Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманистическая основа педагогической концепции В.А.Сухомлинского

Предмет: Педагогика

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. М.В.Ломоносов и его вклад в развитие просвещения России
  2. Педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов
  3. Идея народности – основа педагогической системы К.Д.Ушинский
  4. А.С.Макаренко воспитании детей в семье
  5. Организация процесса воспитания в системе А.С.Макаренко
  6. Становление и развитие негосударственного высшего образования в России 19- начала 20 вв.
  7. Экспериментальная педагогика Марии Монтессори
  8. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины 19 века
  9. Педагог и его роль в развитии и воспитании ребенка как историко-педагогическая проблема
  10. Человек, культура и образование на современном этапе

Введение

«Верьте в талант и творческие способности каждого ученика!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей нашего времени — Василия Александровича Сухомлинского — можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что он написал. Опыт многолетней собственной учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности образования неисчерпаемы». «Образование точно отражает жизнь, и оно должно быть полно жизни и исходить из полноты жизни, тогда оно имеет силу. «

В эссе на тему «Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского» в качестве таковых задаются вопросы: что было главным в деятельности Сухомлинского, какие силы позволили сыну крестьянина, рядовому сельскому учителю подняться до высот педагогической науки? И многие другие.

Данная работа состоит из введения, основной части, которая содержит 4 вопроса, и заключения. В первом вопросе описывается биография учителя и рассматриваются основные направления партийно-государственной образовательной политики 50-70 годов.

Второй вопрос раскрывает основные педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

Выводы сделаны в заключении.

Жизнь, педагогическая и общественная деятельность В.А. Сухомлинского

Действовавшая в то время система школьного образования адаптировалась к современным социально-политическим, экономическим и идеологическим условиям.

Направление образовательной политики определялось партийными съездами и решениями ЦК КПСС. Каждый из «государственных планов», по которым жила страна, содержал систему мер в области образования, «связанных» с решением экономических и культурных задач очередного «этапа строительства социализма и коммунизма».

Одним из ведущих направлений образовательной политики партии и государства была «борьба за всеобщее образование». Полвека всеобщего образования были действительно борьбой: за финансирование системы образования, строительство школьных зданий, подготовку учителей, выпуск педагогической и методической литературы и так далее.

Большим достижением советского общества является создание системы учебных заведений, которая гарантировала конституционное право гражданина на получение среднего образования. Официальная идеология связывала его с ведущей ролью коммунистической партии, с ее заботой о подрастающем поколении и молодежи.

Тезис о «воспитании нового человека» как цели политики партии и государства остался неизменным в обосновании иного «социального заказа» на образование на «данном этапе строительства социализма (коммунизма)», включая всеобщее образование. В то же время «модель» «нового человека» подчеркивала официальную цель формирования единой идеологии («основы марксизма-ленинизма», «диалектико-материалистическое мировоззрение», «научное мировоззрение»), которая обеспечит «морально-политическое единство советского народа». С этой точки зрения происходил отбор знаний из национальной и мировой культуры, конструировалось содержание общего образования, содержание учебных дисциплин «дополнялось» задачами «текущего момента»: планами «коммунистического строительства». Таким образом, каждый из этапов общего образования был одновременно этапом дальнейшей идеологизации и политизации сознания подрастающего поколения и школьной молодежи.

Очередная реформа готовилась по заданию брежневского ЦК не только Академией педагогических наук, но и ведущими учеными Академии наук, возглавлявшими специализированные комиссии по естественным и гуманитарным наукам, которые разрабатывали новые учебные планы. Подход Центральной комиссии к подготовке реформы, помимо значительных принципиальных изменений в научном содержании преподаваемых предметов, основывался на сохранении ценных достижений предыдущего этапа школьной реформы. Однако трудный переход на новые учебные планы (1966-1975 гг.) отодвинул проблему связи образования с жизнью, с производительным трудом, поставил новые и неотложные задачи переподготовки сотен тысяч учителей-предметников, подготовки и издания миллионов новых учебников, методической литературы и многие другие. Идеал школы, в которой труд и учеба объединены, был признан и идеологически обоснован уже во время принятия Закона 1958 года, Идеал школы, в которой труд и учеба объединены, был идеологически признан и обоснован как во время принятия Закона 1958 года, так и во время реформирования содержания общего образования: Школы массово вернулись к типичной «школе с книжным обучением», а вместе с ней и к хроническим проблемам неуспеваемости, повторения уроков, перегрузки обязательными предметами и, в конечном счете, к «образованию нового человека», когда «подготовка к жизни, к работе» была заменена повесткой дня «качество знаний, навыков и умений».

