Для связи в whatsapp +905441085890

Гносеология в философии — Этапы научного познания

Познавательный подход человека к миру принимает различные формы — обычное познание, художественное познание, религиозное познание и, наконец, научное познание. Первые три области познания считаются ненаучными формами.

Научное познание эволюционировало из обычного познания, но в настоящее время эти две формы познания достаточно далеки друг от друга. Каковы их основные различия?

наука имеет свой особый набор объектов познания в отличие от познания обычного. В конечном итоге наука сосредоточена на знании природы объектов и процессов, что не свойственно обычному познанию.

научные знания требуют развития специальных научных языков.

в отличие от обычного познания, научное познание развивает собственные методы и формы, собственные исследовательские инструменты.

для научных знаний характерны регулярность, последовательность, логическая организация, достоверность результатов исследований.

наконец, в науке и обычных знаниях и способах оправдания истины знания различаются.

Но что представляет собой наука? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что его возникновение является результатом истории, результатом углубления разделения труда, автоматизации различных отраслей интеллектуальной деятельности и интеллектуального производства.

Можно сказать, что наука является также результатом познания мира. Система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особой сферы деятельности, интеллектуального производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами знаний, со всей системой организаций и учреждений.

Все эти составляющие науки как сложного социального явления были особенно подчеркнуты в наше время, когда наука стала непосредственной производительной силой. Сегодня уже нельзя сказать, как и в недавнем прошлом, что наука — это нечто, содержащееся в толстых книгах, покоящихся на полках библиотек, хотя научные знания остаются одной из важнейших составляющих науки как системы. Но эта система в наши дни, во-первых, представляет собой единство знаний и деятельности по их добыче, во-вторых, действует как особый общественный институт, который в современных условиях занимает важное место в общественной жизни.

Роль и место науки как социального института четко прослеживаются в ее социальных функциях. Наиболее важными из них являются культурная и идеологическая функция, функция непосредственной производительной власти и социальная функция.

Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента интеллектуальной жизни и культуры, который играет особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

Вторая функция с особой силой проявила себя в наши дни, в условиях углубления НТД, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.

Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы все шире используются при решении масштабных проблем социального развития, его программировании и т.д. В настоящее время наука играет особую роль в решении глобальных проблем современности — окружающей среды, ресурсов, продовольствия, войны и мира и др.

Наука четко разделена на две основные группы — естественные и технические науки, которые сосредоточены на изучении и преобразовании природных процессов, и социальные науки, которые изучают изменение и развитие социальных объектов. Социальное познание характеризуется рядом особенностей, связанных со спецификой когнитивных объектов и спецификой положения исследователя.

Во-первых, в естествознании субъект познания имеет дело с «чистыми» объектами, в то время как социолог имеет дело со специальными — социальными объектами, с обществом, в котором субъекты, люди, наделенные сознанием, действуют. Поэтому, в отличие от естествознания, здесь масштаб эксперимента достаточно ограничен по моральным соображениям.

Гносеология в философии - Этапы научного познания

Гносеология – философское учение о познании

Гносеология — это философская доктрина познания. Предмет гносеологии исследует все стороны субъектно-объектных отношений, специфику научных, бытовых, бытовых знаний и все виды познавательной деятельности человека.

Гносеология изучает специфику тех или иных знаний только с точки зрения перспективы. Целью изучения познавательных процессов является возможность достижения истины и форма существования истины.

Часто процесс познания отождествляется с научным познанием. Это неправильно. Научное познание отличается рядом особенностей, не характерных для других форм познания, таких как обычное, художественное, религиозное и т. д.

Гносеология изучает явления познавательной деятельности, но с точки зрения отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу установления истины. «Правда» — одно из центральных понятий гносеологии. Гносеология опирается на социально-культурный аспект человеческой деятельности, который является ведущим.

Философская теория познания опирается на данные специализированных дисциплин, будь то эмпирические данные или теоретические обобщения.

Однако гносеология является самостоятельной областью знаний и не может сводиться к конкретной научной дисциплине. Философская теория знания основывается на результатах исследования, которое как эмпирический материал меняется в контексте задачи определения стандартов получения правдивого знания, в развитии проблем, связанных со взаимоотношениями знания и реальности.

