Для связи в whatsapp +905441085890

Греческая патристика — Понятие о патристике и ее основные особенности

Патристика (от греческого txr, латинского pater — «отец») обычно называется учением отцов христианской церкви II-VII веков. Понятие «отец церкви» формировалось на протяжении нескольких столетий. Первоначально слово «отец» понималось как духовный учитель, обладающий признанным авторитетом в преподавании (например, 1 Кор 4:15, Климент Александрийский, Стромата I 1:2-2:1). Позднее развитие христианской догматики и доктринальные споры привели к уточнению этого термина. Но, по-видимому, только во времена папы Геласия (ум. в 496 г.) были окончательно установлены четыре основные характеристики «отца церкви»: 1) святость жизни, 2) древность, 3) православие учения и 4) официальное признание церкви. Все остальные христианские авторы назывались (по западной традиции) «церковными писателями» (священнослужителями, термин, предложенный Иеронимом). Совершенно очевидно, что не всех значительных (и даже выдающихся) христианских авторов можно было бы признать «отцами», такими как Тертуллиан или Ориген, учение которых не соответствовало требованиям православия. Более того, необходимо учитывать, что западные власти не всегда признавались таковыми в восточной (православной) традиции, например, в Августине.

И у всех истинных «отцов церкви» не было такой же власти. Особого уважения заслуживают те, в чьих руках, по мнению Церкви, лежит самое глубокое и универсальное прояснение христианской доктрины. Даже список самых важных Отцов не сразу кристаллизовался. В письме императора Юстиниана на Пятый Вселенский собор (553 г.) восемь греческих отцов (Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Феофил Александрийский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Прокл Константинопольский) и четыре латинских (Иларий Пуатьевичский, Амброз Медиоланский, Августин Иппопский и папа Лев Великий). Четыре западных «великих отца Церкви»: Амброуз, Иероним, Августин и Григорий Великий, также называвшиеся (вероятно, с более поздних времен) «великими врачами Церкви», вероятно, не почитались на Западе до VIII века. Среди «великих отцов и учителей» Римская Церковь насчитывает также четырех греческих писателей: Афанасия, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в то время как Восточная Церковь (с IX или X вв.) считает «великими экуменическими учителями» только последних трех. На Западе, с XII. На Западе, начиная с XII века, других авторов, не столь древних, но выдающихся ученых и особенно уважаемых Церковью, стали называть «Врачами Церкви».

Таким образом, патристика является коллективным и довольно условным обозначением, поскольку в ее рамках неизбежно присутствует ряд выдающихся авторов, которые, по некоторым критериям, не соответствуют определению «Отца Церкви». Но когда мы говорим о патеристике как о целостном интеллектуальном феномене, мы всегда имеем в виду норму, а не исключения. Норма определяется глубочайшим единством принципов, что является важнейшей характеристикой патристики. Истина в отцовстве — не индивидуальное, а корпоративное благо; она принадлежит не тому или иному автору, а всему христианскому сообществу. Авторитет каждого Церковного Отца основан не на его личной оригинальности, не на том, что он предложил своеобразное и уникальное положение или необычайно оригинальное решение проблемы, а на том, что его мысль созвучна традиции, освященной апостольской и церковной властью. Эта традиция способствует достижению максимально возможного единообразия, и сама по себе поддерживается консенсусом отцов. Отец Церкви — величайший там, где он согласен с другими авторитетными Отцами. Таким образом, «Согласие святых отцов» является важнейшим источником власти (после Священного Писания и постановлений Вселенских Соборов).

Греческая патристика - Понятие о патристике и ее основные особенности Греческая патристика - Понятие о патристике и ее основные особенности

Человек и Бог в религиозно-философской традиции эпохи поздней античности и раннего Средневековья

В поздней античности и раннем средневековье вопрос о взаимоотношениях человека и Бога был важной темой для богословов и философов. Христианство, в центре которого находился страдающий Бог-человек, должно было сделать человека и Бога важнейшими объектами своего изучения.

Философский дискурс поздней античности и раннего средневековья называется патристикой. Патеристика началась в конце I в. н.э. и закончилась в Западной церкви во времена папы Григория Великого (ок. 540-604 гг.); на Востоке ее последним представителем считается Иоанн Дамаскин (ок. 680-750 гг.).

Утверждая примат веры над разумом и божественное откровение над знанием, ранние христиане, тем не менее, не могли отказаться от наследия древней философии. Раньше христианские апологеты использовали философские аргументы в спорах с представителями других религий, среди которых были и философы.

