Для связи в whatsapp +905441085890

Границы гносеологии — Теория познания

Способность человека познавать мир всегда была загадкой и восхитительной головоломкой для самого человека. Та часть философии, которая изучает общие черты процесса познания и его исход — знание, сегодня чаще называется эпистемологией /из древнегреческой эпитемы — «знание»/, как это происходит в англоязычном мире. Именно там проблемы познания, особенно научного, наиболее плодотворно развивались в последние десятилетия. Она также сохраняет традиционные названия этой части философии: Гносеология /из древнегреческого гноза — «познание» / и теория познания, которые используются для нее с момента ее возникновения как особая философская дисциплина, то есть с середины XIX в. До этого времени анализ знания не выделялся особо и включался в теоретическую философию наряду с другими темами. Таким образом, эпистемология, эпистемология, гносеология — это часть философии, которая изучает, как и откуда мы получаем знания, каковы пределы человеческих знаний, насколько они надежны и каков критерий их достоверности.

Существует, по крайней мере, две основные позиции, которые философы искали и ищут ответы на эти вопросы. Сторонники первого из них сначала предлагают общую картину реальности, а затем пытаются объяснить, почему и как человек может знать эту реальность. Это называется онтологической эпистемологией /онтология — учение о бытие/. Одна из первых систематических доктрин знания была создана, например, Платоном. Его онтология: основа всего сущего — особый мир идей. На основе этой онтологии он построил свою теорию познания: идеи рассматриваются душой человека до ее воплощения, что позволяет человеку познать мир, окружающий его в его земной жизни. Противники онтологической эпистемологии видят ее недостаток в том, что она сначала вводит определенное знание о реальности, а затем, на этой догматической основе, объясняет, что: собственно знание есть и как оно возможно.

Примерно с XII века, когда эпистемология стала рассматриваться как фундаментальная часть философии, примат онтологии над эпистемологией был поколеблен. Это иногда называют эпистемологическим поворотом Нового времени. Декарт, Им, Локк, Беркли, Лейбниц, Кант и другие философы стремились сначала понять, как именно человек познает мир, а затем как формируется этот мир, познаваемый человеком. Однако, не предполагая структуру реальности или, по крайней мере, природу человека, трудно что-либо сказать о человеческом познании. Таким образом, Кантовская эпистемология опиралась на предположения о существовании универсальных и доэкспериментальных форм взгляда и мышления в человеке.

Границы гносеологии - Теория познания

Познание как предмет философского анализа

Человек отличается от других живых существ тем, что он способен осознавать и познавать существо. Особенности субъективного управления миром человеком посвящены такой части философских знаний, гносеологии или теории познания. Оригинальные термины — «познание» и «знание» содержат определенные семантические различия. Можно сказать, что они отличаются как процессом, так и результатом. Когда термин «знание» используется в более широком смысле, его содержание включает в себя как свойства результата, так и способ его достижения.

Основное внимание в гносеологии уделяется проблеме познания мира, вопросу о пределах научных знаний, способах их получения и критериях надежности. Что касается первой проблемы: познание следует отличать от узнаваемости. Распознаваемость — это возможность приобретения знаний об объекте. В зависимости от ответа на вопрос о том, достижимы ли и в какой степени адекватные знания о мире, философы делятся на когнитивных оптимистов и когнитивных пессимистов — агностиков.

Когнитивный оптимизм — это философская доктрина, которая утверждает, что мир познаем.

Когнитивный пессимизм или агностицизм — это философская доктрина, что мир непознан.

Если говорить более конкретно, то весь комплекс эпистемологических доктрин подразделяется на три типа: крайний агностицизм, умеренный агностицизм и эпистемологический оптимизм. Позиция крайнего агностицизма встречается в мировоззренческих доктринах мистического характера, которые не предполагают вопрос знания, а скорее размышляют над проблемой переживания трансцендентного, сверхъестественного, непонятного и так далее. То же самое относится и к религиозному откровению.

Наиболее распространенная позиция в истории философии — это позиция умеренного агностицизма, которая утверждает, что знание реальности возможно, но не по существу, а на уровне явлений. Линия умеренной агностики включает в себя древних софистов, циников, скептиков, неоплатоников, Д. Хьюма, И. Канта, а в современной философии — критических реалистов, неопозитивистов, экзистенциалистов, постмодернистов. Эта линия была классически сформулирована Джоном Кантом.

