Для связи в whatsapp +905441085890

Государственная служба, управление и этика — Исторический аспект этики

История этических идей показывает, как развивается круг этических вопросов, как они поднимаются и как меняется их решение, углубляя понимание природы морали, ее цели, ее функций в жизни и закономерностей ее развития. История этических идей показывает, как развивается круг этических вопросов, как меняется способ их формулировки и подход к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначения, функций в жизни и закономерности ее развития.

В настоящее время наблюдается особый интерес к этике — самой древней и в то же время самой молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России в демократическое конституционное государство, регулирование всех ее социальных структур невозможно без утверждения этики.

Это открывает возможности для разработки научных подходов к анализу состояния персонала государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований к государственному служащему. Однако в органах власти и управления до сих пор отсутствуют технологии оценки персонала, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и профессионала.

Этика как вид интеллектуальной и теоретической деятельности отрывается от стихийно формирующегося морального сознания масс и становится своего рода теоретическим рассмотрением практических моральных проблем, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни: Что такое добро и зло? К чему стремиться и чего избегать? Какова цель и есть ли у жизни смысл? Эти практические вопросы жизни понимаются в этике как учение о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, цели и смысла жизни.

Но для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важнейшие вопросы смысла и норм жизни, этика стремилась постичь сущность морали и человека, источник и содержание морального обязательства, сущность моральных ценностей.

Государственная служба, управление и этика - Исторический аспект этики

Исторический аспект этики

Этика — одна из древнейших наук, возникшая на рубеже V и IV веков до н.э. Официально ее основателем считается Аристотель. Он сформировал понятие «этический», отсюда и название науки — этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова ethos — дом, очаг, а позднее: нравственность, обычай, характер.

Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие его врожденных способностей, особенно умственных и нравственных, на улучшение его жизни, на реализацию его смысла и цели в жизни. В сфере действия свободной воли человек выбирает индивидуальное соответствие своего поведения и образа жизни нравственному идеалу, идеям и представлениям о добре и зле, о том, что правильно и что реально. Таким образом, Аристотель определил предмет науки, который он назвал этикой.

Развитие этической мысли проходило в три этапа.

Первый этап в развитии этической мысли связан с распадом родоплеменного строя и осмыслением человека как индивида, как «я», отдельного от целого.

Второй этап, классический этап в развитии античной этики, начался с Демокрита, который первым выразил философские и этические идеи в системе специальных терминов. Его главная заслуга — попытка сформулировать критерий, по которому можно отличить добро от зла. В качестве такого критерия он выбрал удовольствие — не в повседневном смысле этого слова, а удовольствие как философскую концепцию.

Следующей фигурой классического периода развития этики является Аристотель. В отличие от Демокрита, Аристотель уделял больше внимания проблемам самовоспитания. Он заявил, что человек практически абсолютно свободен в процессе самовоспитания, поскольку выбор действия является результатом его индивидуального размышления.

Школа «софистов». После Демокрита они продолжили разработку проблем воспитания и оставили нам в наследство 2 основных положения:

  1. Идея трехуровневой системы образования.
  2. Единство нравственного и художественного воспитания. Идея интеграции нравственного и художественного воспитания использовалась в основном в развитии духовных ценностей государства, в символизме, в представлении образцов требуемого поведения и т.д.

Поздний этап — это период значительного ослабления старых государств. В этот период этика распадается из единого дерева на ряд течений: Гедонизм, скептицизм, стоицизм и т.д.

В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему ограничения потребностей, тогда он узнает, что для полноценного, достойного существования нужно совсем немного, и это вполне достижимо собственным трудом. Если человек теряет способность удовлетворять две последние группы потребностей, это не является для него трагедией. Это положение Эпикура было принято всеми элитными школами — холодный душ, простая одежда и т.д..

Этика понимается как совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче. Термин «этика» используется здесь в значении «мораль», скорее всего, в связи с особенностью формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов ее становления многие нормы были записаны, введены в законодательство и поддерживаются с помощью различных профессиональных правил.

Формирование этических норм относится ко времени раннего рабовладельческого общества, когда начали зарождаться первые относительно массовые профессии. Однако прошло немало времени, прежде чем в рабовладельческом обществе Древней Греции сформировались первые прообразы будущих профессиональных моральных кодексов. Практически первая профессиональная присяга появилась у людей, призванных служить человеку.

