Для связи в whatsapp +905441085890

Гностицизм — Философское учение о познании

Познание — это деятельность, направленная на приобретение знаний. Вы уже знаете, что часть философских знаний, посвященная проблемам познания мира, получила название эпистемологии или гносеологии. Гносеология занимается поиском ответов на следующие вопросы: как познается мир, как человек познает мир, как соотносятся истина и обман, каким может быть критерий истины познания, как утверждать истину наших идей. Комплекс этих проблем занимает второе по важности место в структуре философского знания после проблем онтологии.

К кругу важнейших проблем общей теории познания относятся проблемы изучения видов, стадий, форм познания, отношений между объектом и субъектом познания, проблема истины, проблема соотношения знаний и практики. Главной проблемой гносеологии является проблема пределов познания: насколько познаваем мир, то есть что из реальных объектов и процессов реальности может быть достоверно известно. Многие философы считали, что возможности познания ограничены особенностями человека и его восприятия. Тот факт, что мир совсем не такой, каким его воспринимает человек, был понятен древними философами. Еще одной сложностью было объяснение причины того или иного ощущения.

В зависимости от ответа на вопрос о познании мира все философские течения можно разделить на два основных направления: Гностицизм и агностицизм.

Гностицизм — это философская доктрина, утверждающая, что мир знаменит.
Агностицизм — это философская доктрина о неведомости мира.
Агностики (от греческого префикса a — отрицательный и гнозис) — философы, которые утверждают, что мир известен лишь в ограниченной степени. Агностицизм также называют гносеологическим пессимизмом.

Позиция философского агностицизма наиболее полно проявилась в философии Иммануила Канта, который ввел специальные термины для обозначения объекта как такового, назвав его «вещью в себе», а то, как этот объект предстает перед человеком — «феноменом». Например, человек воспринимает листья деревьев как зеленые («феномен»), когда на самом деле они отражают только лучи длиной, которые создают у человеческого глаза впечатление зеленого. Кант считал, что люди воспринимают только «явления», в то время как вещи сами по себе неведомы.

Гностики (от греческого гноса — знание) — философы, утверждающие, что мир исчерпывающе и безоговорочно известен. В современной литературе это направление часто называют гносеологическим оптимизмом.

Гностическая позиция характерна как для объективного идеализма, так и для материализма. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимой разницы между «явлениями» и «вещами в себе». В процессе развития знаний и практической деятельности человек способен все точнее распознавать окружающий его мир.

Спор между гностицизмом и агностицизмом неразрешим с чисто теоретической точки зрения. Подобно материализму и идеализму, гностицизм и агностицизм являются сквозными тенденциями, которые пронизывают всю историю философской мысли.

Познание как процесс, направленный на приобретение знаний, включает в себя ряд компонентов: предмет и предмет знания, уровни и стадии знания, истина как цель знания.

Объектом знания является то, на что направлено знание, что известно. Сложность, связанная с объектом познания, уже упоминалась, но между философами существуют расхождения в понимании предмета познания.

Гностицизм - Философское учение о познании

Гносеология, ее основные принципы. Субъект и объект познания, модели их взаимодействия

Познание — это социально организованная форма психической и творческой деятельности человека, направленная на приобретение и развитие достоверных знаний о мире. Познавательная деятельность человека неотделима от мышления, воли, памяти и эмоций. Его можно рассматривать как процесс генерирования жизненного опыта, умственной деятельности субъекта, включая веру, веру, истину и заблуждение.

Философская теория знания называется гносеологией (от древнегреческих слов «знание» и «учение»). В древности гносеология считалась особой областью философии, которая занималась анализом основных проблем знания и познания. Важно выделить две важные идеи, которые оказали кардинальное влияние на дальнейшее развитие философских доктрин знания. Это: а) идея деятельности ума и творческого характера знания, выраженная Платоном (впоследствии развитая в немецкой классической философии); 6) идея соответствия человеческого знания миру природных объектов и вещей, развитая Аристотелем и впоследствии использованная как фундаментальная основа наивных реалистических и материалистических концепций знания.