Но не все христианские мыслители поздней античности приветствовали использование «языческого знания», так как считали философию неотъемлемой частью дохристианского греко-римского культурного наследия. Контраст «Афин» с «Иерусалимом», Тертуллиан (155/165-220/240) в начале III века четко определил дилемму — философию или веру: «Что такое Афины для Иерусалима? Что такое академия для церкви? Что такое еретики для христиан?»

Клемент Александрийский (150-220) не согласился, так как согласился с тем, что философия должна использоваться христианами, но охарактеризовал философию как служение, так как главными принципами христианской доктрины были вопросы веры, а спор между разумом и верой в христианство всегда заканчивался победой веры.

Важная роль в развитии проблемы соотношения разума и веры в патристический период отводится Боэтию (ок. 480 — ок. 525). Он написал теологические трактаты и знаменитое произведение «Утешение через философию». Он внес большой вклад в западную религиозную философскую традицию, разработав онтологическую терминологию, которая также была важна с богословской точки зрения, поскольку эта терминология была необходима для триадологических и христологических вопросов современности. Беций считал, что путь к богословскому знанию должен быть строго рационалистическим и логически строгим, и делал все возможное, чтобы привнести древнее логическое осмысление в латинскую традицию. Эта точка зрения, дополненная онтологией, стала основой схоластики. Большое научное значение имел также вопрос, поднятый Бетием в комментариях к «Комментариям к Аристотелю» неоплатониста Порфирия, относительно универсалии (общих концепций), которые были очень важны для европейской философской традиции.

Из философских доктрин древности, оказавших наибольшее влияние на христианство, наиболее примечательны стоицизм и неоплатонизм. Из стоицизма были заимствованы многие этические идеи, а работы стоиков были адаптированы к христианской традиции. Любопытно, что единственным полным древним трактатом, известным в средневековой России, был Энгедрион Стоического Эпикета.

Идеалистическая философия второй половины XIX в.

Данилевский Н. Я.
Биографические данные. Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) — биолог, культуролог и философ. Он происходил из дворянской семьи, учился в Царскосельском лицее в 1837-1842 гг. и на физико-математическом факультете Петербургского университета в 1843-1847 гг.; в 1822-1885 гг. был выпускником Академии наук Петра Великого. — Учился в Санкт-Петербургском университете на физико-математическом факультете, получил степень магистра ботаники. Его привлекли социалистические идеи, он присоединился к петрашевикам, был арестован, отбыл наказание в Петропавловской крепости (100 суток), а затем сослан из Санкт-Петербурга. Был чиновником в Вологде и Самаре, участвовал в десяти научных экспедициях. В 1864 году поселился в Крыму, где стал директором Никитского ботанического сада. Он поддерживал дружеские отношения со славянофилами (Аксаков, Страхов) и Львом Толстым.

Его основные работы. «Россия и Европа» (1869); «Дарвинизм. Критическое исследование» (1885 г., не завершено).

Философские взгляды. В своих философских взглядах Данилевский был объективным идеалистом.

Культурология. В отличие от Гегеля, Данилевский считал, что не существует единой человеческой цивилизации и единого пути человеческого развития. Реалистично существуют только различные культурно-исторические типы человечества, то есть цивилизации (он различает тринадцать: египетскую, китайскую, еврейскую, греческую и т.д.), каждый из которых представляет собой особый организм — единство идеальной формы и органической материи. Как и любой организм, они проходят через стадии младенчества, зрелости, распада и смерти. Каждая цивилизация уникальна и при смерти не передает другим свои особенности и особенности.

Каждая цивилизация по-своему выражает и реализует идею человека. Только сумму этих идей можно рассматривать как выражение идеи человечества в целом. Доминирование одной культуры в мире привело бы к ее деградации, и поэтому мировая монархия и мировая республика в равной степени вредны для прогресса.

В своем творчестве Данилевский обратил особое внимание на романо-германскую и славянскую цивилизации, указав, что последняя только начинает зарождаться. Оценивая западноевропейскую культуру (романо-германскую цивилизацию), Данилевский справедливо указал на ее агрессивность и призвал к созданию Всеславянского союза, который бы поддерживал мировой баланс.

Критика дарвинизма. В своей концепции «естественного богословия» Данилевский раскритиковал дарвинизм и, в частности, тезис о естественном отборе как движущей силе эволюции. По мнению Данилевского, появление органической природы и, в частности, разумных существ может быть объяснено только деятельностью высшего духа (Бога).