Мораль впервые возникла среди профессий, представители которых вступали в непосредственный контакт с людьми при выполнении своего профессионального долга: Врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, священники, служители храмов и т.д. При этих контактах они могут влиять на физическое и моральное состояние людей, причинять им вред, дестабилизировать социальную ситуацию. Количество норм в первых этических кодексах было небольшим. Они затрагивали самые общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали уровня универсальной абстракции, как это было в более поздние периоды формализации моральных норм.

Второй этап в развитии профессиональной морали произошел в позднем средневековье по нескольким причинам: во-первых, укрепление государственности и возникновение абсолютистских норм власти, что предопределило формирование и укрепление таких социальных институтов, как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, быстрый рост городов в средневековой Европе, который вызвал к жизни обособленность профессий, обслуживающих население, и сделал людей зависимыми от труда других. Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием нескольких тенденций:

1) Круг профессий, к которым предъявлялись моральные требования, значительно расширился, особенно за счет профессий, которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего труда.

Яркое свидетельство этого процесса можно найти в ремесленных кодексах, которые содержали требования к выполнению определенных моральных обязательств.

2) Нормы в рамках профессиональных моральных кодексов начали разделяться на две отдельные группы: Нормы и принципы, определяющие общение и взаимоотношения внутри профессии, и нормы, определяющие взаимоотношения представителей профессии с остальным населением.

Это разделение было вызвано тем, что люди того времени осознавали, насколько оценка и признание их труда зависят от характеристик работы, поведения и отношения к профессии их коллег-ремесленников. Это было связано с тем, что в Западной Европе в это время процветали города и торговля, поэтому, покупая товары, люди меньше задумывались о личности того, кто их произвел. В первую очередь, новые моральные нормы были направлены на обеспечение надлежащего качества труда и товаров, производимых всеми членами профессионального братства; затем комплекс норм определил специфику общения между людьми одной профессии с целью создания благоприятных условий для работы и реализации результатов труда всех членов профессионального сообщества. Ремесленники одной профессии жили на одних улицах, и им строго запрещалось каким-либо другим способом свататься к заказчику, с которым их коллега уже договорился. Кроме того, на витрине можно было выставлять только собственную продукцию, не приукрашивая ее различными способами и без других отвлекающих вещей. Впоследствии эти моральные требования, сложившиеся в рамках профессий, станут основой, с одной стороны, служебной этики, а с другой — основой зарождающейся деловой этики со всеми ее положительными и отрицательными чертами.

3) Начали формироваться моральные нормы, а затем и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и т.д.

Эти нормы объединяли общими моральными требованиями людей, чья деятельность уже не могла быть определена только как профессия. Например, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие военные профессии; в медицине — врачи, медсестры, санитарки и т.д. По мере укрепления государств росло значение социальных институтов в жизни общества, усиливалось их влияние на социальные отношения, а мораль, часто преобладающая в этих социальных системах, влияла не только на отношения внутри государств, но и на международные отношения, представляя и характеризуя их страны в глазах других народов. Примером может служить моральная основа армии или государственного аппарата.

Третий период в развитии этики приходится на двадцатый век, точнее, на его вторую половину. Она отражает реалии современной цивилизации: высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой экономики и мировых коммуникационных систем, высочайший уровень кооперации в производственном процессе, возрастающий уровень технологической опасности для существования каждого человека и Земли в целом.

Вторым важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию профессиональных моральных норм, является углубление специализации не только внутри профессии, но и в отдельных ее областях.

Таким образом, этика берет свое начало от Аристотеля. В философских течениях этические идеи выражаются в чувственной и образной форме, большое внимание уделяется описанию и отражению практического поведения. Во второй половине двадцатого века постоянная дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически не осталось профессий, которые не предъявляли бы особых моральных требований в процессе своей деятельности.

В современных условиях особый интерес вызывает этика, которая является самой древней и в то же время уникально молодой отраслью философского знания. И это не случайно. Развитие России в демократическое конституционное государство и регулирование всех ее социальных структур невозможно без утверждения этики

Современные дискуссии об этике чиновничества обязаны своим происхождением антагонизму — воображаемому или реальному — морали и экономики, этики и этикета. Согласно этому широко распространенному мнению, два независимых требования к действиям, а именно мораль и экономика, вступают в конфликт в областях, которые являются взаимозависимыми и фундаментально определяют сосуществование людей.