Гносеологический оптимизм характерен, прежде всего, для материалистических доктрин, из которых наиболее развита диалектико-материалистическая философия. Основываясь на теории рефлексии и принципе праксиса, марксистская философия утверждает, что, поскольку сущность вещи раскрывается в явлении, то можно познать сущность в принципе, а значит и весь объективный мир. Существование неизвестного лишь свидетельствует об исторических границах научного знания.

Трудно разрешить спор между направлениями, которые признают или отрицают известность мира в чисто теоретических терминах.

Однако то, что когнитивные формы человеческого разума не являются чисто субъективными конструкциями, убедительно:

Успешная деятельность человека вне сферы познания;

очевидные достижения науки и их практическое применение (инженерия, технология);

тот факт, что человеческий род, несмотря на свою биологическую слабость, еще не исчез с лица земли.

Следует отметить, что разделительные линии философских доктрин на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, агностицизм и эпистемологический оптимизм не совпадают. Философом может быть идеалист и эпистемологический оптимист (H. Hegel), идеалист и агностик (I. Kant), материалист и когнитивный оптимист (механистический материализм), материалист и агностик (J. Locke) и др.

Структура философского знания: онтологи, гносеология, учение о развитии, социальная философия, история философии и др

Как и у любой развитой науки, у философии есть своя внутренняя специализация. Считаются классические области философии: Онтология, эпистемология, логика, этика, эстетика и история философии.

Каждая философская система имеет свою собственную структуру. В каждой системе нет жестких границ между основными разделами философии, их содержание перекрывается, проблемы, изучаемые в одном разделе, рассматриваются и в других.

Онтология (от греческого ontos — бытие и логотипы — слово, учение, наука) — главная ветвь философии, учение о сущности, учение о существовании. Онтология — это изучение всего, что существует. В нем изучаются наиболее общие формы бытия и выдержки из их конкретного содержания. Эти формы выражены в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материя и идеал, материя и сознание, пространство и время, прерывистость и непрерывность, движение, изменение и т.д. Подразделения онтологии: естественная философия, философская антропология, социальная философия.

Социальная философия (от латинского socium — общество) — это наука об основных законах социальной жизни. Современная социальная философия воспринимает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как постоянное изменение, развитие социальных структур). Синонимы социальной философии в различных философских теориях — это термины: «общая социология», «философия истории», «исторический материализм» и др.

гносеология (от греческого gnosis — знание) — изучение знания, теория знания. Гносеология изучает природу и содержание процесса познания, исследует связь между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и методов познания существующего мира.

Современная эпистемология делится на следующие основные отрасли: эпистемология и наука.

Эпистемология — это доктрина знания как таковая. Эпистемология изучает знания и абстракции из предметно-объектных отношений в процессе познания. В нем изучается структура знаний и схемы ее функционирования. Эпистемология существует со времен древней философии, хотя многие ее проблемы изучались в рамках формальной логики вплоть до XX века.

Естествознание — это дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки. Назначение научных исследований в качестве отдельной отрасли относится к 1960-м годам.

3) Логика (от греческих логотипов — слово, понятие, наука) — наука о законах мысли. Логика изучает законы, формы, методы, средства мышления, изучает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика берет свое начало в древности.

Философский смысл проблем Бытия

Проблема бытия всегда обсуждалась философами. Многие мыслители считали это отправной точкой для систематической основы реальности.

Существо — это существование во всех его многообразных формах. Доктрина бытия называется онтологией. Категории бытия объединяют широкий спектр явлений, объектов и процессов на основе существования. Многие философские системы пытаются рассматривать мир как некое единство. Для выражения единства бытия существует особая категория вещества. Сущность — это внутреннее единство множества вещей, которое существует через них и с ними. Как материальные, так и идеальные вещи признаются веществом. В одних доктринах много веществ, в других — одно.

Плюрализм в философском смысле означает признание многих веществ. Дуализм — предполагает две основы, две субстанции, одна из которых является материальной, другая — идеальной. Учения, которые распознают одно вещество, называются монистическими. Они олицетворяют монизм. Религиозные философы, например, В. С. Соловьев, считали, что краеугольным камнем «философии единства» должно быть признание ее насыщенности. Факт внешней, материальной связи является внутренним отражением внутреннего, психического состояния бытия.

Философские категории бытия связаны с реальной жизнью человека и человечества. Жизнь каждого человека основана на понятных причинах. Мы принимаем их без сомнений и соображений. Самое главное, что мир доступен. У каждого из нас есть естественная потребность в том, чтобы этот мир продолжался как стабильное целое.