Один из центральных вопросов эпистемологии — «Известен ли мир?». В контексте эпистемологии этот вопрос можно сформулировать так: «Как соотносятся наши мысли об окружающем нас мире с самим этим миром?». Вопрос в том, можно ли достоверно знать объекты, их сущность и проявления сущности.

Чтобы ответить на этот вопрос, в философии развиты 2 направления: когнитивный реализм и агностик. Для агностики характерно утверждение о том, что мир неведомый. Однако это утверждение не совсем верно и исходит из позиции И. Канта. В конце XIX — начале XX вв. возник своего рода агностицизм — конвенционализм — философская концепция, согласно которой научные теории и концепции не отражают объективный мир, а являются предметом соглашений между учеными. Традиционализм получил широкое распространение в последнее десятилетие.

Современная философская эпистемология и агностицизм не расходятся во мнениях по вопросу узнаваемости явлений. Существуют принципиальные расхождения в вопросе о том, известна ли природа материальных систем. Отличительная черта агностицизма заключается в отрицании возможности достоверного знания природы материальных систем. Агностицизм — это доктрина, отрицающая возможность достоверного знания природы материальных систем, законов природы и общества.

Гносеология, ее основные принципы. Субъект и объект познания, модели их взаимодействия

Познание — это социально организованная форма психической и творческой деятельности человека, направленная на приобретение и развитие достоверных знаний о мире. Познавательная деятельность человека неотделима от мышления, воли, памяти и эмоций. Его можно рассматривать как процесс генерирования жизненного опыта, умственной деятельности субъекта, включая веру, веру, истину и заблуждение.

Философская теория знания называется гносеологией (от древнегреческих слов «знание» и «учение»). В древности гносеология считалась особой областью философии, которая занималась анализом основных проблем знания и познания. Важно выделить две важные идеи, которые оказали кардинальное влияние на дальнейшее развитие философских доктрин знания. Это: а) идея деятельности ума и творческого характера знания, выраженная Платоном (впоследствии развитая в немецкой классической философии); 6) идея соответствия человеческого знания миру природных объектов и вещей, развитая Аристотелем и впоследствии использованная как фундаментальная основа наивных реалистических и материалистических концепций знания.

Основная проблема гносеологии — обоснование фундаментальной возможности получения истинного знания о мире (адекватное воспроизведение субъектом сущностных особенностей реальности). Часто используется его упрощенная формулировка — «проблема принципа узнаваемости мира». В зависимости от того или иного решения этой проблемы в классической философии выделялись три позиции: гносеологический оптимизм (гностицизм), скептицизм, агностицизм.

Большая часть современной эпистемологии стоит на позициях гностицизма и основывается на следующих принципах:

Диалектика, которая подразумевает необходимость подходить к проблеме знания диалектически (т.е. с точки зрения развития), использовать законы, категории, принципы диалектики;

Историцизм, т.е. рассмотрение всех субъектов и явлений в контексте их исторического возникновения и становления

Практика — признание практики, т.е. человеческой деятельности по преобразованию окружающего мира и самого себя, как основного способа познания

Познание — быть убежденным в возможности познания;

Объективность — признавать самостоятельное существование объектов и явлений, не зависящих от воли и сознания;

Деятельность по творческому представлению действительности;

Специфика истины — поиск индивидуальной и достоверной истины при определенных условиях.

Основная проблемная область гносеологии традиционно включала в себя статус и роль субъекта познания, структуру познавательного процесса, проблему истины, формы и методы познания и др. Изначальная структура познавательного процесса представлена субъектно-объектной зависимостью (предмет — от латыни «быть у основания», объект — от латыни «напротив»). Классическая эпистемология с самого начала исходила из основной предпосылки, что главной задачей эпистемологии является раскрытие познавательных способностей субъекта, которые дают ему возможность получить истинные знания об объекте.

Познавательное отношение человека к миру

Когнитивное отношение человека к миру является предметом гносеологического понимания. Гносеология — это философская доктрина о природе и развитии знания, условиях его правды и месте в социокультурном существовании человека. Знания как информация о мире и о себе необходимы человеку для того, чтобы ориентироваться в мире, объяснять и изменять природу и социальную среду, предсказывать социальные процессы.

В настоящее время когнитивная деятельность человека изучается психологией, нейрофизиологией, семиотикой, культурологией и другими науками. Когнитивная психология (лат. cogito — мышление, познание) изучает когнитивную деятельность человека с точки зрения приобретения, организации и использования знаний для адаптации поведения человека. Для общей психологии ощущения, восприятия и мышление представляют собой психические формы, которые изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов и влияют на поведение человека.

