Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманистическая концепция человека — Основные принципы гуманистической психологии

Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, объединившихся в начале 1960-х годов под руководством Маслоу для создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум основным интеллектуальным течениям психологии — психоанализу и бихевиоризму [3]. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой — ее лучше рассматривать как движение (т.е. группу теоретических подходов к личности). Маслоу назвал свой подход «психологией третьей силы». Несмотря на то, что взгляды сторонников этого движения представляют достаточно широкий спектр, они разделяют определенные базовые понятия о человеческой природе. Гуманистическая психология глубоко укоренилась в экзистенциальной философии. Важнейшее понятие, которое психологи-гуманисты взяли из экзистенциализма, — это понятие становления. Человеческие существа никогда не статичны, они всегда находятся в процессе становления. Старший студент колледжа решительно отличается от переодетого, хихикающего подростка, которым он был четыре года назад. И еще через четыре года он может стать совсем другим, потому что освоил новые жизненные пути, например, стать родителем или сделать профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо, человек несет ответственность за реализацию как можно большего количества возможностей; он живет истинно подлинной жизнью только в том случае, если он выполняет это условие. Поэтому с экзистенциальной гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди отказываются становиться, отказываются расти; они отрицают, что все возможности полного человеческого существования лежат в них самих. Для психолога-гуманиста такой взгляд — это трагедия того, каким может быть человек, так как он ограничивает свои жизненные возможности. Проще говоря, это было бы ошибкой для людей, чтобы отказать себе в возможности сделать каждый момент своего существования как можно лучше и максимально использовать свои способности.

Хотя становление играет важную роль, психологи-гуманисты признают, что найти подлинный и наполненный смыслом смысл жизни не так-то просто. Люди должны взять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, потому что независимо от того, хотели они этого или нет, они пришли в этот мир, и они несут ответственность за человеческую жизнь — свою собственную. Уклониться от свободы и ответственности — это быть не аутентичным (не аутентичным), вести себя коварно и, в конечном счете, жить в отчаянии от безысходности.

Следует отметить, что и экзистенциалисты, и психологи-гуманисты подчеркивают важность субъективного опыта как фундаментального явления в изучении и понимании человека. Теоретические конструкции и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для переживающего его человека.

В различных теоретических трудах Маслоу развивал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности [7]. Его персонологическое направление резко контрастирует с теориями, которые преобладали в последние 50 лет, в частности, психоанализ и бихевиоризм.

Чтобы полностью понять гуманистический подход, прежде чем углубляться в него, необходимо изучить ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.

Индивидуум в целом. Один из самых фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, заключается в том, что каждый человек должен рассматриваться как единое, уникальное, организованное целое. Для Маслоу человеческое тело всегда ведет себя как единое целое, а не как ряд дифференцированных частей, и то, что происходит в одной части, влияет на весь организм. В теории Маслоу, мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его тела. Для Маслоу центральной чертой личности является ее незаменимое единство и общность [7].

Гуманистическая концепция человека - Основные принципы гуманистической психологии

Средневековая христианская концепция человека

В средние века были широко распространены представления о предопределенности человеческой судьбы и о неизбежной награде за заслуги в загробной жизни. Главной задачей человека было единение с Богом и достижение спасения в судный день (сотериология).

Августин Аврелий (Блаженный) ставит человека как живого человека в центр своей философии. Августин чувствует неопределенность, открытость человека в его исторической ситуации; проблема становится для него историчностью и уникальностью (два элемента, совершенно чуждые античности). Впервые внутренний мир человека во всей его полноте получает свое место в философском сознании.

Августин утверждал, что Отец истины, мудрости, добра и красоты — это Бог, сотворивший человека, как и все вещи, «из ничего». И Бог создал людей, чтобы они были счастливы. Другие обречены на вечные мучения. Для одних — рай после смерти, для других — Страшный Суд. По мнению Августина, сущность человека заключается в его божественном творении и служении Богу.

Важнейшим элементом учения Августина является акцент на воле, которую он тесно связывает с любовью. Для конкретной нравственной жизни человека решающее значение имеет не столько интеллект, сколько воля. Таким образом, Августин ставит любовь выше теории, веру выше знания, живую надежду выше рациональной уверенности.

Томас Аквинский считал, что человек — это личное единство души и тела. Сначала Бог создал тело, а затем вдохнул в него бессмертную душу. Душа — двигатель человека. В своем аргументе по этому вопросу Томас поставил человека между миром животных и ангелами; человек выше животных, но ниже ангелов. Божественное Провидение обеспечило одних сельскохозяйственными работами, других — ремеслами, третьих — духовной деятельностью и так далее. Без определенного материального носителя не имеет значения, без этого человека не может быть ни одного «человека».

Реформационное движение, в отличие от средневекового приоритета идеи мироустройства, подчеркивает живое индивидуальное своеобразие встречи человека с Богом (М. Лютер). Человеческое бытие проявляется прежде всего в своей глубокой греховности; к природе относятся, по сути, как к падшей.