Таким образом, этика основывается на моральных нормах. Эти нормы уходят корнями в язык, культуру и традиции страны и народа. Этика также имеет социальную основу, то есть представляет собой совокупность лучше понимаемых этических норм и понятий. Понятие «ценности» относится к тем ценностям, которым общество или отдельный человек отдает предпочтение. В широком смысле этика — это набор правил, основанных на общих ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, праведность, уважение, справедливость и т.д.

Понятие этики и этикета, категории и специфика этики

Этика — это совокупность норм, принципов, идеалов и форм практического поведения. Термин этика относится к системе ценностей, с помощью которой человек определяет для себя, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо, правомерно или неправомерно. Оценка поведения индивида осуществляется не только путем соотнесения его с его сознанием, но и путем сравнения с некоторыми нормами. Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определенной социальной сфере. Этикет — это система детально разработанных правил вежливости.

Этика — это наука о человеческом поведении, нравах и обычаях. Явление, изучающее этику, позже — с I века до н.э. — стали называть моралью.

Сложность определения этичности того или иного действия заключается в том, что разные люди применяют разные стандарты и имеют собственные представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Очень часто ситуацию нельзя описать в черно-белых терминах, она попадает в некую среднюю, «серую» зону. Философская ориентация человека также может определить, как он будет действовать в той или иной ситуации.

Абсолютист считает, что каждое решение является либо «правильным», либо «неправильным» — независимо от последствий, к которым оно приводит.

Экзистенциалист принимает решения на основе рационального выбора

Принятие решений ситуационистом основывается на представлении о том, какое из них может привести к наименьшему вреду или, наоборот, к наибольшей выгоде.

Профессиональные этические кодексы

Этические кодексы — это изложение системы ценностей и моральных устремлений лиц, принадлежащих к определенной профессии, и используются для предотвращения коррупции и информирования общественности о стандартах поведения в данной профессии.

Этические кодексы могут отражать как «дух демократии», так и «дух бюрократии», хотя чаще всего они отражают бюрократический дух. Демократический дух предполагает набор убеждений, по которым этичный администратор должен оцениваться на основе таких критериев, как поддержка существующей системы и ее ценностей, демонстрация гражданственности, служение общественным интересам и продвижение социальной справедливости.

Кодексы, основанные на этом принципе, призывают своих приверженцев ценить и практиковать государственную службу. Ценности бюрократической этики предполагают, что государственные служащие являются всего лишь менеджерами, наделенными законными полномочиями, основанными на идее рациональности. Их основная моральная дилемма заключается в том, как лучше следовать и обеспечивать соблюдение правил и норм. Этические кодексы основаны на этических принципах, которые в определенной степени ограничивают максимальные этические принципы.

Включение в корпоративные этические кодексы абстрактных положений о ценностях, миссии, целях и философии организации не лишает руководство права относиться к ним просто как к красивым словам, в то время как этические стандарты требований, которые общество предъявляет к организациям, обычно очень высоки.

Государственная служба должна решать различные социальные проблемы: Улучшение качества жизни сотрудников, защита окружающей среды, благотворительная деятельность, улучшение качества жизни всех граждан общества. Специфическое для морального сознания противоречие между правильным и необходимым в этике государственных служащих возникает из объективного противоречия между морально-этическими целями и их основными задачами — достижением успеха.

  1. Утилитарный принцип — обеспечивает наибольшее благо для наибольшего числа людей;
  2. Индивидуалистический принцип — направлен на достижение долгосрочных интересов человека.

Этические принципы не выдерживают столкновения с реальностью. Из всей административной деловой этики иногда остается только этикет. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которой они приняты. Кодексы значительно различаются как по содержанию, так и по сфере применения. Например, американский банк Marktven разработал документ под названием «Политика этики и конфликтов». Он занимает 19 страниц и рассказывает сотрудникам о том, что правильно, а что нет. Для сравнения, крупная компьютерная компания Cray Research Inc. использует всего 120 слов. Кодекс гласит, что «сотрудники Kray доверяют друг другу и следят за тем, чтобы каждый выполнял свои обязанности в соответствии с высочайшими этическими стандартами» — это стиль компании.

