Для связи в whatsapp +905441085890

Готфрид вильгельм лейбниц — немецкий философ — Биография Г.В. Лейбница

Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 21 июня (1 июля) 1646 года, через полвека после Рене Декарта и четырнадцать лет после Спинозы и Локка. Он был сыном профессора морали Лейпцигского университета, потерял отца в раннем возрасте, а мать, когда стал студентом. Готтфриду было пятнадцать лет, когда он поступил на юридический факультет Лейпцигского университета в 1661 году, после нескольких лет энергичного самообразования. В 1666 году он закончил его, дополнительно проучившись в Йене у известного энтузиаста математического метода познания Э. Вайгеля. Однако руководство университета его родного города отказало Лейбницу в докторской степени и отклонило его диссертацию. С другой стороны, в том же году в Альторфе под Нюрнбергом, он доказал с летающими красками свое право на докторскую степень. Лейбниц отказался от университетской карьеры, предложенной ему в Altorf: это бы задушило развитие его оригинального мышления. С 1668 года Лейбниц служил при дворе курфюрста Майнца, где выполнял функции юриста, дипломата и историографа, которые были полезны для его интеллектуального развития.

В 1672 году его отправили в Париж, где он провел четыре творческих года, хотя к этому времени его связи с Майнцем были разорваны. Во французской столице ему удалось установить личный контакт и переписку с такими титанами науки, как Фермат, Гюйгенс, Папин, а также с такими выдающимися философами, как Мальбранш и Арно. Все интересовало Leibniz — загадки бесконечности, озадаченные Паскалем, автоматическое регулирование машин в паровом котле Papin, а также структура материала в мире. С 1676 года и до конца жизни Лейбниц провел сорок лет на службе при герцогском дворе Брауншвейга-Люнебурга. Ярким моментом в его жизни стали философские беседы с герцогиней Софьей и прусской королевой Софьей-Шарлоттой во время поездок в Берлин. Когда он стал членом Лондонского королевского общества в 1673 году, он сам заложил основы нескольких академий наук и обществ по изучению языка и истории. В 1700 году он стал первым президентом Прусской академии наук и стал пионером в создании подобных учреждений в Вене и Санкт-Петербурге. Трижды он встречался с Петром I, который пригласил его в Россию. В записке о будущей Санкт-Петербургской Академии наук немецкий философ Просвещения подчеркнул необходимость ее ориентации на практические потребности огромной и во многом еще не решенной страны.

При странных обстоятельствах Лейбниц умер 14 декабря 1716 года: лекарство, назначенное ему от подагры, от которой он страдал, только приближало конец, и мучительная смерть вскоре последовала за приемом препарата. Целый месяц тело философа лежало незапрятанным в подвале церкви. Лютеранские пасторы, которые почти открыто называли Лейбница «безбожным человеком», ставили под сомнение возможность его захоронения на христианском кладбище. Когда скромный кортеж, наконец, уехал в могилу, за гробом последовали лишь несколько человек, почти все они были случайными людьми, и никого из двора не было. И один из немногих свидетелей церемонии, понимавший истинное значение случившегося (Д. Кер), отметил: «Этот человек был славой Германии, и он был похоронен как разбойник. Только Парижская академия торжественно почтила память Лейбница.

Готфрид вильгельм лейбниц - немецкий философ - Биография Г.В. ЛейбницаГотфрид вильгельм лейбниц - немецкий философ - Биография Г.В. Лейбница

Философия в эпоху просвещения

Философские мировоззрения, преобладавшие в XVIII веке до конца, называются философией Просвещения в двойном смысле и в то же время являются выражением духа своего времени. Они стремятся к просветлению, добиваясь объяснения проблем бытия на ясной, понятной основе; они стремятся к просветлению, добиваясь распространения знаний о том, что полезно и достойно изучения, с тем чтобы содействовать образованию и благосостоянию общества.

Если в эпоху Возрождения было принято, что наш интеллект безграничен в своих возможностях исследования мира, то в XVIII веке он ассоциировался не только с разумом, но и с надеждой на процветание человека в преобразовании природы и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начал функционировать как необходимое условие успешного продвижения общества к человеческой свободе, счастью и социальному благополучию.