Каждый человек отделен от Бога глубокой пропастью. Эту пропасть нельзя преодолеть никакими усилиями человеческой силы, какими бы великими они ни были — только верой и божественной благодатью (И. Кальвин). Нет прямого и непрерывного пути от природы к Богу. Поскольку Сам Бог обладает абсолютной свободой воли, не ограниченной какими-либо вечными сущностными принципами, то между Творцом и Творением нет никакой существенной связи. Важным является свободное божественное решение о даровании или отказе от милости. Это решение принимается в ходе уникальной индивидуальной встречи человека с живым божественным «Тобой» (лютеранский принцип личного договора с Богом через Священное Писание). Это означает, что категория индивида имеет явный приоритет над всеми универсальными существенными принципами, над законами разума и природы, над системами догм или институциональными правилами.

Человек эпохи Возрождения и Нового времени в европейской философии

В эпоху Возрождения гуманистический взгляд на человека становится доминирующим. D. Алигьери подчеркивает в Божественной комедии, что «из всех проявлений божественной мудрости человек является величайшим чудом».

Ф. Петрарка, основатель концепции гуманизма, запечатлел в своих стихах победу любви над человеком, целомудрие над любовью, смерть над целомудрием, славу над смертью, время над славой и вечность над временем. Высшая степень свободы и ее индивидуальное выражение функционируют как идеал, к которому должен стремиться каждый человек. Человек чувствует себя творчески уникальным существом и полностью осознает свою силу и ценность.

Л. Валла создал учение, согласно которому жизнь является высшей ценностью, и поэтому весь процесс жизни должен быть поиском удовольствия и добра, как ощущение радости. Он противопоставляет аскетические добродетели мирским: Добродетель заключается не только в вечной нищете, но и в мудром использовании богатства; не только в воздержании, но и в браке; не только в повиновении, но и в мудром управлении.

Т. Больше и Т. Кампанелла провозгласили достоинство человеческой личности, его разум и благородство. Был поднят вопрос об отношениях между человеком и природой, личностью и обществом, сформировался идеал полностью развитого человека, очерчены контуры нового общества, в котором должно было реализоваться свободное развитие всех и каждого человека.

Хотя философия этого периода полностью отрицает Бога, ее стандартом является не Бог, а творческий человек. Вся философия Ренессанса оказывается пронизанной пафосом гуманизма, автономией человека, верой в его безграничные возможности.

В современную эпоху усилилось стремление освободить человека от путаницы во всех отношениях потусторонней природы и подчеркнуть его потустороннюю деятельность, что выражалось в желании подчинить среду своих знаний и практической деятельности. В то время стало заметным влияние частного интереса (индивидуализма, эгоизма и утилитаризма) на идеи человека, мотивы его поведения и отношения к жизни.

Р. Декарт считал, что мышление является единственным достоверным доказательством существования человека, что следует из его основного тезиса — «Я думаю, поэтому я существую». Взгляды Декарта характеризуются антропологическим дуализмом души и тела, который рассматривает их как по-разному квалифицированные субстанции.

С одной стороны, тело человека входит во вселенскую закономерность (детерминизм), в которой он теряет весь индивидуальный характер и является лишь элементом вселенской структуры. С другой стороны, человек — это индивидуальная душа, независимая, самодостаточная субстанция со свободной волей. Этот фундаментальный дуализм человеческого бытия становится отправной точкой для двух основных течений в антропологии Нового времени: рационалистического и натуралистического.

Гуманистическая психология. Личность

Стремление понять специфику человеческой природы, ее отличие от животных, которое было стерто бихевиоризмом, и в то же время противодействовать фрейдистской доктрине «низших» человеческих страстей, породило гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, противоречащая традиционным взглядам и школам, имеет большое значение для дальнейшего развития психологической науки. Этому способствовали следующие взгляды и идеи, разработанные гуманистами.

Создание новых и успешно работающих методов психотерапии для людей со здоровой психикой, но имеющих проблемы с адаптацией и страдающих от отчуждения и одиночества в окружающем их мире. Эти методы соответствовали эпохе рыночной экономики и коррелировали с практикой и реальностью. C. Одним из таких методов работы была «клиентоориентированная терапия» Роджерса.

единство теории и практики психотерапии, которое помогает сформировать основу теоретических конструкций.

создание новых методов исследования, таких как наблюдение и интерпретация всего внутреннего мира человека (а не только его ассоциаций, инстинктов и т.д.) и биографического метода, которые значительно расширяют и обогащают методологический аппарат психологии.

создание основы для разработки методов групповой психотерапии психически здоровых людей.

создание основы для появления психологического консультирования — направления в психологии, ориентированного на решение проблем здорового человека за меньшее время, чем психотерапия.

расширение объекта исследования, методологии, способов познания в психологии и, как следствие, влияние на образование на основе эклектики по-настоящему объективной концепции понимания человеческой природы, позволяющей с разных сторон взглянуть и изучить это величайшее явление природы.
В настоящее время идеи гуманистической психологии продолжают оставаться одними из самых востребованных в психологической практике и теории, на их основе создаются новые интересные и осмысленные концепции.

Видным представителем гуманистической теории личности был Авраам Маслоу (1908-1970).