Основная проблема гносеологии — обоснование фундаментальной возможности получения истинного знания о мире (адекватное воспроизведение субъектом сущностных особенностей реальности). Часто используется его упрощенная формулировка — «проблема принципа узнаваемости мира». В зависимости от того или иного решения этой проблемы в классической философии выделялись три позиции: гносеологический оптимизм (гностицизм), скептицизм, агностицизм.

Большая часть современной эпистемологии стоит на позициях гностицизма и основывается на следующих принципах:

Диалектика, которая подразумевает необходимость подходить к проблеме знания диалектически (т.е. с точки зрения развития), использовать законы, категории, принципы диалектики;

Историцизм, т.е. рассмотрение всех субъектов и явлений в контексте их исторического возникновения и становления

Практика — признание практики, т.е. человеческой деятельности по преобразованию окружающего мира и самого себя, как основного способа познания

Познание — быть убежденным в возможности познания;

Объективность — признавать самостоятельное существование объектов и явлений, не зависящих от воли и сознания;

Деятельность по творческому представлению действительности;

Специфика истины — поиск индивидуальной и достоверной истины при определенных условиях.

Основная проблемная область гносеологии традиционно включала в себя статус и роль субъекта познания, структуру познавательного процесса, проблему истины, формы и методы познания и др. Изначальная структура познавательного процесса представлена субъектно-объектной зависимостью (предмет — от латыни «быть у основания», объект — от латыни «напротив»). Классическая эпистемология с самого начала исходила из основной предпосылки, что главная задача эпистемологии — показать познавательные способности субъекта, которые дают ему возможность получить истинные знания об объекте.

Гностицизм

Происхождение и сущность гностицизма (от греческого гности — знание, гностос — признанный) является неоднозначной проблемой религиоведения. Это совокупность доктрин, существовавших в первом тысячелетии новой эры, ближневосточного происхождения. Гностицизм в строгом смысле этого слова понимается как учения I-II века, которые ассоциировались с христианством и осуждались как еретические.

Утверждение о существовании формализованных гностических верований в предхристианский период принимается не всеми, но существование гностических верований, предшественников развитого гностицизма, несомненно. Сами тексты гностиков находятся в нашем распоряжении лишь в ограниченной степени, и мы можем судить об их взглядах отчасти по сохранившейся полемике, из которой можно предположить, что гностицизм рассматривался как очень серьезная опасность для Церкви.

Несмотря на разнообразие направлений, гностические доктрины содержат общие черты.

характерно строго эзотерическое отношение, предполагающее доступность истинного учения (знания, гнозис) только для избранных.

всегда есть особые представления об отношениях между Богом и созданным Им материальным миром. Здесь гностицизм делится на два основных варианта, которые, однако, восходят к единой схеме — разница состоит в основном в акцентах и преобладании определенных влияний, так как синкретизм в целом характерен для гностицизма.
Согласно первому, между Богом и материальным миром существует настолько большая пропасть, что мир должен считаться отделенным от Бога и полностью злым и падшим. Это наиболее последовательно выражается в идее о том, что есть два Творца — добро, сокрытый Бог и зло, демиург, сотворивший мир. Отличие от учения ортодоксального христианства состоит в том, что мир с самого начала оказывается злым не Падением, а по самой своей природе, по замыслу Творца, который несовместим с библейской концепцией добра и мудрости Творца и уникальностью творческого начала. Такая материя по существу становится достойной только вымирания и разрушения (отсюда и крайний и жестокий аскетизм, практикуемый рядом гностических движений, которые направлены не на очищение, а на разрушение материального, особенно физического, начала). Преодоление зла возможно только через полное преодоление материи. Не случайно в гностических кругах тексты Ветхого Завета понимались как относящиеся к деяниям злого демиурга (например, среди маркеонцев).

Второй вариант сильнее тяготеет к неоплатоническому мировоззрению и учит существованию множества переходных сущностей — от первичного идеального начала до материального мира. Преобладает доктрина эманации (платоновский тин), в которой духовные существа не создают друг друга, а порождают. Новое возникает, как будто течет от другого.