Судьба доктрины. Идеи Данилевского были оценены только в 20 веке в философии культуры и в культурологии, которая начала развиваться как самостоятельная научная дисциплина. Хотя во многих отношениях он предвосхищал идеи Шпенглера, слава «основателя» культурологии зарезервирована за последним.

Леонтьев К.Н.
Биографические данные. Константин Николаевич Леонтьев (1831 — 1891 г. г.) — писатель, социолог, философ. Родился в дворянской семье, учился в гимназии, затем на медицинском факультете Московского университета (1850-1854), который досрочно покинул, чтобы принять участие в Крымской войне (в качестве военного врача). С 1863 года он находился на дипломатической службе. В 1871 году, тяжело заболев, он бросил свою профессию и обратился к религии, живя в монастырях. В 1880-1887 гг. он был членом цензурной комиссии, затем окончательно ушел в отставку и отправился в Оптинскую пустыню, где в 1891 г. принял монашеский обет. Затем он решил отправиться в Троице-Сергиеву лавру, но заболел и умер по дороге.

Патристика как основа христианского богословия и философии

Первые века новой эры были временем упадка старой цивилизации и формирования религиозной культуры феодального общества. В этот период появились патристики (от латинских покровителей — отцов) — философские и богословские учения раннехристианских мыслителей, многие из которых назывались Отцами Церкви.

Классики христианского богословия начали развивать новое всестороннее мировоззрение, взяв за основу тексты Ветхого и Нового Заветов. Современные ученые, однако, отмечают[1], что Библия со всем ее богатством мировоззренческих идей не была ни философской, ни даже богословской. Систематическое богословие, космология и антропология, соответствующие философскому уровню знаний патристического периода, не могли быть извлечены из Библии. Перед христианскими мыслителями стояла задача создания систематической догмы из того, что содержалось в Писании. Им пришлось обратиться к древней философии, представленной в трудах Платона, Аристотеля, стоиков и неоплатоников, в которых содержался ряд идей, впоследствии использовавшихся богословами для рационального оправдания веры.

Патристика разделена на греческий и латинский, что в сущности то же самое, что и разделение на Восток и Запад.

Восточная патристика характеризуется акцентом на богословские вопросы и традиционной ориентацией на платоническую онтологию.

Латинский Запад, связанный римской культурной традицией, интересовался, прежде всего, проблемами личности и общества, то есть антропологией, этикой и правом, и был ориентирован на аристотелевскую онтологию.

Раннее патриотизм (II-III вв.) — это период так называемой апологетики (от греческого apologeomai — отстаивать), т.е. защиты основных положений христианства и начала построения универсальных богословских систем.

Среди греческих апологетов наиболее известны Тит Флавий Климент (ок. 150 — ок. 215), называемый Александрианом, и Ориген (ок. 185 — ок. 254). Среди латинских апологетов Квинт Септим Флоренс Тертуллиан (ок. 155 — после 220).

Клемент, основатель Александрийской школы богословия, был христианским апологетиком и проповедником Священного Писания среди эллинистических книжников, которые создали его учение в условиях, когда христианская догматика еще не была развита. Он сделал своей миссией обращение образованных язычников в христианство. Поэтому ему пришлось пойти на компромисс: «христианизировать» философию и «философствовать» христианство. Когда он отрицал ценность философии, он оставил нам прекрасный рассказ о ее высоком достоинстве. Для Клемента философия — это бесценное сокровище, которому мы должны посвятить все свои усилия для его приобретения.

Проблема соотношения веры и знания, теологии и философии, которая должна была стать одной из ключевых проблем средневекового схоластики, была впервые подробно рассмотрена Климентом. Он рассматривал веру и знание лишь как различные человеческие проявления одной и той же вселенской силы, пронизывающей мир — силы разума. Христианский разум — это та же христианская вера, но он доводится до понимания посредством интеллектуального разума. Александрийский богослов первым в истории христианской мысли сформулировал знаменитый принцип гармонии веры и разума, став предтечей Августина, Ансельма, Фомы Аквинского и многих других философских классиков Средневековья.

Систематическое изложение идей христианства в философском контексте встречается в трудах греческого христианского богослова, философа и ученого Оригена, возглавившего Александрийскую богословскую школу после Климента. Его работа «Против Цельсия» была самым важным произведением раннехристианской греческой апологетики. Творчество Оригена оказало значительное влияние на творчество последующих мыслителей: Григория Нисского, Григория Нисского, Василия Великого и других.

