Для связи в whatsapp +905441085890

Групповая арт-терапия — Работа с пациентами

Групповая арт-терапия — один из самых эффективных способов проведения занятий с детьми и взрослыми. Соблюдая определенные условия, опытный арт-терапевт может сделать сеансы не только успешными, но и интересными для клиентов.

Групповая арт-терапия отличается от индивидуальных занятий целями и задачами терапевта. Методы работы и подход к доставке также существенно различаются. Оптимальным вариантом работы является сочетание групповой и индивидуальной работы, поскольку некоторые задачи могут быть решены только в индивидуальной работе с клиентом.

Групповые занятия в большинстве случаев направлены на преодоление проблем во взаимодействии со сверстниками. Во время таких занятий клиенты учатся отстаивать свою точку зрения, слушать других и учитывать их мнение, быть активными и другим социально важным навыкам.

Индивидуальная арт-терапия может быть использована с различными клиентами. Некоторые клиенты, которые не подходят для вербальной психотерапии (олигофрены, психотики, пожилые люди с нарушениями памяти и некоторые другие), в некоторых случаях могут очень успешно работать с арт-терапевтом, как индивидуально, так и в группе — поскольку у них нарушена способность к вербальной коммуникации, они очень часто способны выразить свои переживания в графической форме. Даже если некоторые из них не способны создавать художественные образы, простая манипуляция и игра с материалами порой является очень важным фактором их активизации, тренировки сенсомоторики, мышления, памяти и других функций.

Тем не менее, считается, что индивидуальная арт-терапия, действующая не только на отдельные проявления, но и на механизмы развития болезни, подходит в основном для пациентов с поверхностными психическими расстройствами, преимущественно невротического характера. Более тяжелые психические расстройства могут стать препятствием для формирования стабильных психотерапевтических отношений. Для людей с серьезными изменениями личности, нестабильной или нарушенной идентичностью индивидуальная арт-терапевтическая работа будет сопряжена с риском еще большей личностной диссоциации.

Арт-терапевтическая работа может быть особенно ценной для детей и взрослых, испытывающих определенные трудности с вербализацией своих переживаний, например, из-за нарушений речи, аутизма или отсутствия контакта, а также из-за сложности этих переживаний и их «невыразимости» (в случае людей с посттравматическим стрессовым расстройством). Это не означает, что арт-терапия не может быть успешной в работе с людьми, у которых хорошо развита способность к вербальной коммуникации. Для них визуальная деятельность может быть альтернативным «языком», более точным и выразительным, чем слова.

Направление клиента на индивидуальную арт-терапию, исходя из его проблем, типа расстройства и личностных особенностей, обычно осуществляется врачами. Учитель или школьный психолог, оценив проблемы ребенка или тип эмоциональных и поведенческих расстройств, может также рекомендовать ребенку индивидуальную арт-терапию. Увеличение числа арт-терапевтов в частной практике в современных условиях означает, что они часто могут самостоятельно принимать решение о целесообразности индивидуальной арт-терапевтической работы с обратившимся к ним клиентом.

Необходимым условием для начала индивидуальной работы в любом случае является установление психотерапевтического контакта. Она возникает уже во время первых встреч, когда у пациента и арт-терапевта возникает реакция друг на друга, которая определяет уникальную атмосферу их совместной работы.

Групповая арт-терапия - Работа с пациентами

Работа с пациентами

Подробная беседа с клиентом о целях, характере и условиях работы играет важную роль в формировании стабильных психотерапевтических отношений. Любая современная психотерапевтическая практика требует заключения психотерапевтического контракта. Контракт «защищает» клиента и эксперта не только юридически, но и психологически, устанавливая степень ответственности обеих сторон за взятые на себя обязательства.

В частности, подписав контракт, терапевт (в данном случае арт-терапевт) берет на себя ответственность за применение определенного вида работы, обеспечение соответствующих условий и оборудования, регулярность сеансов и т.д. Пациент, в свою очередь, соглашается посетить арт-терапевта в назначенное время, оплатить его услуги определенным образом (если услуги арт-терапии должны быть оплачены пациентом) и т.д.