Эта точка зрения приводит к пантеистическому видению мира и размыванию границы между существом и создателем. Это, в конечном счете, создает предпосылки для последующего признания анимации всего материального творения высшим нематериальным существом и существования материального происхождения в самом Боге, поскольку они разделены не четкой границей, а бесконечной цепочкой промежуточных существ.

В гностическом учете перечисление этих сущностей стало длинным «генеалогическим списком».

Важное место занимает София, по вине которой нарушена гармония мира. В различных вариантах гностических мифов она может быть представлена как женская, так и мужская. Эти два варианта не являются взаимоисключающими, поскольку гностицизм предполагает, что зло может отпасть от добра, но не может существовать самостоятельно.

Предмет философии, её основные функции

Философия (любовь к мудрости) — это особая форма познания мира, которая развивает систему знаний о наиболее общих свойствах и основных принципах действительности (бытия) и знания, о человеческом существовании, о взаимоотношениях между человеком и миром.

Первоначально «философия» относилась ко всем существующим знаниям о причинах возникновения вещей, о структуре мира, о космосе и природе. Темой философии был весь мир. В средние века философия была тесно связана с христианским богословием, предметом которого было богословие духовного мира человека и его отношения к Богу. В эпоху Возрождения, с другой стороны, объектом философских знаний была природа, которая придавала знаниям научный характер. До эпохи Просвещения слово «философия» оставалось синонимом науки как таковой. Все научные дисциплины считались отраслями философии. Однако со временем наука постепенно отделилась от него.

Представители позитивистской философии утверждают, что философия уже не имеет своего личного предмета, а должна лишь собирать готовые открытия других наук и строить из них «универсальную картину мира». В современных философских течениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как познание мира в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мысли, как производство понятий, как нерациональное восприятие мира. В настоящее время философия рассматривается с точки зрения социальных и культурных аспектов ее развития. Поскольку область объективных знаний осталась за наукой, философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженным в знаково-символических формах действия.

Основные функции философии (основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение):

Функция мировоззрения способствует формированию целостного образа мира, представлений о его структуре, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция состоит в том, что философия разрабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Теоретическая и концептуальная функция состоит в том, что философия учит мыслить и теоретически осмысливать, то есть до предела обобщать окружающую действительность, создавать логические схемы и системы окружающего мира.

Гносеология — одна из основных функций философии — имеет своей целью правильное и достоверное знание окружающей действительности (т.е. механизма знания).

Задача критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующий смысл, искать его новые свойства, качества, находить противоречия. Конечной задачей этой функции является расширение границ знания, уничтожение догм и окостенения знания, его модернизация, повышение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого — ценная) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — моральных, этических, социальных, идеологических и др. — чтобы оценить. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое проходит все необходимое, ценное и полезное, а то, что осталось позади и устарело, отбрасывается. Аксиологическая функция особенно усиливается в критические периоды истории (начало средневековья — поиск новых (богословских) ценностей после распада Рима; Ренессанс; Реформация; кризис капитализма в конце 19-го и начале 20-го веков).

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, развитие нынешнего состояния, его структуру, элементы, движущие силы; выявить противоречия, указать пути их устранения или смягчения, улучшения общества.

Педагого-гуманитарная функция философии — культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их людям и обществу, пропагандировать нравственность, помогать людям адаптироваться к окружающему миру и находить смысл жизни.

Место философии в системе культуры

Философия — это самосознание культуры, или, говоря философски, это «отражение» культуры.

В своем культурологическом подходе общественная жизнь человечества предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей культурно-исторических ценностей; с критическим преодолением устаревших и формированием новых форм опыта. Как эффективный метод исторического исследования, культурологический подход может играть существенную роль в развитии теории того или иного социального явления, поскольку теория выступает в качестве обобщения его реальной истории. В период становления философии человечество накопило различные навыки действия, сопутствующие знаниям и другому опыту. Появление философии было рождением особого, вторичного типа общественного сознания, нацеленного на понимание уже сложившихся форм культуры. Характерной чертой культурных феноменов является их «принадлежность» человеку. Культура в целом означает степень присутствия человечества в природных и социальных объектах и явлениях, т.е. степень, в которой они являются условиями свободы человека.