Однако благодаря все более последовательному и многомерному пониманию специфики «природного материала», с которым работает учитель, некоторым педагогическим группам удалось создать школы, являющиеся подлинными образцами гуманистической педагогики. Одна из них — средняя школа в украинском селе Павлыш под руководством Василия Александровича Сухомлинского — получила не только национальную, но и международную известность.

Внешне биография В.А. Сухомлинского не сильно отличается от биографий многих его коллег и современников.

В.А. Сухомлинский — педагог, который полностью сформировался в условиях советской действительности, ему не пришлось перестраивать свое мировоззрение, как известным советским педагогам старшего поколения. Василий Александрович родился 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Херсонской (ныне Кировоградской) области в бедной крестьянской семье. Здесь он провел свое детство и юность.

Как и все крестьянские дети, он пошел в школу в родном селе и окончил семилетнюю школу в 1933 году.

Летом 1933 года его мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский поступил в медицинский институт, но вскоре оставил его и поступил на рабочий факультет, который окончил досрочно и был принят в Педагогический институт.

В 1935 году В.А. Сухомлинский начал долгую и славную педагогическую карьеру. В 17 лет он стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Заочно он был направлен в Педагогический институт в Полтаве, который окончил в 1938 году.

После окончания института Сухомлинский вернулся на родину и работал учителем украинского языка и литературы в Онуфриевской гимназии. В 1941 году он добровольцем ушел на фронт. В январе 1942 года Сухомлинский, политрук, был тяжело ранен при обороне Москвы. Чудом он остался жив. Осколок снаряда навсегда остался в его груди. После длительного лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, но комиссия не могла принять его как негодного. Он был назначен директором средней школы в Уфе. Как только его родина была освобождена, он вернулся домой и стал главой РАЙНО.

Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А. Сухомлинский стал директором Павлишевской гимназии и возглавлял ее в течение 22 лет до самой смерти. В 1948 году это была обычная школа, почти разрушенная во время войны, ее прославил Сухомлинский.

Учителю, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформулировать свои идеологические принципы, выработанные педагогические убеждения. Много лет этим занимался и Сухомлинский. И вот когда, казалось бы, наступило время расцвета его интеллектуальных сил и талантов, наступило 2 сентября 1970 года, а В.А. Сухомлинского все нет.

За свою педагогическую деятельность он был награжден двумя орденами Ленина и многими медалями СССР. С 1958 года Сухомлинский был членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР; ему было присвоено звание «Заслуженный учитель СССР». В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А. Сухомлинский — автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 миллионов экземпляров на разных языках нашей страны и мира. В апреле 1970 года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» — доклад для диссертации по серии работ.

Все работы Сухомлинского дают убедительное представление не только о многогранности педагогических подходов Сухомлинского, но и о целостности всей его педагогической мысли, целостности, которая подобна монолиту, от которого нельзя отделить ни одной части, не нарушив единства этого сплава.

Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского многогранно и многогранно. Вся система деятельности павлышского педагога проникнута высокими принципами коммунистического гуманизма и глубокого уважения к личности ребенка.

Когда его спросили: «Что было самым важным в его жизни? «, он ответил: «Любовь к детям!».

Искренняя любовь к детям и истинная педагогическая культура, по мнению Сухомлинского, понятия неразделимые. Он считал, что учитель должен уметь дорожить доверием детей, щадить беззащитность ребенка, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

«Если учитель стал для ребенка другом, если эта дружба освещена благородным влечением, порывом к чему-то светлому и разумному, то зло никогда не появится в сердце ребенка. И если в школе есть осторожные, замкнутые, подозрительные, а иногда и злые дети, то только потому, что учитель не знал их, не подошел к ним, не смог стать их товарищем. Воспитание без дружбы с ребенком сравнимо с блужданием в темноте».

В.А. Сухомлинский — достойный наследник гуманистической традиции. В Павлычевской средней школе воспитание без наказания было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. В подходе к проблеме наказания в школе произошло определенное развитие его взглядов. Сначала он в принципе признавал пользу наказания, был убежден, что в определенных случаях оно может быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказанием учеников. Он назвал такие виды наказания, как грубые выговоры, насмешки, исключение из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, особые жалобы в дневнике учителя.

