Для связи в whatsapp +905441085890

Гуманистическая педагогика — Гуманизация учебно- воспитательного процесса

Гуманистическое направление в педагогике (Р.Миллер, Ч.Паттерсон, Т.Киршенбаум, С.Б.Саймон, К.Роджерс) характеризуется призывом перенести акцент с техники на человека и создать «гуманное», а не «индустриальное» общество, осознанием необходимости учить школьников искать «новую гуманистическую значимость знаний», «познавать их личностную значимость», которая позволит человеку раскрыть свои возможности и изменить себя. Определение целей общего среднего образования представителями концепции «гуманистического» образования основывается на экзистенциалистском принципе самоактуализации личности.

Согласно гуманистической педагогике, каждая личность уникальна. Эта уникальность проявляется и укрепляется в ситуациях жизненного выбора: выбора поступка, поведения, карьеры, жизненного пути, судьбы.

Ученые считают, что учитель может приспосабливать свое поведение и упрощать различия в подходах, что дает ему возможность делать то, что не может делать теоретик: быть восприимчивым, рациональным, гибким в конкретных образовательных ситуациях.

В первой половине 20 века концепция, обоснованная Дж.Дьюи (1859-1952), получила название педоцентризма, а также прагматизма в педагогике. Во второй половине 20 века концепция получила развитие в работах А.Маслоу, К.Роджерса и др. Они создали направление в психологии — гуманистическая психология, принципы которой были распространены на образование. В педагогических работах это получило название гуманистическая педагогика, неопедоцентризм.

Дж. Дьюи в создании своей теории воспитания основывался на философии прагматизма, главное понятие которой — опыт, дело.

Сегодня в литературе можно встретить различные термины, характеризующие такой подход, например, педоцентристское и неопедоцентристское образование, гуманистическое образование, открытое обучение. Как отмечает В.Я. Пилиповский, представители данной парадигмы обучения основывают свои идеи на экзистенциализме, гуманистической психологии, интеракционизме, а также неопрагматизме. Этот подход называют «новой педагогикой», новым обучением, по сравнению с обучением, основанным на идеях бихевиоризма (поведенческой психологии), которые предполагают создание в школе условий для формирования поведенческого репертуара через систему различных внешних стимулов-раздражителей.

К достоинствам гуманистической педагогики относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность. Опыт США показывает, что выросло целое поколение с ослабленным чувством нормы в морали, ответственности в поведении.

Гуманистическая педагогика - Гуманизация учебно- воспитательного процесса

Гуманизация учебно- воспитательного процесса

Гуманизм – это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.

В центре концепции гуманизма — устремленность субъекта к свободной реализации своих творческих потенций А.Маслоу – основоположник гуманистической психологии.

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) есть система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей;

считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — критерием оценки отношений между людьми.

Гуманистические представления не являются чем-то постоянным и неизменным. Они меняются в процессе исторического развития.

Гуманизм, как и любая другая система взглядов, преломляясь в сфере политики, т.е. переходя от идеальных представлений о том, что должно быть или желательно, чтобы было, к тому, что есть в реальной жизни, ставит немало трудных вопросов. Например, кто более прав, более гуманен — Л.Н.Толстой, проповедовавший теорию непротивления злу насилием, или И.А.Ильин с его теорией сопротивления злу силою? Вопрос остается открытым.

Гуманизация образования – это обращенность образования к человеку ,создание условий для проявления и развития его индивидуальности, на уважение прав участников образовательного процесса на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманистическая педагогика в противовес авторитарной педагогике воплощается в личностно-ориентированном подходе, где в центре внимания находится уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (само актуализации), способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных ситуациях. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Основные идеи гуманистической педагогики

1. Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей. Человек – это само ценность.

2. Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.

3. Ребенок – субъект педагогического процесса.

 4. Ориентация на лучшие качества личности.

5. Каждый ребенок обладает способностями. «Все дети талантливы». Оптимистическая вера в ребенка, в его силы и возможности. «В каждом ребенке – чудо, ожидай его»!».  Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

6. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к само актуализации. Гуманистический подход предполагает раскрытие этого потенциала, культивирование импульса к самосовершенствованию.

7. Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Ключевые процессы, протекающие в личности компоненты саморазвития личности: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, само регуляция, само реабилитация, самоорганизация.

8. Отсутствие прямого принуждения. Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения. Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое)должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Замена принуждения желанием, порождающим успех. Требовательность, основанная на доверии.

9. Приоритет положительного стимулирования. Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость.

10. Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности. Уравнивание ученика и педагога в правах. Соблюдение Конвенции о правах ребенка. Общение, основанное на взаимопонимании.

12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.

13. Право ребенка на свободный выбор. При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. /Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность. Право ребенка на ошибку.