Гуманистические работы Маслоу нашли признание среди психологов в 1960-х и 1970-х годах. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой механистическим и дегуманизированным моделям человеческого поведения. Хотя популярность гуманистического направления с тех пор несколько снизилась, его влияние на важные тенденции в развитии психологии и теории личности до сих пор очевидно. Такие сферы, как консультирование, социальная работа, образование, уход за больными, деловое администрирование и маркетинг, также находятся под влиянием идей Маслоу.

В основе гуманистической теории личности лежит вопрос мотивации и рассмотрения мотивационных процессов.

Маслоу считал, что люди мотивированы стремиться к личным целям и что это делает их жизнь осмысленной и целеустремленной. Ученый описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, непревзойденного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Когда одна потребность удовлетворена, другая выходит на поверхность и привлекает внимание и усилия человека. Когда один человек также удовлетворен, другой снова требует удовлетворения. Человеческая жизнь характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то хотят.

Маслоу предложил, чтобы все человеческие потребности были врожденными, или ипстинктоидами, и чтобы они были организованы в иерархическую систему приоритетов или доминирования.

Гуманистическая концепция бытия как ценностное, мировоззренческое и психотехническое средство

Гуманистическая концепция бытия подчеркивает необходимость и возможность человеческого развития на протяжении всей жизни. Он видит в каждом человеке свой уникальный потенциал развития, свою миссию на Земле, которая является безусловной ценностью для других. Исходя из этого, психолог должен иметь некий идеальный образ развивающегося человека, чтобы понять, какие социальные факторы могут представлять угрозу для развития, и уметь трансформировать сложную ситуацию клиента в развивающуюся, которая делает его сильнее и богаче.

Последний пункт часто удивляет. Однако в настоящее время проводятся исследования, в которых трудная ситуация рассматривается как катализатор личностного роста. Р. Эммонс в связи с этой темой описывает результаты исследований, позволивших сформулировать концептуальный подход к пониманию процессов, приводящих к положительному воздействию жизненных трудностей. Эти исследования выявили три типа положительных результатов — увеличение социальных ресурсов, включая углубление эмоциональных отношений, увеличение личных ресурсов (уверенность в себе, положительные изменения в целях и ценностях), и повышение навыков самоконтроля, включая саморегулирование эмоций.

Рассмотрим, в свою очередь, вопросы ролевого моделирования, социальные факторы, препятствующие развитию, актуализацию качеств, способствующих развитию у клиента, а также качества психолога, необходимые в свете гуманистической концепции.

Давайте начнем с обсуждения нормы. Человек любой культуры призван гармонично развиваться в своей жизни. Кто является гармонично развивающимся человеком? Гармонично развивающийся человек в первую очередь удовлетворен собой и своим окружением. Он способен преодолевать жизненные трудности без психологических травм и использует их как опыт в дальнейшей жизни. Его развитие не прекращается в конце школьных дней и продолжается до последних дней жизни. Она осуществляется в рамках, принятых данной культурой и обществом. И, конечно же, такой человек сможет успешно выполнять социальные и семейные функции, необходимые для его возраста и окружения, то есть он будет адаптироваться к своему окружению и сможет творчески его изменить.

Исходя из этого, можно сказать, что гармоничное развитие — это наличие гармонии (согласованности) как между различными аспектами внутри человека, так и между человеком и обществом, способность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития, наличие предпосылок для дальнейшего развития в процессе жизнедеятельности, формирование основных возрастных неологизмов, способность полноценно функционировать, то есть выполнять соответствующие возрасту социальные и семейные функции.

Таким образом, обобщенная модель гармоничного развития должна включать в себя аксиологическую, инструментально-технологическую, нуждаемо-мотивационную, развивающую и социокультурную составляющие.

Аксиологическая составляющая полезна в том, что она представлена значениями «I» и «I» индивидуума. Это означает, что человек осознает ценность, уникальность себя и других, отождествление как с живыми, так и с неодушевленными объектами, и единство с тотальностью мира. Это предполагает позитивное самосознание, т.е. абсолютное принятие человеком себя и других людей, независимо от пола, возраста, культурных особенностей и т.д., и, как следствие, глубокую убежденность в ценности человеческой жизни, своей собственной и чужой. Абсолютной предпосылкой для этого является личная неприкосновенность и способность принимать свою «темную сторону» и вступать с ней в диалог. Кроме того, необходимыми качествами являются умение распознавать «светлое начало» у всех окружающих, даже если оно не сразу распознается, взаимодействовать с этим «светлым началом», когда это возможно, и давать право на существование «темного начала» как в другом, так и в себе.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Классы как историческая реальность
  2. Теория истины
  3. Значение философии в жизни человека — Философское понимание мира, его основных типов и способов
  4. Теория революционного преобразования общества
  5. «Москва — третий Рим» (Филофей) — Суть концепции
  6. Пьер Абеляр, средневековый французский философ-схоласт
  7. Начало философии в китае: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм
  8. Понятие «нирваны»
  9. Сознание как фактор регуляции деятельности
  10. Сущность и составляющие социально-экономического управления