В своей интеллектуальной и философской жизни век Просвещения — это прежде всего эпоха удовольствия. Во всей полноте завоеванной Ренессансом интеллектуальной свободы, в неограниченном распоряжении великих принципов мысли XVI и XVII веков, обогащенной сокровищами новых знаний, которые без труда распространялись прочно укоренившимися методами, эта эпоха пользовалась гордым сознанием своего превосходства и своего внутреннего содержания. Затуманенная величием собственной мысли, философия этого века считала возможным расценивать результаты более ранних времен как скудные предчувствия собственного совершенства, и, с другой стороны, считала себя достаточно сильной, чтобы желать управлять реальным миром в соответствии со своими собственными идеями. То, что она сама добавляла к унаследованным ею великим мыслям, заключалось главным образом в ее энергичной и прямолинейной проработке, по которой общие принципы, постепенно разветвляясь, проникали в самые отдаленные уголки научных исследований, и, более того, в остроумной формулировке этих взглядов, вошедших в отечественную литературу.

Этот преобладающий характер удовольствия нигде не проявлялся так ярко и ощутимо, как в движении Немецкого Просвещения. Последнее уже было связано с тем, что немецкая нация не участвовала в развитии великих принципов научной мысли, возникших в XVII в. Поэтому она ограничилась сначала только восприятием эмпиризма и рационализма, и только в лице Лейбница предприняла первую попытку объединить две великие противоположности, на что и потратила весь XVIII век. Лейбниц, таким образом, стал духом, который доминировал в немецком Просвещении; но особая форма, в которой возникло его учение, привела сначала к тому, что идеологическое содержание немецкого Просвещения основывалось, главным образом, на его знакомстве сначала с французской, а затем и с английской литературой. Поэтому начало современной немецкой философии всегда было положено появлением философии Лейбница, и это появление действительно настолько важно, что оно способно затмить все, что предшествовало ему в конце XVII века.

Идеализм Лейбница

Человек несет в себе весь мир, и когда он постигает себя, он постигает все. Этот субъективный идеализм появляется и в этот период развития философии в виде смелых утверждений и фантастических домыслов, переплетенных с различными отрывками неоплатонической традиции, которые исторически трансформировались и изменились почти до неузнаваемости; но он также является одной из основных черт немецкой философии в целом. Она лежит в основе монадологии, с которой Лейбниц доминировал в 18 веке.

Таким образом, философия Лейбница — это идеализм. Ее основная идея заключается в следующем: душа — это не особая и конечная субстанция, рядом с которой находится другая, противоположная ей материальная субстанция; душа — это единственная и неповторимая субстанция. Она представляет собой всю истину, существенность и реальность: ибо только активное существо является реальным, подлинным существом; но всякая деятельность является душевной активностью, понятие деятельности является также понятием души, и наоборот. Материя — это не что иное, как приостановка, ограничение деятельности. Материя является лишь выражением множественности душ; она лишь утверждает, что нет ни одной души, ни одного вещества, но бесчисленных душ; на самом деле Материя является отличием конечного вещества от бесконечного вещества, и как таковое она является источником множественности. Вы обязаны радостью вашего существа только источнику ваших страданий: пределы вашего существа, вашей деятельности. Только на темном фоне материи монады сияют в виде бесчисленных звезд; устраняют материю, и они исчезают, это лишь единственный свет неограниченной субстанции.

Отправной точкой философии Лейбница стало представление Декарта о качественном противопоставлении материи и духа (души и тела), что делает невозможным их прямое влияние друг на друга. Лейбниц выступал против дуализма материи и разума Декарта и отстаивал примат последнего над первым. По мнению Лейбница, материя неотличима от разума по своей сути, в конечных элементах, из которых она состоит.

Главная особенность ума в том, что это активная, живая сила. Декарт, как мы знаем, считал расширение главной характеристикой материи. Однако, согласно философии Лейбница, расширение объекта означает, прежде всего, что он занимает определенную область пространства и вытесняет все, что посягает на его границы. Воспринимать расширение тела материала — это воспринимать его устойчивость ко всему, что пытается в него проникнуть. Сопротивление неизбежно предполагает наличие силы, активности, аспирации.

Субстанция как монада

Когда Декарт объясняет сущность вещества как независимость его существования от других веществ, это, конечно, относится в полном смысле слова только к бесконечной субстанции, к Божеству; к конечным субстанциям, с другой стороны, только в том смысле, что они не нуждаются друг в друге для своего существования. С этого момента доктрину Лейбница лучше всего исследовать.

«Монадология Лейбница» — это метафизико-философская концепция, основанная на понятии «условного мира», состоящего из множества самостоятельно действующих образований — «монад», единство которых гарантировано внешней причиной в виде божественной «предопределенной гармонии». Историческая заслуга Лейбница состояла в том, что он придал субъективности видимость объективности, а объективности — характерные черты субъективности.