В отличие от своих предшественников, Сухомлинский гораздо глубже понимал суть наказания. «Среди учителей, — говорил Сухомлинский, — часто можно услышать разговоры о поощрении и наказании. Между тем, самым важным поощрением и самым сильным наказанием в педагогической работе является оценка.»

«Проблема многих учителей в том, что они измеряют и оценивают умственный мир ребенка только по оценкам и баллам, и делят всех учеников на две категории в зависимости от того, учатся дети чему-то или нет.».

В.А. Сухомлинский считал, что только тот учитель, который любит детей, имеет право использовать острый инструмент оценивания. Учитель должен быть так же дорог ребенку, как мать. Доверие ученика к учителю, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот что нужно наставнику, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств — человечность, сочетающая доброту сердца с мудрой родительской строгостью.

Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал ее использование приемлемым только для старшеклассников. Ведь в первые годы обучения в школе наказание неудовлетворительной оценкой особенно болезненно, унизительно и унижает достоинство ребенка. Нельзя позволять ребенку потерять веру в себя в самом начале пути с «помощью» учителя, который поставил ему плохую оценку. Дети приходят в школу очень разными: собранными и несобранными, внимательными и рассеянными, быстро схватывающими и медлительными, грязными и аккуратными. Всех их объединяет одна общая черта. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Прекрасное человеческое желание хорошо учиться освещает весь смысл школьной жизни детей.

Оценка у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это награда за упорный труд, а не наказание за лень. Он уважал «невежество детей». В месяц, полгода, год ребенок «может чего-то не знать, но придет время — научится». Сознание ребенка — мощный, но медленный поток, и у каждого своя скорость.

Сухомлинский настоятельно рекомендовал родителям не обязательно требовать от детей только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливыми», а успешные до троек не подавляли чувство неполноценности.

Сухомлинский рекомендует учителям вызывать родителей в школу не из-за плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а когда он делает что-то хорошее. Пусть произойдет, казалось бы, незначительное, но доброе дело. В присутствии ребенка необходимо хвалить, поддерживать и обязательно записывать в дневник.

Система воспитания, основанная на оценке только положительных результатов, очень редко приводит к психологическим срывам, появлению «трудных» подростков.

В.А. Сухомлинский, как и А.С. Макаренко и другие советские педагоги, считал коллектив мощным средством коммунистического воспитания. Сухомлинский считал, что коллектив — это всегда идейное объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимости, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. «Детская команда» — мощное средство воспитания, настолько мощное, что его нужно использовать с некоторой осторожностью. Дети — не взрослые, они легко возбудимы, легко поддаются влиянию, и никакие крайности для них не являются крайностями. В коллективных действиях детей на все меры, все с осторожностью, учитель никогда не должен выходить из — под контроля страстей детей. И коллективное мнение, справедливое среди взрослых, может нанести непоправимую психологическую травму детям»..

Как видно из этого высказывания Сухомлинского, он справедливо опасался силы общественного мнения, которое судит о человеке по коллективу, ведь в противовес коллективному осуждению, тем больше наказание — знаки чуткости, заботы, благодаря чему ребенок испытывает чувство благодарности к коллективу, приобретает в нем нравственный опыт поддержки и помощи тем, кто в ней нуждается.

«Воздействие на неуверенную, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива обычно приводит к тому, что ребенок «ломается», становится лицемером и приспособленцем или, что не менее плохо, ожесточается в слепой ненависти ко всем».

Исходя из этого, было бы неверно делать вывод, что В.А. Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой, — считал Сухомлинский, — только в том случае, когда он возникает в совместной творческой деятельности, в труде, который приносит всем радость, обогащает духовно и интеллектуально, развивает интересы и способности». И помните, что настоящая команда формируется только там, где есть опытный, любящий ребенка воспитатель. В теплой атмосфере у детей развивается стремление быть лучше, но не для того, чтобы покрасоваться, не для того, чтобы их похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение к другим, не понижать в их глазах собственного достоинства».