Проблема бытия возникает внезапно, когда основные предпосылки жизни и сознания начинают «уплывать», становиться предметом сомнений. Природа и стабильная жизнь постоянно меняются, давая человеку повод сомневаться в вечном и неизменном существовании мира.

Тем не менее, идея о постоянном существовании природы более устойчива в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи и процессы конечны. Мир, реальность имеет логику своего внутреннего развития, своего существования. Мир существует перед сознанием, перед бытием отдельных людей, их сознанием, их действиями.

Это понятие связано с рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера). Категория бытия объединяет основные идеи, которые были выработаны в ходе последовательного понимания вопроса о существовании мира:

мир есть, существует как безграничная и несуществующая целостность;

естественное и духовное, индивидуальное и общество существуют одинаково, хотя и в разных формах;

их различные формы существования обусловлены единством мира;

мир развивается в соответствии со своей объективной логикой, он создает реальность, которая существует перед сознанием человека.

основные формы бытия

Формы бытия многообразны:

бытие вещей (тел), процессы, которые, в свою очередь, подразделяются на бытие вещей, процессы, состояние природы, бытие природы в целом и бытие вещей и процессов, созданных человеком;

бытие человека (бытие человека в мире вещей и само специфическое бытие);

бытие духовное (идеальное), на которое делится:

индивидуализированный дух

Объективированные (неиндивидуализированные) духовные;

социальное существо, на которое делят:

Индивидуальный генезис (генезис личности в обществе и в процессе истории) — генезис общества.

реальное и очевидное существо

Реальное существо, т.е. само по себе, независимо от субъективной рефлексии, называется также нуменальным существом (нумен — духовное существо, от греческого «poite pop»), вещью само по себе, «на самом деле».

Очевидное бытие, т.е. такое бытие в смысле существования, выражается термином феноменальное бытие (феномен — данность бытия), «иллюзорное» или просто «явление». Восприятие мира таким, какой он есть в чувствах, заставляет нас верить в данные опыта.

Специфика философского знания

Главной отличительной чертой философского знания является его двойственность, так как оно является дуальным:

имеет много общего с научным знанием — предметом,

методы, логический и концептуальный аппарат;

Однако это не научное знание в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук состоит в том, что философия — это теоретическое мировоззрение, максимальное обобщение ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире объекта изучения конкретной науки, философия обобщает, объединяет другие науки, но не поглощает их, не включает в себя все научные знания, не стоит над ними.

2.Можно выделить следующие характеристики философских знаний:

-Сложная структура (включает в себя онтологию, эпистемологию, логику и т.д.);

-имеет очень общий и теоретический характер;

Содержит основные, фундаментальные идеи и концепции, которые являются основой для других наук;

Во многом она субъективна, несет на себе печать личностей и мировоззрений отдельных философов;

это совокупность объективных знаний и ценностей, нравственных идеалов своего времени, находящихся под влиянием эпохи;

она исследует не только объект познания, но и сам механизм познания;

имеет качество рефлексии — инверсии мысли на себя (т.е. знание направлено как на мир объектов, так и на себя);

Оказывает сильное влияние на доктрины, разработанные ранними философами;

в то же время динамичен — постоянно развивается и обновляется;

ориентирован на категории — чрезвычайно общие;

неисчерпаемый по своей сути;

ограничен познавательными способностями человека (познавательный субъект); имеет неразрешимые «вечные» проблемы (происхождение бытия, примат материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, существование или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые в настоящее время не могут быть надежно решены логически

Главным вопросом в философии традиционно является связь мысли с бытием и бытия с мыслью (сознанием).

Важность этого вопроса заключается в том, что его надежное решение зависит от построения целостного знания о мире и месте человека в нем, и это является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — это два неразделимых и в то же время противоположных свойства бытия. В этом отношении главный вопрос философии имеет две стороны — онтологическую и эпистемологическую.

Онтологическая (экзистенциальная) сторона главного вопроса философии состоит в постановке и решении проблемы: что является первичным — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны главного вопроса: знает ли мир или не знает, что является первичным в процессе познания?

Читайте дополнительные лекции:

  1. Информационное общество и диалог культуры
  2. Первые представления о прочности
  3. Современная китайская философия
  4. Экзистенциализм. Философия экзистенциализма
  5. Запад и Восток: два типа рациональности — Предпосылки для формирования цивилизаций
  6. Философская система Гегеля — «Идея Абсолюта»
  7. Философия культуры
  8. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия
  9. Методы и формы научного познания