Если говорить о коммуникации, то важнейший этический принцип таков: решая, какие ценности вы предпочитаете в данной ситуации, вы должны действовать так, чтобы максимум вашей воли согласовывался с моральными ценностями других сторон, участвующих в коммуникации, и вы должны допускать согласование всех сторон.

Для того чтобы эффективно выполнять свои обязанности, государственная служба должна опираться на прочный интеллектуальный и моральный фундамент. Это было в природе вещей: функция воплощения воли государства в обществе могла успешно осуществляться только с учетом нравственных основ этой воли, социальных требований к исполнителям этой функции.

Цели государственной службы, ее руководящие принципы, нормы, требования к ее сотрудникам — все это содержит моральный аспект, который решающим образом определяет ее направление, ее основные доминанты. Моральная атмосфера в органах власти, проступок ответственного чиновника может серьезно дискредитировать все благие намерения властей. В общественном мнении авторитет чиновника справедливо ассоциируется, прежде всего, с его порядочностью, справедливостью.

Среди всех механизмов, способствующих формированию правильной морали государственной службы, одним из наиболее эффективных является специально разработанный нормативный этический кодекс для государственных служащих.

Такой кодекс был введен в Великобритании, США, Франции, Испании и многих других странах. В России он еще не принят. В то же время, в 1997 году в «Ежегоднике государственной службы России» был опубликован проект Этического кодекса государственных служащих Российской Федерации, подготовленный группой специалистов Московского государственного университета им. С тех пор он неоднократно переиздавался, широко использовался в обучении и, что самое главное, послужил основой для работы над аналогичными кодексами в ряде субъектов Российской Федерации и федеральных ведомств.

В 2001 году группа депутатов внесла в Государственную Думу проект Кодекса поведения российских муниципальных служащих. Проект Кодекса, разработанный нашей Академией, был полностью проигнорирован, он содержал ряд ошибочных положений и принципиальных неточностей. Авторы исходили из того, что это в первую очередь нормативный и скорее теоретический документ. Отсюда обязательный характер требований к должностному лицу, соответствующий стиль, юридические и абстрактно-конкретные термины. С другой стороны, как подтверждает мировая практика и история нашей страны, Кодекс поведения — это, прежде всего, совокупность конкретных социальных и духовных принципов, нравственных установок, моделей поведения людей, перечисление и обоснование моральных норм, необходимых им на практике для полноценного выполнения своей профессии.

Государственные служащие как социальная и профессиональная группа

В России «государственный служащий» традиционно рассматривается прежде всего как бюрократия — группа чиновников, имеющих особый социально-правовой статус и место в иерархии государственных организаций. В советский период в органах власти и в обществе функционировала группа государственной бюрократии. Группы чиновников не существовало. Поэтому сегодня, как особое социально-профессиональное сообщество в нашей стране, оно все еще находится на стадии формирования.

Государственные служащие предстают как своеобразное бюрократическое сообщество чиновников, члены которого на профессиональной основе выполняют публичную, опосредованную или непосредственную по характеру властную, управленческую, социально-служебную деятельность. Эта деятельность может быть представлена как совокупность конкретных видов профессиональных услуг, оказываемых государственными служащими в рамках своих полномочий населению.

Специфика социально-профессиональной группы государственных служащих заключается в том, что она имеет общую ментальную основу и различные праксеологические характеристики. Ведь среди государственных служащих есть инженеры, менеджеры, экономисты, юристы, то есть представители разных профессиональных групп.

Большинство современных государственных служащих не имеют подготовки по своей специальности, поэтому можно говорить не только о профессиональной адаптации к новому рабочему месту, но и о вторичной профессиональной социализации, которая, как правило, происходит в процессе профессионального обучения. Для государственных служащих, впервые поступающих на службу, эти процессы совпадают по времени: отсюда необходимость профессиональной переподготовки данной категории работников для ускорения процессов профессиональной социализации и адаптации. Исследование формирования группы государственных служащих в первую очередь направлено на повышение эффективности и оптимизацию работы первичной структурной единицы всей административной системы российского общества — системы государственной службы.