Система культуры включает в себя три сферы (составляющие) — науку (сфера науки, техники, промышленности), искусство и религию (нравственность). Связь между философией и наукой обеспечивает теоретический характер философских знаний (систематическое знание, категории, принципы и законы, абстрактное мышление, логика). Связь философии с религией (нравственностью) делает акцент на крайнем характере философских высказываний, на необходимости преобразования знаний в убеждения, порождает интерес к проблеме личности, свободы выбора и ответственности, делает философскую мысль рефлексивной, делает ее нравственным советником, учителем жизни. Сочетание философии и искусства обеспечивает живописные элементы в философской мысли, делает философию своеобразной литературой, определяет дискурсивный характер философской логики.

Философия занимает центральное место в этой системе. Основная роль в системе культуры, вытекающая из этой позиции, заключается в том, что философия является универсальным языком культуры. Его категории, принципы, его логика и рефлексия являются отправной точкой для соединения специализированных отраслей культуры друг с другом, основой межличностного «общения» и взаимопонимания. Философия — это посредник языка в культуре, универсальный эквивалент понимания. Философ является переводчиком и переводчиком: благодаря философии достижения в различных специфических отраслях культуры универсального значения становятся доступными для всех остальных. Таким образом происходит обмен достижениями культуры, обогащается весь культурный опыт человечества, формируются общечеловеческие ценности.

Гносеология нового времени

Гносеология — это отрасль философии, которая занимается проблемами, связанными с познавательной деятельностью человека.

Развитие нового, буржуазного общества производит не только изменения в экономике, политике и социальных отношениях, но и меняет сознание людей. Важнейшим фактором является наука, особенно экспериментально-математическая естественная наука, которая переживает период своего становления именно в 18 веке. Век научной революции.

Развитие науки. Социальные изменения, связанные с распадом феодального общественного строя и ослаблением церковного влияния, вызвали переориентацию философии. Если в средние века: союз с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством и гуманитарными знаниями, то сейчас он в основном основан на науке.

Для философии Нового времени спор между направлениями теории знания играет фундаментальную роль: эмпиризм — направление в теории знания, признающее сенсорный опыт единственным источником знания; рационализм, подчеркивающий логическую основу науки, признающий разум источником знания и критерием его истинности.

Фрэнсис Бэкон был английским философом, родоначальником эмпиризма. Бекон был уверен, что целью научного познания является не созерцание природы, как в древности, и не познание Бога (средневековье), а принесение пользы и преимуществ человечеству. Разрыв науки с богословием был главной задачей, которой Бакон посвятил свою философскую работу. Он считал, что для того, чтобы покорить природу, человек должен изучить ее законы и применить свои знания на практике. «Знание — это сила».

Рационализм можно понимать как уверенность в силе и способности разума (особенно просветленного разума, руководствующегося правильным методом) постичь тайны природы, познать мир и самого человека, решить практические проблемы жизни с помощью здравого смысла, и, наконец, построить общество на разумных принципах. И обязательно с помощью разума постичь Бога.

Философские процессы в рационализме воспринимались как «метафизические размышления». Метафизика — это учение о происхождении всего существа, о природе мира, об абсолютном, безусловном и сверхъестественном. Инновационность — важнейшая отличительная черта философии Новой Эры. Поиск рационально обоснованных и доказуемых истин философии, сопоставимых с истинами науки, — еще одна особенность философии Новой эры. Но главная трудность заключалась в том, что философские истины, как они были позднее найдены, не могли быть аксиоматическими и не могли быть доказаны способами, принятыми в математике. Преувеличение значения научного, рационального, логического подхода в жизни человека и философской мысли.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Историческая вероятность и многовариантность исторического развития
  2. Френсис Бэкон, основоположник эмпиризма и английского материализма
  3. Философия религии Ф. Ницше
  4. Политическая власть с точки зрения философии
  5. Философия религии
  6. Предтечи экзистенциализма
  7. Уильям Оккам и его философия
  8. Гуманизм возрождения, его особенности
  9. Социальная и историософская мысль нового и новейшего времени
  10. Эрих Фромм: «Бегство от свободы»