В начале арт-терапевт объясняет клиенту, в чем будет заключаться совместная работа, что клиент может делать, а что нет.
Обычно подчеркивается, что эта работа не требует специальных художественных навыков или способностей и не направлена на создание «высокохудожественных творений», а в первую очередь подчеркивает свободное самовыражение клиента с помощью имеющихся в его распоряжении материалов и средств.

Утверждается, что «свободное самовыражение» будет необходимо (или крайне желательно), чтобы помочь клиенту устранить определенные проявления его болезни, решить «внутренние» (т.е. связанные с самоощущением и настроением) или «внешние» (связанные с отношениями с другими) проблемы, улучшить общее состояние и т.д.

Арт-терапевт учитывает присущую человеку склонность к определенному темпу деятельности. Не все клиенты сразу же способны включиться в работу с воображением. Иногда должно пройти несколько сеансов, прежде чем клиент сможет преодолеть свою застенчивость и стереотипы привычного поведения, которые часто приводят к тому, что арт-терапевтическая работа воспринимается как «детская игра», недостойная взрослого человека, или, наоборот, как нечто, напоминающее «художественную деятельность» с обязательным созданием «правильных» или «красивых» рисунков. Обе тенденции довольно часто встречаются среди клиентов в начале работы.

Постепенно, по мере развития психотерапевтических отношений, у клиента появляется чувство защищенности, внутреннего комфорта и свободы, а атмосфера кабинета арт-терапии начинает восприниматься им как нечто особенное, отличное от того, что обычно его окружает. Клиент начинает работать все более естественно, со смелостью и энтузиазмом. По ходу работы возникают разнообразные ассоциации, чувства и воспоминания. Могут возникнуть сильные чувства, в том числе негативные, такие как гнев, вина, потеря и т.д.

Но надежные «границы» арт-терапевтического пространства, глубина психотерапевтического контакта и полное доверие арт-терапевта ко всему, что чувствует и делает клиент, являются теми факторами, которые «удерживают» переживания клиента от «прорыва» в саморазрушительное или агрессивное поведение, направленное против других людей.

Одним из важных факторов «удержания» является художественный, символический образ. По мере того, как пациент работает над ним в течение нескольких сеансов или возвращается к нему снова и снова, образ «потенцирует» его или ее переживания. Постепенно эти переживания выражаются более ярко (но не обязательно «высокохудожественно») в изобразительной деятельности и облекаются во всеобъемлющие, осмысленные символические образы, которые пациент начинает понимать. В большинстве случаев понимание возникает в результате совместного обсуждения визуальных постановок с арт-терапевтом.

Этот процесс напоминает то, как «переносимое изображение» после аккуратного раскатывания слоев бумаги в итоге дает полноцветную картинку. Тихий восторг, восклицание или вздох знаменуют собой достижение того тонкого и едва уловимого слоя, где покоится детская «красота» и смысл. Этот слой является эфемерным маркером, указывающим на присутствие незатронутого «откровения» на поверхности самых обыденных предметов.

Основные особенности

В течение всего этого времени арт-терапевт находится рядом с клиентом. Он старается не мешать работе замечаниями или комментариями, старается не мешать проявлением сильных эмоций, даже негативных. Только когда они приобретают явно деструктивный или саморазрушительный характер, арт-терапевт может задавать вопросы клиенту, чтобы помочь ему понять и контролировать их выражение.

Задавая время от времени различные вопросы, арт-терапевт пытается не объяснить, а «прояснить» то, что делает клиент. При этом он обращает внимание клиента на скрытый смысл его собственных действий. Вопросы могут быть направлены на «прояснение» реакций переноса со стороны клиента. В этом случае арт-терапевт и клиент устанавливают естественную связь между характером его изобразительной деятельности, его детским опытом, его нынешними отношениями со сверстниками и его проблемами на данном этапе жизни.

В то же время арт-терапевт «работает» с реакциями контрпереноса. Пытаясь понять происхождение чувств, возникающих в нем в ответ на работу, действия или высказывания клиента, он всегда должен спрашивать себя, в какой степени они связаны с его собственными «проблемами».