Тертуллиан был одним из первых богословов, которые попытались исследовать феномен религиозной веры. Христианская вера, согласно Тертуллиану, содержит истину в законченном виде и поэтому не требует доказательств или проверки: «Мы не нуждаемся в любознательности относительно Христа, не нуждаемся в расследовании по Евангелию»[2].

Древняя и средневековая русская философия

В первый период развития русской философии, как правило, выделяются два самостоятельных этапа: философская мысль Древней Руси (до Киевской Руси) и философская мысль русского средневековья (Московское государство).

Принятие христианства в конце X века дало толчок развитию философской мысли. Развитие философской мудрости в России получило импульс к 10 веку. Восточное (византийское) православие и религиозно-философские идеи христианских мыслителей. Три культурных фактора сыграли решающую роль в возникновении русской философии.

Первый — греческий патриотизм, идеи которого достигли славянских народов в основном из Византии. Здесь особенно примечательны учения Василия Великого (IV в.), Григория Нисского (IV в.) и Григория Назианзина (IV в.). Однако наиболее авторитетной фигурой был один из Отцов Церкви, христианский богослов и философ из Дамаска Иоанн Дамасский (675-753). Он дал шесть определений философии:

1) Понимание всего;
2) познание божественного и человеческого;
3) созерцание смерти;
4) сравнение с Богом;
5) искусство и наука науки;
6) любовь к мудрости.
Центральным для него была проблема соотношения божественного и созданного существа, которую он решил на основе идей Аристотеля.

Второй фактор — деятельность славянских просветителей греческого происхождения, создателей русской письменности, братьев Кирилла и Мефодия (IX в.) и их последователей. Кирилл продемонстрировал

Кирилл проявил явное предпочтение философской мудрости и поэтому был известен как «философ». Ему удалось объединить абстрактную философию и этику. В людей он верил, по Божьей милости, в такую же способность к совершенству, но они стоят между животными и ангелами, отличающимися от животных интеллектом и речью, от ангелов — злом похоти. Кто из них близок, зависит, в конечном счете, от него, от его знаний и образа жизни. Философия дает знание доброму человеку, показывает ему, что есть истина, и приближает его к Богу.

Третьим фактором влияния является различная светская литература (исторические и назидательные труды), которая, проникая в Россию, принесла определенные философские идеи. Здесь можно упомянуть болгарский «Изборник» 1073 г., в котором учитывалось аристотелевское учение о категориях, материи, форме и природе. Хроника Георга Амартолы (11 век) посвящена Сократу, Анаксагору, Демокриту, Платону и другим греческим философам. Пчела собрала мудрые мысли древних и христианских философов. Древняя антропология была изложена в коллекции «Дворца Объяснений».

Самыми образованными людьми древней Руси были священнослужители. Поэтому вполне естественно, что первые философы пришли именно от священников. Это были киевские митрополиты Иларий (X-XI вв.), Никифор Греческий (XI-XII вв.) и Климент Смолятич (XI-XII вв.). Среди первых русских мыслителей были также князь Владимир Мономах (XI-XII вв.) и философ и писатель Кирилл Туровский (XII в.).

Историки знают только «Слово о законе и милости» из произведений Илариона Киевского. Символически интерпретируя Ветхий и Новый Заветы, он подчеркивает два ключевых христианских понятия: закон и благодать. Закон характерен для Ветхого Завета: это узкое национальное понятие, связанное с земной жизнью и страстями. Новый Завет приносит благодать, то есть спасение и свободу всему человечеству. Таким образом, распространение христианства олицетворяет собой триумф евангельской свободы. Движение от Старого к Новому Завету является основным направлением развития в истории. Приняв христианство, Россия участвовала в распространении «света» — Христа и Его благодати. Поэтому она и ее князья становятся Божьими избранниками.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Возникновение философии как проблемы. Основные направления философии: имена и школы
  2. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины
  3. Японский вариант «протестантизма» в философии зарубежного Востока XX века
  4. Радикальный эмпиризм У. Джеймса
  5. Понятие свободы в немецкой философии xviii-xix вв.
  6. Философия и психология труда
  7. Проблема достоверного знания и степени достоверности. Скептицизм и агностицизм
  8. Смысл, воля, судьба человека
  9. Атомизм
  10. Просветительский идеал человека — Возникновение идеи нравственного идеала