Рожденный живым опытом павлианской школы, метод коллективного воспитания основывался не на «организационных зависимостях», а на развитии духовного богатства личности, потребности человека, готовности приносить в коллектив плоды своей «индивидуальной духовной деятельности» и обогащаться в духовном общении. Как образец личного воспитания в коллективе воспринимается вывод теоретика-экспериментатора: «Чем выше интеллектуальный уровень и чем глубже, чище моральные убеждения ученика, тем… богаче должна быть интеллектуальная жизнь коллектива, чтобы личность нашла в ней источник своего дальнейшего развития».

«Воспитание без наказания не есть дело чисто схоластическое», — говорил В.А. Сухомлинский. — Это одна из важнейших проблем… реорганизации общества, его самых тонких и сложных сфер — человеческого сознания, поведения, отношений».

И еще один соответствующий вывод мы должны сделать, рассматривая тему сознательного дисциплинирования. Для В.А. Сухомлинского не существовало дилеммы: личность или коллектив. «Это две грани, две стороны одного человека. Нет и не может быть формирования личности вне коллектива, так же как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей»..

Василий Александрович писал: «Меня удивило, что мой оппонент считает наказание необходимой, неизбежной вещью в системе педагогической работы….. Я не высасываю из пальца истину, что наших детей можно воспитать только хорошо, только лаской, без наказаний… И если массово, во всех школах это невозможно, то не потому, что воспитание без наказания невозможно, а потому, что многие учителя не знают, как воспитывать без наказания. Если вы не хотите, чтобы в нашей стране были преступники …. — Воспитывайте своих детей без наказаний.

О прекрасном по прекрасному

«В мире есть не только необходимое, полезное, но и прекрасное. С того момента, как человек стал человеком, с того момента, как он уставился на лепестки цветка и сумерки, он начал смотреть внутрь себя. Человек испытал красоту… Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеку, постигается им, живет в его душе…» Мир, окружающий человека, — это прежде всего мир природы с бесконечным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе есть вечный источник красоты. Природа — это плодотворный источник для воспитания человека.

Среди различных средств воспитания через красоту Сухомлинский стоит на первом месте. Это обращение к красоте, которая облагораживает душу, избавляет от переживаний по поводу красоты и «толстокожести», утончает чувства ребенка, так что он становится восприимчивым к слову и тем самым становится обучаемым.

Сухомлинский учит сначала чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и, наконец, приводит ученика к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков, его жизни.

Ни в чем учитель не должен быть так терпелив, как в воспитании чувства прекрасного. Воспитание чувств — самая сложная часть работы учителя.

«Отведите детей на луг и скажите им: «Посмотрите, как красиво!». Дети могут ответить, что да, это красиво, но это не значит, что их трогает эта красота. Сухомлинский говорит, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в определенный день, в определенный момент, при определенных обстоятельствах и настроении, сердце ребенка не дрогнет, не переполнится счастьем….. Нужно ждать, верить в ребенка, и тогда он полюбит прекрасное».

Есть известная поговорка: «Учеба и работа идут бок о бок», но и учеба, и работа не пойдут далеко, и в любом случае не приведут человека на хорошее место, если рядом с ними не будет красоты — третьего важнейшего элемента образования.

От красоты природы до красоты слова, музыки и живописи. Слово и книга — основные средства эстетического воспитания в школе.

Сухомлинский не агитирует за эстетическое воспитание. Он показывает, что без эстетического образования нет образования вообще.

Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог видел в том, чтобы каждый ребенок видел красоту, стоял перед ней в изумлении, делал ее частью своей жизни. Признание красоты, переживание радости в связи с ее созданием обогащает человека, умножает его силы, цементирует мировоззрение. Ведь мировоззрение основывается не только на сумме знаний, но и на нравственном, эстетическом, эмоциональном мире человека, включая чувство прекрасного.

Вхождение искусства в духовный мир ребенка начинается с признания красоты слов. Признание красоты слов — самый важный шаг в мир прекрасного. Слово — мощный способ обострить, воспитать утонченные чувства.

Сухомлинский вспоминал: «С детьми мы ездили к источнику родного слова. Мы шли на рассвете, слушали песню жаворонка и жужжание пчел, чтобы войти в самый богатый, самый доступный мир — мир слов. И тогда слово стало инструментом в моих руках, с помощью которого я открывала детям глаза на богатство окружающего их мира. Чувствуя, переживая красоту того, что они видели и слышали, дети воспринимали тончайшие оттенки Слова, и через Слово красота входила в их души».