Работа в целом носит недирективный характер — арт-терапевт, который ставит перед собой задачу помочь клиенту преодолеть болезнь или решить определенные психологические проблемы, не предлагает готовых «рецептов». Он действует гибко, приспосабливаясь к индивидуальному темпу и стилистическим особенностям клиента и стараясь следовать динамике его условий. По мере того, как клиент переходит от изначально «защитной» позиции к более открытой, арт-терапевт становится «свидетелем» внутренних конфликтов и переживаний. Дальнейший ход арт-терапевтического процесса характеризуется тем, что эти конфликты и переживания, которые отражаются в живописных работах клиента и «проясняются» в «диалогическом дискурсе» с арт-терапевтом, становятся все более значимыми и понятными для клиента. Он приходит к «принятию» и «признанию» ранее отчужденных качеств и проявлений в себе, признает их как естественные и необходимые элементы своей личности, как источники своей внутренней силы.

Негативные качества и переживания не подавляются и не забываются, а трансформируются силой заключенного в них смысла, логикой глубокого внутреннего единства, которое проявляется в различных проявлениях душевной жизни клиента. Таким образом, динамику изменений, происходящих в клиенте в ходе арт-терапевтической работы, можно охарактеризовать как движение от бессмысленности к смыслу, от слабости к силе, от фрагментарности к единству, от неуверенности к уверенности в себе. Эти изменения отражаются в динамике визуальной работы и в изменении характера образов, создаваемых клиентом.

Не обязательно, чтобы графические работы приобрели качественно новое эстетическое содержание, хотя переживание клиентом «красоты» происходит и может означать знакомый «поворот» в эмоциональной атмосфере, связанный, например, с актуализацией раннего опыта «нахождения потерянного предмета.

Чувства пациента

Пациент начинает чувствовать определенное «родство» со своей работой, которая постепенно наполняет его ценностью и смыслом. Иногда он испытывает чувство удовлетворения, но не потому, что работа «красивая» и может понравиться кому-то другому, а потому, что ему удалось выразить в ней что-то очень важное.

Клиент становится более свободным в использовании различных материалов и средств. Его визуальный «язык» становится более обширным и убедительным. Образы приобретают «глубину» и «многомерность», которые органично выражают не то, что клиент «придумал» или «позаимствовал» под стереотипными символическими ярлыками традиционной культуры, а то, что он действительно переживает внутри себя.

Однако это не означает, что процесс арт-терапии проходит гладко. Иногда может возникнуть состояние растерянности и недоумения, когда клиент не знает, с чего начать. Он или она перебирает и исследует различные визуальные материалы и средства и только через некоторое время находит те, которые ему или ей подходят. В определенные моменты он или она может испытывать нежелание и неспособность к творчеству. В этом случае арт-терапевт может, например, поговорить с клиентом и попытаться обратить его внимание на внутренние проблемы или определенные аспекты отношений с другими людьми (включая отношения с самим арт-терапевтом), которые могут вызывать замешательство.

Иногда клиент, создав несколько работ за определенный период времени, прекращает дальнейшую деятельность и чувствует необходимость вернуться к тому, с чего начал, или пересмотреть все свои «произведения» по порядку. Это может быть очень важно для клиента, поскольку является фактором рассмотрения и интеграции его опыта.

Иногда клиент пытается уничтожить свою работу, как законченную, так и незаконченную. Это часто отражает либо его травматический опыт, который еще не может быть интегрирован, либо очевидный внутренний конфликт. Арт-терапевт обычно не препятствует разрушению работы, но в то же время пытается выяснить, с чем связано желание клиента. Степень толерантности к любым проявлениям эмоций и поведения в арт-терапевтической работе, включая брутальные формы, обычно довольно высока. В то же время она определяется контекстом психотерапевтических отношений и степенью взаимного доверия между клиентом и арт-терапевтом. Иногда уход от сильных чувств может быть необходимым шагом, который позволяет клиенту актуализировать очень важный уровень своего опыта.

Индивидуальная арт-терапевтическая работа может проводиться в течение длительного периода времени. Во многих случаях — несколько месяцев или даже лет.

В то же время, его продолжительность определяется рядом внешних факторов, таких как длительность пребывания клиента в больнице, возможности финансирования конкретной программы арт-терапии или финансовые возможности клиента, план реабилитации и т.д.
Многие арт-терапевты тем или иным образом приспосабливаются к различным условиям, которые влияют на время их индивидуальной работы с клиентами. В любом случае, резкое прекращение работы, оставляющее клиента «незащищенным», один на один с ранее актуализированными проблемами, нежелательно.

Причинами прекращения индивидуальной работы, помимо внешних факторов, являются также определенные изменения в состоянии и характере изобразительной деятельности клиента, отражающие положительную динамику арт-терапевтического процесса. Клиент должен быть настолько «консолидирован», чтобы он мог прекратить отношения с арт-терапевтом, т.е. он должен быть способен самостоятельно справляться со своими переживаниями и проблемами (по крайней мере, в обозримом будущем).

Как правило, завершение работы (прекращение) означает некоторый личностный «рост» со стороны клиента в течение определенного периода времени.

Прекращение может сопровождаться возрождением сильных чувств (любовь, гнев, печаль и т.д.), которые часто отражают опыт «разлуки», с которым клиент уже в состоянии справиться. На этапе завершения работы отношение клиента к созданной им работе может быть иным.

Исход проработки

Некоторые испытывают желание забрать одну или несколько работ с собой, что говорит о высокой значимости для них происходящего в процессе арт-терапии. Они, безусловно, имеют на это право. В других случаях, наоборот, клиенты «остывают» и становятся равнодушными к произведениям искусства. Это может указывать на то, что они чувствуют, что определенный этап их жизни завершен, и они готовы сделать шаг к новым формам опыта.

Помимо описанного — недирективного — варианта индивидуальной арт-терапевтической работы, который во многом носит психодинамический характер, в настоящее время используются и другие варианты.

Можно упомянуть, например, клиент-центрированную индивидуальную арт-терапию, основанную на гуманистической модели психотерапии К. Роджерса; более «традиционные» варианты индивидуальной работы, характерные для последователей К. Юнга, М. Наумбурга, И. Шапернона; варианты более жестко структурированной или преимущественно диагностически ориентированной клинической арт-терапии; а также некоторые другие формы индивидуальной работы.

Групповые формы арт-терапевтической работы в настоящее время очень широко распространены не только в здравоохранении, но и в образовании, социальной работе и других сферах. Существует ряд причин, по которым арт-терапевты и специалисты, занимающиеся направлением клиентов на арт-терапию, предпочитают групповые формы. Важную роль играет их «экономический» характер, который позволяет им работать с более широким кругом клиентов.

М. Либманн, например, утверждает, что групповая арт-терапия.

  • Позволяет развивать ценные социальные навыки;
  • связана с взаимной поддержкой членов группы и позволяет решать общие проблемы;
  • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на других:
  • Позволяет осваивать новые роли и проявлять скрытые черты личности, а также наблюдать, как смена ролей влияет на отношения с другими людьми:
  • Повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности:
  • Развивает навыки принятия решений.
    Другие отличия групповой арт-терапии от индивидуальной заключаются в том, что она:
  • предполагает особую «демократическую» атмосферу, связанную с равенством прав и обязанностей участников группы, менее
    меньшую степень их зависимости от арт-терапевта:
  • во многих случаях требует определенных навыков общения и способности адаптироваться к групповым «нормам».
    Все эти отличия и возможности групповой арт-терапии в равной степени присутствуют во многих формах вербальной групповой психотерапии.

Принципиальная разница между ними заключается в том, что любая групповая арт-терапия требует не только взаимодействия с другими участниками группы, но и самостоятельной образной работы, влияющей на динамику общего процесса. Это сочетает в себе желание участников «слиться» с группой и сохранить групповую идентичность — с одной стороны, и потребность в независимости и укреплении индивидуальной идентичности — с другой.

Групповая арт-терапия одновременно предполагает взаимодействие между участниками группы посредством вербальной и невербальной коммуникации и саморефлексии, что делает ее чрезвычайно богатой по своим возможностям. Она опирается как на принципы вербальной групповой психотерапии, так и на достижения арт-терапии, уникальным образом сочетая и то, и другое.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Системность в психологическом развитии личности
  2. Проблема улучшения памяти. Мнемотехника и летотехника виды и примеры использования. Феноменальная память
  3. Этнические установки
  4. Вклад Ж. Пиаже в психологию развития — Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка
  5. Пути преодоления острых проявлений кризиса трех лет
  6. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе
  7. Особенности социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста
  8. Астеническая неврастения — Основные формы и типы астенического синдрома и их характеристики
  9. Симптомы психических расстройств у детей
  10. Современная психология и её место в системе наук