15. Право ребенка на свободную точку зрения.

16. Принятие ребенка таким, каков он есть. Терпимость к детским недостаткам. Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.

Основные идеи гуманно-личностной педагогики

Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:

1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.

2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.

3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.

4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.

5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.

6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, проявляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).

Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А. Амонашвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний».

Исторические корни гуманной педагогики

Гуманное педагогическое мышление строится на фундаментальных допущениях составляющих истину для мировых религий и предмет для многих духовно-философских учений. Суть этих допущений в признании реальности существования души человека в ее устремлении к вечному восхождению и совершенствованию.

«Мир человека — это неразрывная связь рационального и иррационального: интуиции, инстинктов, непредсказуемости или нелогичности поведения и т.д. Этот духовный мир, иррациональная сущность человека, принципиально необъяснимы. Можно лишь говорить о том, что влияет на его формирование. И она — иррациональность человека — крайне индивидуальна, несмотря на большое количество общих черт у людей, — писал Н.Н. Моисеев: «Но мир иррационального не в меньшей степени влияет на поступки человека, чем его суждения, основанные на принципах рационализма. И что, может быть, самое главное — наибольшую радость человеку, ощущение полноты и прелести жизни дает как раз иррациональная составляющая его миропредставления, его жизни. И эта важнейшая компонента бытия человека не может не быть в центре внимания образовательной и воспитательной деятельности общества. И мы должны учиться на нее влиять так, чтобы уберечь человечество от деградации»… И отсюда Н.Н. Моисеев делает вывод «…Ключ, способный открыть дверь в будущее человека, окажется синтезом разума и иррационального начала заложенного в людях».

«Человек был и на протяжении всей истории остается двойственным существом, сопричастным двум мирам — высшему Божественному миру, который он в себе отражает, миру свободному, и миру природно-естественному, в который человек погружен, судьбы которого он разделяет и который многими путями действует на человека и связывает его по рукам и ногам настолько, что сознание его затмевается, забывается высшее происхождение его, сопричастность его высшей духовной действительности» (Бердяев Н.А.).

В своём трактате «Школа Жизни» Ш.А.Амонашвили утверждает, что из этих допущений, вытекают три постулата Веры Учителя в ребенка:

1. Ребенок есть явление в нашей земной жизни, а не случайность.

2. Ребенок несет в себе жизненную задачу — миссию.

3. Ребенок несет в себе неограниченную Энергию Духа.

«Ты все можешь», утверждает педагог, глядя в глаза ребенка. Вот удивительно четко сформулированная позиция учителя «Если Вселенная действительно беспредельна, а природа не имеет исчисления в своем творчестве, то единственная модель этой беспредельности и этих богатств есть ребенок».

Счастлив человек, сумевший реализовать свою миссию. Счастлив учитель, который способствовал реализации миссии своих учеников.

Ребенок живой организм, он природоцелостен. Прежде чем говорить об особенностях ребенка необходимо обратиться к его единству.

Гуманно-личностный процесс образования строится на понимании целостности природы в ребенке.

Внутренняя Космическая энергия — Природа — реализуется в ребенке по трем направлениям в трех его устремлениях, страстях.

1. Страсть к развитию в процессе преодоления трудностей. Это закон природы. Он неумолимо действует особенно в младшем возрасте. Вот почему так важна педагогическая организация процесса «календарного плана» развития ребенка соответственно с его возрастом «сейчас или никогда».

«Основной факт, с которым встречаемся мы при подходе к ребенку, это — развитие. Ребенок есть существо растущее и развивающееся. Он находится в непрерывном процессе изменения. Поэтому процесс развития есть первое, что приходится понять, когда начинаешь изучать ребенка».

2. Страсть к взрослению. «Ты уже взрослый», — хочет слышать от нас ребенок. А слышит: «Ты еще маленький»! «Способствовать взрослению Ребенка с его развивающимися силами — значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным. И наоборот: замедлять это движение путем предоставления ребенку полной свободы с той мнимой логикой, что нельзя отнимать у него детство, — значит лишать его истинного чувства переживания радости детства».

Искусство Гуманной педагогики заключается в том, чтобы дать почувствовать ребенку, что он взрослый, когда он еще ребенок. «Счастье, если на пути ребенка встретится хотя бы один взрослый, который его понимает» (Лесгафт П.Ф.).

3. Страсть к свободе.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности процесса социализации ребенка
  2. Организация логопедической работы в дошкольном учреждении
  3. Обучение: структура, основные характеристики
  4. Ключевые требования к организации воспитания
  5. Современный ребенок: анализ исторических изменений в развитии
  6. Метод соревнования в педагогике
  7. Профессиональная деятельность специалиста-дефектолога
  8. Образование в Казахстане
  9. Теория обучения
  10. Технология разноуровневого обучения