Красота слова наиболее ярко воплощается в поэзии. Когда дети восхищаются стихотворением или песней, они как будто слушают музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое слово раскрывает тончайшие эмоциональные оттенки родного слова.

«… В те моменты, когда душу ребенка охватывает поэтическое вдохновение, слово становится живым, полнокровным, играющим всеми цветами радуги. Аромат полей и лугов, — входит в духовную жизнь ребенка; дети ищут и находят в нем средство выражения своих чувств, мыслей, переживаний».

Привить ребенку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой источник поэтического творчества — задача не менее важная, чем обучение чтению и решению задач.

В.А. Сухомлинский разделял мнение, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.

Не менее большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке.

«Музыка — это самое чудесное, самое тонкое средство привлечения доброго, прекрасного, человеческого. Слушая музыку, человек познает себя и прежде всего узнает, что он, человек, прекрасен, рожден быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое нужно преодолеть; музыка помогает почувствовать плохое в себе»..

В школе Сухомлинского большое внимание уделялось слушанию музыки. Первой задачей было вызвать эмоциональный отклик на мелодию, а затем постепенно убедить детей в том, что красота музыки берет свое начало в красоте окружающего мира; музыкальная мелодия как бы приглашала остановиться, послушать музыку природы, насладиться красотой мира, взять эту красоту и приумножить ее.

Искусство открывает глаза на мир родной природы, как бы настраивая струны души на эту волну, передающую звучание красоты мира и пробуждающую чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, благоговейном слове родного языка, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира. Но мелодия, — пишет В.А. Сухомлинский, — доносит до души ребенка не только красоту мира. Она открывает человеку возвышенность и достоинство. В моменты музыкального наслаждения ребенок чувствует, что он — настоящий человек».

Для того чтобы ввести детей в мир прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических установок. Воспитание прекрасного основывалось в первую очередь на положительных эмоциях. Там, где начинается малейшее принуждение души ребенка, эстетическое воспитание немыслимо. Плачущий ребенок или школьник, который чем-то расстроен, не воспринимает ничего, даже тройную красоту, которая окружает и предлагается ему. Прекрасное может восприниматься и быть прекрасным только тогда, когда ребенок эмоционально готов к нему, с замиранием сердца, с трепетом души ждет встречи с ним.

Мир красоты для ребенка начинается в семье. Тонкое чувство к человеку, эмоциональная отзывчивость, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье.

Для ребенка самым дорогим, самым близким, самым прекрасным существом является мать. Мать — это не только тепло, уют и внимание. Это мир солнечного света, любви, доброты, нежности, весь мир в руках матери. И то, как выглядит этот мир, зависит от того, каким вырастет человек.

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается — психологическое, физическое, интеллектуальное, эмоциональное. Некоторые психиатры считают, что нескольких месяцев лишения материнского влияния достаточно, чтобы вызвать изменения в психике ребенка, которые невозможно полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери — это результат серьезного размышления о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.

Человек, который любит Пушкина и Гейне, человек, который хочет красиво говорить об окружающей его красоте, человек, для которого поиск нужного слова стал такой же потребностью, как и созерцание красоты, человек, для которого понятие человеческой красоты выражается прежде всего в уважении человеческого достоинства, в установлении самых справедливых отношений между людьми — такой человек не может стать грубым циником.

Красота — это средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве и особенно в юности человек должен научиться приобретать эстетические ценности индивидуально. Важно, чтобы это мастерство сохранилось на всю жизнь.

Научное знание и человеческое знание

Работа и культура, вся жизнедеятельность современного человека из года в год все больше зависит от уровня его духовности, его нравственной позиции.

«Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знаниям, радость познания.»

Ребенок не может быть счастлив, если школа для него скучна и вредна, если он не чувствует себя достаточно способным для освоения школьных наук. Сделать ребенка счастливым — это, прежде всего, помочь ему учиться.

Обучение не принесет желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником в качестве первой цели: «Учись, учи наизусть!». Вред заучивания огромен — оно непреднамеренно разрушает основные идеи предмета. Учитель должен точно различать, что нужно запомнить на всю жизнь, а что только понять и усвоить без зубрежки — в упражнениях.