Для гносеологии ощущения, восприятия и мысли являются средством достижения истинного познания мира. Главный вопрос здесь — связь знания с объективной реальностью. Поэтому категория истины занимает центральное место в эпистемологии. Проблема «Что я могу знать?» лежит в основе всех других проблем эпистемологии: «Каковы познавательные способности человека? Каковы критерии истинного знания? Каковы возможности научного знания?» Эти и многие другие вопросы сводятся к вопросу «Что такое правда?». Вопрос истины вновь понимается в широком социокультурном контексте, ибо существование человека в мире не ограничивается познавательной ссылкой.

По вопросу о возможности человеческого познания мира в истории философии возникли различные точки зрения.

Агностицизм отрицает возможность приобретения знаний о природе объектов и явлений. Согласно этой точке зрения, человек не может оценить соответствие своих знаний реальности, потому что все знания происходят из опыта, и выйти за его пределы невозможно. Известен только мир явлений; сущность вещей неведома.

Скептицизм выражает сомнение в достоверности знаний, полученных человеком. Она обычно активна в период кризиса в развитии науки и культуры в целом. В разумной степени необходим скептицизм: Сомнения в отношении истинности полученных знаний требуют более детальной проработки знаний, их аргументации и систематизации.

Гносеологический оптимизм исходит из утверждения об элементарной узнаваемости сущности явлений, их регулярных взаимосвязей, из уверенности в способности человека познавать истину. Экстремальной версией этой позиции является наивный реализм, согласно которому реальность полностью идентична человеческому знанию о ней. Однако в реальности такое полное соответствие знания реальности недостижимо (этот аспект будет более подробно рассмотрен ниже).

Соотношения знания и познания

Знания — объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, в идеале воспроизводит объективные регулярные отношения реального мира. Познание — ориентированный на практику процесс приобретения и развития знаний, их постоянного углубления, расширения и совершенствования. Это такое взаимодействие между объектом и субъектом, результатом которого является новое знание.

Термин «знание» используется в трех основных аспектах: 1) способности, умения, способности, основанные на сознании; 2) любая когнитивно значимая информация; 3) специальная когнитивная единица, связанная с практикой. Второй и третий аспекты являются предметом исследований специальной философской дисциплины — эпистемологии, гносеологии.

На ранних этапах истории существовало практическое повседневное познание, эта информация о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных отношениях и так далее. Основой этой формы знаний был опыт повседневной жизни и практики. Одной из исторических форм было игровое познание. Во время игры человек выполняет активную познавательную деятельность, приобретает большое количество новых знаний. Мифологическое познание играло важную роль на ранних этапах истории человечества. Она представляет собой фантастический образ реальности, является бессознательной художественной обработкой природы и общества воображением людей. В рамках мифологии сложились определенные знания о природе и человеке.

Форма художественного образа знаний берет свое начало в мифологии, которая впоследствии претерпела наибольшее развитие в искусстве. Древнейшими формами знаний были философские и религиозные знания.

Наиболее важной формой знаний является научное знание. Наука — форма психической деятельности человека, направленная на производство знаний о природе, обществе и самого знания.

Наука преследует одну цель: постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их контексте, предвидение тенденций реальности и содействие ее изменению.

Еще древние философы пытались определить специфику познавательного процесса, его уровни, формы и противоречия. Аристотель создал формальную логику, Гераклит и Платон развили диалектику, исследовали проблемы истины и ошибки.

Большой шаг в развитии эпистемологии и методологии был сделан в философии Нового времени. Процесс познания стал предметом особого изучения таких философов, как Локк и Лейбниц. Они разработали эмпирические, рационалистические и универсальные методы, заложили основы математической логики и сформулировали набор диалектических идей.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек как субъект деятельности, познания и ценностного освоения мира
  2. Философское учение о семье. Проблема брака и пола в философии
  3. Познание как предмет философского анализа
  4. Нравственное сознание
  5. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма
  6. Философия техники и ее проблемы
  7. Концепция антропогенеза Теяр де Шардена
  8. Философия человека в новое и новейшее время
  9. Категория развития в философии
  10. Борис Петрович Вышеславцев, русский религиозный мыслитель