проблемой переживания трансцендентного, сверхъестественного, непонятного и так далее.

Наиболее распространенная позиция в истории философии — умеренный агностицизм или скептицизм. Философские системы такого типа утверждают, что знание реальности возможно, но не по существу, а на уровне явлений. Другими словами, знание скользит по поверхности вещей, не проникая в их сущность. Линия умеренной агностики включает в себя древних софистов, циников, скептиков, неоплатоников, Д. Хьюма, И. Канта, а в современной философии — критических реалистов, неопозитивистов, экзистенциалистов, постмодернистов. Умеренная агностика имеет рациональную основу, и ее трудно последовательно критиковать. Сложность заключается в том, что философии до сих пор не хватает инструмента, позволяющего сравнивать содержание сознания — знания — и объективную реальность, по отношению к которой это знание существует. Сознание и природа остаются разными реальностями, и нет окончательного ответа на вопрос, как именно сознание отражает реальность. Однако в том, что познавательные конструкции человеческого разума не являются фантасмагорическим заблуждением, убеждают успешная деятельность человека за пределами области знаний и тот факт, что человеческий род, несмотря на свою биологическую слабость, еще не исчез с лица земли.

Позиция эпистемологического оптимизма предполагает следующий ответ на вопрос о возможностях знания и степени его адекватности: мир полностью и по существу знаменит. Эта точка зрения характерна для философов эпохи Просвещения, Г. Гегеля, диалектических материалистов.

Как видим, разделительные линии философских доктрин на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, агностицизм и эпистемологический оптимизм не совпадают. Философ может быть идеалистом и эпистемологическим оптимистом (Г. Гегель), идеалистом и агностик (И. Кант), материалистом и эпистемологическим оптимистом (диалектический материализм, механистический материализм), материалистом и агностик (Джон Локк) и так далее.

Философские концепции можно также классифицировать с точки зрения выделения ведущих когнитивных способностей. В этом случае весь спектр философских теорий можно разделить на рационализм и иррационализм, а рационалистические доктрины, в свою очередь, на рационализм в узком смысле и сенсуализм.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Фридрих Вильгельм Шеллинг, немецкий философ
  2. Свобода воли как философская проблема нового времени
  3. Проблема движения в истории философии: парадоксы соотношения движения и покоя
  4. Развитие вычислительной математики. Машинный эксперимент
  5. Основные формы мышления как способ выражения рассудочной деятельности человека
  6. Особенности становления и развития философской мысли древнего востока
  7. Сознание и самосознание. Сознание и проблема идеального
  8. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
  9. Зигмунд фрейд, астрийский врач-психиатр, психолог
  10. Теории «творческих элит». Проблема «героя и толпы» в современной социальной философии