Постепенно Сухомлинский делает маленькие открытия: Получается, что каждый учитель, независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть учителем слов….. Слово — это первый шаг к мышлению студента. «Большая проблема, — считал Сухомлинский, — это когда педагог не умеет выбрать из сокровищницы языка именно те слова, которые необходимы для того, чтобы найти путь к сердцу ребенка. Когда в процессе воспитания норм морали и этики мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которые появляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и родным. Слово должно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональный тон, оно должно оставить след в уме и душе ребенка. Ведь если слова, даже самые нужные и красивые, о высокой нравственности не вызывают эмоций, не волнуют, они остаются пустыми звуками, благочестивыми пожеланиями. В этом и состоит искусство педагога, чтобы беседа с учеником вызывала его собственные мысли, переживания, побуждала его к активной деятельности».

В воспитательной работе важны и содержание материала, и тон беседы, и время этой беседы, и внешний вид педагога, и его поведение.

Слово учителя находит отклик в сердцах учеников и становится их личным достоянием только в том случае, если «мудрость учителя влечет, вдохновляет учеников целостностью, красотой идейных и жизненных взглядов, морально-этическими принципами». Дети очень хорошо чувствуют неправильные слова, если они не согласны с моральными убеждениями учителя. Они презирают тех, кто пытается выдать темное за светлое, темными словами прикрыть темное.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и ученика — это пути, ведущие к сердцу человека, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и ученика. Учитель и ученик должны быть связаны духовным общением, забывая о том, что учитель — это проводник и наставник. Образование без дружбы с ребенком, без духовного общения с ним сродни блужданию в темноте.

«Интерес поддерживается успехом, интерес ведет к успеху. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет ни интереса, ни развития способностей, ни обучения, ни знаний».

Таким образом, Сухомлинский показывает: дети должны постоянно испытывать радость от успеха, от преодоления трудностей. Не позволяйте ребенку чувствовать, что он хуже других, не способен, отстает, не унижайте его достоинства: он не виноват, что думает медленнее других. Постоянно поддерживайте ребенка, не ставьте ему плохих оценок, не ставьте оценок, пока он не добьется успеха. Оценивайте не знания как таковые или усердие, а прогресс, который является результатом объединения знаний и усердия. «Преподавание — это труд, серьезный труд; следовательно, он должен приносить радость, ибо труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде и его результат — все это надежные источники человеческой радости.»

Заключение

«Любовь к детям скрепляет мир». Во все эпохи лучшие педагоги считали эту идею самой важной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский был одним из них. «Что было самым важным в моей жизни? Не задумываясь, отвечаю: «Любовь к детям» — так он написал в главной книге своей жизни: «Сердце отдаю детям». И его название — не красивый литературный оборот, а правда.

Выдающийся педагог XX века. (1918-1970) вырос в крестьянской среде, на личном опыте познал мудрость народной педагогики, пережил вместе с народом трагедию Отечественной войны, залечил незаживающие раны и в полной мере ощутил величие, стойкость человеческого духа. Он создал себя как гуманиста, человека культуры, кровью своего сердца (Луначарский); воспитал коллектив учителей-единомышленников; строил и совершенствовал жизнь школы, превратив ее в очаг духовно-нравственного становления личности. Одаренный не только педагогически, но и литературно, Сухомлинский изложил свой уникальный богатый опыт, философские и педагогические взгляды в многочисленных статьях и книгах; он оставил большое рукописное наследие.

В своей последней прощальной речи перед выпускниками Павлишевской гимназии, уже смертельно больными, В.А. Сухомлинский сказал вступающим в жизнь юношам и девушкам: «Нет предела душевным силам человека. Нет трудностей и невзгод, которые человек не мог бы преодолеть. Не молча терпеть, страдать, а преодолевать, выходить победителем, становиться сильнее. Бойтесь прежде всего того момента, когда трудности кажутся непреодолимыми, когда у вас возникает мысль отступить, пойти по легкому пути».

В этих словах В.А. Сухомлинского есть все — гуманист, мыслитель, педагог.

С каждым годом творчество Сухомлинского привлекает все большее внимание мировой научной и образовательной общественности как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Список литературы

  1. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В. А. Сухомлинского, М., 1991.
  2. В. А. Сухомлинский. A. Не только умом, но и сердцем. …, М., 1986
  3. В. Сухомлинский. Об образовании. M., 1979.
  4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.т.1, М.: Педагогика. 1979г.
  5. В. Сухомлинский. A. Я отдаю свое сердце детям. Киев, 1974.