Сущность (латинская субстанция — существо) — это философский термин, обозначающий первичную основу всего сущего, определяющий появление и исчезновение конкретных вещей и явлений и не зависящий ни от чего, являющийся причиной самого себя.

В своей работе «Монадология» Лейбниц объясняет материальные явления как проявление неделимых, простых духовных сущностей — монад. Неделимая монада не имеет расширения и не находится в пространстве, потому что пространство бесконечно кратное. Монада — нематериальный, духовный центр активной силы.

«1. Монада, о которой здесь говорят, не что иное, как простая субстанция, содержащаяся в комплексе; простое означает, что она не имеет частей». 2 И обязательно должны быть простые вещества, потому что есть сложные; или сложное вещество — это не что иное, как сборник или совокупность простых веществ. 3 А там, где нет частей, нет ни продолжения, ни фигуры, и делимость невозможна. Эти монады — истинные атомы природы, одним словом, элементы вещей. 4 Также нечего бояться от разложения монад, и невозможно представить себе, как вещество может погибнуть естественным путем. 5 По той же причине невозможно представить, как простая субстанция может естественным образом получить начало, так как она не может быть образована добавлением».

Вещество — это существо, способное к действию. Он может быть простым или сложным. Простое вещество — это вещество, не имеющее частей. Сложное вещество — это коллекция простых веществ или монад. Монад — это греческое слово, означающее единство или то, что является единым целым. Сложные вещества, или тела, являются многогранностью; простые вещества, жизнь, души, духи — это единицы. Простые вещества должны быть повсюду, ибо без простых веществ не было бы комплексов, и поэтому вся природа полна жизни.

О боге как монаде

Несмотря на множество, почти божественных качеств монад, единственная простая и первичная монада — это Сам Бог. Он никогда не начинался и не создавался кем-либо; он является истинным основанием всего, всего мира. Все остальные мириады созданы Богом через его собственные «непрерывные эманации». Поэтому ни одна монада не может погибнуть или исчезнуть сама по себе — все они бессмертны до тех пор, пока Бог в них нуждается. Все это полностью соответствует христианскому представлению о Боге как о справедливом Судье мира и о человеческих поступках.

Лейбницкий Бог — это не только абсолютное знание, как совокупность всех вечных истин в их единстве, обобщении и интуитивном постижении, и не только абсолютная власть, но и вселенская согласованность, принцип и полнота единства всех взаимосвязей реальности. Как абсолютная истина и максимальное совершенство, она остается для человека чем-то потенциальным: человек все больше приближается к Абсолюту знанием и деятельностью, но никогда не может достичь своего уровня. Но как принцип единства и всеобщей природной целостности, «Бог» всегда присутствует в нас и вокруг нас во всей полноте своей актуальности.

48 «В Боге есть сила, которая является источником всего, то знание, которое содержит все многообразие идей, и, наконец, воля, которая производит изменения или творения в соответствии с началом лучшего. И это соответствует тому, что в созданных монадах составляет предмет или разум, способность к восприятию и способность к стремлению. Но в Боге эти атрибуты обязательно бесконечны или совершенны, в то время как в созданных монадах, или в энтелеках (совершенствах), как перевел слово Гермолай Варвар, — это лишь подражания, поскольку у монад есть совершенства».

Бог должен быть единым, мудрым и всемогущим. Одно «в отношении общей взаимности гармонии, особенно когда тела получают движение не каждое за себя от своей нематериальной сущности, а взаимно друг от друга». Мудрое «ввиду красоты вещей». Всемогущий «ввиду послушания его маневру». Такое несущественное существо было бы «разумом, который управляет вселенной, то есть Богом».

Далее Лейбниц противопоставляет мысль (как нечто делимое) движению (которое делится) и делает вывод, не вполне обоснованный даже самыми скромными требованиями логики, о том, что мысль, мыслящее существо, должно обладать и другими свойствами, противоположными свойствам движения: неподвижность, неделимость, неразрывность, и это, конечно, доказывает, что душа бессмертна. Бог Лейбница — безличный Бог, необходимое звено в философской системе — там, где Лейбниц строит такую систему.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория постиндустриального общества Д. Белла
  2. Основное положение гносеологии Канта
  3. Анализ философской лирики
  4. Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии
  5. Специфика постклассического типа философии.
  6. Человек в философии западного средневековья и эпохи Возрождения
  7. Понятие социальной революции
  8. Специфика средневековой схоластики
  9. Пантеизм и деизм в метафизике нового времени
  10. Гносеология