Профессии различаются по степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражаются в общественном сознании в виде профессионального престижа: на простые и сложные, низшие и высшие, или на профессии, с одной стороны, и саму профессию — с другой. Такое разделение имеет глубокие корни в структуре, происхождении и, следовательно, функционировании профессии. Это помогает, исходя из целей нашего исследования, обосновать целесообразность построения профессии, связанной с государственной службой. Профессия государственных служащих носит синтетический, сложный характер. Она включает такие институционализированные виды жизнедеятельности людей, как информационно-аналитическая, консультативная, прогностическая, проективная, административно-управленческая, организационно-регулятивная, коммуникативная деятельность и др.

Содержание профессии государственных служащих отражает, прежде всего, совокупность квалификаций ряда специальностей как неотъемлемых признаков родовых видов трудовой деятельности. Они соответствуют формам проблем, которые приходится решать государственным служащим. К компетенции органов власти субъекта РФ относятся вопросы социальной поддержки и социального обслуживания незащищенных слоев населения, пожилых людей, инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В процессе профессиональной социализации индивид осваивает профессиональные контексты и отношения, определяемые нормами и стереотипами профессиональной культуры, символическими профессиональными образами, социальной ролью, социально-психологическим климатом профессионального пространства. Профессиональная социализация является важнейшим фактором формирования личности работника, его социально-профессиональной мобильности. Профессиональная социализация — это процесс ориентации, отбора, развития и реализации сущности личности в контексте конкретной профессиональной деятельности. В результате профессионализации и включения людей в профессиональные группы, процесс социализации приобретает, прежде всего, коррекционный характер. Это в полной мере относится и к профессиональной социализации людей, осваивающих профессию чиновников.

В процессе профессионализации, допуска к профессии государственных служащих в жизнедеятельности человека формируется устойчивая профессиональная направленность, выбор профессии. В рамках профессиональной подготовки закладываются основы профессиональной квалификации и, соответственно, профессиональной компетентности. Интеграция в профессиональное сообщество при поступлении на работу и осуществление профессиональной карьеры сопровождается профессиональной адаптацией работника на каждом из ее этапов. Социальная компетентность помогает чиновнику осуществлять свою профессиональную деятельность в рамках институциональных отношений, связанных с административными требованиями, задачами, вытекающими из специфики муниципального органа, учреждения, статусной иерархии. В то же время, на социальную компетентность государственного чиновника обратное влияние оказывают институциональные характеристики его профессиональной деятельности.

Мы рассматриваем развитие социальной компетентности государственных служащих и ее влияние на повышение их профессионализма как один из основных факторов, определяющих эффективность государственной службы. В то же время, очевидно, что без экономической составляющей эффективность данной услуги будет неполной, так как функционирование системы основано на экономическом механизме.

Специфика влияния социальной компетентности государственных служащих на их профессионализм связана с реализацией групповых интересов граждан через организацию работы хозяйствующих субъектов в рамках социально-экономической инфраструктуры территории. Профессионализм чиновника основан на полном и глубоком знании законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность собственника, а также на его опыте в управлении, организации и регулировании. Без социальной компетентности чиновников трудно говорить о создании надежной системы государственной службы, решении основных вопросов стратегического развития общественно-политических институтов, формировании пирамиды публичной власти и многослойной структуры общественных отношений.

Социальная компетентность государственных служащих также является основной детерминантой формирования и развития их сознания и поведения. Формируется нормативно-правовая база для работы государственных служб. По сути, определены основные элементы системы этих услуг.

Таким образом, развитие социальной и профессиональной компетентности чиновников и ее влияние на профессионализм как один из важнейших факторов формирования этики государственной службы.Управление — это функция организованных систем различного типа, обеспечивающая их целостность, то есть достижение их целей, сохранение их структуры, поддержание правильного режима их деятельности.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Обучение при вхождении в организацию
  2. Интегральная оценка риска
  3. Анализ предложенных классификаций функций менеджмента
  4. Экспертные методы выработки решений. Метод Дельфи
  5. Управление проектами в социальной сфере
  6. Разработка конкурентной стратегии предприятия
  7. Корпоративное управление проектами
  8. Разработка системы управления мотивацией работников на предприятии с применением систем HRM
  9. Психология управления качеством
  10. Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений