Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманистическая философия Возрождения: Н. Кузанский и Дж. Бруно. Антропоцентризм

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Неоплатонизм и мистика в античной философии
  2. Идеал счастливой жизни в стоицизме и эпикуреизме
  3. Идея мудрости в библейской традиции
  4. Проблема разума и веры в христианской философии: Тертуллиан и Фома Аквинский
  5. Греческое и арабское влияния в XIII веке и основание университетов
  6. Философия Нового времени: проблема метода научного познания
  7. Проблема субстанции в философии Г.В. Лейбница. Монадология
  8. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек. Сравнительный анализ воззрений Д. Дидро и Ж. Руссо
  9. Критика идеи материальной субстанции в философии Дж. Беркли
  10. Агностицизм в философии И. Канта. Учение о познании и морали

Введение

Возрождение — это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, эпоха подъема буржуазии в борьбе против феодальной реакции, эпоха глубоких социальных конфликтов — Крестьянской войны в Германии, Религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции.

Философия Возрождения тесно связана с развитием современной науки, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост знаний о живой природе, первые шаги в систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и исследование причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особую роль в развитии онтологических идей сыграло создание Коперником новой космологии. Развитие естественных наук исходило из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого появились в XIV-XVI веках в городах Западной Европы.

Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она проходила под девизом возрождения классической древности. Обращение к философии греков и римлян сыграло решающую роль. Наряду с этим, в острой полемике против схоластической традиции, было предпринято не только усвоение накопленных в античности знаний, но и их оригинальная обработка. В философии Возрождения мы встречаем оригинальные модификации аристотелианства и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей различных школ и направлений прошлого служили для поиска ответов на новые философские вопросы, которые ставила перед философами сама жизнь.

Философская мысль эпохи Возрождения создает новое мировоззрение, основанное на идее о том, что Бог растворен в природе. Такое отождествление Бога и природы называется пантеизмом. В ней Бог предстает как сопричастный миру и слитый с законом естественной необходимости, а природа — как воплощенное первоначало всего сущего. Философия эпохи Возрождения характеризуется сильным антропоцентризмом. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и предстает как центральное звено во всей цепи космического бытия. Гуманистическая философия эпохи Возрождения характеризуется тем, что рассматривает человека прежде всего в его земной миссии.

Величайшая прогрессивная революция», которой, по мнению Энгельса, была эпоха Возрождения, характеризовалась выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, «которая нуждалась в Титанах и которая породила Титанов», была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать Николая из Кузы, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно и Томмазо Кампанеллу, чтобы оценить глубину, богатство и разнообразие философской мысли в XIV и XVI веках. Придя на смену многовековому господству схоластики, философия эпохи Возрождения стала особым этапом в развитии европейской философии, который предшествовал «великим системам» семнадцатого века и эпохе европейского Просвещения.

Человек эпохи возрождения: специфика мироощущения. Феномен гуманизма. Пико дела Мирандола

Выдающиеся схоласты еще работали, Средние века еще не исчерпали себя полностью, а рядом и параллельно с ними уже развивалась другая культура и философия, основанная на поисках античного идеала. Этот поиск стал отдельным культурным явлением в Италии XV века. Ренессанс возник в Италии и затем распространился по всей Европе.

Обычно проводят различие между классическим итальянским Ренессансом и северным альпийским Ренессансом. Философия эпохи Возрождения сосредоточилась на человеке (антропоцентризм) и его творческой силе. Сохраняя сходство со Средневековьем в проблематике и риторике, Ренессанс меняет фундаментальные представления о Боге, человеке и его душе. Гуманистический пафос этой эпохи служит для преодоления средневекового теоцентризма. Философия эпохи Возрождения переходит от теизма и теоцентризма к панентеизму, пантеизму.

Для эпохи Возрождения характерно преобладание городской жизни над сельской. Мы находимся здесь на заре новой городской цивилизации. И эта цивилизация уже не знает той строгой регламентации жизни и деятельности ремесленника, которая существовала в корпоративных и сословных объединениях Средневековья. С технологической точки зрения Ренессанс еще не знает фабрики с ее системой машин. В этом смысле мануфактура — это лишь дробление трудового процесса на элементарные виды деятельности, не требующие специальной подготовки. Но в общекультурном смысле переход к мануфактурному производству означал освобождение труда от средневековой регламентации. И это дает толчок к изменению всей системы отношений в обществе, всей ткани социальных взаимодействий.

Борьба городов за политическую независимость от феодальной знати сочеталась с идеологической борьбой. В конце Средневековья именно горожане основали Свободные университеты как центры светской культуры. Таким образом, в XII-XIII веках в Европе, и особенно на юге Европы в Италии, начался процесс секуляризации — освобождения социальной и культурной жизни от влияния церкви. Несомненно, она нашла свое проявление и в области философии. Тем не менее, не стоит забывать, что этот процесс был долгим и постепенным.

Говоря о социокультурных основаниях философии Ренессанса, необходимо отметить еще один феномен всемирно-исторического порядка. Дело в том, что в XV веке в Италии рождаются интеллектуалы. И прежде всего, она возникает не как научно-техническая, а как художественная интеллигенция. «Интеллектуальный» происходит от латинского слова «знающий», «понимающий», «разумный». В наши дни это слово имеет два значения. С одной стороны, «интеллигенция» относится к группе людей, которые занимаются интеллектуальным трудом в соответствии со своим образованием и социальным статусом, в отличие от тех, кто занимается физическим трудом. С другой стороны, интеллигенцией называют определенную интеллектуальную элиту общества, задающую ему нравственные, эстетические и другие ориентиры. В данном случае интеллигенция не подразумевает формальных характеристик, связанных с условиями жизни и работы. Интеллектуальность в данном случае выражается в определенном состоянии ума и творческих способностях, которые связывают людей в неформальную единицу.

Как таковое неформальное объединение творческих людей, интеллигенция возникла в эпоху Возрождения. Следует добавить, что в городах позднего Средневековья уже существовали люди, которые в основном занимались интеллектуальным трудом. Среди них были профессора университетов, юристы, врачи и многие другие, вплоть до астрологов. Но каждый из них принадлежал к своему цеху, корпорации, которая строго следовала правилам, и в этом смысле ничем не отличалась от ремесленников и других представителей физического труда. Ведь только цех и корпорация могли выдать диплом и присвоить звание, без которых невозможно было продолжать свою работу.

Гуманизм эпохи Возрождения

Гуманизм эпохи Возрождения — это не то, что обычно имеется в виду. Гуманизм — это не защита прав человека, а изучение человека таким, какой он есть. Гуманизм для Петрарки и других философов означал постановку человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. В этом смысле термин «гуманизм» в некотором смысле является синонимом «антропоцентризма», в отличие от «теоцентризма». В отличие от религиозной философии Западной Европы, гуманистическая философия направлена на изучение человека со всеми его земными и другими потребностями. Вместо онтологических вопросов на первый план выходят этические вопросы.

Гуманисты были в большинстве своем мирянами и понимали, что это их прерогатива. Центры гуманизма находились не в университетах, а в частных домах и дворцах знати; это были свободные кружки, часто называемые академиями. Гуманисты считали себя настоящими философами, в отличие от схоластов, которые преподавали в университетах.
Второй их отличительной чертой (помимо непрофессиональности) было внимание к античности. В античности они видят идеал, который необходимо возродить. Для гуманистов Средневековье считается «темным царством», которое следует за античной культурой. По мнению гуманистов, задача истинных философов — подражать античной культуре, возрождая античное мировоззрение.

С этой целью они перевели с древнегреческого на латынь и на современные языки практически все древнегреческие произведения; и все, что мы знаем сегодня о Древней Греции, за редким исключением, было открыто именно в эпоху Возрождения. Эти произведения не только переводились, но и комментировались, причем комментарии писались не с богословской точки зрения, а были текстуальными, филологическими, так что возникли многие науки, особенно — филология, как мы понимаем ее сегодня. Этот комментарий был свободен от какой-либо догматической концепции, и открытость, свобода также характеризовали гуманистов.

Платоники эпохи Возрождения, стоики, эпикурейцы, аристотелианцы — все они придерживались одной и той же идеи, гуманистической идеи интереса к человеку. Гуманисты также пытались найти что-то новое в художественных формах и отвергли заклинания Средневековья. Они писали стихи, возродили жанр письма, сочиняли художественную литературу и философские трактаты — в противовес схоластическому псевдознанию.
Социальные взгляды гуманистов также отличались от взглядов традиционных феодалистов. Они считали, что все люди равны, поскольку каждый человек создан по образу и подобию Божьему, и поэтому все люди, будь то лорд или вассал, равны. Гуманисты всегда обращались в первую очередь к христианским аргументам, поскольку они не были противниками церкви. Выступая против схоластической философии, гуманисты считали, что возрождают истинную церковь, истинную веру в Бога. То, что эта вера могла сочетаться с античной философией, гуманисты не считали неправильным или чуждым.

Как уже было сказано, гуманистов в первую очередь интересовали этические вопросы, поэтому онтологические и эпистемологические вопросы были нетипичны для гуманистической философии. Гуманисты были прежде всего этиками, а не философами в том смысле, к которому мы уже привыкли.

Натурфилософия эпохи Возрождения. Мистический пантеизм Николая Кузанского. Натуралистический пантеизм Дж. Бруно. Деизм эпохи возрождения

Пятнадцатый и шестнадцатый века были временем больших перемен в экономической, политической и культурной жизни европейских стран. Быстрый рост городов и развитие ремесел, а позднее зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, которая захватывала в свою орбиту все более отдаленные области, постепенно размещая основные торговые пути из Средиземноморья на север, после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI веков, изменили облик средневековой Европы. Почти везде на первый план выходили города. Некогда могущественные державы средневекового мира — империя и папство — переживали глубокий кризис. В шестнадцатом веке разваливающаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций — Великой крестьянской войны в Германии и Голландского восстания. Переходный характер эпохи, происходивший во всех сферах жизни, процесс освобождения от оков средневековья и одновременное еще неразвитое становление капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

Все изменения в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры — расцветом естественных и точных наук, литературы на простонародных языках и особенно философии. Это обновление, зародившееся в итальянских городах, затем распространилось на другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло небывалые возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало всеобщему проникновению новых научных направлений, выработке принципиально новых взглядов на мир, проблемы философии.

На основе великих открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения возникла натурфилософия (философия природы). Она оказала решающее влияние на развитие философии и естествознания в современную эпоху.

Натурфилософия (лат. natura — природа) — это философская концепция природы, которая исходит из того, что природа подлежит интерпретации в ее автохтонности — в отличие от метафизики как концепции бытия, которая предполагает существование ее сверхчувственных оснований. Исторически натурфилософию можно рассматривать как одну из самых ранних форм философского знания: в древнегреческой философии. По своим философским основаниям натурфилософия как таковая в значительной степени является продуктом западной культуры, основанной на фундаментальных предпосылках логоцентризма, с одной стороны, и эпистемологического оптимизма — с другой, которые вместе обосновывают представление о возможности выражения результатов познавательных человеческих усилий в универсально достоверном законе, доступном рациональному пониманию и представительно объективируемом в человеческом знании.

Действительно, и натурфилософия, и европейское естествознание постулируют постижение «законов природы» в качестве своей цели (демонстрируя очевидную тенденцию экстраполировать последние на вселенную в целом). Классическим примером такой ориентации являются «Математические элементы натуральной философии» Ньютона, которые были восприняты западной культурой как выражение универсального закона не только природы, но и общества.

Мистический пантеизм Николая Кузанского

Родоначальником ренессансного платонизма был крупнейший европейский мыслитель XV в. Николай Кузанский (1401— 1464). Он родился в Германии — в местечке Куза Трирской епархии, в семье зажиточного крестьянина-рыбопромышленника Иоганна Кребса. Свое первоначальное образование он получил в Девентере в школе «братьев общей жизни». Это формально светское, но по характеру своему близкое к монашеству сообщество, возникшее на основе религиозного движения «нового благочестия» в Нидерландах во второй половине XIV в., ставило своей целью нравственное преобразование общества путем воспитания глубоко личной религиозности. Господствующей внешней обрядности и
хитросплетениям схоластической теологии «братья» противопоставляли стремление к совершенствованию путем «подражания Христу», его земным поступкам и человеческим добродетелям. Мистицизм «братьев общей жизни» способствовал отчуждению будущего философа от «рационализма» схоластического богословия. В дальнейшем он продолжил
образование в Гейдельбергском и Падуанском университетах, где стал доктором канонического права, а позднее—в Кельнском университете, где значительным влиянием пользовались следовавшие неоплатонической традиции средневековья сторонники Альберта Великого.

Необычайно одаренный, преданный церкви и энергичный священник делает успешную церковную карьеру, много сил уделяя попыткам реформирования церковных нравов и учреждений, и становится (в 1448г.) кардиналом. Его многообразная церковно-политическая деятельность была направлена к попыткам восстановления единства и
авторитета католицизма, достижению мира и согласия вероисповеданий; он принимает участие в посольстве в Константинополь с целью добиться участия православной церкви в Феррарско-Флорентийском соборе, ведет переговоры с гуситами, выдвигает планы имперских реформ, борется с развращенностью духовенства. Благодаря покровительству пап
(особенно папы-гуманиста Пия II) Николай Кузанский играл выдающуюся роль в церковно-политической жизни Европы своего времени, вместе с тем уделяя большое внимание ученым занятиям. Им оставлено обширное литературное наследие, включающее научные трактаты и
проповеди, сочинения по философии, богословию, по церковно-политическим вопросам и объединяемое единой системой религиозно-философских воззрений.

Первая работа Кузанского, которая вышла в 1440 году, называлась несколько странно: «Об ученом незнании» (De docta ignorantia). Кроме того, стоит упомянуть такие работы Кузанского, как логико-философский трактат «О предпосылках» (De coniecturis) и теологический трактат «О скрытом Боге» (De Deo abscondio). В своем учении Кузанский исходит из того, что Бог есть Единое, а его творение — многое. Но если другие философы единое и многое противопоставляли, то Кузанский заявляет об их совпадении. Реализуя это представление о взаимоотношениях Бога и мира, Кузанский использует понятие «развертывание» (complicatio-explicatio). В его учении Бог равен миру, но в свернутом виде Единого, а мир равен Богу, но в развернутом виде множества. Иначе говоря, Бог — это потенциальный мир, а мир — это актуально представленный Бог. Кузанский указывает на различие между этими двумя состояниями Божества как совершенным и ограниченным. И тем не менее, развертывание единого Бога в форму множественного мира происходит в его учении с необходимостью, подобной той, с которой точка разворачивается в прямую, мгновение становится временем, а покой переходит в движение.

Итак, по большому счету Бог и мир в учении Кузанского оказываются тождественными. И наиболее радикальным образом это сказалось на космологических построениях Кузанского. Его представления об устройстве Вселенной коренным образом отличаются от аристотелевско-птолемеевских построений, господствовавших в средние века. Бог, согласно его учению, бесконечен. Но и мир, будучи его развертыванием, не может быть конечным. Наш мир, утверждает Кузанский, не бесконечен, но его нельзя считать и конечным, потому что он не имеет границ, между которыми может быть заключен. Подобно Богу, мир, согласно Кузанскому, «имеет свой центр повсюду, а окружность везде». Таким образом, обосновывая не бесконечность, но безграничность мира, Николай Кузанский идейно и методологически подготавливает открытие Николая Коперника.

Итак, в пантеистической картине мира Кузанского нет места для центра мироздания и для его конечных пределов. Но своеобразным центром мира у Кузанского является Человек. Однако это не геометрический центр, которого у бесконечного мира просто нет и не может быть, а это, так сказать, его метафизический центр. Человека Кузанский характеризует как существо «конечно-бесконечное»: он конечен как телесное земное существо и бесконечен как существо духовное.

Натуралистический пантеизм Дж. Бруно

Джордано Филиппо Бруно (1548-1600) родился в обедневшей дворянской семье в Ноле, недалеко от Неаполя. В юном возрасте его отправили в частную гуманитарную школу в Неаполе для изучения диалектики, логики и всех наук, которые в то время входили в учебный план. Затем в возрасте пятнадцати лет он поступил в монастырь Сан-Доменико Маджоре, где ему дали монашеское имя Джордано. В 1572 году Бруно был рукоположен в священники, а четыре года спустя получил степень «общественного» доктора — высшую для школ Доминиканского ордена. Но уже в монастыре беспокойный ищущий характер Джордано Бруно столкнулся с монастырской средой: он выразил сомнения в догмате о Троице. В связи с этим неоднократно отдавались распоряжения о проведении расследований инквизиции. Бруно надеялся в Риме добиться оправдательного приговора. Но это была напрасная надежда. В результате в 1576 году он сбросил с себя монашеские одеяния и два года скитался по городам Северной Италии. Затем Бруно переехал в кальвинистскую Женеву. Но и он вступил в конфликт с кальвинистами и был заключен в тюрьму.

Биография Бруно наполнена столь драматическими перипетиями, что заслуживает особого внимания. После освобождения из тюрьмы он отправился во Францию, где некоторое время преподавал в качестве профессора философии в университете Тулузы. Но из-за усиливающейся католической реакции он в 1581 году переехал в Париж, где прочитал первоначальный курс философии и опубликовал свои первые книги. Вскоре философ, преследуемый всеми, принял приглашение венецианского патриция Мочениго наставлять его в Мнемонике. Здесь следует отметить, что Бруно, будучи молодым монахом, был приглашен Папой Пием V, чтобы продемонстрировать ему особые способности своей памяти. Но Мочениго хотел не только тренировать свою память, но и овладеть «тайными науками», с помощью которых можно добиться власти и успеха. В этом Бруно, по понятным причинам, не мог ему помочь. Бруно намерен вернуться во Франкфурт. Затем Мочениго предает своего гостя инквизиции и обвиняет его в ереси. Именно в 1592 году началась самая трагическая часть жизни Джордано Бруно.

Сначала Бруно был узником венецианской инквизиции. Но по просьбе Папы Римского Венецианская республика выдала его римским властям. Бруно провел семь лет в подземельях римской инквизиции. Но ни тюрьма, ни пытки доминиканских палачей не сломили его: он ни о чем не жалел. 17 февраля 1600 года Бруно был сожжен на Кампо ди Фьоре в Риме вместе со своими книгами.

В более общем плане Бруно обвиняли в ереси, то есть в неправильном толковании ортодоксальной христианской доктрины, ее основных учений. Космология Бруно основана на том, что «Вселенная бесконечна и состоит из неизмеримой эфирной области; что существует единое небо, называемое пространством и чревом, в котором находится множество звезд; также луна, солнце и другие бесчисленные тела содержатся в этой эфирной области, как и земля»; и что нет необходимости верить в другую твердь, другое основание, другой фундамент, на котором стоят эти великие животные, причастные к составу мира, который является истинным предметом и бесконечной материей, бесконечной божественной действующей силой; Все это хорошо доказано как правильными рассуждениями и доводами, так и божественными откровениями, в которых говорится, что нет числа посланникам Всевышнего, которым помогают тысячи тысяч, и десять тысяч вызывают на помощь, и которые управляют десятью тысячами сотен тысяч. «

Заключение

С самого начала гуманизм содержал в себе натурфилософские тенденции, которые особенно ярко проявились в XVI в. Главной проблемой натурфилософов были отношения между Богом и природой. В своем созерцании они пытались преодолеть дуализм средневековой мысли и понимали мир как органическую связь между материей и духом. Они признали материальность и бесконечность мира и наделили материю способностью воспроизводить себя и жизнью, создав учение о живом космосе. Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения возникла пантеистическая картина мира. Наука понималась как природная магия, астрономия переплеталась с астрологией, и так далее. В целом, понимание природы как самостоятельно действующего внутреннего господина, живущего по своим законам, представляло собой разрыв с устоявшимися средневековыми представлениями о боге-создателе и привело к возникновению новой религии природы. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных сил, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.

Список литературы

  1. Алексеев П.В., Уч.пос., Хрестоматия по философии — М.:Тк Велби, Издательство Проспект, 2004 г. — 576с.
  2. В книге «Философия и философствование: всемирная история: (Учебник). — Всемирная история: (учебник) М.: Мысль, т.2, 1985.
  3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры — М.: Мысль, 1972. с.273.
  4. А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История философии: энциклопедия.
  5. Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия: учебник — М.: Академический проект, 2003 г. — 656с. — В: Gaudeamus.
  6. В: Истории мировой философии / под ред. В.Д.Губина. М., 2008.
  7. История философии / под редакцией В.В. Васильева. М. 2008.
  8. Кузнецов В.Г. Философия: учебник — М.: Инфра-М, 2005 г. -519с.
  9. Любимов Л.С., Искусство Западной Европы — М.: Просвещение, 1996.
  10. В книге: Мир философии. Книга для чтения в Москве. 1991.
  11. Макиавелли Н. Государь. Размышления о первой декаде Тита Ливия / Н. Макиавелли. Минск, 2003
  12. Прохоров А.М., Советский энциклопедический словарь — М.: Советская энциклопедия, 1990 — 1631 с.
  13. Реале Ж. Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней — СППБ: Петрополис, 1994 г.
  14. Сидорина Т.Ю., Философия: учебник — М.: Гардарики, 2003 г. — 828с.
  15. Философский словарь. — M., 1986.